Сиенский собор (кафедральный собор Вознесения Пресвятой Девы Марии, собор Санта-Мария-Ассунта), возвышающийся на одноименной площади, является одним из самых ярких примеров итальянской готики [43.3175284N 11.3286477E]. Эту церковь обычно считают одной из самых красивых во всей Италии и, бесспорно, одним из самых значимых произведений искусства. Список скульпторов, работавших на создании храма, представляет собой практически учебник искусства скульптуры: Никола и Джованни Пизано, Якопо делла Кверча, Донателло, Лоренцо Гиберти, Микеланджело и Джованни Лоренцо Бернини. Здесь хранилась одна из величайших картин раннего Возрождения, знаменитая «Маэста» Дуччо ди Буонинсенья, сейчас выставленная в музее собора. Расписанные фресками стены библиотеки Пикколомини, удивительная коллекция иллюминированных хоровых книг, являются одними из величайших работ Пинтуриккьо, важного соратника Рафаэля.
1.
Продолжим обход собора по часовой стрелке. Для лучшей ориентации прилагаю план собора, на котором отмечены основные достопримечательности.
2.
Монумент Марка Антонио Дзондадари [9]
Погребальный памятник племяннику папы Александра VII, Великому магистру Мальтийского ордена Марку Антонио Дзондадари (Джузеппе и Бартоломео Маццуоли, 1723-1726). Похоронен Марк Антонио Дзондадари в соборе св. Иоанна в Валлетте, но сердце по завещанию было перенесено в Сиенский собор. Статуя изображает рыцаря, стоящего на коленях в направлении часовни Крестителя, но в то же время повернутого в противоположном направлении, чтобы смотреть на сиенцев. Сердце заключено в мраморный корпус внизу, а вверху мы видим геральдический герб рыцаря, военные трофеи и двух ангелов, держащих символы Ордена.
3.
Капелла св. Иоанна Крестителя [10]
В 1464 г. папа Пий II привез в Сиену драгоценную реликвию правой руки св. Иоанна Крестителя, полученную деспотом Мореи Фомой Палеологом в обмен на поддержку его войны против турок. В 1482 г. ректор Оперы Дуомо Альберто Арингьери начал строительство капеллы св. Иоанна для хранения драгоценной реликвии. Капелла, круглая в плане, выполнена, предположительно, по проекту Джованни ди Стефано. В 1502 г. архитектурные работы можно было считать завершенными.
4.
Мраморный фасад, расположенный снаружи у входа в часовню, был выполнен в 1482 г. из белого каррарского мрамора и желтого мрамора из Монтаньола Сенезе сиенскими скульпторами Джованни ди Стефано и Лоренцо ди Мариано. В фасаде имеется деталь, созданная ранее Антонио Федериги для ризницы — основание правой колонны, произведение тонкой работы, украшенное мифологическими фигурами, гирляндами и сценами из греко-римской мифологии. Эта база повлияла на всю последующую конструкцию портала. Джованни ди Стефано изваял менее удачное основание для левой колонны, в которой также присутствуют мифологические фигуры и гирлянды. Здесь, однако, некоторые мифологические сцены заменены военными гербами. Присутствие этих гербов в священном здании должно указывать на заказчика, рыцаря-госпитальера Альберто Арингьери. Портал увенчан фронтоном с надписью, изготовленным в XVII в. по заказу папы Александра VII, а ангелы, держащие факелы по бокам, являются еще одним современным дополнением.
5.
Капелла покрыта куполом, придающим ей форму небольшого храма-мощевика. Первоначально свод должен был быть оформлен молодым Бальдассаром Перуцци, но в XVII в. купол был переделан и украшен расписной и позолоченной лепниной работы Андреа Феррари и Пьетро Кремони, которые также работали над лепниной купола Дуомо.
6.
Отделка боковых стен расписным и позолоченным мрамором и лепниной связана с реконструкцией конца XVI — начала XVII вв. В центре часовни находились деревянные хоры, изготовленные Антонио ди Нери Барили, которые сегодня перенесены в коллегиальную церковь Святых Кирико и Джулиты в Сан-Квирико д’Орча. В 1504-1505 гг. Альберто Аригьери поручил Пинтуриккьо украсить капеллу фресками с рассказами о святом. Этот заказ стал частью серии проектов, принятых художником во время приостановки росписи фресок Библиотеки Пикколомини из-за внезапной смерти заказчика, папы Пия III. Всего Пинтуриккьо написал для капеллы два портрета и шесть сцен из жизни св. Иоанна Крестителя. Из-за высокой влажности фрески получили повреждения, которые в некоторых случаях потребовали перекраски. Две фрески («Крещение Господне» и «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя») были переписаны Рустичино в 1608 г., одна — «Св. Иоанн Креститель в темнице» — заменена в XIX в. Сохранились без вмешательств три фрески: «Рождество св. Иоанна Крестителя», «Св. Иоанн Креститель в пустыне» и «Проповедь св. Иоанна Крестителя».
