Флоренция. Галерея Уффици. Часть 13

Галерея Уффици — это одна из самых известных и важных художественных галерей в мире с несравненной коллекцией искусства флорентийского Возрождения и не только, включая, среди прочего, самую большую коллекцию картин Боттичелли. Галерея разделена на различные залы, организованные по школам и стилям. в хронологическом порядке. Рожденная из художественных коллекций, накопленных на протяжении веков семьей Медичи, она также обладает выдающейся коллекцией древних скульптур и экспонатов, среди которых шедевры Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Джамбаттисты Питтони, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Чимабуэ, Симоне Мартини и Пьеро делла Франческа.
1.
mappa_firenze1_uffizi

Необходимые примечания от автора.
1. Коллекция Уффици включает огромное количество экспонатов. Все их сфотографировать и описать практически нереально, поэтому неизбежны какие-то пропуски.
2. Около 2018 г. в Уффици проведена большая перестановка экспонатов. Существенная часть имеющейся в интернете информации была опубликована до этого «великого переселения». Я описывал выставленные экспонаты и залы галереи так, как их увидел в январе 2020 г., но некоторое количество, надеюсь, непринципиальных неточностей все-таки допускаю.
3. Для некоторых скульптур в Уффици были разработаны качественные трехмерные компьютерные модели. Ссылки на соответствующие страницы с моделями публикуются в виде [3D]. Кого заинтересует, рекомендую.
4. В соответствии с маршрутом посещения галереи, сначала выкладываю план 3 этажа. Нумерация помещений соответствует надписям в самих помещениях и большинству планов галереи, но не совпадает с приведенной в буклете, выложенном на официальном сайте. По мере возможности, я в квадратных скобках буду указывать оба варианта нумерации.
2.
III_floor

Зал Ниобы [42, A39]
Зал Ниобы является выдающимся образцом неоклассической архитектуры и был построен по указу великого герцога Пьетро Леопольдо I для размещения скульптурной группы, обнаруженной в 1583 г. в Риме на виноградниках Томмассини. Скульптуры были частью декоративного оборудования виллы Медичи, приобретенного кардиналом Фердинандо, откуда в 1781 г. были перевезены во Флоренцию и сразу выставлены в этом зале, который, как сообщает надпись над дверью, был закончен в 1779 г. Благодаря обширной документации, хранящейся в архивах Рима и Флоренции, история планирования и выполнения фактических работ, начиная с 1770 г., известна во всех подробностях.
3.
DSC_5686

Великими художниками и ремесленниками, работавшими бок о бок с архитекторами, были сначала Дзаноби дель Россо, а затем Гаспаре Мария Паолетти. Джузеппе дель Моро создал кессонный потолок, украшенный позолоченными розами, братья Грато и Джокондо Альбертолли изготовили лепнину. Томмазо Герардини расписал медальоны и гротески вдоль оконных косяков. В 1781 г. Франческо Каррадори украсил четыре люнета комнаты сценами из мифа. В первом путеводителе по Уффици, опубликованном в 1782 г., Луиджи Ланци описал зал с четырьмя монументальными полотнами Рубенса, Саттерманса и Гризони как «тронный зал», похожий по стилю на некоторые помещения в термах Тита, но несравненно более роскошный, чем древнеримские сооружения.
4.
DSC_5696

Миф о Ниобе и ее детях, который стал источником вдохновения для Сафо, Эсхила и Софокла, связан с материнской любовью, из-за которой несчастная женщина так хвасталась своим потомством (семью мужчинами и семью женщинами), что сравнила себя с Летой, матерью Аполлона и Артемиды, вызвав тем самым гнев богов, которые отомстили, убивая детей одного за другим. Детей Ниобы иногда объединяют под общим термином «ниобиды». Некоторые ученые высказали предположение, что вся скульптурная группа была размещена на фронтоне какого-то храма.
5. Предполагаемая реконструкция группы Ниобиды на фронтоне храма. Офорт с рисунка Чарльза Роберта Кокерелла 1816 г.
DSC_5686-000

Общепринято, что самая полная и известная группа Ниобы с Ниобидами выставлена в Уффици. Похожая группа хранится в Галерее Кьярамонти в музеях Ватикана. Одни ученые считают, что флорентийская группа представляет собой верное повторение оригинала, а ватиканская — переработку эллинистического времени, и датируют оригинал IV в. до н.э. либо относят оригинал к школе Скопаса, т.е. к последней четверти IV — началу III вв. до н.э. Другие исследователи считают, что ватиканская группа ближе к оригиналу, чем флорентийская, также относя оригинал к IV в. до н.э. Есть и альтернативные мнения по уточнению датировки скульптур.
6. Другой вариант схемы размещения скульптур, отличающийся в первую очередь их числом (добавлено по одной фигуре с краев).
DSC_5686-00

Рассмотрим все скульптуры, обойдя зал по часовой стрелке, начиная от входа.

