Флоренция. Площадь Уффици. Часть 2

Площадь Уффици — район исторического центра Флоренции, где доминирует комплекс Уффици. Площадь простирается от палаццо Веккьо до реки Арно.
1.
mappa_firenze1_uffizi

Проект нового большого комплекса Уффици был поручен Джорджо Вазари, который работал над ним с 1560 г. до своей смерти в 1574 г. До сих пор нет полной ясности, задумывал ли Вазари ниши в колоннах лоджии как элемент светотени или как место для скульптурного цикла, хотя вторая гипотеза всегда считалась более правдоподобной. В 1834 г. идея использовать их для цикла, прославляющего самых выдающихся людей Тосканы, возникла у печатника и издателя Винченцо Бателли, которому удалось убедить городские власти в своей идее, при условии, что ему удастся найти необходимые финансовые ресурсы для работы. Собрав комитет под председательством принца Андреа Корсини, маркизов Джино Каппони и Пьетро Торриджани, графа Луиджи де Камбре-Диньи и юриста Чезаре Капокадри, было установлено, что для выполнения замысла будет достаточно четырех тысяч подписчиков, готовых жертвовать по одному флорину в месяц на протяжении тридцати месяцев, но, к сожалению, им удалось найти только семьсот подписчиков.

Винченцо Бателли сформировал еще один комитет, состоящий из тосканских художников под председательством Джованни Бенеричелли Таленти, который выдвинул блестящее предложение по увеличению денежных средств путем проведения четырех больших лотерей-томбол в год с привлекательным для участников принципом распределения выигрышей, разработанным математиком и астрономом Джованни Антонелли. Полученных за счет лотерей средств оказалось достаточно для финансирования скульптурного цикла, и в течение восьми лет все статуи были изготовлены лучшими скульпторами, работавшими в Академии изящных искусств. Первыми в нишах были установлены статуи Николы Пизано (подарок великого герцога Леопольда II), Джотто (подарок великой герцогини Марии Антонии) и Галилео Галилея (подарок наследного принца Фердинанда). Всего в лоджии Уффици выставлено 28 скульптур самых выдающихся людей Флоренции из мира политики, искусства, литературы, науки и судебной власти, а также религиозных деятелей.
2. Схема расстановки скульптур в английском путеводителе «Прогулки по Флоренции» (1896 г.)
statues

Осмотрим все скульптуры в соответствии с приведенным планом.

Бенвенуто Челлини (Улисс Камби, 1845) [I]. Бенвенуто Челлини — выдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, художник-медальер, гравер, писатель-историограф и музыкант периода маньеризма флорентийской школы.
3.
DSC_6534

Гвидо д’Ареццо (Гвидо Монако, Гвидо Помпозиано, Гвидо Аретинский) (Лоренцо Ненчини, 1847) [II]. Монах-бенедиктинец, теоретик музыки. Он считается создателем современной нотной записи с систематическим принятием тетраграмматона, которая заменила более раннюю адиастематическую нотацию. В его честь в музыкальной педагогике Средних веков и Возрождения используется термин «Гвидонова рука» — наглядное пособие для практической сольмизации церковных распевов.
4.
DSC_6532

Франциск Аккурзий (Аккорсо да Баньоло) (Одоардо Фантаккиотти, 1852) [III]. Франциск Аккурзий — знаменитый итальянский юрист-глоссатор XIII в., подготовивший масштабную итоговую компиляцию глосс римского права, содержавшихся в нормах кодификации императора Юстиниана Corpus Juris Civilis.
5.
DSC_6530

Св. Антонин Флорентийский (Антонин Пьероци) (Джованни Дюпре, 1854) [IV]. Св. Антонин — католический святой, врачеватель, архиепископ Флоренции.
6.
DSC_6529

Андреа Чезальпино (Пио Феди, 1854) [V]. Андреа Чезальпино — врач, анатом, ботаник и философ. Он сделал первые поистине великие открытия в области кровообращения. Его основная заслуга состоит в том, что он определил, что сердце (а не печень) является центром движения крови и отправной точкой артерий и вен. В области ботаники он изучил и разработал новые системы классификации растений.
7.
DSC_6526

