Флоренция. Палаццо Питти. Королевские апартаменты. Часть 3

Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения.
1.
mappa_pitti

С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею и Королевские апартаменты.
2.
pitti0

В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
2_floor

Зал с попугаями [V]
Название комнаты было придумано с флорентийским остроумием и отсылает к геральдическому мотиву императорских орлов, который повторяется на красивых французских настенных обоях из шелка лампас примерно 1810 г., привезенных во Флоренцию великим герцогом Фердинандом III Лотарингским в 1814 г. во время Реставрации. Хотя шелковые обои появились еще во время правления Бонапарта, люди продолжали настолько ценить их качество, что использовали повторно, без каких-либо иконографических отсылок на Империю. Комната отделяет апартаменты, предназначенные для великих герцогов, а затем и короля, протянувшиеся вдоль внутреннего двора, от апартаментов сначала великих герцогинь Лотарингии, затем, в наполеоновский период, Элизы Бачокки и, наконец, королевы, которые расположены вдоль фасада дворца. Ковер и хрустальная люстра датируются XIX в.
4.
DSC_9446-1

В период лотарингцев помещение было перестроено: потолка был украшен лепниной, выполненной Джузеппе Спадола и его помощниками по проекту Антонио Марини (ок. 1833). Также в зале была установлена большая печь.
5.
DSC_9450-00

Описания экспонатов на стене A можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.

Портрет Джулии Варано (последователь Тициана). Масло по дереву. Вероятно, это копия утраченного оригинала портрета Тициана XVI в. На картине изображена Джулия да Варано, жена Гвидобальдо II делла Ровере. Этот портрет вместе с многочисленными другими художественными ценностями попал во Флоренцию как часть приданого Виктории делла Ровере, жены великого герцога Фердинанда II де Медичи.
6.
DSC_9447-01

Портрет Марии Медичи (Франс Пурбус младший, 1611). Масло по холсту. Портрет Марии Медичи, королевы Франции, существующий в различных версиях, подписан автором и отличается исключительно высоким качеством. Он попал в Палаццо Питти в 1613 г. вместе с портретом мужа Марии Генриха IV, находящимся на противоположной стене и присланным маркизом Ботти, послом Тосканы в Париже.
7.
DSC_9459

Мария Тереза и Франциск I Австрийские со своими детьми в Шенбрунне (Мартин ван Мейтенс, 1756). Масло по холсту. Эта большая картина, изображающая императорскую семью дома Габсбургов целиком, висела на стене одной из комнат в частных апартаментах на третьем этаже, отведенных для эрцгерцогов и эрцгерцогинь. Картина основана на более раннем портрете того же художника, написанном в 1754 г. и находящемся сейчас во дворце Шенбрунн, на котором изображены только одиннадцать детей. Мейтенс изобразил на этой картине еще и двух самых последних членов семьи. В итоге, картина стала окончательным изображением монархов Габсбургов и была воспроизведена в различных форматах и с использованием различных техник.
8.
DSC_9458-1

Описания экспонатов на стене B можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.

Портрет мужчины (флорентийская школа, XVI в.). Масло по дереву. Портрет, занесенный в описи Палаццо Питти в начале XIX в. с атрибуцией Пальма иль Веккьо, недавно был отнесен к неизвестному художнику флорентийской школы.
9.
DSC_9449-01

Портрет танцующих пфальцских курфюрстов (Ян Франс ван Дувен, 1695). Масло по холсту. На подписанном и датированном полотне изображена Анна Мария Луиза де Медичи, танцующая со своим мужем Иоганном Вильгельмом, курфюрстом Пфальца в испанских костюмах. Это один из серии портретов того же формата, на которых изображены сцены из общественной жизни правящей пары. Возможно, его прислала сама курфюрстина в подарок своему брату Фердинандо.
10.
DSC_9449-02

Портрет мужчины (венецианская школа, XVI в.). Масло по дереву. Портрет является качественным образцом венецианской школы начала XVI в.
11.
DSC_9449-03

Цветы и утки (Андреа Бельведер, ок. 1685-1694). Масло по холсту. Этот подписанный натюрморт принадлежал коллекции великого герцога Фердинандо Медичи.
12.
DSC_9449-04

