Галерея Уффици — это одна из самых известных и важных художественных галерей в мире с несравненной коллекцией искусства флорентийского Возрождения и не только, включая, среди прочего, самую большую коллекцию картин Боттичелли. Галерея разделена на различные залы, организованные по школам и стилям. в хронологическом порядке. Рожденная из художественных коллекций, накопленных на протяжении веков семьей Медичи, она также обладает выдающейся коллекцией древних скульптур и экспонатов, среди которых шедевры Джотто, Леонардо да Винчи, Джамбаттисты Питтони, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Чимабуэ, Симоне Мартини и Пьеро делла Франческа.
1.
На первом этаже экспозиций практически нет. Главные экспонаты выставлены на третьем и втором этажах галереи, причем осмотр начинается с третьего.
Весьма редко в нефе бывшей церкви Сан-Пьер-Скераджо на первом этаже устраиваются временные выставки. В мое посещение эта аудитория была закрыта.
Аллегорический конный портрет Филиппа IV (мастерская Диего Веласкеса, 1645). Масло по холсту. Картина является списком с несохранившегося полотна Рубенса. Выполнена мастерской Веласкеса, который сам написал только лицо короля.
2.
Благородная лестница Вазари, состоящая из 126 ступенек из серого камня, вела только на второй этаж комплекса и заканчивалась в вестибюле придворного театра Медичи. На лестнице можно осмотреть различные мраморные бюсты в основном греческой и римской эпох.
3.
Голова и бюст Афродиты (неизвестный автор). Мрамор Луни. Скульптура до сих пор не идентифицированного современного художника. Женская голова вдохновлена эллинистическим типом Афродиты. Идеальная женская голова (Греция, 40-60 гг. н.э.). Мрамор. Античная голова на современном бюсте. Идеальная женская голова эпохи Клавдия, вдохновленная эллинистическим типом женского божества. Лицо напоминает голову Артемиды на колонне, сохранившейся на вилле Альбани в Риме. Идеальная женская голова (Рим, позднеимперская эпоха). Мрамор. Античная голова на современном бюсте. Идеальная голова молодой девушки, вдохновленная изображением Афродиты эллинской эпохи, с проколотыми мочками ушей для сережек. Расположение мантии на груди, которое в общей манере напоминает античные статуи, часто встречается также на картинах XV и XVI в.
4.
Портрет Криспины (Рим, 180 -187 гг. н.э.). Белый мрамор. Официальный портрет Криспины, жены императора Коммода. Прическа характерна для второй серии монетных портретов Августа, а также напоминает прическу Фаустины младшей, жены Марка Аврелия, и Луциллы, жены Луция Вера. Этот портрет был создан между 180 и 187 гг., когда Криспина была обвинена в супружеской измене, сослана на Капри и убита. Идеальная женская голова (Греция, 130-170 гг. н.э.). Мрамор. Античная голова на современном бюсте. Идеальная женская голова эпохи Адриана, вдохновленная эллинистическим типом Афродиты. Лицо напоминает статую Венеры Стыдливой, хранящуюся на вилле Альбани в Риме. Псевдоантичный женский портрет (постклассический период). Белый мрамор. Скульптура не идентифицированного современного художника, вероятно, XIX в.. Прическа с волнистыми волосами, разделенными посередине пробором и собранными в коримбос (косу, свернутую в пучок), напоминает прическу женщин императорского дома, таких как Фаустина младшая, Луцилла и Криспина времен эпохи Антонина.
5.
Мужской портрет (Греция, республиканская эпоха). Мрамор. Античная голова на современном бюсте. Борода и все лицо были значительно переработаны. Поза, обработка волос и подстриженная борода, по-видимому, наводят на мысль о фигуре философа. Портрет пожилого мужчины (Рим, 80-110 гг. н.э.). Белый мрамор. Этот портрет, оригинальный бюст которого сохранился нетронутым, подчеркивает сильную и благородную натуру изображаемого человека, привлекая внимание к его выраженным чертам лица. Судя по форме бюста, включающего плечи и грудь, и прическе, этот портрет можно отнести к эпохе поздних Флавиев или ранних Траянов. Голова дискобола (117-138 гг. н.э.). Мрамор. Античная голова на современном бюсте. Эта голова является одной из копий Дорифора — бронзовой статуи Поликлета, созданной римским мастером. Скульптор из Аргоса был на пике своей славы между 450 и 420 гг. до н.э. Изваянный около 460 г. до н.э., дискобол, вероятно, был победителем турнира и, скорее всего, держал диск в правой руке, прижатой к бедру. По мнению некоторых ученых, это не метатель диска, а копьеносец.
