Флоренция. Галерея Уффици. Часть 11

Галерея Уффици — это одна из самых известных и важных художественных галерей в мире с несравненной коллекцией искусства флорентийского Возрождения и не только, включая, среди прочего, самую большую коллекцию картин Боттичелли. Галерея разделена на различные залы, организованные по школам и стилям. в хронологическом порядке. Рожденная из художественных коллекций, накопленных на протяжении веков семьей Медичи, она также обладает выдающейся коллекцией древних скульптур и экспонатов, среди которых шедевры Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Джамбаттисты Питтони, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Чимабуэ, Симоне Мартини и Пьеро делла Франческа.
1.
mappa_firenze1_uffizi

Необходимые примечания от автора.
1. Коллекция Уффици включает огромное количество экспонатов. Все их сфотографировать и описать практически нереально, поэтому неизбежны какие-то пропуски.
2. Около 2018 г. в Уффици проведена большая перестановка экспонатов. Существенная часть имеющейся в интернете информации была опубликована до этого «великого переселения». Я описывал выставленные экспонаты и залы галереи так, как их увидел в январе 2020 г., но некоторое количество, надеюсь, непринципиальных неточностей все-таки допускаю.
3. Для некоторых скульптур в Уффици были разработаны качественные трехмерные компьютерные модели. Ссылки на соответствующие страницы с моделями публикуются в виде [3D]. Кого заинтересует, рекомендую.
4. В соответствии с маршрутом посещения галереи, сначала выкладываю план 3 этажа. Нумерация помещений соответствует надписям в самих помещениях и большинству планов галереи, но не совпадает с приведенной в буклете, выложенном на официальном сайте. По мере возможности, я в квадратных скобках буду указывать оба варианта нумерации.
2.
III_floor

Зал Луки Синьорелли [31-32, A31-A32]
Святое семейство (Лука Синьорелли, ок. 1485-1490). Темпера по дереву. Тондо, поступившее в Уффици из Палаты муниципалитетов в 1802 г., упоминается Джорджо Вазари как висящая в Зале аудиенций Дворца партии Гвельфов. Его круглая форма, значительные размеры и тематика — Богородица с младенцем и св. Иосифом — все это типичные черты религиозных картин, заказываемых для частных домов или городских судебных органов в эпоху Возрождения с просьбой о божественной защите и милосердии. Это тондо является одной из первых известных работ, изображающих Святое Семейство в пейзаже, и оно послужило образцом для целого поколения художников, от Микеланджело до Рафаэля и Андреа дель Сарто. Монументальная прорисовка фигур, помещенных на передний план и почти вторгающихся в физический мир, безусловно, является наиболее характерной особенностью картины, деталью, которая отличается от работ его юности и, кажется, предвосхищает приемы XVI в. Богородица с жемчужным цветом лица и широкой красной туникой намерена читать книгу, а Христос обращает свой взор на св. Иосифа. Св. Иосиф носит полосатую ткань как шарф, которая, должно быть, была модным аксессуаром, о чем свидетельствует ее присутствие в многочисленных работах мастеров того времени. Цвет его лица особенно пепельный. Три персонажа в своей монументальности занимают почти все нарисованное пространство; на заднем плане мы видим едва очерченный пустынный или деревенский пейзаж и какие-то фигуры, направляющиеся к укреплениям.
3.
DSC_5597

Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов (Лука Синьорелли, ок. 1492-1496). Темпера по дереву. Эта пределла, происходящая из Братства Нери делла Мизерикордия в Монтепульчано и поступившая в Уффици в 1831 г., является работой с автографом Луки Синьорелли и может быть частью алтаря, который, как написал Джорджо Вазари, был отправлен художником в этот город.
4.
DSC_5598

Мадонна с младенцем, Троица, архангелы Михаил и Гавриил, св. Августин и св. Афанасий Александрийский (Лука Синьорелли, ок. 1510). Масло по дереву. Братство делла Тринита деи Пеллегрини заказало этот алтарь для церкви Святой Троицы в Кортоне, родном городе Луки Синьорелли. Картина поступила в Галерею Академии в 1810 г. и была перенесена в Уффици в 1919 г. Большая панель представляет собой Святое собеседование с Мадонной с Младенцем в центре, в окружении двух архангелов и двух святых епископов, с Троицей наверху, в нимбе херувимов. Слева от Марии мы видим Архангела Михаила, одетого как римский воин, держащего в руках весы, на которых он взвешивает души, и копье; справа Архангел Гавриил держит лилию и свиток, показывающий начало фразы, употребляемой во время благовещения: AVE MARIA GRATI [A PLENA]. Ниже изображены сидящие св. Августин и св. Афанасий Александрийский; последний был идентифицирован благодаря читаемому стиху на пергаменте. Оба носят богатые ризы, вышитые евангельскими сюжетами. Наверху изображено прочное Распятие, типичное для Синьорелли, которое держит Бог Отец и увенчано голубем Святого Духа.
5.
DSC_5600

