Флоренция. Церковь Санта Тринита. Часть 1

На площади Санта-Тринита возвышается церковь Санта-Тринита, от которой она и получила свое название. До 1911 г. площадь считалась частью улицы виа Торнабуони, и только благодаря просьбе маркиза Филиппо Корсини площадь получила свое нынешнее название.
1.
mappa_firenze

Будучи когда-то территорией за пределами второго круга городских стен, после основания церкви и монастыря Валломброзианов в 1172-1175 гг. она была включена в состав города. Со строительством одноименного моста в 1252 г. площадь стала важным перекрестком для расширяющегося города.
2.
Trinita

С конца XIV в. на этой площади стали возвышаться дворянские дворцы, особенностью которых является то, что сегодня они располагаются рядом друг с другом, как на иллюстрациях в учебнике по истории архитектуры, три важных дворца с типичными характеристиками жилой застройки флорентийских патрицианских семей трех веков подряд: строгий палаццо Спини Ферони XIV в., в котором сейчас находится штаб-квартира дома Феррагамо и одноименный музей (справа); палаццо Буондельмонти XVI в., типичный флорентийский дворец эпохи Возрождения (по центру); палаццо Бартолини Салимбени XVI в. (слева), шедевр Баччо д’Аньоло в стиле маньеризма.
3.
DSC_6275

В центре площади возвышается Колонна Правосудия, мощная 50-тонная гранитная колонна из Терм Каракаллы, подаренная в 1563 г. папой Пием IV первому великому герцогу Козимо I по случаю победы при Марчиано над мятежником Пьеро Строцци (по другим данным — в честь победы в битве при Монтемурло). В 1581 г. Франческо дель Тадда добавил на вершину колонны статую Правосудия из порфира, отсюда и нынешнее ее название. Бронзовый плащ статуи был изготовлен художником уже тогда, когда статуя была уже закончена, чтобы замаскировать дефект пропорций плеч, которые оказались слишком малы по сравнению с туловищем.
4.
DSC_6277

Небольшая постройка ордена валломброзиан, созданная флорентийским дворянином Иоанном Гуальбертом, была создана в 1092 г. на месте более раннего оратория. Некоторые следы этой примитивной постройки сохранились на контрфасаде и подземном склепе. Статус приходской церкви храм получил в 1178 г. В период между 1250 и 1258 гг. под руководством Никколо Пизано, или, что более вероятно, Нери ди Фиораванти, были начаты работы по расширению и перестройке церкви в готическом стиле. Санта-Тринита стала одной из первых готических церквей во Флоренции. Строительство продолжалось между 1300 и 1330 гг. и прервалось из-за эпидемии чумы 1348 г. Работы продолжались с 1365 по 1405 г. В первой половине XIV в. церковь получила титул аббатства. В этот период были пристроены боковые приделы, а вся церковь покрыта фресками, большая часть которых не сохранилась при последующих переделках. В 1584 г. Альфонсо Париджи Старший по проекту Бернардо Буонталенти построил клуатр монастыря с источником и аркадами галерей по периметру. В 1593-1594 гг. архитектор Бернардо Буонталенти также перестроил фасад церкви с элементами архитектуры маньеризма.
5*.
DSC_6474

Горельеф над главным входом с изображением Святой Троицы выполнен скульпторами Пьетро Бернини и Джованни Баттиста Каччини в 1594 г.
6.
DSC_6483

Позднее, в 1640 г., резчиком по дереву Якопо Сани были созданы двери с рельефами резного дерева, на которых помещены изображения святых монашеского ордена валломброзиан.
7. Центральный портал
DSC_6484

8. Левый портал
DSC_6465

9. Правый портал
DSC_6488

В 1890-х годах церковь испытала реставрацию спорного характера, которая привела к потере элементов маньеризма и барокко на фасаде. Сохранилась мраморная статуя св. Алексия (Джованни Баттиста Каччини, 1594).
10.
DSC_6487

План церкви имеет Т-образную форму, типичную для церквей монашеских орденов того времени: три продольных нефа пересекаются трансептом, сближенным с квадратной апсидой. Нефы разделены тонкими колоннами прямоугольного сечения, на которые опираются стрельчатые арки. Ширина нефов увеличивается по мере приближения к апсиде, создавая оптический эффект приближения, не случайного, поскольку высота арок также плавно увеличивается к алтарю.
11*.
DSC_6283

Вдоль проходов и на главной стороне трансепта расположены капеллы: по пять с каждой стороны нефа и четыре по сторонам от главного алтаря, к которым следует добавить капеллу св. Иоанна Гуальберта [6] в оконечности левого трансепта и сакристию в правом трансепте [12], ранее — капеллу Строцци.
12*.
DSC_6457

Обозначения на плане церкви помогут при дальнейшем описании отдельных элементов базилики. Обход традиционно проведем по часовой стрелке, начиная от контрфасада.
13.
Santa_Trinita_plan1

Капелла Строцци [1], посвященная св. Люции, создана архитектором и скульптором Джованни Баттиста Каччини в 1603 г. Он же в 1603-1609 гг. изваял статуи Кротости и Мира, расположенные по бокам алтаря. В одном источнике, однако, было указано, что статуи изображают св. Люцию (слева) и св. Аньезе (справа).
14.
DSC_6295