6.
Портрет спортсмена (Греция, I в. н.э.). Мрамор. Античная голова, сильно переработанная в современную эпоху, на современном бюсте в львиной шкуре. Голова спортсмена узнавается по распухшим ушам, характерным для спортсменов, и венку из плюща. Позже была добавлена львиная шкура, подчеркивающая благородство образа бога, либо Бахуса, как указывает надпись, либо Геракла. Портрет молодого человека (Греция (?), 70-100 гг. н.э.). Мрамор. Античная голова на современном бюсте. Портрет молодого человека, сильно переработанный. Расположение локонов, характеризующееся сильным эффектом света и тени, датируется эпохой Флавиев. Портрет Менандра (Греция, I в. н.э.). Мрамор. Античная голова на современном бюсте. Копия знаменитого афинского драматурга Менандра римской эпохи (342-293 гг. до н.э.). Оригинальная статуя, изображавшая сидящего Менандра, возможно, работы Кефисодота и Тимарха, сыновей великого Праксителя, была установлена вскоре после смерти комедиографа в театре Диониса в Афинах. Волосы поэта, уложенные с элегантной небрежностью, вместе с хорошо выбритым подбородком опровергают его интерес к собственной красоте.
7.
От старинного придворного театра, возведенного Бернардо Буонталенти в 1585 г. на лестничной площадке второго этажа, сохранился старинный мраморный портал на входе в теперешний Кабинет рисунков и гравюр, и три двери, ведущие в хранилище напротив лестницы. Портал увенчан бюстом Франческо I Медичи (Джамболонья, ок. 1585).
8.
В XVIII в., когда к власти пришли представители лотарингской ветви немецких Габсбургов, Пьетро Леопольдо I решил создать новый вход в галерею и продолжить лестницу Вазари, чтобы посетители могли пройти в музей. Над входной дверью в галерею расположен бюст Пьетро Леопольдо (Франческо Каррадори, 1790) с надписью, посвященной основателю одного из первых в современном понимании музеев западной истории. Обрамляет бюст гипсовый лавровый венок с лентами (Грато Альбертолли, 1790).
9.
Необходимые примечания от автора.
1. Коллекция Уффици включает огромное количество экспонатов. Все их сфотографировать и описать практически нереально, поэтому неизбежны какие-то пропуски.
2. Около 2018 г. в Уффици проведена большая перестановка экспонатов. Существенная часть имеющейся в интернете информации была опубликована до этого «великого переселения». Я описывал выставленные экспонаты и залы галереи так, как их увидел в январе 2020 г., но некоторое количество, надеюсь, непринципиальных неточностей все-таки допускаю.
3. Для некоторых скульптур в Уффици были разработаны качественные трехмерные компьютерные модели. Ссылки на соответствующие страницы с моделями публикуются в виде [3D]. Кого заинтересует, рекомендую.
4. В соответствии с маршрутом посещения галереи, сначала выкладываю план 3 этажа. Нумерация помещений соответствует надписям в самих помещениях и большинству планов галереи, но не совпадает с приведенной в буклете, выложенном на официальном сайте. По мере возможности, я в квадратных скобках буду указывать оба варианта нумерации.
10.
Вестибюль Лотарингов [A, А1]
В эллиптическом вестибюле расположены римские статуи, саркофаги и древние рельефы.
11.
Дверь, ведущую в Галерею, «охраняют» две молоссские собаки (Рим, I в. до н.э.) [3D1] и [3D2]. Мрамор.
12.
Саркофаг с мифом о падении Фаэтона (Рим, II в. н.э.) [3D]. Мрамор. Фаэтон выпросил у своего отца Гелиоса позволение править солнечной колесницей, но упряжка погубила его: кони неумелого возницы отклонились от правильного направления и приблизились к Земле, отчего та загорелась. Гея взмолилась к Зевсу, тот сразил Фаэтона молнией; Фаэтон рухнул в Эридан и погиб.
13.
Саркофаг с мифом о Федре и Ипполите (Рим, III в. н.э.) [3D]. Мрамор. Федра — дочь критского царя Миноса и его супруги Пасифаи, вторая жена афинского царя Тесея. Воспылав страстью к сыну Тесея от первого брака Ипполиту и будучи им отвергнута, оклеветала его, что привело к гибели Ипполита, после чего покончила с собой.