Портрет Франческо I Медичи (Ханс фон Аахен, 1585). Масло по холсту. На полотне изображен великий герцог Франческо I, и его можно датировать 1585 г., когда он был награжден орденом Золотого руна, воротник которого виден на портрете.
13.
DSC_9457

Каминные часы (Пьер Филипп Томир, ок. 1812). Чеканная и позолоченная бронза, черный мрамор. Часы были приобретены в 1812 г., во времена наполеоновских войн, у французского ювелира Томира, придворного чеканщика французского императора. Часы представляют собой нередкий пример «переработки» произведений искусства, характерных для Реставрации (ок. 1815): оригинальный бюст Наполеона был заменен бюстом великого герцога Фердинандо III и имперским орлом с аллегорической фигурой Тосканы.
14.
DSC_9449-09

Аллегория Поэзии (Абрахам Константин, ок. 1821). Роспись по фарфору. Абрахам Константин, специализирующийся в технике росписи по эмали, сделал эту копию картины Карло Дольчи (находится в Галерее Корсини) для Севрской фарфоровой мануфактуры, которая заказала ему серию репродукций картин старых мастеров. Эта версия была продана художником великому герцогу в 1821 г.
15.
DSC_9456-1

Портрет женщины (мастерская Лукаса Кранаха старшего). Масло по дереву. Маленькая крылатая змея в левом нижнем углу — фирменный знак мастерской Кранаха; этот портрет типичен для ее работ.
16.
DSC_9456-2

Портрет женщины (Понтормо (?)). Масло по дереву. Картина задокументирована в коллекциях Медичи с 1612 г. и ранее приписывалась Андреа дель Сарто. Современные критики предпочли приписать портрет молодому Понтормо.
17.
DSC_9456-3

Описания экспонатов на стене C можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.

Ярмарка в Импрунете (Филиппо Наполетано, 1618). Масло по холсту. Художник показывает площадь в Импрунете — мы узнаем собор Санта Мария в центре — переполненную из-за ярмарки, которая до сих пор проводится там каждый год осенью, 18 октября. На переднем плане мы видим великогерцогскую семью с Козимо II и его женой Марией Магдалиной Австрийской вместе с одной из их дочерей. Художник изобразил себя слева, в красном пиджаке и шляпе с плюмажем. Картина была приобретена великим герцогом в 1618 г.
18.
DSC_9455

Портрет короля Франции Генриха IV (Франс Пурбус младший, 1613). Масло по холсту. Портрет Генриха IV, существующий в нескольких версиях, подписан Пурбусом и отличается исключительно высоким качеством. Он попал в Палаццо Питти в 1613 г. вместе с портретом жены Генриха Марии Медичи, присланным маркизом Ботти, послом Тосканы в Париже.
19.
DSC_9460

Портрет кардинала Джованни Карло Медичи (Бальдассарре Франческини, известный как Вольтеррано, ок. 1653). Масло по холсту. Это портрет кардинала Джованни Карло де Медичи, сына великого герцога Козимо II, который в 1638 г. был назначен королем Испании «морским генералиссимусом». Здесь кардинал держит письмо о назначении его «генерал-капитаном на море» с датой 1653 г. Вольтеррано, без сомнения, написал портрет примерно в том же году.
20.
DSC_9450-04

Ваза Имари с крышкой (Япония, ок. 1710). Фарфор. Это одна из пяти аналогичных ваз, расположенных в разных частях Палаццо Питти; она имеет сложный цветочный декор с четырьмя окнами, в которых изображены летящие фениксы и карпы в водопаде, причем последние являются символом настойчивости.
21.
DSC_9450-05

Описания экспонатов на стене D можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.

Портрет Урсулы Дегнин (Христоф Амбергер, 1543). Масло по дереву. Имя молодой женщины из немецкой буржуазии, держащей в руке перчатку, написано на картине вместе с датой. Возможно, портрет происходит из коллекции кардинала Леопольдо де Медичи и является парным к портрету Корнелиуса Гро, который сейчас находится в Уффици.
22.
DSC_9453-1

Воображаемый вид с римскими руинами (Вивиано Кодацци, ок. 1650-1670). Воображаемый вид с римскими руинами и вывеской гостиницы (Вивиано Кодацци, ок. 1650-1670). Масло по холсту. Эти два полотна поступили из коллекции великого принца Фердинандо, в описи которой указано, что архитектурные элементы принадлежат Вивиано Кодацци (художнику, который специализировался на такого рода перспективных изображениях античных руин), а фигуры — Адриану ван дер Кабелю.
23.
DSC_9453-2

