Флоренция. Палаццо Питти. Королевские апартаменты. Часть 4

Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения.
1.
mappa_pitti

С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею и Королевские апартаменты.
2.
pitti0

В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
2_floor

Спальня королевы [VII]
Во времена Медичи, когда этот зал был частью покоев великого принца Фердинандо, комната использовалась для игры в «трукко», похожую на бильярд.
4*.
DSC_9511

При династии Габсбургов-Лотарингов она стала гостиной великой герцогини, и по этому случаю лепнина на потолке была переделана Аристодемо Костоли по проекту Антонио Марини.
5.
DSC_9478-01

При Савойском доме комната использовалась как спальня королевы. Голубая шелковая парча на стенах была натянута в 1844 г. Ковер французского производства начала XIX в. был изготовлен для дворца в Лукке; будучи обрезанным под новые размеры, он был уложен на пол в этой комнате в 1868 г.
6.
DSC_9478-02

Комната королевы Маргариты Савойской привносит оттенок элегантного беспорядка, который, согласно эклектичным вкусам необарокко и неоклассицизма, преобладавшим в конце XIX в., позволил создавать повседневные миксы из различной мебели, предметов, материалов, периодов и стилей. Синие с золотисто-желтым узором обои из шелковой парчи французского производства гармонируют с большой кроватью с балдахином, шезлонгом и маленьким креслом, обтянутым голубым шелком итальянского производства конца XIX в.
7.
DSC_9478-03

Рядом с кроватью в великогерцогских мастерских под руководством Леонарда ван дер Вине в 1687 г. изготовлены изделия из черного дерева и позолоченной бронзы, украшенные инкрустацией полудрагоценными камнями. Табурет у кровати изготовлен в тех же великогерцогских мастерских по рисункам Джованни Баттисты Фоджини, а стулья, кресла и диван выполнены в стиле неоклассицизма в 1806 г.
8.
DSC_9488

Описание экспонатов в центре зала можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.

Дормез (флорентийская мануфактура, 1885). Дерево, обивка из шелка. Он был изготовлен специально для спальни королевы и обтянут тем же атласом, что и соседнее кресло. Дормез, или кушетка, — один из самых стильных видов мягкого дивана. Изначально дормез относили к потрясающему стилю рококо и на самом деле он не являлся исключительно диваном, как сейчас его представляют современники. «Дормез» в первоначальном смысле — это карета, которая была оборудована для комфортного отдыха и удобного сна в дальней дороге. Такими каретами пользовались исключительно вельможи, а потому убранство кареты, включая диванчик, отличались особым изыском в стиле. Позднее термин «дормез» распространили на специальное удлиненное кресло для отдыха (сна).
9.
DSC_9472-01

Кресло (Чезаре Ванини, 1870). Резное и позолоченное дерево, обивка из бледно-голубого атласа. Мягкое кресло было изготовлено придворным обойщиком Чезаре Ванини.
10.
DSC_9472-02

Кресло (пармская мануфактура (?), ок. 1750). Резное и позолоченное дерево, гобелен Бове. Это удобное кресло, известное также как «герцогиня Бризе», было привезено из Пармского дворца в 1868 г. и должно было дополняться пуфиком для поддержки ног. На гобелене изображены пасторальные сцены.
11.
DSC_9472-04

Два кресла и два стула (Джованни Баттиста Дольчи, 1806). Резное и позолоченное дерево, обивка бледно-голубым и желтым дамасским шелком. Два кресла и два стула, входящие в гарнитур 1806 г., включающий и другие предметы в этой комнате, были заказаны Марией Луизой Бурбонской, которая в наполеоновский период была королевой Этрурии. Спинка в форме голубя и ножки в форме пирамиды украшены французскими неоклассическими мотивами. Маленький столик (ливорнская мануфактура (?), ок. 1820). Окрашенный и частично позолоченный металл, столешница из скальолы. Этот маленький столик задокументирован в Палаццо Питти в 1820 г. Он состоит из четырех простых спиральных ножек, поддерживающих столешницу из скальолы, изображающей Геракла, сражающегося с кентаврами, и окруженной украшенным бордюром. Овальное блюдо на подставке (саксонское производство (Мейсен), ок. 1750). Фарфор и позолоченная бронза. Изготовленное на знаменитой Мейсенской мануфактуре в Саксонии, оно украшено четырьмя голубями по углам и изящным рельефным орнаментом из цветов. Блюдо попало в Палаццо Питти в 1867 г. из королевского дворца в Парме.
12.
DSC_9472-07

Описание экспонатов на стене A можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.