14.
Столбы с рельефным изображением трофеев оружия (Рим, середина I в. н.э.) [3D1] и [3D2]. Мрамор.
15.
Статуя Траяна в лорике (Рим., II в. н.э.). Мрамор. Статуя мужчины в тоге (Рим, II в. н.э.). Мрамор. Статуя Аполлона (Рим, II в. н.э.). Мрамор. Реставрация выполнена Джованни Баттиста Пьератти (1599-1662). Статуя Августа в тоге (Рим, конец I в. до н.э.). Мрамор.
16*.
Первый (восточный) коридор [A2]
Сегодня в коридорах находится коллекция древних скульптур, начатая Лоренцо Медичи Великолепным, который хранил произведения в саду Сан-Марко возле Палаццо Медичи. Коллекция была расширена Козимо I после его первой поездки в Рим в 1560 г., когда он решил выделить статуи для украшения Палаццо Питти, а также портреты и бюсты для Палаццо Веккьо. Коллекция еще больше увеличилась во времена Петра Леопольда Лотарингского, когда во Флоренцию были привезены произведения виллы Медичи, собранные в основном будущим великим герцогом Фердинандом I, который в то время был кардиналом. Любопытно отметить, что эти работы, которые сегодня посетители часто по рассеянности избегают, вплоть до начала XIX в. были основной причиной интереса при посещении галереи.
17.
Скульптуры имеют большую ценность и датируются в основном римским временем и содержат многочисленные копии греческих оригиналов. Иногда неполные или сломанные статуи реставрировались и интегрировались великими скульпторами эпохи Возрождения. Расположение скульптур сегодня максимально соответствует тому, которое было в конце XVIII в., когда они позволяли сравнивать древних и современных мастеров.
18.
Первый коридор богато украшен потолками с орнаментом в стиле гротеск (1581).
19.
По краю потолка проходит серия портретов: серия Юпитера, перемежающаяся более крупными картинами главных представителей семьи Медичи; серия Аулика, начатая Франческо I Медичи, с портретами от Джованни ди Биччи до Джана Гастоне; серия Джовиана и Аулика, которые также продолжаются во Втором и Третьем коридорах Галереи. Совместно они составляют одну из крупнейших и наиболее полных коллекций портретов в мире.
20.
Живописные портреты уравновешиваются серией римских бюстов, расположенных в хронологическом порядке в конце XVIII в., чтобы охватить всю имперскую историю.
21.
Геракл, убивающего кентавра Несса (Рим). Доцимский мрамор, Реставрация эпохи Возрождения — мрамор из Луны.
22.
Эта работа является одним из наиболее значительных примеров завершения античной скульптуры в эпоху раннего Нового времени. Статуя сохранилась со времен Римской империи до конца XVI в. только в виде обезглавленного тела кентавра, у которого также отсутствовала большая часть ног.
23.
Джованни Каччини восстановил фигуру Кентавра и создал фигуру Геракла, от которой сохранились только ступни, практически с нуля.
24.
Группа изображает Геракла, убивающего кентавра Несса, который пытался похитить жену героя Деяниру после того, как предложил безопасно переправить ее через реку во время разлива. Гибель Несса стала популярным сюжетом в изобразительном искусстве архаической Эллады, а похищение Деяниры запечатлели несколько видных художников Нового времени.
25.
Статуя сидящей женщины (Рим, середина I века н.э.) [3D]. Греческий мрамор. Тело, от шеи до лодыжек, выполнено в классическом стиле, в то время как голова, шея, сиденье (с прилегающей к нему частью фигуры), ступни и пальцы на левой руке являются дополнениями конца XVI в.
26.
Тип, известный как «Агриппина-Олимпия», был разработан древнегреческим скульптором, обучавшимся у Фидия, который создал архетип для святилища на Афинском Акрополе в конце V века до н.э. Модель была широко скопирована в римскую эпоху, когда ее использовали в качестве подставки для портретов женщин в императорском доме.
27.