7.
В правой от входа части капеллы в нише установлена статуя св. Екатерины Сиенской (Нероччо де Ланди, 1487). На фресках изображены: «Проповедь св. Иоанна Крестителя» (слева вверху), «Св. Иоанн Креститель в темнице» (справа вверху), «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» (слева внизу), Альберто Арингьери в плаще Мальтийского ордена преклоняет колени (справа внизу).
8.
В левой от входа части капеллы в нише установлена статуя св. Ансана (Джованни ди Стефано, ок. 1482-1487). На фресках изображены: «Св. Иоанн Креститель в пустыне» (слева вверху), «Крещение Господне» (справа вверху), Портрет юного коленопреклоненного рыцаря, возможно, заказчика в молодости (слева внизу), «Рождество св. Иоанна Крестителя» (справа внизу).
9.
Внутри часовни находится бронзовая статуя св. Иоанна Крестителя (Донателло, 1455), привезенная в Сиену два года спустя. У статуи был очень трудный путь. Она создавалась во Флоренции, но заказчик от нее отказался, привезена в Сиену в незаконченном виде самим Донателло и оставлена в таком виде из-за отсутствия согласования с Оперой Дуомо. Помещенная в среднюю капеллу ризницы собора, она была перенесена в часовню св. Иоанна Крестителя только в 1501 г., намного позже смерти Донателло. Изначально у статуи отсутствовало правое предплечье, и только в XVII в. по заказу ректора Оперы Людовико де Векки была проведена реставрация бронзы, и, возможно, ее доработка. Драгоценная реликвия руки Крестителя, как я понял, хранится в нише над статуей Донателло.
10.
Св. Иоанн Креститель изображен согласно классической иконографии: он стоит, одетый в шкуры, в которые он был одет в пустыне, и держит в руке крест и пергамент, на котором обычно встречается надпись «Ecce Agnus Dei». Другая рука, восстановленная во время реставрации, сложена в благословении. Фигура худая, с осунувшимся лицом, запавшими глазами и кожей, похожей на сухой пергамент, под которой обнажаются вены и сухожилия. Открытые уста и изумленный взгляд свидетельствуют о глубоких страданиях святителя, застигнутого во время его странствий и поста в пустыне.
11.
Колодец часовни Сан-Джованни Баттиста (Колодец Великой субботы), шедевр Антонио Федериги, датируемый 1465-1468 гг., часто ошибочно описывается как крестильная купель. Однако его первоначальная функция заключалась в том, чтобы служить резервуаром, предназначенным для установки на передвижную тележку для освящения крещенской воды во время пасхального бдения в Великую субботу. Позднее колодец поместили на постоянное место в часовне, но он никогда не использовался как купель.
12.
Восьмиугольный резервуар украшен барельефами, на шести сторонах которых изображены сцены из Книги Бытия, в том числе изображения первородного греха, возможность очищения от которого дает крещение. На двух других сторонах Антонио Федериги изобразил две мифологические сцены, представляющие два подвига, совершенные Гераклом, чтобы очиститься от убийства своих сыновей и Мегары, своей первой жены, что свидетельствует как о глубокой классической культуре художника, уходящей корнями в эпоху Возрождения, так и особом интеллекте, с которым древние языческие темы представлены как прообраз прихода новой эры.
13*. «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Предупреждение Адама и Евы», «Искушение Евы»
14*. «Искушение Адама», «Изгнание из земного рая», «Геркулес и Немейский лев», «Геркулес и кентавр Несс»
Справа от входного портала капеллы св. Иоанна Крестителя, прямо над дверью, ведущей в помещение, где хранится реликвия Руки Предтечи, установлен бюст, изображающий Пьетро Гамбаджини Галлетти, ректора Оперы Дуомо в XIX в., который оставался на своем посту в течение 30 лет и после своей смерти в 1864 г. оставил все свое имущество собору (Тито Сарроччи, 1869).
15.
Последующий настоятель повелел увековечить предшественника, заказав работу скульптору Тито Сарроччи и отдельно указал, что бюст был создан на средства, не упомянутые в завещании покойного.
16.
В левом трансепте с двумя нефами находятся статуи двух сиенских пап, которым соответствуют аналогичные памятники в правом трансепте. Все они были заказаны Конгрегацией Святого Петра.