Крещение Христа (Санти ди Тито, 1560-1600). Масло по дереву. Картина находилась в коллекции Медичи по крайней мере с 1687 г.; она относится к раннему периоду карьеры художника.
13.
DSC_9499

Портрет Генриха IV Французского в доспехах (французская школа, XVIII в.). Масло по холсту. На портрете изображен король Генрих IV, который в 1600 г. женился на Марии Медичи. Он носит знаки отличия ордена Святого Духа, состоящие из позолоченного креста, украшенного лилиями Франции и Голубем Святого Духа, и держит жезл маршала Франции.
14.
DSC_9497

Чаша для святой воды (великогерцогские мастерские по эскизам Джованни Баттисты Фоджини, ок. 1704). Пьетро дюре и позолоченная бронза. Чаша, похожая по форме на ту, что находится в королевской опочивальне, вероятно, также создана по проекту Фоджини.
15.
DSC_9473-04

Кровать (тосканское производство, ок. 1833). Железо и позолоченная бронза, бледно-голубой шелк. Кровать была установлена в спальне королевы в 1878 г. Декоративные мотивы типичны для стиля ампир и состоят из крупных пальметт, увенчанных перилами.
16.
DSC_9491

Описание экспонатов на стене B можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.

При-дьё (Леонардо ван дер Винне и мастерские великого герцога, 1687). Дерево, облицованное эбеновым и палисандровым деревом, пьетро дюре и позолоченной бронзой. Этот богато украшенный молитвенный столик был изготовлено для Козимо III Медичи. Под подлокотником находится небольшая накладка, ручка которой представляет собой голову херувима.
17.
DSC_9475-01

Витрина для медалей (миланское производство (?), ок. 1850). Дерево, инкрустированное латунью. Витрина известна как «а-ля Буль» по имени известного французского краснодеревщика Андре-Шарля Буля, работавшего при дворе Людовика XIV. Она была доставлена из резиденции герцога Пармы в 1868 г. вместе с другим аналогичным образцом, который сейчас находится в Зимних апартаментах Палаццо Питти на третьем этаже. Ваза типа «famille rose» (Китай, середина XVIII в.). Фарфор. Ваза была привезена из королевского дворца Пармы в 1870 г. и украшена растительными мотивами, выполненными золотом на голубом фоне, в которые вставлены панели с изображением больших цветных птиц или цветка. Фарфор «Famille rose», появившийся в начале XVIII в., характеризуется использованием розовой эмали в сочетании с другими бледными и матовыми оттенками.
18.
DSC_9475-04

Пара ваз (венская мануфактура, ок. 1824). Фарфор. Венская мануфактура, основанная в 1718 г., была второй после Мейсенской по производству фарфора из твердой пасты, аналогичного китайскому изделию. Эти вазы были привезены из Турина в 1866 г., после того как члены Савойского дома переехали в Палаццо Питти.
19.
DSC_9475-06

Каминные часы (французская мастерская, ок. 1850). Позолоченная бронза. Эти часы поступили в Палаццо Питти в 1868 г. из резиденции герцога в Парме и украшены в стиле «рокайль» крошечными растительными завитками.
20.
DSC_9475-08

Ширма (Китай, конец XVII или начало XVIII в.). Резное дерево, покрытое лаком и росписью. Ширма в спальне королевы придает помещению оттенок шинуазри. Ширма была взята из гардероба великого герцога в 1842 г. и установлена в Китайской гостиной в Зимних апартаментах. В конце XIX в. она была перенесена в эту комнату.
21.
DSC_9475-09

