На площади Санта-Тринита возвышается церковь Санта-Тринита, от которой она и получила свое название. До 1911 г. площадь считалась частью улицы виа Торнабуони, и только благодаря просьбе маркиза Филиппо Корсини площадь получила свое нынешнее название.
1.
Будучи когда-то территорией за пределами второго круга городских стен, после основания церкви и монастыря Валломброзианов в 1172-1175 гг. она была включена в состав города. Со строительством одноименного моста в 1252 г. площадь стала важным перекрестком для расширяющегося города.
2.
С конца XIV в. на этой площади стали возвышаться дворянские дворцы, особенностью которых является то, что сегодня они располагаются рядом друг с другом, как на иллюстрациях в учебнике по истории архитектуры, три важных дворца с типичными характеристиками жилой застройки флорентийских патрицианских семей трех веков подряд: строгий палаццо Спини Ферони XIV в., в котором сейчас находится штаб-квартира дома Феррагамо и одноименный музей (справа); палаццо Буондельмонти XVI в., типичный флорентийский дворец эпохи Возрождения (по центру); палаццо Бартолини Салимбени XVI в. (слева), шедевр Баччо д’Аньоло в стиле маньеризма.
3.
В центре площади возвышается Колонна Правосудия, мощная 50-тонная гранитная колонна из Терм Каракаллы, подаренная в 1563 г. папой Пием IV первому великому герцогу Козимо I по случаю победы при Марчиано над мятежником Пьеро Строцци (по другим данным — в честь победы в битве при Монтемурло). В 1581 г. Франческо дель Тадда добавил на вершину колонны статую Правосудия из порфира, отсюда и нынешнее ее название. Бронзовый плащ статуи был изготовлен художником уже тогда, когда статуя была уже закончена, чтобы замаскировать дефект пропорций плеч, которые оказались слишком малы по сравнению с туловищем.
4.
Небольшая постройка ордена валломброзиан, созданная флорентийским дворянином Иоанном Гуальбертом, была создана в 1092 г. на месте более раннего оратория. Некоторые следы этой примитивной постройки сохранились на контрфасаде и подземном склепе. Статус приходской церкви храм получил в 1178 г. В период между 1250 и 1258 гг. под руководством Никколо Пизано, или, что более вероятно, Нери ди Фиораванти, были начаты работы по расширению и перестройке церкви в готическом стиле. Санта-Тринита стала одной из первых готических церквей во Флоренции. Строительство продолжалось между 1300 и 1330 гг. и прервалось из-за эпидемии чумы 1348 г. Работы продолжались с 1365 по 1405 г. В первой половине XIV в. церковь получила титул аббатства. В этот период были пристроены боковые приделы, а вся церковь покрыта фресками, большая часть которых не сохранилась при последующих переделках. В 1584 г. Альфонсо Париджи Старший по проекту Бернардо Буонталенти построил клуатр монастыря с источником и аркадами галерей по периметру. В 1593-1594 гг. архитектор Бернардо Буонталенти также перестроил фасад церкви с элементами архитектуры маньеризма.
5*.
Горельеф над главным входом с изображением Святой Троицы выполнен скульпторами Пьетро Бернини и Джованни Баттиста Каччини в 1594 г.
6.
Позднее, в 1640 г., резчиком по дереву Якопо Сани были созданы двери с рельефами резного дерева, на которых помещены изображения святых монашеского ордена валломброзиан.
7. Центральный портал
8. Левый портал
9. Правый портал
В 1890-х годах церковь испытала реставрацию спорного характера, которая привела к потере элементов маньеризма и барокко на фасаде. Сохранилась мраморная статуя св. Алексия (Джованни Баттиста Каччини, 1594).
10.
План церкви имеет Т-образную форму, типичную для церквей монашеских орденов того времени: три продольных нефа пересекаются трансептом, сближенным с квадратной апсидой. Нефы разделены тонкими колоннами прямоугольного сечения, на которые опираются стрельчатые арки. Ширина нефов увеличивается по мере приближения к апсиде, создавая оптический эффект приближения, не случайного, поскольку высота арок также плавно увеличивается к алтарю.
11*.
Вдоль проходов и на главной стороне трансепта расположены капеллы: по пять с каждой стороны нефа и четыре по сторонам от главного алтаря, к которым следует добавить капеллу св. Иоанна Гуальберта [6] в оконечности левого трансепта и сакристию в правом трансепте [12], ранее — капеллу Строцци.
12*.
Обозначения на плане церкви помогут при дальнейшем описании отдельных элементов базилики. Обход традиционно проведем по часовой стрелке, начиная от контрфасада.
13.
Капелла Строцци [1], посвященная св. Люции, создана архитектором и скульптором Джованни Баттиста Каччини в 1603 г. Он же в 1603-1609 гг. изваял статуи Кротости и Мира, расположенные по бокам алтаря. В одном источнике, однако, было указано, что статуи изображают св. Люцию (слева) и св. Аньезе (справа).