Тайная вечеря; Моление о чаше; Бичевание Христа (Лука Синьорелли, ок. 1510). Масло по дереву. Эта пределла родом из Кортоны и иногда ассоциируемая с алтарем Троицы и Мадонной с младенцем и святыми (см. выше), вероятно, была написана Лукой Синьорелли при содействии его мастерской. В пределе показаны три истории из Страстей Христовых: Тайная вечеря, Моление о чаше и Бичевание Христа.
6.
DSC_5604

Мадонна с младенцем. Св. Иоанн Креститель с двумя пророками (в монохроме) (Лука Синьорелли, ок. 1490). Масло по дереву. Джорджо Вазари писал, что эта картина с виллы Медичи в Кастелло была написана для Лоренцо де Медичи, под которым он, вероятно, имел в виду покровителя Боттичелли Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи. Основная сцена заключена в тондо. Богородица изображена сидящей на лужайке и играющей со своим сыном, который находится слева от нее. Она имеет монументальный и расширенный размер, подчеркнутый большой драпировкой красного одеяния и синего плаща. На заднем плане группа обнаженных людей, то сидящих, то стоящих (сзади), то лежащих. Их фигуры отсылают к языческим временам, предшествовавшим эпохе Закона и пришествию Христа. Над тондо написаны два монохромных медальона с Пророками и центральный окулюс в форме раковины, обрамленный двумя крыльями, в котором находится св. Иоанн Креститель Предтеча. Святого опознают по панели с типичной надписью «Ecce Agnus Dei» (Агнец Божий) между развевающимися лентами, отражающими линии древних растительных спиралей в верхней части; монохромный декор завершают два херувима по углам. Иконографическая сложность картины, а также необычная планировка, предполагают культурное, изысканное и авангардное исполнение. Картина поступила в Уффици в 1779 г.
7.
DSC_5602

Портрет молодого человека (Автопортрет Филиппино Липпи) (последователь Филиппино Липпи, ок. 1485). Фреска на терракотовой плитке. Гипсовая основа фрески наносится непосредственно на терракотовую черепицу — техника, известная по нескольким образцам, датируемым XVI в. Авторство картины колеблется между Филиппино Липпи и неизвестным художником XVII в., вдохновленным автопортретом Филиппино Липпи, написанным на фреске «Спор Симона Волхва и распятие св. Петра» в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Персонаж написан повернутым на три четверти влево, едва намеченным мазками, и головой, повернутой к зрителю, с прямым взглядом. У него длинные волосы, выбивающиеся из-под шляпы, слегка запавшие глаза, прямой нос, очень полный и слегка приоткрытый рот. Некоторые детали довольно необычны, например ухо, торчащее из волос. Портрет продан Уффици в 1771 г. художником Игнацио Хагфордом.
8.
DSC_5606

Въезд Карла VIII во Флоренцию (Франческо Граначчи, ок. 1515-1517). Масло по холсту. Свидетелем описываемого эпизода, произошедшего 17 ноября 1494 г/, был сам молодой Граначчи. На картине изображен приезд короля Франции Карла VIII Валуа во дворец Медичи после изгнания Пьеро ди Лоренцо де Медичи. Здание изображено в оригинальном проекте Микелоццо, до более позднего расширения, предпринятого семьей банкиров Риккарди.
9.
DSC_5608

Зал Греческих портретов [33, A33]
Зал посвящен греческим портретам, большая часть которых находилась в коллекции Медичи. Комната оформлена в стиле оформления, известного как uomini famosi (знаменитые люди), который был популярен в эпоху Возрождения. В циклах такого типа каждый изображенный человек был призван вдохновить зрителей (обычно правящую элиту) на более высокие стандарты поведения и управления. Идея заключалась в том, что, когда uomini famosi будет наблюдать за отдельными людьми, действия этих людей будут определяться выдающимися примерами лидерства, патриотизма и т.д. В этом зале выставлена коллекция римских копий скульптурных герм, выполненных в Древней Греции в классический и эллинистический период. Дополняют экспозицию алтари римской эпохи с греческими эпиграфическими текстами, ощутимые свидетельства первостепенной роли, которую играл греческий компонент в имперском обществе. В плане зал неправильной формы, его условно можно представить в виде двух половин, близких к прямоугольной форме, соединенных узким коридорчиком.
10. Первая часть зала
DSC_5610