Статуя императрицы Елены (Рим, 320-330 гг. до н.э., переработка со статуи эпохи Антонинов 138-192 гг. н.э.) [3D]. Пентелийский мрамор. Эта работа, вероятно, когда-то принадлежавшая кардиналу Ипполито д’Эсте, вполне могла быть одной из двух статуй, изображающих сидящих женщин, обнаруженных на вилле Адриана близ Тиволи в середине XVI в. Перенесенная во Флоренцию в конце XVI в. и первоначально выставленная в садах Боболи, она была идентифицирована как один из редких портретов императрицы Елены, матери Константина I, известной своим открытием реликвии Истинного Креста в Иерусалиме. Фигура представляет собой переработку более старой статуи, изображающей Луциллу, сестру императора Коммода.
28.
Аполлон Омфалосский (Рим, I в. н.э.) [3D]. Пентелийский мрамор. Использование ценного пентелийского мрамора само по себе свидетельствует о качестве и важности этой скульптуры, основанной на прототипах сурового стиля в Аттике, в частности «Аполлона Омфалосского», вероятно, вырезанного Каламидом. Работа названа в честь скалы, почитаемой в Дельфах как центр мира, откуда и название Омфал («пуп» по-гречески). Бог опирается на ствол пальмы, его левая рука (дополнение эпохи Возрождения) держит щит, на котором низким рельефом вырезана голова Горгоны.
29.
Статуя Цереры (Рим, конец I — начало II в. н.э.) [3D]. Тело из базанита; голова, ступни и кисти рук из паросского мрамора. Это римская копия оригинала греческой бронзы конца IV в. до н.э., вероятно, изображающая богиню плодородия Цереру, связанную вместе со своей дочерью Прозерпиной с элевсинскими мистериями и циклом жизни и смерти. Такая интерпретация объясняет необычное использование черного мрамора для туники, предполагая, что богиня носит траур по своей дочери, которая была вынуждена жить в подземном мире по шесть месяцев в году. По другой версии, статуя изоюражает Деметру.
30.
Статуя Леды (Рим, ок. 100-200 г. н.э.) [3D]. Греческий мрамор. Копия с греческого оригинала IV в. до н.э.
31.
Статуя с портретом юноши (Рим, 150-170 гг. н.э. (голова), начало III в. н.э. (тело)). греческий мрамор.
32.
Атлет, известный как Апоксиомен (Рим, II в. н.э.). Греческий мрамор. Ваза в руках спортсмена относится к XVI в. Классическая фигура изображала атлета, использующего стригиль для соскабливания масла, нанесенного по медицинским показаниям на его бедро, откуда и название Апоксиомен («тот, кто очищает себя»). Существует множество копий этой работы, в том числе и эта; две из них выполнены в бронзе. Учитывая популярность этой модели у скульпторов императорской эпохи, было высказано предположение, что оригинал был работой великого художника, возможно Лисиппа, скульптора конца IV в. до н.э., который, как известно из литературных источников, вырезал статую на этот сюжет.
33.
Нимфа с пантерой (Рим, I-II в. н.э.). Греческий мрамор. Считается, что эта статуя — «Диана с сервалом», которую Джорджо Вазари видел в Зале ниш в Палаццо Питти. Попав в коллекции Медичи примерно в середине XVI в, статуя неоднократно реставрировалась на протяжении веков. Ранее считалось, что она изображает Диану-охотницу или одержимую женщину, последовательницу Бахуса (менаду), но совсем недавно было высказано предположение, что на самом деле она может изображать Нимфу. В любом случае, это эклектичное переосмысление римским художником модели, вероятно, изготовленной в Александрии в эпоху позднего эллинизма (II-I в. до н.э.).
34.
Весталка с факелом (Рим, I в. н.э.). Мрамор. Весталки — жрицы богини очага Весты в Древнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и почетом. Они посвящали жизнь соблюдению религиозных ритуалов и поддержанию священного огня в храме.
35.
Юный сатир по имени Меркурий (Рим, I в. н.э.). Паросский мрамор. Копия с греческого оригинала примерно 375-325 гг. до н.э.
36.
Сатир с гроздьями винограда (Рим, конец II в. н.э.). Копия с оригинала примерно 150-100 гг. до н.э. Сюжет изображает молодого сатира в сопровождении пантеры, несущего на плече шкуру олененка (небрис), использующего ее как мешок для фруктов. Персонаж прислонился к стволу дерева, из-за которого выглядывает маленькая пантера. Вдохновленный возможным бронзовым прототипом, датируемым II-I в. до нашей эры, эта статуя несколько раз копировалась в эпоху Империи, возможно, найдя применение в качестве садового украшения. Из-за обильного присутствия следов сверлильных работ, особенно при изображении фруктов, эта работа была предположена датой конца II в. н.э.