Кабинет (саксонская мануфактура (Иоаннм Август Тюрпе), ок. 1850). Черное дерево, слоновая кость и фарфор. Кабинет прибыл в Палаццо Питти из Пармского дворца в 1868 г. Он украшен фарфоровыми панелями, расписанными пейзажами.
22.
DSC_9475-10

Бегство в Египет (Лука Джордано, ок. 1682-1686). Масло по холсту. Сюжет картины — путешествие Святого семейства из Палестины в Египет, чтобы спасти младенца Иисуса из лап царя Ирода. Она была написана для Виктории делла Ровере, жены великого герцога Фердинандо II, вероятно, во время пребывания Джордано во Флоренции между 1682 и 1686 гг.
23.
DSC_9496

Описание экспонатов на стене C можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.

Ангел Гавриил и Дева Благовещения (Карло Дольчи, ок. 1650-1660). Масло по холсту. Эти две парные картины, написанные Дольчи в период его зрелости, повторяют два овальных полотна на ту же тему из коллекции Ферони, подаренной в 1865 г. галерее Уффици. Изображение Ангела сильно пострадало во время наводнения 1966 г.
24.
DSC_9477-01-1

25.
DSC_9477-01-2

Товий и архангел Рафаил (Кристофано Аллори, ок. 1620-1621). Масло по меди. Библейское повествование повествует о том, как юный Товий по указанию архангела Рафаила ловит рыбу, чтобы использовать ее печень для восстановления зрения своего слепого отца Товита. Эта небольшая картина стала одной из последних работ Кристофано Аллори и была завершена его учеником Занотти Рози.
26.
DSC_9477-02

Кающаяся св. Мария Магдалина (флорентийская школа, XVII в.). Масло по меди. Святая изображена медитирующей в сопровождении своего обычного атрибута — баночки с мазью, которой она помазала Иисуса. Картина, вероятно, создана на основе композиции художника Алессандро Аллори и занесена в опись Палаццо Питти 1829 г.
27.
DSC_9477-05

Портрет Марии Терезии Испанской (мастерская Анри и Шарля Бобренов, XVII в.). Масло по холсту. Эта картина является копией портрета, находящегося сейчас в Версале, на котором изображена Мария Терезия, дочь короля Испании Фелипе IV, которая вышла замуж за короля Людовика XIV в 1650 г.
28.
DSC_9494

Св. Цецилия во славе (Себастьяно Конка, ок. 1720-1727). Масло по холсту. Св. Целилия изображена в центре, увенчанная Христом. Переносной орган, поддерживаемый группой ангелов в левом нижнем углу, является ее иконографическим атрибутом. Картина представляет собой эскиз к фреске на потолке нефа церкви Санта-Чечилия в Трастевере в Риме, и была подарена художником тогдашнему герцогу Пармскому Филиппо I Бурбон. Она появилась в Палаццо Питти в 1868 г.
29.
DSC_9495

Описание экспонатов на стене D можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.

Мадонна со св. Иеронимом (Антуан-Себастьян Фалардо, 1850-1885). Масло по холсту. Это полотно является копией знаменитой картины Корреджо, которая сейчас находится в Пинакотеке в Парме. Оно было привезено в Палаццо Питти из савойской резиденции в Пьяченце.
30.
DSC_9474-01

Две пары подсвечников (Франция, ок. 1820). Чеканная и позолоченная бронза, хрусталь. Эти две пары подсвечников (на фото приведено по одному экземпляру из каждой пары) поступили в Палаццо Питти в 1822 г.
31.
DSC_9474-02

Вазы с крышками (Китай, середина XVII в.). Фарфор типа уцай. Китайский термин wucai (уцай, пять цветов) — стиль украшения белого китайского фарфора в ограниченной цветовой гамме. Для контура рисунка и некоторых частей изображений обычно используется подглазурная кобальтово-синяя эмаль, а для остальных рисунков — надглазурная эмаль красного, зеленого и желтого цветов. Части рисунка и некоторые контуры остальных окрашиваются подглазурной синей краской, затем изделие покрывается глазурью и обжигается. Остальная часть рисунка затем покрывается надглазурными эмалями разных цветов, и изделие снова обжигается при более низкой температуре. Две вазы украшены фигурами придворных, возможно, из литературных или театральных источников, на третьей изображена процессия детей в стиле бурлеск.
32.
DSC_9474-03