17.
Памятник папе Пию III (Пьетро Балестра, 1703-1706) [11]. Он считается самым посредственным в цикле.
18.
Алтарь Конгрегации св. Петра (Алтарь Распятия) [12]
Алтарь Конгрегации св. Петра украшает полихромное деревянное Распятие, которое долгое время ошибочно считалось тем, которое несли в процессии сиенцы накануне битвы при Монтаперти и везли на карроччо в день битвы (4 сентября 1260 г.), и которое сиенцы считали причиной победы над флорентийцами.
19.
На самом деле распятие представляет собой далеко не превосходную работу неизвестного художника середины XIV в., характеризующуюся жесткими формами и чрезмерной фронтальностью.
20.
Белый лепной рельеф, который сопровождает распятие, датируется началом XVIII в. и с большим допущением может быть отнесен к мастерской Джузеппе Маццуоли или его преемников; на нем изображены двое скорбящих (Мадонна и св. Иоанн Богослов), коленопреклоненная св. Мария Магдалина и облако ангелов и херувимов.
21.
Алтарь Святых Петра и Павла [13]
Алтарный образ представляет Мадонну со св. Петром и св. Павлом (Сальваторе Фонтана и Рафаэлло Ванни). С учетом того, что полотно начал писать Сальваторе Фонтана, а закончил Рафаэлло Ванни, на основании дат смерти первого и рождения второго можно сделать вывод, что оно было начато около 1590 г., а завершено не ранее 1615 г.
22.
Памятник папе Пию II (Джузеппе Маццуоли, 1692-1695) [14].
23.
В мое посещение в январе в левом трансепте традиционно был устроен рождественский вертеп со сценой Поклонения волхвов.
24.
25.
26.
Часовня св. Ансана [16]
Часовня св. Ансана расположена в левом трансепте, недалеко от входа в ризницу. Его строил ректор Оперы Дуомо Джугурта Томмаси, начиная примерно с 1590 г. На алтаре находится реликварий с останками тела св. Ансана, мученика и покровителя Сиены, праздник которого приходится на 1 декабря. Алтарный образ «Св. Ансан крестит сиенцев» (Франческо Ванни, 1593-1596) является одним из самых ценных полотен в соборе. Для этого алтаря было написано знаменитое «Благовещение» (Симоне Мартини и Липпо Мемми, 1333), которое сегодня выставлено в Уффици. Возле капеллы св. Ансана в 2005 г. установлен бронзовый постамент для Пасхальной свечи, заказанный архиепископом Сиены Антонио Буонкристиани (Пьер Луиджи Олла, 2004). На нем с двух сторон изображены благочестивые женщины, встречающие ангела у открытой гробницы, и апостолы св. Петр и св. Иоанн у гроба.
27.
Настенный погребальный памятник кардиналу Риккардо Петрони (Тино ди Камаино, 1314) [15]. Четыре ангельские кариатиды на кронштейнах поддерживают саркофаг кардинала, украшенный рельефами; выше вылеплена фигура усопшего, лежащего на катафалке, среди ангелов и увенчанная скинией с Мадонной с Младенцем между св. Петром и св. Павлом. Памятник является одной из жемчужин скульптуры XIV в. и прототипом ставшей очень популярной типологии погребальных памятников скульптора.
28.
Под памятником Рикардо Петрони в полу установлено бронзовое надгробие рыцаря-госпитальера, апостольского протонотария, епископа Гроссето Джованни Печчи (Донателло, 1426). Это первое и самое известное из четырех напольных надгробий XV в., найденных в соборе. Это очень тонкая работа в стиле стиччиато, которая, хотя и потерта от времени, но все же демонстрирует тонкости перспективы художника, позволяющие адаптировать изображение к привилегированной точке зрения зрителя. Архиерей изображен лежащим на носилках для переноски усопшего, о чем свидетельствуют две нижние ручки. Донателло, мастерски умевший придавать рельефу ощущение глубины и толщины, несмотря на очень низкий рельеф, оптически корректировал изображение так, чтобы оно соответствовало точке зрения зрителя: особенно хорошо это видно на ногах, подошвы которого можно увидеть в ракурсе. Большое внимание уделяется высечке деталей, например деталей одеяния. Подушка помещена в своего рода нишу-ракушку, очень популярную в искусстве эпохи Возрождения того времени. Внизу между двумя гербами Печчи видна надпись, сообщающая имя, титулы и дата смерти умершего, которую держат, как картуш, две маленькие фигурки. Немного выше можно увидеть подпись автора «Opus Donatelli».
29.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.