На площади Санта-Тринита возвышается церковь Санта-Тринита, от которой она и получила свое название.
Обозначения на плане церкви помогут при дальнейшем описании отдельных элементов базилики. Нумерация фотографий сквозная.
Ризница (бывшая капелла Строцци) [12], посвященная св. Онуфрию и св. Николаю, была заказана Нофери (Онофрио) Палла Строцци в соответствии с завещанием, но построена только после его смерти в 1418 г. его сыном Палла в 1418-1423 гг. Проект обычно приписывают Лоренцо Гиберти, которого позже сменил Микелоццо. В мое посещение доступ внутрь был закрыт.
79.
Доступ к ризнице осуществляется как через проход за Главной часовней, а также и через мраморный портал в правом трансепте (Лоренцо Гиберти, 1418-1423).
80.
Главный алтарь ризницы украшен мраморной Пьетой (Витторио Барбьери, 1743) и вдохновлен Пьетой Микеланджело.
81.
На стене над алтарем полотно «Воздвижение св. Моники» (Алессандро Герардини, 1697). Перенесена из церкви Санта-Моника.
82.
Захоронение Онофрио Строцци было помещено слева от алтаря, утопленным под арку в стене, в каменном саркофаге, вырезанном Никколо ли Пьеро Ламберти в 1418 г. (некоторые источники приписывают его юному Микелоццо), с цветочными росписями под аркой, приписываемыми Джентиле да Фабриано.
83.
На правой стене ризницы находится фреска Распятия (флорентийский художник, начало XV в.).
84.
На стене, противоположной алтарю, в люнете над лавабо, находится терракотовый рельеф «Благословение св. Гуальберта» (Франческо ди Симоне Ферруччи). На верхнем уровне фреска «Пьета» (Никколо ди Томмазо, 1365-1370).
85.
Ранее здесь находился великолепный алтарь «Поклонения волхвов» работы Джентиле да Фабриано, датированный 1423 г., ныне выставленный в галерее Уффици. В музей Сан-Марко перенесен запрестольный образ «Снятие с Креста» (Беато Анджелико и Лоренцо Монако, 1432-1434).
В торце правого трансепта установлен орган, изготовленный итальянским органным мастером Онофрио Дзефирини во II половине XVI в. Ранее орган был установлен в хоре.
86.
Капелла Ардингелли [13], посвященная св. Николаю и бл. Торелло, находилась под покровительством аристократической семьи Ардингелли. Снаружи над аркой нефа сохранились фрагменты фресок (Лоренцо Монако, 1424).
87.
Алтарь имеет сложную классическую отделку с использованием декорированного мрамора (Бенедетто да Ровеццано, 1552). Запрестольный образ, расположенный в центре, представляет собой «Воскресение Христа и святые» (Мазо да Сан-Фриано, 1582).
88.
На правой стене фреска «Пьета» (Джованни ди Франческо Тоскани, 1423-1424).
89.
Также на правой стене экспонируется картина «Мадонна с младенцем, четыре святых и Ангелы» (Франческо Курради, 1622).
90.
Капелла Бартолини-Салимбени [14], посвященная Святому Благовещению, находилась под покровительством семьи торговцев Бартолини-Салимбени. Полностью украшенная фресками, рассказывающими «Истории Богородицы» (Лоренцо Монако, 1420-1425), капелла является одним из лучших сохранившихся образцов интернациональных готических фресок в Италии. Часовня ранее была украшена фресками (Спинелло Аретино, ок. 1390), фрагмент одной из которых «Мистическое обручение св. Екатерины» был найден под левой стеной во время реставрации в 1961 г. С тех пор работа выставлена в близлежащей часовне Чиалли-Серинджи [15]. Оригинальная решетка была изготовлена тосканскими мастерами в 1420 г.
91.
Часовня содержит запрестольный образ «Благовещения» (Лоренцо Монако, 1424).
92.
Капелла предстает как однородное целое, фрески разворачиваются на стенах, на своде, на потолке и на внешнем люнете над сводом. На каждой стене написаны две сцены: одна в люнете и одна в среднем регистре, а нижний регистр занят фальш-зеркалами из мрамора. Чтение сцены начинается с левой стены сверху вниз, затем продолжается в среднем регистре центральной стены, продолжается по правой стене снизу вверх и заканчивается на люнете центральной стены.
