Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения.
1.
С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею и Королевские апартаменты.
2.
В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
Спальня королевы [VII]
Во времена Медичи, когда этот зал был частью покоев великого принца Фердинандо, комната использовалась для игры в «трукко», похожую на бильярд.
4*.
При династии Габсбургов-Лотарингов она стала гостиной великой герцогини, и по этому случаю лепнина на потолке была переделана Аристодемо Костоли по проекту Антонио Марини.
5.
При Савойском доме комната использовалась как спальня королевы. Голубая шелковая парча на стенах была натянута в 1844 г. Ковер французского производства начала XIX в. был изготовлен для дворца в Лукке; будучи обрезанным под новые размеры, он был уложен на пол в этой комнате в 1868 г.
6.
Комната королевы Маргариты Савойской привносит оттенок элегантного беспорядка, который, согласно эклектичным вкусам необарокко и неоклассицизма, преобладавшим в конце XIX в., позволил создавать повседневные миксы из различной мебели, предметов, материалов, периодов и стилей. Синие с золотисто-желтым узором обои из шелковой парчи французского производства гармонируют с большой кроватью с балдахином, шезлонгом и маленьким креслом, обтянутым голубым шелком итальянского производства конца XIX в.
7.
Рядом с кроватью в великогерцогских мастерских под руководством Леонарда ван дер Вине в 1687 г. изготовлены изделия из черного дерева и позолоченной бронзы, украшенные инкрустацией полудрагоценными камнями. Табурет у кровати изготовлен в тех же великогерцогских мастерских по рисункам Джованни Баттисты Фоджини, а стулья, кресла и диван выполнены в стиле неоклассицизма в 1806 г.
8.
Описание экспонатов в центре зала можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
Дормез (флорентийская мануфактура, 1885). Дерево, обивка из шелка. Он был изготовлен специально для спальни королевы и обтянут тем же атласом, что и соседнее кресло. Дормез, или кушетка, — один из самых стильных видов мягкого дивана. Изначально дормез относили к потрясающему стилю рококо и на самом деле он не являлся исключительно диваном, как сейчас его представляют современники. «Дормез» в первоначальном смысле — это карета, которая была оборудована для комфортного отдыха и удобного сна в дальней дороге. Такими каретами пользовались исключительно вельможи, а потому убранство кареты, включая диванчик, отличались особым изыском в стиле. Позднее термин «дормез» распространили на специальное удлиненное кресло для отдыха (сна).
9.
Кресло (Чезаре Ванини, 1870). Резное и позолоченное дерево, обивка из бледно-голубого атласа. Мягкое кресло было изготовлено придворным обойщиком Чезаре Ванини.
10.
Кресло (пармская мануфактура (?), ок. 1750). Резное и позолоченное дерево, гобелен Бове. Это удобное кресло, известное также как «герцогиня Бризе», было привезено из Пармского дворца в 1868 г. и должно было дополняться пуфиком для поддержки ног. На гобелене изображены пасторальные сцены.
11.
Два кресла и два стула (Джованни Баттиста Дольчи, 1806). Резное и позолоченное дерево, обивка бледно-голубым и желтым дамасским шелком. Два кресла и два стула, входящие в гарнитур 1806 г., включающий и другие предметы в этой комнате, были заказаны Марией Луизой Бурбонской, которая в наполеоновский период была королевой Этрурии. Спинка в форме голубя и ножки в форме пирамиды украшены французскими неоклассическими мотивами. Маленький столик (ливорнская мануфактура (?), ок. 1820). Окрашенный и частично позолоченный металл, столешница из скальолы. Этот маленький столик задокументирован в Палаццо Питти в 1820 г. Он состоит из четырех простых спиральных ножек, поддерживающих столешницу из скальолы, изображающей Геракла, сражающегося с кентаврами, и окруженной украшенным бордюром. Овальное блюдо на подставке (саксонское производство (Мейсен), ок. 1750). Фарфор и позолоченная бронза. Изготовленное на знаменитой Мейсенской мануфактуре в Саксонии, оно украшено четырьмя голубями по углам и изящным рельефным орнаментом из цветов. Блюдо попало в Палаццо Питти в 1867 г. из королевского дворца в Парме.
12.
Описание экспонатов на стене A можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
Крещение Христа (Санти ди Тито, 1560-1600). Масло по дереву. Картина находилась в коллекции Медичи по крайней мере с 1687 г.; она относится к раннему периоду карьеры художника.
13.
Портрет Генриха IV Французского в доспехах (французская школа, XVIII в.). Масло по холсту. На портрете изображен король Генрих IV, который в 1600 г. женился на Марии Медичи. Он носит знаки отличия ордена Святого Духа, состоящие из позолоченного креста, украшенного лилиями Франции и Голубем Святого Духа, и держит жезл маршала Франции.