24.
DSC_9451-2

Святое семейство со св. Анной (Джованни Доменико Черрини, ок. 1630-1670). Масло по холсту. Композиция, несколько раз обработанная художником с вариантами, изображает св. Иосифа и св. Анну рядом с Мадонной с младенцем. Она поступила из коллекции великого принца Фердинандо Медичи и сохранила свою оригинальную раму.
25.
DSC_9452

Св. Мария Магдалина (Доменико Пулиго, ок. 1523). Масло по дереву. Картина приписывается Пулиго в описи коллекции кардинала Леопольдо Медичи за 1675 г. На ней изображена св. Магдалина, которую можно узнать по ее нимбу и сосуду с драгоценной мазью.
26.
DSC_9451-1

Гостиная королевы [VI]
Следующая комната изначально была личной опочивальней великого принца Фердинандо, а затем — спальней великих герцогинь Лотарингского дома. В савойский период она стала гостиной королевы и называлась Желтой комнатой из-за шелковых настенных покрытий. Шелк, вероятно, был частью группы гобеленов, которые прибыли во дворец с возвращением Фердинанда III в 1814 г., во время Реставрации, и, следовательно, датируется примерно 1810 г. Изначально обои были белыми, но в 1844 г. их окрасили в желтый цвет для адаптации к комнате.
27.
DSC_9461-01

Потолок был украшен лепниной в 1833 г. Эмилио Сантарелли по случаю перестройки помещения для новой великой герцогини Марии Антонии Бурбон-Сицилийской, второй жены Леопольдо II Лотарингского. Люстра и ламбрекены для штор изготовлены в итальянских мастерских середины XIX в. Убранство было обновлено в конце XIX в. в соответствии со вкусом королевы Маргариты Савойской. Зеркала и консоли датируются 1884 г.
28.
DSC_9461-02

Большой ковер был изготовлен во Франции в 1815 г. на Императорской и Королевской мануфактуре ковров в Турне. Ковер украшен по периметру декоративным мотивом шестнадцати императорских когорт, в центре изображен крест ордена Почетного легиона, учрежденного Наполеоном в 1802 г. Этот мотив был заимствован с ковра, который создали для Большого кабинета Шато Сен-Клу.
29.
DSC_9461-03

Описания экспонатов на стене A можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.

Канделябр (китайская (?) и французская фабрики, XIX в.). Позолоченная бронза и фарфор типа «розовая семья». Подставка из фарфора, может быть, была изготовлена в Китае, хотя не исключается и европейская имитация. На основании изображен герб семьи Бурбон-Пармы. Он был доставлен в Палаццо Питти из герцогской резиденции в Парме в 1867 г. Первоначально помещенный в Тронный зал, канделябр, очевидно, ценился за экзотический вкус восточного фарфора, оправленного в бронзу, с необарочной пышностью.
30.
DSC_9462-01

Сцена из деревенской жизни (итальянская школа, XIX в.). Масло по холсту. Эта картина, которая, возможно, датируется 1830-1840 гг., была привезена во дворец савойской семьей в 1867 г. из королевской виллы Сала Баганца близ Пармы.
31.
DSC_9462-02

Дама с детьми и няней (итальянская школа, XIX в.). Масло по холсту. Полотно, привезенное в Палаццо Питти из королевской виллы Сала Баганца в 1867 г., свидетельствует о сохраняющейся популярности в XIX в. композиций с маленькими фигурами в манере XVIII века. Это парная картина к установленной в этой комнате напротив.
32.
DSC_9462-03

Две фарфоровые вазы типа Имари (Япония, ок. 1700-1715). Документально подтвержденные в Палаццо Питти в 1791 г., вазы украшены шестиугольниками с фигурами львов и растительными мотивами. Имари — обобщенное название фарфора, который производили с 1616 г. в японском поселке Арита для экспорта. Название «имари» изделия получили в честь порта Имабари, из которого фарфор отправляли в Западную Европу. Изначально мастера подражали китайскому стилю, но постепенно развился собственный японский стиль, и фарфоровые изделия приобретали новые самобытные черты.
33.
DSC_9462-04

Ваза с крышкой (Китай, ок. 1700-1710). Фарфор. Это одна из пяти аналогичных ваз, которые находились в коллекциях Великих герцогов по крайней мере с 1779 г. Famille Blue в соответствии с западной классификацией фарфора — это тип китайского фарфора, представленный в XVIII в. и характеризующийся кобальтово-синей надглазурной эмалью.
34.
DSC_9462-11

Описания экспонатов на стене B можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.