Пара комодов (тосканская мануфактура, 1770-1785). Палисандр, мрамор. Стиль этих комодов, аналогичный стилю Людовика XV, указывает на датировку примерно 1770-1785 гг.
33.
DSC_9474-06

Кресло (Эмилио Тручи, 1883). Резное красное дерево. Это кресло было специально куплено для спальни королевы. В верхней части спинки расположен герб Савойского дома, окруженный гирляндой цветов.
34.
DSC_9474-08

Письменный стол (Джузеппе Кантьери, 1841). Различные породы дерева. Письменный стол, украшенный элегантной резьбой в этрусском стиле, подписан столяром-краснодеревщиком и является особенно ценным образцом флорентийского производства. В поперечные элементы, соединяющие ножки, встроена подставка для ног.
35.
DSC_9474-09

Положение Христа во гроб (Латтанцио Гамбара, 1568-1574). Масло по холсту. Оригинальная версия полотна находится в церкви Сан-Пьетро-аль-По в Кремоне. Копия картины получена из пизанской церкви Сан-Стефано-де-Кавальери. В описании, скорее всего, ошибочно, название церкви указано как Сан-Джованни-де-Кавальери.
36.
DSC_9498

После посещения Спальни королевы время работы дворца Питти завершилось, и всех оставшихся посетителей попросили на выход. В оставшиеся два зала из числа покоев королевы доступ сильно ограничен, поэтому для полноты фотоотчета дворца я счел необходимым воспользоваться имеющимися в свободном доступе фотографиями с официального сайта музеев Уффици и из Википедии и хоть как-то сделать описания этих помещений.

Овальный зал [VIII]
Масштабные архитектурные работы, длившиеся более десяти лет, проводились на втором этаже правого крыла дворца Питти в период, начиная с 1760 г. Целью перестройки было обновление части покоев великого принца Фердинандо и которые предназначались будущему великому герцогу Пьетро Леопольдо и его жене Марии Луизе Бурбонской.
37.
DSC_9505

Овальный зал должен был стать частным салоном новой великой герцогини, а его дизайн и оформление были поручены художникам нетосканского происхождения, что свидетельствует об открытости к различному художественному опыту и соответствует интернациональному и просветительскому характеру, который великий герцог намеревался придать своему двору.
38.
DSC_9505-1

Овальная планировка зала, необычная по сравнению с остальной частью дворца, была разработана в 1763 г. веронским архитектором Игнацио Пеллегрини, чувствительным в архитектурном плане к отголоскам позднего барокко Франческо Борромини. Свод был украшен в 1765 г. Франческо Визетти из Тичино и последующими за ним другими ломбардскими мастерами: позолоченные рамы, ультрабелые барельефы и изящные волюты с растительными мотивами придавали пышность и утонченную элегантность, гармонируя со вкусом рококо того периода. Это роскошное оформление зала достигло своего пика в оригинальных серебряных и золотых драпировках из ткани ламе, вышитых шелком, которые были демонтированы примерно в 1790 г., чтобы освободить место великолепному шелковому облачению с белым фоном и китайским узором в стиле шинуазри, выполненному во Флоренции между 1780 и 1783 гг. В наполеоновский период (1799-1814) помещение использовалось как зал ожидания для дам. В XIX в. здесь были постелен ковер и подвешена люстра Чешской мануфактуры первой половины XVIII в.
39.
DSC_9505-2