14.
Чаша для святой воды (великогерцогские мастерские по эскизам Джованни Баттисты Фоджини, ок. 1704). Пьетро дюре и позолоченная бронза. Чаша, похожая по форме на ту, что находится в королевской опочивальне, вероятно, также создана по проекту Фоджини.
15.
Кровать (тосканское производство, ок. 1833). Железо и позолоченная бронза, бледно-голубой шелк. Кровать была установлена в спальне королевы в 1878 г. Декоративные мотивы типичны для стиля ампир и состоят из крупных пальметт, увенчанных перилами.
16.
Описание экспонатов на стене B можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
При-дьё (Леонардо ван дер Винне и мастерские великого герцога, 1687). Дерево, облицованное эбеновым и палисандровым деревом, пьетро дюре и позолоченной бронзой. Этот богато украшенный молитвенный столик был изготовлено для Козимо III Медичи. Под подлокотником находится небольшая накладка, ручка которой представляет собой голову херувима.
17.
Витрина для медалей (миланское производство (?), ок. 1850). Дерево, инкрустированное латунью. Витрина известна как «а-ля Буль» по имени известного французского краснодеревщика Андре-Шарля Буля, работавшего при дворе Людовика XIV. Она была доставлена из резиденции герцога Пармы в 1868 г. вместе с другим аналогичным образцом, который сейчас находится в Зимних апартаментах Палаццо Питти на третьем этаже. Ваза типа «famille rose» (Китай, середина XVIII в.). Фарфор. Ваза была привезена из королевского дворца Пармы в 1870 г. и украшена растительными мотивами, выполненными золотом на голубом фоне, в которые вставлены панели с изображением больших цветных птиц или цветка. Фарфор «Famille rose», появившийся в начале XVIII в., характеризуется использованием розовой эмали в сочетании с другими бледными и матовыми оттенками.
18.
Пара ваз (венская мануфактура, ок. 1824). Фарфор. Венская мануфактура, основанная в 1718 г., была второй после Мейсенской по производству фарфора из твердой пасты, аналогичного китайскому изделию. Эти вазы были привезены из Турина в 1866 г., после того как члены Савойского дома переехали в Палаццо Питти.
19.
Каминные часы (французская мастерская, ок. 1850). Позолоченная бронза. Эти часы поступили в Палаццо Питти в 1868 г. из резиденции герцога в Парме и украшены в стиле «рокайль» крошечными растительными завитками.
20.
Ширма (Китай, конец XVII или начало XVIII в.). Резное дерево, покрытое лаком и росписью. Ширма в спальне королевы придает помещению оттенок шинуазри. Ширма была взята из гардероба великого герцога в 1842 г. и установлена в Китайской гостиной в Зимних апартаментах. В конце XIX в. она была перенесена в эту комнату.
21.
Кабинет (саксонская мануфактура (Иоаннм Август Тюрпе), ок. 1850). Черное дерево, слоновая кость и фарфор. Кабинет прибыл в Палаццо Питти из Пармского дворца в 1868 г. Он украшен фарфоровыми панелями, расписанными пейзажами.
22.
Бегство в Египет (Лука Джордано, ок. 1682-1686). Масло по холсту. Сюжет картины — путешествие Святого семейства из Палестины в Египет, чтобы спасти младенца Иисуса из лап царя Ирода. Она была написана для Виктории делла Ровере, жены великого герцога Фердинандо II, вероятно, во время пребывания Джордано во Флоренции между 1682 и 1686 гг.
23.
Описание экспонатов на стене C можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
Ангел Гавриил и Дева Благовещения (Карло Дольчи, ок. 1650-1660). Масло по холсту. Эти две парные картины, написанные Дольчи в период его зрелости, повторяют два овальных полотна на ту же тему из коллекции Ферони, подаренной в 1865 г. галерее Уффици. Изображение Ангела сильно пострадало во время наводнения 1966 г.
24.
25.
Товий и архангел Рафаил (Кристофано Аллори, ок. 1620-1621). Масло по меди. Библейское повествование повествует о том, как юный Товий по указанию архангела Рафаила ловит рыбу, чтобы использовать ее печень для восстановления зрения своего слепого отца Товита. Эта небольшая картина стала одной из последних работ Кристофано Аллори и была завершена его учеником Занотти Рози.
26.
Кающаяся св. Мария Магдалина (флорентийская школа, XVII в.). Масло по меди. Святая изображена медитирующей в сопровождении своего обычного атрибута — баночки с мазью, которой она помазала Иисуса. Картина, вероятно, создана на основе композиции художника Алессандро Аллори и занесена в опись Палаццо Питти 1829 г.
27.