14.
Алтарный образ «Благовещение» (Якопо да Эмполи, 1603).
15.
На боковых стенах полотна «Смерть св. Алексея» (слева) (Козимо Гамберуччи, ок. 1605) и «Мученичество св. Люции» (справа) (Помпео Каччини, 1609).
16.
Фрески в своде капеллы изображают Богородицу на троне в Раю (Бернардино Поччетти, 1606).
17.
Капелла Бомбени [2], посвященная св. Якову, построена Маттео Нигетти в 1629-1635 гг. Над аркой часовни фреска «Христос во славе и четыре ангела» (флорентийский художник, начало XV в.).
18.
Алтарный образ «Мистическое обручение св. Екатерины Сиенской» (Антонио дель Черайоло, 1560).
19.
На левой стене находится «Кающийся св. Иероним» (Ридольфо Гирландайо, 1568).
20.
На правой стене — «Благовещение» (Микеле Тозини, 1570). Обе картины перенесены из церкви Сан-Джироламо-алла-Коста.
21.
Капелла Даванцати [3] посвящена св. Екатерине Сиенской.
22.
Алтарь украшен панелью с изображением «Коронации Богородицы и двенадцати святых» (Биччи ди Лоренцо, после 1430).
23.
На левой стене находится гробница Джулиано Даванцати, умершего в 1444 г., состоящая из римского саркофага Доброго Пастыря III в. н.э. и крышки с лежащей фигурой покойного, приписываемой Бернардо Росселлино). Над захоронением терракотовый рельеф «Дева Мария с Иисусом на руке» (Донателло, XV в.). Изображения монохромных ангелов относят к мастерской Джованни даль Понте (после 1444 г.).
24.
В капелле сохранились фрагментарные следы фресок с рассказами о св. Екатерине (последователь Мазо ди Банко, 1340-1350).
25.
26.
Капелла Компаньи [4] посвящена св. Иоанну Гуальберту. Мемориальная плита на правой стене напоминает о том, что здесь в 1324 г. был похоронен историк, писатель и политический деятель Дино Компаньи. Само же захоронение находится на противоположной стене возле колонны.
27.
Над аркой нарисована фреска с изображением «Св. Иоанн Гуальберт, прощающий убийцу своего брата» (Лоренцо ди Биччи, ок. 1430-1435).
28.
В качестве алтарного образа доминирует большая фреска «Св. Иоанн Гуальберт, возведенный на трон среди святых и блаженных ордена валломброзианов» (Нери ди Биччи, 1455), перенесенная из монастыря Сан-Панкрацио.
29.
На правой стене панно «Благовещение с изгнанием предков» (Нери ди Биччи, после 1475) содержит ошибку перспективы из-за того, что изображенная архитектура слишком мала для содержащихся в ней фигур.
30.
В мое посещение церкви в этой капелле был устроен рождественский вертеп.
31.
Капелла Спини [5], посвящена Успению Богородицы, открыта с двух сторон, как и ее аналог в правом проходе. На алтаре установлена деревянная со следами полихромии скульптура «Кающаяся Магдалина» (Дезидерио да Сеттиньяно, 1450). По свидетельству Джорджо Вазари, закончил скульптуру в 1455 г. Бенедетто да Майано. Скульптура в натуральную величину изображает Марию Магдалину, пожилую, исхудавшую и укрытую собственными волосами, в то время как ее правая рука держит ампулу с мазью, типичный атрибут святой.
32.
Произведение происходит от «Кающейся Магдалины» (Донателло, 1453-1455), от которой автор берет идею и некоторые детали, но отходит от нее, избегая чрезмерно драматических и патетических тонов скульптуры Донателло, предпочитая хладнокровие, более отвечавшее флорентийскому вкусу того времени. Сейчас скульптура Донателло выставлена в Музее Оперы-дель-Дуомо.
33.
Над аркой фреска «Благовещение» (Нери ди Биччи, XV в.).
34.
Слева фреска «Святой епископ» (Алессио Бальдовинетти, 1470).
35.
В торце левого трансепта установлен орган, произведенный известной фирмой Тамбурини в 1939 г. Основная часть органа находится на полу внутри часовни.
36.
Капелла реликвий св. Иоанна Гуальберта [6] спроектирована в 1593-1594 гг. Джованни Баттиста Каччини. Серебряный реликварий для мощей св. Иоанна Гуальберта изготовил ювелир Андреа Пуччини (XVI в.). Фрески со сценами, связанными с переносом тела святого и почитанием его мощей, написаны Доменико Крести, известным как иль Пассиньяно (1593).
37.
Св. Людовик IX поклоняется руке св. Иоанна Гуальберта (правая стена).
38.
Перенос челюсти св. Иоанна Гуальберта в церковь Санта Тринита (левая стена).
39.
Ангелы несут реликвии из Валломброзы во Флоренцию (слева). Слава св. Иоанна Гуальберта (в центре). Реликвия святого изгоняет одержимого (справа).
40.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.