Психея в муках (Истерзанная Психика) (Рим, II в. н.э.) [3D]. Мрамор. Инв. № 305. Копия с греческого оригинала IV в. до н.э., приписываемого Скопасу.
7.
DSC_5686-01

Мужчина Ниобид, взбирающийся на скалу (второй Ниобид) (Рим, II в. н.э.). Пентелийский мрамор. Инв. № 304.
8.
DSC_5686-02

Муза, т.н. «Анкирроя» (водяная нимфа) (Рим, II в. н.э.) [3D]. Пентелийский мрамор. Инв. № 303. Копия с греческого оригинала IV в. до н.э. Приобретена Фердинандо Медичи в 1582 г. из коллекции кардинала Андреа делла Валле.
9.
DSC_5686-03

Старший мужчина Ниобид (Рим, II в. н.э.) [3D].Пентелийский мрамор. Инв. № 302. Обнаженный молодой человек, слегка присев, поднимает правую руку, прикрытую частью гиматия, в тщетной попытке защитить себя от стрел богов.
10.
DSC_5686-04

Педагог (Рим, II в. н.э.) [3D]. Пентелийский мрамор. Инв. № 301. Педагог в Древней Греции — раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с семилетнего возраста. В обязанности педагога входила охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в гимнасий — и элементарное обучение грамоте. На скульптуре педагог пытается защитить мальчика от стрел богов.
11.
DSC_5686-05

Бегущая девушка Ниобида типа Кьярамонти (Рим,II в. н.э.) [3D]. Пентелийский мрамор. Инв. № 300. Ниобида Кьярамонти, изображает, вероятно, одну из старших дочерей или Артемиду.
12.
DSC_5686-06

Ниобид, т.н. Наркисс (Нарцисс) (Рим, II в. н.э.) [3D]. Пентелийский мрамор. Инв. № 299. Голова и руки современные, добавлены во время реставрации. Нарцисс изначально выставлялся в коридорах Уффици и был включен в группу Ниобидов по предложению датского скульптора Бертеля Торвальдсена, специализирующегося в основном на античных сюжетах. Статуя, наиболее вероятно, представляет собой ниобида благодаря руке, занесенной за спину, очевидно, для сдавливания раны от стрелы.
13.
DSC_5686-07

Муза Мельпомена, восстановленная в виде Ниобида (Рим, II в. н.э.) [3D]. Пентелийский мрамор. Инв. № 297.
14.
DSC_5696-08

Селена (Луна), т.н. «Трофос» (Кормилица, воспитательница) (Рим, II в. н.э.) [3D]. Пентелийский мрамор. Инв. № 296. Информация о скульптуре появилась до 1583 г., происхождение неизвестно.
15.
DSC_5696-09

Ниоба, защищающая свою младшую дочь (Рим, II в. н.э.). Пентелийский мрамор. Инв. № 294. Центральная, главная скульптура группы ниобидов. Ребенок, напуганный, как мы можем себе представить, странным уничтожением всех своих сородичей, прибежал к своей матери, спрятал голову в складках ее одежды и поднял одну руку, как бы в страстном призыве защититься там, где его никогда раньше нельзя было обидеть. Кажется, что в мраморе удалось приостановить весь ужас в момент прикосновения к взрослому. Ребенок одет в тунику из тончайшей шерсти, а волосы собраны на голове в узел, вероятно, матерью, чья забота никогда больше не причешет дитя. Ниоба окутана обильной драпировкой, часть которой собрана левой рукой и протягивается над ребенком, инстинктивно защищая ее от того, что разум считает неизбежным. Мать привлекает к себе ребенка и таким же инстинктивным жестом своего мягкого прикосновения побуждает ребенка поверить в то, что может обеспечить безопасность.
16.
DSC_5696-10