Портрет Марии Терезии Испанской (мастерская Анри и Шарля Бобренов, XVII в.). Масло по холсту. Эта картина является копией портрета, находящегося сейчас в Версале, на котором изображена Мария Терезия, дочь короля Испании Фелипе IV, которая вышла замуж за короля Людовика XIV в 1650 г.
28.
Св. Цецилия во славе (Себастьяно Конка, ок. 1720-1727). Масло по холсту. Св. Целилия изображена в центре, увенчанная Христом. Переносной орган, поддерживаемый группой ангелов в левом нижнем углу, является ее иконографическим атрибутом. Картина представляет собой эскиз к фреске на потолке нефа церкви Санта-Чечилия в Трастевере в Риме, и была подарена художником тогдашнему герцогу Пармскому Филиппо I Бурбон. Она появилась в Палаццо Питти в 1868 г.
29.
Описание экспонатов на стене D можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
Мадонна со св. Иеронимом (Антуан-Себастьян Фалардо, 1850-1885). Масло по холсту. Это полотно является копией знаменитой картины Корреджо, которая сейчас находится в Пинакотеке в Парме. Оно было привезено в Палаццо Питти из савойской резиденции в Пьяченце.
30.
Две пары подсвечников (Франция, ок. 1820). Чеканная и позолоченная бронза, хрусталь. Эти две пары подсвечников (на фото приведено по одному экземпляру из каждой пары) поступили в Палаццо Питти в 1822 г.
31.
Вазы с крышками (Китай, середина XVII в.). Фарфор типа уцай. Китайский термин wucai (уцай, пять цветов) — стиль украшения белого китайского фарфора в ограниченной цветовой гамме. Для контура рисунка и некоторых частей изображений обычно используется подглазурная кобальтово-синяя эмаль, а для остальных рисунков — надглазурная эмаль красного, зеленого и желтого цветов. Части рисунка и некоторые контуры остальных окрашиваются подглазурной синей краской, затем изделие покрывается глазурью и обжигается. Остальная часть рисунка затем покрывается надглазурными эмалями разных цветов, и изделие снова обжигается при более низкой температуре. Две вазы украшены фигурами придворных, возможно, из литературных или театральных источников, на третьей изображена процессия детей в стиле бурлеск.
32.
Пара комодов (тосканская мануфактура, 1770-1785). Палисандр, мрамор. Стиль этих комодов, аналогичный стилю Людовика XV, указывает на датировку примерно 1770-1785 гг.
33.
Кресло (Эмилио Тручи, 1883). Резное красное дерево. Это кресло было специально куплено для спальни королевы. В верхней части спинки расположен герб Савойского дома, окруженный гирляндой цветов.
34.
Письменный стол (Джузеппе Кантьери, 1841). Различные породы дерева. Письменный стол, украшенный элегантной резьбой в этрусском стиле, подписан столяром-краснодеревщиком и является особенно ценным образцом флорентийского производства. В поперечные элементы, соединяющие ножки, встроена подставка для ног.
35.
Положение Христа во гроб (Латтанцио Гамбара, 1568-1574). Масло по холсту. Оригинальная версия полотна находится в церкви Сан-Пьетро-аль-По в Кремоне. Копия картины получена из пизанской церкви Сан-Стефано-де-Кавальери. В описании, скорее всего, ошибочно, название церкви указано как Сан-Джованни-де-Кавальери.
36.
После посещения Спальни королевы время работы дворца Питти завершилось, и всех оставшихся посетителей попросили на выход. В оставшиеся два зала из числа покоев королевы доступ сильно ограничен, поэтому для полноты фотоотчета дворца я счел необходимым воспользоваться имеющимися в свободном доступе фотографиями с официального сайта музеев Уффици и из Википедии и хоть как-то сделать описания этих помещений.
Овальный зал [VIII]
Масштабные архитектурные работы, длившиеся более десяти лет, проводились на втором этаже правого крыла дворца Питти в период, начиная с 1760 г. Целью перестройки было обновление части покоев великого принца Фердинандо и которые предназначались будущему великому герцогу Пьетро Леопольдо и его жене Марии Луизе Бурбонской.
37.
Овальный зал должен был стать частным салоном новой великой герцогини, а его дизайн и оформление были поручены художникам нетосканского происхождения, что свидетельствует об открытости к различному художественному опыту и соответствует интернациональному и просветительскому характеру, который великий герцог намеревался придать своему двору.
38.