Цикл фресок начинается в люнете на левой стене, где изображены эпизоды «Изгнания Иоакима из храма» и «Благовещения Иоакиму». В этой сцене престарелый и бесплодный Иоаким изгнан из храма, но ангел, в то время как он находится в пустыне со своим стадом, возвещает о рождении дочери. Ниже представлена встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот, расположенных у городской стены сказочного Иерусалима с очень высокими башнями, колокольнями и различными зданиями нежного розоватого цвета. Анна уже беременна, а ангел над их головами подтверждает божественную матрицу того, что произошло. С левой стороны мы видим небольшой ручей, который впадает в бурное море, где судно, кажется, терпит бедствие возле маленького острова с высокой башней.
93.
Истории продолжаются в среднем ряду задней стены с изображением «Рождества Богородицы» и «Введение Богородицы во храм», где Мария провела детство как своего рода монахиня, чтобы подчеркнуть свое абсолютное целомудрие. В люнете сцена «Чуда со снегом», где изображено чудесное выпадение снега, ознаменовавшее место основания базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме в 352 г.
94.
Далее следует средняя сцена на правой стене с «Бракосочетанием Богородицы», пожалуй, единственная полностью подписанная сцена в цикле. Женихи, отвергнутые Марией, идут справа налево, как в «Поклонении волхвов». Среди женихов один, на заднем плане за аркой, мрачно смотрит на зрителя: некоторые указывают на него как на возможный автопортрет Лоренцо Монако. В люнете правой стены «Успение Богородицы».
95.
Завершается цикл фреской над аркой «Душа девы Марии попадает на небеса».
96.
В крестовом своде в четырех сегментах изображены четыре пророка, связанных с воплощением Слова Божьего: Давид, Исаия, Малахия и Михей. Во внутренней части арки написаны святые Иоанн Креститель, Иоанн Богослов, Варфоломей и Павел, среди которых выделяется Креститель, который напоминает статуи церкви Орсанмикеле.
97.
Капелла Чиалли-Серниджи [15] посвящена св. Люции.
98.
В капелле на алтаре установлена панель «Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми» с золотым фоном и пределлой (Нери ди Биччи, ок. 1466).
99.
На правой стене фрагмент фрески «Мистическое обручение св. Екатерины Александрийской среди святых» (Спинелло Аретино, 1390-1395), отмеченной чеканкой, предшествовавшей побелке (покрытию белой штукатуркой). Фреска происходит из соседней часовни Бартолини-Салимбени [14] и была обнаружена под фресками Лоренцо Монако.
100.
На противоположной стене синопия той же фрески.
101.
Капелла Давицци [16], посвященная св. Иоанну Крестителю, была перестроена в 1640-1642 гг. по проекту Маттео Нигетти. Убранство часовни выполнено в стиле барокко.
102.
На алтаре находится запрестольный образ «Проповедь св. Иоанна Крестителя» (Франческо Курради, 1649). Картина была заказана семьей Ронкони, которая с 1621 г. покровительствовала бывшей часовне Давицци.
103.
Капелла Джанфильяцци [17], посвященная св. Бенедикту Гурсийскому, находилась под покровительством богатой семьи Джанфильяцци. Часовня, отгороженная решеткой, перестроена Герардо Сильвани ок. 1630 г.
104.
В этой капелле проводило свои собрания Братство св. Бенедикта.
105.
На алтаре находится деревянное «Распятие Провидения» (XIV в.), которое до сих пор является объектом всеобщего поклонения.
106.
Нынешний вид часовни восходит к вмешательству Герардо Сильвани, однако в сводах частично сохранились фрески неба, приписываемых Ченни ди Франческо (1400-1415), от которых также остались фигуры «Кающегося св. Бенедикта» над аркой и восемь бюстов апостолов внутри арки. В центре фрески герб семьи Джанфильяцци.
107.
В нише справа находится фреска «Причастие св. Марии Египетской», также написанная Ченни ди Франческо.
108.
Синопия этой фрески экспонируется на противоположной стене капеллы.
109.
Контрфасад [18]. На внутреннем фасаде сохранились следы романской церкви.
110.
Слева от главного портала находится надгробие аббата из Сан-Панкрацио (окружение Андреа Пизано, XIV в.). Над захоронением герб семьи торговцев Серниджи, напоминающий о том, что в 1888 г. отсюда в капеллу Ардингелли [13] был перенесен алтарь работы Бенедетто Ровеццано.
111.
Еще выше слева от главного портала фреска «Святая Троица» (начало XV в.).
112.
Справа от главного портала мраморное надгробие Джованни ди Антонио Амати (Антонио дель Поллайоло).
113.
Возле первых колонн нефа находятся две чаши для святой воды (Баттиста Лоренци, 1565).
114.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.