Паоло Масканьи (Лодовико Казелли, 1852) [VI]. Паоло Масканьи был профессором анатомии в Пизанском университете с одновременным преподаванием анатомии, физиологии и химии в госпитале Санта-Мария-Нуова во Флоренции, в дальнейшем получил профессорское звание и во Флорентийском университете. Высокую оценку современников получила подготовленная Масканьи книга «Общая анатомия», изданная посмертно.
8.
DSC_6525

Франческо Реди (Пьетро Коста, ок. 1880) [VII]. Франческо Реди — тосканский врач и натуралист. Служил главным медиком Тосканского двора при герцоге Фердинандо II Медичи и главным фармацевтом герцогства. Поставил первые в истории биологии эксперименты, опровергающие представления Аристотеля о самозарождении жизни. Также известен исследованиями змеиных ядов и паразитов (глистов). Опубликовал ряд стихотворных сочинений, из которых наибольшее значение имела поэма «Вакх в Тоскане» (1685). Книга с этим названием изображена у ног статуи.
9.
DSC_6524

Пьер Антонио Микели (Винченцо Консани, 1856) [VIII]. Ботаник Пьер Антонио Микели — основатель современной микологии, «отец криптогамии«, основатель Флорентийского ботанического общества.
10.
DSC_6523

Галилео Галилей (Аристодемо Костоли, 1851) [IX]. Галилео Галилей — физик, механик, астроном, философ, математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он одним из первых использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Основатель экспериментальной физики; своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики. Активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело Галилея к серьезному конфликту с католической церковью.
11.
DSC_6522

Франческо Ферруччи (Паскуале Романелли, 1847) [X]. Франческо Ферруччи — государственный деятель и военачальник, кондотьер на службе Флорентийской республики. В 1529-1530 гг. Ферруччи был одним из руководителей борьбы Флорентийской республики против войск императора Карла V и папы Климента VII, стремившегося восстановить во Флоренции власть рода Медичи.
12.
DSC_6514

Джованни де Медичи (Джованни делле Банде Нере) (Темистокль Геррацци, 1856) [XI]. Джованни де Медичи — последний из великих итальянских кондотьеров, отец Козимо I, герцога Тосканского. Считается самым способным военачальником Италии XVI в.
13.
DSC_6515

Пьеро ди Джино Каппони (Пьеро Каппони) (Торелло Баччи, 1844) [XII]. Пьеро ди Джино Каппони — государственный деятель, дипломат и кондотьер, Гонфалоньер справедливости Флорентийской республики. При Лоренцо Великолепном Каппони долгое время был послом Флоренции при дворе французского короля Людовика XI.
14.
DSC_6516

Фарината дельи Уберти (Манетте дельи Уберти) (Франческо Поцци, 1844) [XIII]. Глава флорентийских гибеллинов (сторонников империи). Одним из последствий противостояния гибеллинов и гвельфов стало изгнание Данте из Флоренции, после которого он никогда более не возвращался на родину. В своей Божественной комедии Данте помещает Фаринату как еретика в шестой круг Ада.
15.
DSC_6517

Америго Веспуччи (Гаэтано Граццини, 1846) [XIV]. Америго Веспуччи — итальянский путешественник и мореплаватель. Отправившись в 1501-1502 гг. в плавание к берегам Бразилии и Вест-Индии, он доказал, что данные территории являются не восточной окраиной Азии (как первоначально предполагалось из путешествий Колумба), а отдельным континентом, описанным как «Новый Свет». В 1507 г. новый континент был назван Америкой в честь латинской версии имени Веспуччи.
16.
DSC_6541-4

Франческо Гвиччардини (Луиджи Картей, 1847) [XV]. Франческо Гвиччардини — итальянский политический политик, писатель и историк времен Возрождения. В своем шедевре «История Италии» Гвиччардини положил начало новому стилю в историографии, подробно изобразив итальянские события между 1492 и 1540 гг., когда Италия стала ареной международного военного конфликта. Его перу также принадлежат «Флорентийские истории», опубликованные почти через 50 лет после написания, и «Заметки о делах политических и гражданских».
17.
DSC_6541-1