37.
Ора Карпо (Ора осени) (Рим, I в. н.э.) [3D]. Каррарский мрамор. Недостающие части восстановлены в XVI в. Карпо (богатая плодами) — богиня времен года в греческой мифологии. Одна из Ор в Афинах. В искусстве изображалась в виде молодой прекрасной девушки, украшенной различными плодами соответствующего времени года.
38.
Копьеносец (Рим, I в. н.э.). Греческий мрамор. Копия скульптуры Дорифора Поликлета примерно 450-440 гг. до н.э. Дорифор представляет собой изображение не конкретного атлета, победителя в состязаниях по метанию короткого копья (дороса), а обобщенный образ идеальной мужской фигуры.
39.
Венера и Амур (Рим, ок. 140-160 гг. н.э.). Мрамор. Копия с оригинала примерно 150-120 гг. до н.э.
40.
Марс (Рим, конец I в. н.э.). Черный мрамор. Эта скульптура вполне может быть статуей, украшавшей сад кардинала Ипполито д’Эсте в Риме, которая перешла во владение Фердинандо Медичи в конце XVI в. Голова Марса, бога войны, а также герб и руки с их атрибутами являются дополнениями эпохи Возрождения, в то время как классический торс является точной копией Ареса Боргезе, оригинал которого был вырезан греческим скульптором Алкаменом в качестве объекта почитания в храме Афинской агоры.
41.
Аполлон сидящий (Рим) [3D]. Греческий мрамор. Идентифицированная как одна из скульптур, подаренных Франческо I Медичи кардиналом Пьером Донато Чези в конце XVI в.; статуя поступила в галерею в 1597 г. Отреставрированный в XVI в. под названием «Апрель» и снабженный колчаном, классический фрагмент на самом деле был сделан из фигуры мифического пастуха Дафниса, изображенного в соответствии с эллинистическим прототипом (II-I в. до н.э.), вырезанным на Родосе и приписываемым Гелиодору Апамейскому.
42.
Статуя атлета по имени Адонис (Рим, II в. н.э.). Пентелийский мрамор. Копия с оригинальной статуи V в. до н.э.
43.
Венера скромная (Рим, около 130-150 гг. н.э.). Греческий мрамор. Копия с оригинала типа Венеры стыдливой (скромной) (Пракситель, ок. 310-300 гг. до н.э.). Голова изначально не принадлежала этой скульптуре.
44.
Эскулап (Асклепий) типа Джустиниани (Рим, I в. н.э.). Греческий мрамор. Статуя изображает бога Асклепия в одежде и с характерным посохом, вокруг которого обвилась змея. Это римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э. Работа необычайно хорошо сохранилась и поэтому практически не нуждалась в реставрации. Почти металлическая отделка некоторых черт лица, таких как губы и брови, в сочетании со стилем одеяний, заставляет предположить, что позднеклассический оригинал, с которого копировщик черпал вдохновение, был бронзовым; римская же копия, с другой стороны, скорее всего, датируется концом I в. н.э.
45.
Вакх и Ампел (Вакх и Сатир) (Рим, 117-138 г. н.э, 1548-1550, 1585-1598). Пентелийский мрамор, реставрация эпохи Возрождения — каррарский мрамор. Благодаря многочисленным дополнениям XVI в. это произведение можно считать современным произведением: только туловище, обезглавленное и без рук, сохранившееся до высоты колен, на самом деле представляет собой оригинальное произведение древнего производства, идентифицируемое сегодня как копия знаменитого «Нарцисса Помпейского». Реадаптация скульптуры, ранее приписываемая руке Микеланджело, на самом деле является работой Пьерино да Винчи, племянника более известного Леонардо да Винчи, и Джованни Каччини, которые интегрировали древнюю сохранившуюся часть в образ Диониса, бога вина и пьянства, поместив рядом с ним юного Ампела. Ампел (Ампелос) в греко-римской мифологии — прекрасный юноша, сын сатира и нимфы. Он был спутником и возлюбленным бога виноделия Диониса (Вакха). В результате несчастного случая Ампел сорвался с дерева и разбился насмерть и по воле богов был превращен в виноградную лозу, из ягод которой родился подобный божественному нектару чудесный напиток — вино.
46.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.