Сиена. Кафедральный собор. Часть 5

Сиенский собор (кафедральный собор Вознесения Пресвятой Девы Марии, собор Санта-Мария-Ассунта), возвышающийся на одноименной площади, является одним из самых ярких примеров итальянской готики [43.3175284N 11.3286477E]. Эту церковь обычно считают одной из самых красивых во всей Италии и, бесспорно, одним из самых значимых произведений искусства. Список скульпторов, работавших на создании храма, представляет собой практически учебник искусства скульптуры: Никола и Джованни Пизано, Якопо делла Кверча, Донателло, Лоренцо Гиберти, Микеланджело и Джованни Лоренцо Бернини. Здесь хранилась одна из величайших картин раннего Возрождения, знаменитая «Маэста» Дуччо ди Буонинсенья, сейчас выставленная в музее собора. Расписанные фресками стены библиотеки Пикколомини, удивительная коллекция иллюминированных хоровых книг, являются одними из величайших работ Пинтуриккьо, важного соратника Рафаэля.
1.
Map_of_Siena

Продолжим обход собора по часовой стрелке. Для лучшей ориентации прилагаю план собора, на котором отмечены основные достопримечательности.
2.
plan

Пульпит Сиенского собора [17]
Пульпит (амвон) Сиенского собора был создан Никола Пизано и его мастерской между 1265 и 1268 гг. Долгое время авторство приписывали его сыну Джованни Пизано, но недавние обнаруженные документы показали, что пульпит был создан Никола Пизано в сотрудничестве со своим сыном Джованни, молодым Арнольфо ди Камбио, Горо ди Грегорио и братьями Лапо и Донато ди Ричевуто. Это одно из самых важных скульптурных произведений Италии XIII в., если не самое важное в истории итальянской скульптуры того столетия.
3.
DSC_9956

Амвон первоначально находился под шестиугольником купола, обращенный к хору из центрального нефа, и был оснащен лестницей и мостом, изготовленными Никола Пизано, ныне утерянными.
4.
DSC_9946

В 1532 г. она была перенесена на нынешнее место, а в 1543 г. оборудована ренессансной лестницей и мостом, созданными Бернардино ди Джакомо в 1536-1539 гг., вероятно, по проекту Бальдассаре Перуцци.
5.
DSC_9931

6.
DSC_9947

Восьмиугольный в плане пульпит поддерживается девятью колоннами — одной в центре и восемью по углам. Четыре угловые колонны опираются на стилофорные фигуры львов и львиц, а центральная — на восьмигранный постамент, украшенный аллегорическими фигурами Cеми свободных искусств и Философии. Колонны первоначально были сделаны из мрамора и в XIV в. заменены нынешними из цветной яшмы.
7.
DSC_9944

Над капителями колонн в коринфском стиле вырезаны фигуры, олицетворяющие христианские (Вера, Надежда, Милосердие) и кардинальные (Благоразумие, Умеренность, Мужество, Справедливость) добродетели и Логику, а в тимпанах арок — изображения пророков, сивилл и евангелистов.
8.
DSC_9945

Никола Пизано заслуживает того, чтобы считаться первым скульптором итальянского Возрождения, поскольку он был первым, кто в своих произведениях близко подражал древнеримским скульптурам. Стиль семи панелей на внешней части балюстрады на сюжеты христологического цикла с большим количеством фигур, размещенных в тесном пространстве, похож на древнеримские саркофаги. В ребрах между панелями поставлены фигуры, выступающие больше, чем в самих панелях. Они продолжают элементы повествования между сценами. Например, пара Ангела и Мадонны Благовещения по углам, граничащим с мостом, в целом представляет собой сцену Благовещения, которая предшествует сцене Рождества Христова, следующей за ней. Точно так же Мистический Христос, изображающий Евхаристию, помещен на ребро между Избиением Младенцев и Распятием. Четыре евангелиста после сцены Распятия идеально изображают распространение Слова Божия после его смерти, не говоря уже о Христе-Судие в середине двух панелей Страшного Суда. Таким образом, панели пульпита и фигуры по краям обеспечивают как повествовательный, так и декоративный континуум.
9. Мадонна Благовещения. Встреча Марии и Елизаветы и Рождество. Св. Павел между учениками Титом и Тимофеем.
DSC_9955

10. Св. Павел между учениками Титом и Тимофеем. Поклонение волхвов. Мадонна с Младенцем.
DSC_9954

11. Мадонна с Младенцем. Сретение Господне и бегство в Египет. Два ангела.
DSC_9953

12. Два ангела. Избиение младенцев. Мистический Христос.
DSC_9949

13. Мистический Христос. Распятие. Символы четырех евангелистов.
DSC_9948

14. Символы четырех евангелистов. Страшный суд — Избранные. Христос Судия.
DSC_9950