Никколо Макиавелли (Лоренцо Бартолини, 1843) [XVI]. Макиавелли — мыслитель, политический деятель, философ, писатель, автор военно-теоретических трудов. Его часто считают отцом современной политической философии и политологии. Ключевым произведением Макиавелли считается «Государь». Однако его политические взгляды куда лучше отражают «История Флоренции» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», характеризующие его как сторонника республиканских идей, а не «сильной руки государя».
18.
DSC_6541-2

Джованни Боккаччо (Одоардо Фантаккиотти, 1843) [XVII]. Боккаччо — писатель и поэт, представитель литературы эпохи Раннего Возрождения, который наряду со своими кумирами — Данте и Петраркой — оказал существенное влияние на развитие всей европейской культуры. Его главное произведение — «Декамерон», сборник рассказов, который в последующие столетия стал решающим элементом итальянской литературной традиции. Боккаччо вместе с Данте и Петраркой входит в так называемые «Три короны» итальянской литературы.
19.
DSC_6541-3

Франческо Петрарка (Андреа Леони, 1845) [XVIII]. Петрарка — поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса.
20.
DSC_6527

Данте Алигьери (Паоло Эмилио Деми, 1842) [XIX]. Данте — поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введенный Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры; «Божественная комедия» является одним из основополагающих произведений западной литературы.
21.
DSC_6528

Микеланджело Буонарроти (Эмилио Сантарелли, 1842) [XX]. Микеланджело — скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Высокого Возрождения и раннего барокко — именно его считают подлинным «отцом барокко» в архитектуре. Его имя связано с некоторыми из самых величественных произведений западного искусства, в том числе с Давидом, Моисеем, Ватиканской Пьетой, куполом собора Святого Петра и фресками потолка Сикстинской капеллы. Изучение его произведений ознаменовало последующие художественные поколения, дав сильный импульс течению маньеризма.
22.
DSC_6531

Леонардо да Винчи (Луиджи Пампалони, 1842) [XXI]. Леонардо да Винчи — художник (живописец, скульптор, архитектор) и ученый (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, философ, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека». Леонардо считался одним из величайших гениев человечества.
23.
DSC_6533

Леон Баттиста Альберти (Джованни Лузини, 1850) [XXII]. Леон Баттиста Альберти — ученый, гуманист, писатель, наряду с Филиппо Брунеллески один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства итальянского Возрождения. Альберти написал трилогию трактатов об основных видах искусства: «О Статуе», «Десять книг о зодчестве» и «О живописи». В них Альберти собрал, рационально расположив их, все теории, связанные с художественными новациями эпохи Возрождения. Также внес существенный вклад в развитие криптографии, предложив в книге «Трактат о шифрах» (1466) идею многоалфавитного шифра.
24.
DSC_6535

Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (Джироламо Торрини и Джованни Бастианини, 1848) [XXIII]. Донателло — скульптор эпохи Возрождения флорентийской школы. Наряду с Леоном Баттистой Альберти, Филиппо Брунеллески и Мазаччо считается одним из основоположников нового ренессансного искусства, в частности ренессансной монументальной скульптуры и рельефа, а также жанра скульптурного портрета. Также известен под прозванием «Донато флорентиец» (Donato fiorentino).
25.
DSC_6536

Джотто (Джотто ди Бондоне) (Джованни Дюпре, 1845) [XXIV]. Джотто — живописец и архитектор XIV в., один из первых представителей проторенессанса. Ключевая фигура в истории западноевропейского искусства. Преодолевая византийскую иконописную традицию, Джотто стал основателем итальянской школы живописи, разработал новый подход к изображению пространства. Учеников и последователей Джотто называют «джоттесками».
26.
DSC_6537

Никколо Пизано (Пио Феди, 1849) [XXV]. Никколо Пизано — архитектор и скульптор Проторенессанса, основатель школы итальянской скульптуры. Он сыграл роль новатора в скульптуре, подобно тому, чем Джотто позже был в живописи, поскольку своим изображением фигуры и пространства, направленным на натурализм и реализм, он трансформировал характеристики итальянской скульптуры во второй половине дученто.
27.
DSC_6538

Андреа Орканья (Андреа ди Чионе ди Арканджело по прозвищу Орканья) (Никколо Баццани, 1843) [XXVI]. Андреа Орканья — живописец, скульптор и архитектор периода проторенессанса. Он в том числе работал архитектором и консультантом при создании Санта-Мария-дель-Фьоре и был главным строителем собора Орвието.
28.
DSC_6541