Симона Мартини пишет портрет Лауры (Пьетро Сальтини, 1863). Масло по холсту. Полотно принадлежит к серии исторических картин в этом зале, заказанных в 1863 г. королем Виктором Эмануилом II лучшим ученикам Академии. Сальтини показывает романтический эпизод, когда средневековый сиенский художник Симоне Мартини писал портрет Лауры Петрарки. Рама в неоготическом стиле украшена савойским гербом.
35.
DSC_9468

Подписание Брудзолойского мирного договора (Джузеппе Беллуччи, 1863). Масло по холсту. Сюжет носит явно праздничный характер: Брудзолойский мирный договор даровал территорию Милана герцогу Карлу Эмануилу I, что стало первым шагом к господству Савойского дома в Италии.
36.
DSC_9469

Микеланджело читает свои стихи Виттории Колонна (Франческо Винеа, 1863). Масло по холсту. На этой романтической картине Микеланджело изображен в полутемной комнате, когда он декламирует стихи своей подруге Виттории Колонна, маркизе Пескарской, в присутствии самых талантливых студентов Академии, среди которых мы узнаем на переднем плане юного друга Микеланджело Томмазо де Кавальери, которого он особенно любил.
37.
DSC_9470

Описания экспонатов на стене C можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.

Две вазы типа Имари (Япония, ок. 1700-1715). Фарфор. Вазы из коллекции великого герцога украшены цветущими побегами. Японский фарфор типа Имари, получивший свое название от порта, откуда он был отправлен, отличается богатством декора.
38.
DSC_9465-01

Две вазы с крышкой типа Имари (Япония, начало XVIII в.). Фарфор. Ваза зарегистрирована в Палаццо Питти по крайней мере с 1791 г.
39.
DSC_9465-05

Каминные часы (французская мастерская, ок. 1851). Чеканная частично позолоченная бронза. Эти часы в стиле необарокко были куплены в 1851 г. вместе с другими, которые сейчас находятся Зимних покоях Палаццо Питти.
40.
DSC_9465-06

Встреча императора Максимилиана со своей невестой Марией Бургундской (последователь Антона Петтера). Масло по холсту. Эта копия картины, написанной Петтером в 1813 г. и ныне находящейся в музее в Граце, свидетельствует об интересе семьи Лотарингов к немецкой живописи с романтическими средневековыми сюжетами.
41.
DSC_9465-10

Джентльмен и леди в саду (итальянская школа XIX в.). Масло по холсту. Полотно иллюстрирует вкус к небольшим сценам с фигурами в стиле рококо, все еще популярном в XIX в. Оно составляет пару с другой картиной в этой комнате, находящейся напротив. Картина попала в Палаццо Питти в 1867 г. с королевской виллы Сала Баганца.
42.
DSC_9465-11

Описания экспонатов на стене D можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.

Кабинет (Витторио Кростен и Адамо Сустер по проекту Джованни Баттисты Фоджини, 1704). Резное и частично позолоченное дерево, черное дерево, слоновая кость, алебастр и позолоченная бронза. Кабинет выполнен в форме храма с центральной нишей, в которой находится путто, дующий в трубу, и украшен колоннами и барельефами из слоновой кости. Статуи на верхней части шкафа, изображающие Милосердие в окружении Геркулеса и Меркурия, также как и фронтальные рельефы, заимствованы из коллекции предметов из слоновой кости, принадлежавшей кардиналу Леопольдо Медичи. Этот шедевр был изготовлен в мастерских великого герцога под руководством Фоджини.
43.
DSC_9467

Мастерская Рубенса (Корнелис де Бельёр, ок. 1650-1670). Масло по дереву. Картина, подаренная Фердинандо III Лотарингскому графом Луи де Камбре Диньи в 1819 г., представляет собой воображаемую сцену, вдохновленную знаменитой картинной галереей и скульптурной трибуной в доме Рубенса.
44.
DSC_9466

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.