Овальная планировка зала, необычная по сравнению с остальной частью дворца, была разработана в 1763 г. веронским архитектором Игнацио Пеллегрини, чувствительным в архитектурном плане к отголоскам позднего барокко Франческо Борромини. Свод был украшен в 1765 г. Франческо Визетти из Тичино и последующими за ним другими ломбардскими мастерами: позолоченные рамы, ультрабелые барельефы и изящные волюты с растительными мотивами придавали пышность и утонченную элегантность, гармонируя со вкусом рококо того периода. Это роскошное оформление зала достигло своего пика в оригинальных серебряных и золотых драпировках из ткани ламе, вышитых шелком, которые были демонтированы примерно в 1790 г., чтобы освободить место великолепному шелковому облачению с белым фоном и китайским узором в стиле шинуазри, выполненному во Флоренции между 1780 и 1783 гг. В наполеоновский период (1799-1814) помещение использовалось как зал ожидания для дам. В XIX в. здесь были постелен ковер и подвешена люстра Чешской мануфактуры первой половины XVIII в.
39.
Камин закрыт экраном (флорентийская мануфактура, ок. 1790). Резное и позолоченное дерево, панель, вышитая полихромным шелком. Экран, вероятно, сочетался с серией резных стульев для этой комнаты, изготовленных Джованни Туссеном в 1783 г. (заменены стульями конца XIX в.). На каминной полке стоит пара кашпо (Франция, ок. 1835-1840). Фарфор. Эта пара прибыла из Турина в 1868 г. Часто в кашпо растения не высаживают, используя их лишь в декоративных целях — красотой отделки некоторые изделия не уступают вазам. Пара канделябров (Франция, вторая четверть XIX в.). Точеная и позолоченная бронза. Они вместе с другой парой подсвечников в этом зале прибыли из Лукки в 1865 г. Каминные часы (парижская мастерская Raingo frères, ок. 1860). Фарфор, точеная и позолоченная бронза. Каминные часы прибыли из Турина в 1867 г., но не исключено, что они были родом из Пармы. Часы в основании украшены фарфоровыми панелями, воспроизводящими произведения французской живописи XVIII в.
40.
Туалетный комплект (Гаэтано Гуардани, 1833). Серебро и хрусталь. Большое поворотное зеркало и набор различных прямоугольных и круглых коробок разных размеров установлены на прикрытом тканью туалетном столике.
41.
Напольное зеркало (Луиджи Манетти, Лоренцо Рестори, Ренье Барди, Джузеппе Герарди, 1833). Резное красное дерево, позолоченные бронзовые аппликации, зеркало.
42.
Консоль (Джованни Баттиста Дольчи старший, 1766-1767). Инкрустированное резное дерево. Консоль в стиле Людовика XV представляет собой богатую резьбу и инкрустацию из листвы, спиралей, цветов и ракушек. Четыре инкрустированные и позолоченные ножки в точке опоры на землю меньше размера столешницы. В нижней части расположены четыре витые перемычки, которые в месте соединения образуют ракушку и цветы в первой части, а также цветы и бабочки во второй. На консоль установлена прямоугольная мраморная столешница. Пара подсвечников (французская мастерская и мейсенская мануфактура, ок. 1750 и ок. 1850). Бронза и фарфор. Два канделябра, прибывшие из герцогского дворца в Парме в 1868 г., представляют собой бронзовые рамы, внутри которых установлены две статуэтки из мейсенского фарфора, датированные серединой XVIII в. Десертное блюдо (немецкая мануфактура, XVIII в.). Фарфор и позолоченная бронза. Прибыло из королевского дворца Зала Браганца недалеко от Пармы в 1867 г. При изготовлении тарелки была использована модель знаменитого мейсенского фарфорового завода.
43.
Круглый зал [IX]
Архитектурно-декоративное оформление кабинета принадлежит Никколо Гаспаре Паолетти, который воспользовался строительством Джузеппе Руджери (1765-1766) новой ротонды на южной стороне, чтобы создать круглую комнату на пиано нобиле в апартаментах, предназначенных для великой герцогини Марии Луизы, жены Петра Леопольда Габсбург-Лотарингского. После постройки в 1765-1766 гг. работы были приостановлены и только десять лет спустя кабинет был украшен лепниной Доминико Руски, известного как иль Портогалли, резьбой Лоренцо Дольчи и позолотой Франческо Ристори.
44.
В центре потолка Джулиано Трабаллези написал фреску, изображающую «Три грации» — популярную неоклассическую тему. Элегантность гостиной обусловлена изысканностью золотой лепнины на светлом фоне неоклассики. О классической архитектуре напоминает и круглая форма помещения, и украшение свода узорами из мелких роз и ложными лакунариями.
45.
Визуальному расширению пространства способствуют высокие зеркала, расположенные так, чтобы заполнить большие промежутки между огромными окнами, которые позволили соединить интерьер с экстерьером. Оригинальная, простая обстановка лотарингского периода, состоявшая из шести диванов, изготовленных Лоренцо Дольчи в 1775 г. и расставленных вдоль стен, была дополнена многочисленными итальянскими и французскими креслами, стульями и столиками, использовавшимися Маргаритой Савойской и ее дамами для бесед, чтения и неизбежных «дамских штучек».
46.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.