Умирающий Ниобид (Лежащий Ниобид) (Рим, II в. н.э.) [3D]. Пентелийский мрамор. Инв. № 298. Копия с греческого бронзового оригинала второй половины IV в. до н.э. Юноша, один из семи сыновей Ниобы, поражен стрелами (сегодня об их присутствии свидетельствуют только отверстия на поверхности). Первоначально статуя была раскрашена, и струйки красной крови стекали из его ран вдоль мантии, на которой лежит человек.
17.
DSC_5708

Бегущая женщина Ниобида (Рим, II в. н.э.) [3D]. Пентелийский мрамор. Инв. № 293. Статуя изображает старшую дочь Ниобы.
18.
DSC_5696-11

Младший юноша Ниобид (Рим, II в. н.э.) [3D]. Пентелийский мрамор. Инв. № 292.
19.
DSC_5696-12

Ниобид-мужчина, взбирающийся на скалу (Третий Ниобид, Стремительный Ниобид) (Рим, II в. н.э.) [3D]. Пентелийский мрамор. Инв. № 306.
20.
DSC_5696-13

Мужчина Ниобид на колене (Рим, II в. н.э.) [3D]. Пентелийский мрамор. Инв. № 290.
21.
DSC_5696-14

Мужчина Ниобид на колене (Рим, II в. н.э.) [3D]. Пентелийский мрамор. Инв. № 289.
22.
DSC_5696-15

В зале находятся две внушительные картины в пандан Рубенса из незаконченного цикла о Генрихе IV Французском, заказанных королевой Марией Медичи для Люксембургского дворца и оставшихся незавершенными. Они были приобретены Козимо III Медичи в 1686 г. Эти картины являются самыми большими в галерее.

Триумфальный въезд Генриха IV в Париж (Питер Пауль Рубенс, 1627-1630). Масло по холсту. Генрих Бурбон, который был гугенотом, обратился в католицизм 25 июля 1593 г. в базилике Сен-Дени, где захоронены почти все короли Франции, а также многие члены их семей. 27 февраля 1594 г. он был коронован в Шартрском соборе под именем Генриха IV и уже 22 марта 1594 г. триумфально въехал в Париж. По этому поводу Генриху IV приписывается крылатое выражение «Париж стоит мессы».
23.
DSC_5694

Генрих IV в битве при Иври (Питер Пауль Рубенс, 1627-1630). Масло по холсту. Битва при Иври — сражение, произошедшее 14 марта 1590 г. между французской королевской армией Генриха IV и войсками Католической лиги под командованием Шарля Лотарингского, герцога Майеннского, во время Восьмой (последней) Религиозной войны во Франции («Войны трех Генрихов»). Битва принесла Генриху IV решающую победу, и он продолжил осаждать Париж.
24.
DSC_5706

На стене, обращенной к большим окнам, находятся два других внушительных полотна.

Флорентийский сенат присягает на верность Фердинанду II Медичи, избранному великим герцогом (Юстус Сустерманс, 1625). Масло по холсту. Работа представляет собой самое амбициозное произведение художника, уникальное в его карьере в качестве официального художника-портретиста при дворе Медичи. В сцене запечатлен момент принесения сенаторами и другими важными флорентийскими деятелями присяги молодому Фердинанду II в Зале Пятисот Палаццо Веккьо 11 марта 1621 г. Молодой преемник Великого герцога Тосканы Козимо II Медичи, умершего 28 февраля 1621 г., изображен под огромным троном-балдакином в окружении облаченных в траур матери Марии Магдалины Австрийской и бабушки Кристины Лотарингской, а также членов Сената. Именно эти две женщины в течение десяти лет будут регентами при малолетнем Фердинанде. Мужская и женская фигуры на первом плане являются аллегорическими изображениями Флоренции и реки Арно.
25.
DSC_5709

Похищение Прозерпины (Джузеппе Грисони, 1732-1733). Масло по холсту. Большая картина была найдена в запасниках Палаццо Серристори и отреставрирована в 2002 г. Сцена похищения взята из эскиза, который художник подготовил в 1732 г. для серии гобеленов, известных как «Элементы» и предназначенных для изготовления на флорентийской гобеленовой фабрике Arazzeria Medicea. В создании цикла также принимали участие другие известные тосканские художники. «Похищение Прозерпины» должно было олицетворять стихию огня.
26.
DSC_5695

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.