Портрет Алкивиада (Рим, ок. 1-100 г. н.э.) [3D]. Греческий мрамор. Алкивиад — древнегреческий государственный деятель, оратор и полководец времен Пелопоннесской войны. Был гражданином Афин, принадлежал к аристократическому роду Саламиниев. В 407 году до н.э. он был назначен стратегом-автократором (главнокомандующим армии и флота). После поражения, которое потерпел афинский флот в его отсутствие, Алкивиад вынужден был отправиться в изгнание во Фракию, а затем в Персию. В 404 году до н. э., после победы Спарты в Пелопоннесской войне, он был убит по приказу сатрапа Фарнабаза.
11.
DSC_5610-01

Погребальный алтарь Теопропа (Рим, вторая половина II в. н.э.) [3D]. Греческий мрамор. Теопроп происходил из местного аристократического рода, чьи представители в течение длительного времени властвовали в Синопе, брат тирана Тимесилея. Вырезанные на передней панели Амур и Психея являются погребальной метафорой, намекающей на отделение души от тела и описанной в «Метаморфозах» Апулея.
12.
DSC_5610-02

Портрет Аристофана (Рим, ок. 100-200 г. н.э.). Греческий мрамор. Аристофан — древнегреческий комедиограф, автор 44 комедий, из которых сохранилось только 11. Древние греки называли Аристофана просто «комиком», подобно тому, как Гомер был известен под именем «поэта».
13.
DSC_5610-03

Алтарь, посвященный Дионису (Рим, конец I в. н.э.) [3D]. Греческий мрамор.
14.
DSC_5611

Портрет Софокла (Рим, ок. 100-200) [3D]. Мрамор. Портрет неизвестного натурщика, более известный как герма драматурга и трагика Софокла. Римская мраморная копия II в. н.э., основанная на греческом оригинале V века до н.э.
15.
DSC_5610-05

Погребальный алтарь карлика-флейтиста Миропна (Рим, ок. 150 г. н.э.). Греческий мрамор. Алтарь обнаружен на Аппиевой дороге в Риме и попал на виллу папы Юлия III, затем на виллу Медичи и в конце XVIII в. поступил в Уффици. Греческая надпись, выгравированная на лицевой стороне этого алтаря, увековечивает память Миропноуса в его роли «карлика-флейтиста». Покойный, предположительно слуга, изображен держащим в руках пару тибий или авлосов — духовых инструментов, которые играли очень важную роль в общественной жизни Рима, в религиозных церемониях и в театре. По бокам мы можем видеть урцей (небольшой кувшин, используемый в священных ритуалах) и патеру. Алтарь с кимвалом и украшенными свитками может быть датирован либо эпохой Антонинов, либо эпохой Марка Аврелия.
16.
DSC_5610-06

Портрет Анакреонта (Рим, ок. 1-200 г. н.э.) [3D]. Греческий мрамор. Бюст идентифицируется, по крайней мере, со второй половины XVIII в. как портрет поэта Анакреонта на основании сходства с типом портрета, который тогда обычно ассоциировался с фигурой (как, например, портрет с надписью с его именем в Капитолийском музее в Риме). Эта голова с перевязью, оканчивающейся двумя виттами (полосками ткани) на плечах фигуры, несомненно, может быть идентифицирована как портрет поэта. Строгое каллиграфическое изображение волос и бороды позволяет предположить, что работа представляет собой копию бронзового оригинала, датируемого, вероятно, серединой V в. до н.э. Анакреонт — древнегреческий лирический поэт, один из Девяти лириков.
17.
DSC_5610-07

В углу первой части зала разместились еще два портрета.
18.
DSC_5612

Портрет Демосфена (Рим, II в. н.э.) [3D]. Греческий мрамор. Демосфен был одним из величайших ораторов древности, мастером политических речей, слава его дошла до наших дней. Поначалу Демосфен выступал в суде, будучи помощником прокурора, но постепенно приобщился к политической деятельности и стал ведущим афинским политиком. Портрет Демосфена восходит к статуе работы Полиевкта, установленной в 280 г. до н.э. на афинской Агоре.
19.
DSC_5612-08