Алтарный образ «Благовещение» (Якопо да Эмполи, 1603).
15.
DSC_6299

На боковых стенах полотна «Смерть св. Алексея» (слева) (Козимо Гамберуччи, ок. 1605) и «Мученичество св. Люции» (справа) (Помпео Каччини, 1609).
16.
DSC_6300

Фрески в своде капеллы изображают Богородицу на троне в Раю (Бернардино Поччетти, 1606).
17.
DSC_6302

Капелла Бомбени [2], посвященная св. Якову, построена Маттео Нигетти в 1629-1635 гг. Над аркой часовни фреска «Христос во славе и четыре ангела» (флорентийский художник, начало XV в.).
18.
DSC_6309

Алтарный образ «Мистическое обручение св. Екатерины Сиенской» (Антонио дель Черайоло, 1560).
19.
DSC_6313

На левой стене находится «Кающийся св. Иероним» (Ридольфо Гирландайо, 1568).
20.
DSC_6314

На правой стене — «Благовещение» (Микеле Тозини, 1570). Обе картины перенесены из церкви Сан-Джироламо-алла-Коста.
21.
DSC_6315

Капелла Даванцати [3] посвящена св. Екатерине Сиенской.
22.
DSC_6319

Алтарь украшен панелью с изображением «Коронации Богородицы и двенадцати святых» (Биччи ди Лоренцо, после 1430).
23.
DSC_6325

На левой стене находится гробница Джулиано Даванцати, умершего в 1444 г., состоящая из римского саркофага Доброго Пастыря III в. н.э. и крышки с лежащей фигурой покойного, приписываемой Бернардо Росселлино). Над захоронением терракотовый рельеф «Дева Мария с Иисусом на руке» (Донателло, XV в.). Изображения монохромных ангелов относят к мастерской Джованни даль Понте (после 1444 г.).
24.
DSC_6326

В капелле сохранились фрагментарные следы фресок с рассказами о св. Екатерине (последователь Мазо ди Банко, 1340-1350).
25.
DSC_6329

26.
DSC_6330

Капелла Компаньи [4] посвящена св. Иоанну Гуальберту. Мемориальная плита на правой стене напоминает о том, что здесь в 1324 г. был похоронен историк, писатель и политический деятель Дино Компаньи. Само же захоронение находится на противоположной стене возле колонны.
27.
DSC_6335

Над аркой нарисована фреска с изображением «Св. Иоанн Гуальберт, прощающий убийцу своего брата» (Лоренцо ди Биччи, ок. 1430-1435).
28.
04-1

В качестве алтарного образа доминирует большая фреска «Св. Иоанн Гуальберт, возведенный на трон среди святых и блаженных ордена валломброзианов» (Нери ди Биччи, 1455), перенесенная из монастыря Сан-Панкрацио.
29.
DSC_6339

На правой стене панно «Благовещение с изгнанием предков» (Нери ди Биччи, после 1475) содержит ошибку перспективы из-за того, что изображенная архитектура слишком мала для содержащихся в ней фигур.
30.
DSC_6340

В мое посещение церкви в этой капелле был устроен рождественский вертеп.
31.
DSC_6341

Капелла Спини [5], посвящена Успению Богородицы, открыта с двух сторон, как и ее аналог в правом проходе. На алтаре установлена деревянная со следами полихромии скульптура «Кающаяся Магдалина» (Дезидерио да Сеттиньяно, 1450). По свидетельству Джорджо Вазари, закончил скульптуру в 1455 г. Бенедетто да Майано. Скульптура в натуральную величину изображает Марию Магдалину, пожилую, исхудавшую и укрытую собственными волосами, в то время как ее правая рука держит ампулу с мазью, типичный атрибут святой.
32.
DSC_6342

Произведение происходит от «Кающейся Магдалины» (Донателло, 1453-1455), от которой автор берет идею и некоторые детали, но отходит от нее, избегая чрезмерно драматических и патетических тонов скульптуры Донателло, предпочитая хладнокровие, более отвечавшее флорентийскому вкусу того времени. Сейчас скульптура Донателло выставлена в Музее Оперы-дель-Дуомо.
33.
DSC_3301

Над аркой фреска «Благовещение» (Нери ди Биччи, XV в.).
34.
05-2

Слева фреска «Святой епископ» (Алессио Бальдовинетти, 1470).
35.
05-1

В торце левого трансепта установлен орган, произведенный известной фирмой Тамбурини в 1939 г. Основная часть органа находится на полу внутри часовни.
36.
18-01

Капелла реликвий св. Иоанна Гуальберта [6] спроектирована в 1593-1594 гг. Джованни Баттиста Каччини. Серебряный реликварий для мощей св. Иоанна Гуальберта изготовил ювелир Андреа Пуччини (XVI в.). Фрески со сценами, связанными с переносом тела святого и почитанием его мощей, написаны Доменико Крести, известным как иль Пассиньяно (1593).
37.
DSC_6351

Св. Людовик IX поклоняется руке св. Иоанна Гуальберта (правая стена).
38.
DSC_6355

Перенос челюсти св. Иоанна Гуальберта в церковь Санта Тринита (левая стена).
39.
DSC_6354

Ангелы несут реликвии из Валломброзы во Флоренцию (слева). Слава св. Иоанна Гуальберта (в центре). Реликвия святого изгоняет одержимого (справа).
40.
DSC_6356

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.