Козимо Медичи старый (Козимо ди Джованни де Медичи) (Луиджи Маги, 1846) [XXVII]. Козимо Медичи старый — политик и банкир, сын Джованни де Медичи, основателя династии Медичи, активный флорентийский политический деятель, один из выдающихся государственных людей своего времени. Де-факто правил Флоренцией в 1434-1464 гг., хотя формально он лишь два раза занимал пост гонфалоньера справедливости. За заслуги перед Флоренцией на следующий день после смерти Синьория в подражание древнеримскому титулу провозгласила его Pater Patriae, то есть «Отцом Отечества».
29.
DSC_6540

Лоренцо ди Пьеро де Медичи Великолепный (Лоренцо Медичи) (Гаэтано Граццини, 1846) [XXVIII]. Лоренцо Медичи — государственный деятель, глава Флорентийской республики в эпоху Возрождения, покровитель наук и искусств, поэт. Лоренцо связал свое имя с периодом максимального великолепия флорентийского Возрождения, окружив себя интеллектуалами (Полициано, Фичино, Пико делла Мирандола и художниками, такими как Боттичелли и молодой Микеланджело.
30.
DSC_6539

Внимательный читатель может удивиться отсутствию в портике Уффици статуй скульптора и архитектора Арнольфо ди Камбио и ученого, архитектора, скульптора, инженера и математика Филиппо Брунеллески, что объясняется установкой статуй этих великих людей (Луиджи Пампалоне, 1830) в лоджии Дворца каноников на Пьяцца дель Дуомо.
31.
DSC_3534-1

Своего рода продолжением скульптурного цикла в лоджии Уффици стала серия скульптур великих тосканцев в нишах Лоджии дель Меркато Нуово (Лоджии дель Порчеллино). Проект начал материализоваться только в 1880-х годах с созданием Комитета по статуям, первоначально под председательством ученого и историка искусства Гаэтано Миланези. Однако фактически заполнены оказались только три из восьми ниш.

Бернардо Ченнини (Эмилио Манчини, 1890-1892). Бернардо Ченнини — ювелир и типограф, один из первых печатников в Италии. Он был одним из первых, кто применил искусство печати подвижными литерами, изобретенное Иоганном Гутенбергом. Как ювелир, он участвовал в изготовлении серебряного доссала флорентийского баптистерия. Ченнини изображен наблюдающим за печатными листами в большом кожаном фартуке, у ступней видны прижимной винт и другие инструменты, типичные для типографского производства.
32.
DSC_3534-2

Джованни Виллани (Гаэтано Трентанове, 1889-1892). Джованни Виллани — историк и государственный деятель, банкир, дипломат и летописец. Автор «Новой Хроники» — одного из наиболее значительных произведений флорентийской культуры XIV в., представляющей исторический отчет о городе Флоренции и событиях своего времени. Персонаж изображен одетым в короткое одеяние, завязанное на талии, поверх которого надет большой плащ с капюшоном, при этом в правой руке он держит ручку, а в левой — раскрытую книгу с явной отсылкой на «Новую Хронику».
33.
DSC_3534-3

Микеле ди Ландо (Антонио Бортоне, 1895). Микеле ди Ландо — государственный деятель, который сыграл важную роль в восстании чомпи, в течение шести недель возглавляя Синьорию и создав за это время три новых гильдии (Чесальщиков шерсти (Чомпи), Портных и Красильщиков). Персонаж изображен с непокрытой головой, с правой рукой на груди, а левой он держит знамя, увенчанное флорентийской лилией.
34.
DSC_3534-4

Так и не были изготовлены статуи следующих знаменитых людей:
— банкира Фолько Портинари, на средства которого была построена больница Санта-Мария-Нуова (Чезаре Зокки);
— архитектора и скульптора Джованни Баттиста дель Тассо (по другой версии Франческо Таленти) (Артуро Калоши);
— живописца Андреа дель Сарто (Данте Содини);
— скульптора, ювелира и архитектора Лоренцо Гиберти, прославившегося бронзовыми дверями Флорентийского баптистерия (Паоло Тести);
— скульптора, ювелира и керамиста Луки делла Роббиа (Урбано Луккези).

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.