Портрет Ксенократа (Рим, II в. н.э.) [3D]. Греческий мрамор (голова), мрамор из Луны (герма). Характерные черты этого портрета (раздвоенная борода, укладка волос на лбу и пронзительный взгляд, подчеркнутый туго вытравленными линиями) сильно напоминают портрет Эпикура, уроженца Самоса и основатель эпикурейской школы философии, которая была чрезвычайно популярна между IV и II в. до н.э. Однако другие детали, такие как иная форма носа, позволяют предположить, что эта голова на самом деле может изображать неизвестного мыслителя римской эпохи, просто стремившегося подражать облику своего любимого философа на своем собственном портрете. Портрет поступил в Уффици в 1704 г.
20.
DSC_5612-09

Вид на виллу Медичи (Паоло Анеси, ок. 1764). Масло по холсту. Большая часть скульптур, выставленных в этом зале и в следующем, ранее украшала величественные покои виллы Медичи в Риме. Приобретенная Фердинандом де Медичи в 1576 г. в качестве резиденции семьи Медичи в Риме, вилла на протяжении полутора столетий была одним из самых престижных мест в Риме, где жили послы Великого герцогства Тосканского при папском дворе. В музее скульптуры на вилле и в ее садах хранились такие знаменитые произведения, как «Ниобиды», «Ариадна», «Венера Медичи», ваза Медичи и многое другое, сейчас выставленные в Уффици. Лотарингский дом, занявший место семьи Медичи в 1737 г., не был заинтересован в сохранении такой роскошной и дорогостоящей резиденции, поэтому, начиная с 1770 г., он постепенно начал демонтировать классическую декоративную схему виллы, выделив многие работы для украшения общественных и частных помещений во Флоренции, столице великого герцогства. Паоло Анези, римский живописец на пике своей карьеры, который уже работал для некоторых ведущих семей Рима, таких как Паллавичини, Корсини и Колонна, написал в 1764 г. картину, демонстрирующую оригинальный вид фасада виллы и ее садов в итальянском стиле.
21. Картина выставлена в коридорчике
DSC_5613

22. Вторая часть зала
DSC_5616

Портрет Сократа (ок. 15 г. до н.э.- 20 г. н.э.). Мрамор. Древняя голова, приобретенная в 1781 г. из коллекции Пандольфини, была вставлена в герму. Нос, часть лба и локоны оригинала — современная реставрация. Сократ — древнегреческий философ. Его учение разделило древнегреческую философию на «досократовский» и «сократовский» периоды.
23.
DSC_5616-10

Портрет Арата (Рим, I-II в. н.э.) [3D]. Пентелийский мрамор. Арат из Сол — древнегреческий дидактический поэт.
24.
DSC_5616-12

Погребальный алтарь Элписа (Рим, ок. 150-175 г. н.э.) [3D]. Греческий мрамор.
25.
DSC_5616-13

Портрет Хрисиппа (Рим, I-II в. н.э.) [3D]. Греческий мрамор. Хрисипп — философ, представитель ранних стоиков. Возглавлял стоическую школу, а также считался ее вторым основателем (систематизатором) — к его заслугам относят окончательное оформление стоицизма. Ученик и преемник стоика Клеанфа.
26.
DSC_5616-14

Алтарь в честь Родона, раба Домиции Августы (Рим, I в. н.э.) [3D]. Мрамор из Луни. Алтарь характеризуется очень сложным барельефным декором с фестонами, обозначающими пространство по коротким сторонам, прикрепленными соответственно к протомам овна и головам Юпитера Аммона. Они ведут к главному фасаду памятника, где гирлянда возвышается над морским коньком. Великолепная голова Горгоны поддерживает панель с надписью с посвящением в честь молодого умершего человека Родона, раба Домиции Августы. Изящно выгравированный текст подчеркивает должность, которую занимал (вероятно, в управлении личными финансами Домициана) Родон, который отвечал за надзор за наследством, завещаниями и пекулиями. Алтарь поступил в Уффици в 1824 г.
27.
DSC_5616-15

Портрет Софокла (Портрет Солона) (Рим, I-II в. н.э.) [3D]. Пентелийский мрамор. Расположенная на древнем бюсте (хотя и не имеющем отношения к голове), на котором читается надпись, вероятно древняя, утверждает, что это портрет «Солона-законодателя». На самом деле эта голова может быть идентифицирована как копия портрета драматурга и трагика Софокла. Конфигурация раздвоенной бороды и тонкая полоса вокруг волос позволяют отнести этот портрет к так называемому «латеранскому типу», архетипом которого можно назвать статую, посвященную драматургу Ликургу в Театре Диониса в Афинах около 330 г. до н.э.
28.
DSC_5616-16

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.