15. Христос Судия. Страшный суд — Проклятые. Ангел Благовещения.
DSC_9951

Ризница [18]
В левой стене апсиды находится дверь в ризницу. Внутри находятся различные картины, скульптуры и антикварная мебель. Вверху справа висит большое полотно «Молитва Сан-Филиппо Нери» (Джованни Марии Моранди, 1680), а в первом гардеробе справа находится мраморная скиния, готическая работа начала XV в. Обычному посетителю вход в ризницу закрыт; в интернете я не нашел ни одной фотографии интерьера.
16. Вход в ризницу устроен под органом.
DSC_9928

Орган [19]
В Сиенском соборе находится орган Tamburini opus 520, построенный в 1966 г. путем повторного использования большей части звукового материала предыдущих инструментов. Над входом в ризницу в старинном футляре устроен «Большой орган» (вторая клавиатура) с экспозицией из 37 основных труб в пяти полях и двумя мертвыми органами (неиспользуемыми трубами, установленными только как украшение).
17.
DSC_9995

До 1506 г. апсида и хор были лишены фресок и деревянных скамеек, а главный алтарь занимала Маэста работы Дуччио ди Буонинсенья, сегодня выставленная в Музее Дуомо. В 1506 году руководитель Оперы дель Дуомо Пандольфо Петруччи начал сложный процесс ремонта конечной части церкви, процесс затем продолжил его преемник Франческо Толомеи. В 1535-1544 гг. была расписана фресками апсида, а в 1608-1611 гг. был расписан весь хор.
18.
DSC_9986

Стены над хорами расписаны фресками уроженца Сиены по имени Вентура Салимбени в 1608-1611 гг.
19.
DSC_9989

Бл. Амвросий Санседоний и другие сиенские блаженные преподносят Сиену папе Григорию Великому (Вентура Салимбени, 1608-1611) [20].
20.
DSC_0001

Слева от хора находится фреска «Падение Манны небесной» (Вентура Салимбени, 1608-1611) [21].
21.
DSC_9930

Как и во многих церквях по всей Европе, литургический хор первоначально располагался между главным алтарем и нефом, в данном случае в переходе под куполом, и состоял из 90 с лишним сидений. Первоначально сиденья были изготовлены в 1363-1397 гг. различными художниками, в том числе Франческо и Джакомо дель Тонхио. Однако в 1506 г. церковь была радикально перестроена; старый главный алтарь был разобран и заменен, а хор переместился за новый алтарь. К сожалению, при переезде хора многие из сидений были утеряны.
22.
DSC_9990

Более легкие деревянные панели с интарсиями вырезаны в 1503 г. оливетанским монахом фра Джованни да Верона, который выполнял аналогичные заказы в важных церквях во многих частях Италии, в том числе в Папской канцелярии, известной как Станца делла Сеньятура.
23.
DSC_9991

Центральные сидения были сделаны по проекту Бартоломео Нерони мастерами Тезео ди Бартолино, Бенедетто ди Джованни и помощниками в 1567-1570 гг. Большой деревянный бадалоне был вырезан, возможно, в те же годы.
24.
DSC_0004

Алтарь Сиенского собора [22]
Алтарь Сиенского собора представляет собой сложную работу из мрамора и бронзы, в создании которой участвовали разные художники, и датируемую XV и XVI вв. Он был построен по проекту Бальдассара Перуцци примерно между 1530 и 1541 годами. Этот проект предусматривал создание двух мраморных ступеней самим Перуцци и использование бронзовых произведений, ранее созданных для других целей и мест различными художниками, включая Веккьетту, Джованни ди Стефано и Франческо ди Джорджо Мартини.
25.
DSC_9982

Мраморный алтарь состоит из помоста и двух ступеней, нижней и верхней. Нижняя ступень состоит из двух частей и служит опорой для верхней ступени и двух ангелов со свечами работы Франческо ди Джорджио Мартини. Каждая часть содержит две панели, визуально отделяющие зону опоры ангела от зоны верхней ступени. Ступени инкрустированы полихромным мрамором и украшены обработанными белыми рамами. На центральной панели имеется надпись, намекающая на содержание Евхаристической скинии. Два ангела работы Джованни ди Стефано были помещены на верхнюю ступень по обе стороны кивория, а ангелы работы Мартини — на нижнюю ступень мраморного алтаря. Ангелы Мартини обладают аристократической красотой. Волосы собраны в пряди, удерживаемые очень тонкими лентами. Фигуры изящны, они легко парят в воздухе и завиваются причудливыми спиралями. Мантия изображена с меньшим количеством складок, чем у его коллеги, но кажется реалистично развевающейся под действием ощутимого ветерка. У ангелов Джованни ди Стефано одежда больше предназначена для создания живописных эффектов, чем для реалистичного прилегания к телу. Также отсутствуют грациозность осанки и аристократичность лица, более соответствующие идеалу классической юношеской красоты.
26.
DSC_9976