Камин закрыт экраном (флорентийская мануфактура, ок. 1790). Резное и позолоченное дерево, панель, вышитая полихромным шелком. Экран, вероятно, сочетался с серией резных стульев для этой комнаты, изготовленных Джованни Туссеном в 1783 г. (заменены стульями конца XIX в.). На каминной полке стоит пара кашпоранция, ок. 1835-1840). Фарфор. Эта пара прибыла из Турина в 1868 г. Часто в кашпо растения не высаживают, используя их лишь в декоративных целях — красотой отделки некоторые изделия не уступают вазам. Пара канделябров (Франция, вторая четверть XIX в.). Точеная и позолоченная бронза. Они вместе с другой парой подсвечников в этом зале прибыли из Лукки в 1865 г. Каминные часы (парижская мастерская Raingo frères, ок. 1860). Фарфор, точеная и позолоченная бронза. Каминные часы прибыли из Турина в 1867 г., но не исключено, что они были родом из Пармы. Часы в основании украшены фарфоровыми панелями, воспроизводящими произведения французской живописи XVIII в.
40.
DSC_9503-1

Туалетный комплект (Гаэтано Гуардани, 1833). Серебро и хрусталь. Большое поворотное зеркало и набор различных прямоугольных и круглых коробок разных размеров установлены на прикрытом тканью туалетном столике.
41.
DSC_9504-1

Напольное зеркало (Луиджи Манетти, Лоренцо Рестори, Ренье Барди, Джузеппе Герарди, 1833). Резное красное дерево, позолоченные бронзовые аппликации, зеркало.
42.
DSC_9504-2

Консоль (Джованни Баттиста Дольчи старший, 1766-1767). Инкрустированное резное дерево. Консоль в стиле Людовика XV представляет собой богатую резьбу и инкрустацию из листвы, спиралей, цветов и ракушек. Четыре инкрустированные и позолоченные ножки в точке опоры на землю меньше размера столешницы. В нижней части расположены четыре витые перемычки, которые в месте соединения образуют ракушку и цветы в первой части, а также цветы и бабочки во второй. На консоль установлена прямоугольная мраморная столешница. Пара подсвечников (французская мастерская и мейсенская мануфактура, ок. 1750 и ок. 1850). Бронза и фарфор. Два канделябра, прибывшие из герцогского дворца в Парме в 1868 г., представляют собой бронзовые рамы, внутри которых установлены две статуэтки из мейсенского фарфора, датированные серединой XVIII в. Десертное блюдо (немецкая мануфактура, XVIII в.). Фарфор и позолоченная бронза. Прибыло из королевского дворца Зала Браганца недалеко от Пармы в 1867 г. При изготовлении тарелки была использована модель знаменитого мейсенского фарфорового завода.
43.
DSC_9502-1

Круглый зал [IX]
Архитектурно-декоративное оформление кабинета принадлежит Никколо Гаспаре Паолетти, который воспользовался строительством Джузеппе Руджери (1765-1766) новой ротонды на южной стороне, чтобы создать круглую комнату на пиано нобиле в апартаментах, предназначенных для великой герцогини Марии Луизы, жены Петра Леопольда Габсбург-Лотарингского. После постройки в 1765-1766 гг. работы были приостановлены и только десять лет спустя кабинет был украшен лепниной Доминико Руски, известного как иль Портогалли, резьбой Лоренцо Дольчи и позолотой Франческо Ристори.
44.
Rotonda

В центре потолка Джулиано Трабаллези написал фреску, изображающую «Три грации» — популярную неоклассическую тему. Элегантность гостиной обусловлена изысканностью золотой лепнины на светлом фоне неоклассики. О классической архитектуре напоминает и круглая форма помещения, и украшение свода узорами из мелких роз и ложными лакунариями.
45.
rotonda3

Визуальному расширению пространства способствуют высокие зеркала, расположенные так, чтобы заполнить большие промежутки между огромными окнами, которые позволили соединить интерьер с экстерьером. Оригинальная, простая обстановка лотарингского периода, состоявшая из шести диванов, изготовленных Лоренцо Дольчи в 1775 г. и расставленных вдоль стен, была дополнена многочисленными итальянскими и французскими креслами, стульями и столиками, использовавшимися Маргаритой Савойской и ее дамами для бесед, чтения и неизбежных «дамских штучек».
46.
Rotonda2

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.