Сбоку от алтаря были помещены еще два бронзовых подсвечника в виде ангелов, чтобы довести общее количество подсвечников до шести. Сегодня считается, что они были произведены в мастерской Франческо ди Джорджо Мартини, а то и созданы самим художником.
27.
DSC_9985

Киворий (евхаристическая скиния) (Веккьетта, 1467-1472) размещен в центре самой высокой ступени алтаря; он является самым ценным произведением всего сооружения, элементом, ради которого был задуман весь алтарь. В его состав входят 24 изящные фигурки, отлитые отдельно, а затем собранные в единое целое. Наверху Воскресший Христос опирается на чашу, чтобы собрать капли Своей Крови Искупления. Чашу, в свою очередь, держат два ангела, поддерживающих пламя Милосердия. Дальше, на фронтоне небольшого храма, четыре ангела показывают знаки Воскресения, ныне утраченные. Таким образом, получается небольшой храм с центральным планом, центральным элементом всего кивория и вместилищем знаков Тела Христова. Небольшой храм выполнен в чистом стиле эпохи Возрождения, благодаря своему центральному плану, трем нишам, в которых помещены три христианские добродетели, рифленым и утопленным колоннам с коринфскими капителями и куполу с выложенными чешуйками. Маленький храм поддерживается связкой колонн, на которых стоят четыре музыканта с арфой, цимбалами, лютней и виеллой. Украшение завершают три маленьких духа (spiritelli), играющих в канатоходцев, и три головы херувимов в трех углах треугольного постамента.
28.
DSC_0003

Над алтарем находится большой позолоченный балдахин.
29.
DSC_0002

Витраж Сиенского собора был спроектирован Дуччо ди Буонинсенья и изготовлен в 1287-1288 гг. неизвестными мастерами-стеклодувами. Созданный для большого окулуса диаметром 5,6 м, расположенного в верхней части апсиды, витраж был недавно отреставрирован и размещен в Музее Дуомо, при этом для собора была изготовлена копия витража. Это единственная работа такого типа Дуччо ди Буонинсенья, а также один из немногих витражей, созданных мастерами сиенской школы. Витраж изображает Смерть Богородицы (внизу), Богородицу в мандорле в окружении четырех ангелов (в центре) и Коронацию Богородицы (вверху). Эти сцены отвечают посвящению Сиенского собора Мадонне Ассунте. По обе стороны от Успения Богородицы изображены 4 святых покровителя города Сиены: св. Варфоломей и св. Ансан слева и св. Крискентий и св. Савин справа. В углах окна изображены четыре евангелиста, сидящие на престолах, и их символы.
30.
DSC_0190

Чаша апсиды и стена ниже расписаны фресками Доменико Беккафуми (1535-1544), которые часто реставрировались и перерисовывались во время работ 1812 г. Перед землетрясением 1798 г. они изображали «Вознесение Христа посреди Славы Ангелов» (чаша апсиды), Мадонну между св. Петром и св. Павлом (в центре) и Пять Апостолов и Ангела в боковых отсеках. После землетрясения «Вознесение» стало «Поклонением Святым Таинствам» Франческо Маццуоли, а центральная фреска была заменена алтарным образом, изображающим «Успение Богородицы» (Бартоломео Чези, 1593), написанным для близлежащей Чертозы ди Маджиано. Алтарный образ Чези не только нарушает стилистическое единство апсиды, но и удваивает фигуры апостолов работы Беккафуми по бокам, а также тему Успения Дуччо ди Буонинсенья в витраже над алтарем. Фрески Беккафуми не были оценены его современниками за их низкое образное качество и тусклые цвета, однако современная критика ценит его выразительную силу, компактность подхода и дифференцированность фигур.
31.
DSC_9855

Резная деревянная кафедра (кресло епископа).
32.
DSC_9975

Справа от хора находится фреска «Свадьба Эсфири и Артаксеркса» (Вентура Салимбени, 1608-1611) [23].
33.
DSC_9993

34.
DSC_9996

Фреска «Св. Екатерина Сиенская среди сиенских святых и блаженных» (Вентура Салимбени, 1608-1611) [24].
35.
DSC_9999

Над правым хором внутри старинного футляра находится орган Эспрессиво (третья клавиатура) из 33 основных трубок на пяти полях.
36.
DSC_9994

Восемь бронзовых статуй, украшающих колонны хора (по четыре с каждой стороны) [26], являются последней, а также единственной достоверной скульптурной работой художника Доменико Беккафуми. Они были созданы между 1547 и 1551 гг. и изображают ангелов со свечами.
37.
DSC_9852

38.
DSC_9959

В завершение предлагаю посмотреть интересное видео по теме поста.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.