Флоренция. Палатинская галерея. Часть 8

Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения, который был главной резиденцией семьи Медичи, великих герцогов Тосканы дома Габсбургов-Лотарингии и Савойского дома, а также короля Виктора Эммануила II.
1.
mappa_pitti

С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею, Королевские апартаменты и Апартаменты гобеленов. Пышное убранство помещений Палатинской галереи, оформленных в стиле барокко, создаёт несравненный, а для многих просто ошеломляющий фон для уникальных художественных произведений. Собирать эту единственную в своём роде коллекцию картин начали Медичи, а Лотарингские герцоги дополнили её; правда, картины размещали по собственному усмотрению и вкусу. Они должны были служить чисто декоративным целям, тем не менее их расположение с тех пор не менялось, внося дополнительный шарм в общую атмосферу этого уникального собрания произведений искусства. Ни в одном музее мира нет стольких картин Рафаэля, как здесь (их 11); кроме того, в галерее выставлены несколько известных картин Тициана, здесь представлены работы венецианцев Тинторетто и Джорджоне, шедевры Рубенса и Ван Дейка, Караваджо и Мурильо, а также произведения флорентийских маньеристов, таких, как Россо Фьорентино, Андреа дель Сарто, Фра Бартоломео, Бронзино и, наконец, самого Понтормо.
2.
pitti0

В связи с большим количеством рядом расположенных картин приводить в посту описания каждой из них — значит сильно перегрузить текст. После длительных размышлений я счел возможным и достаточным в таких случаях выкладывать фотографии музейных описаний (как правило, на английском языке), которые будут открываться по клику. Эти фотографии будут помечены знаком «#» возле номера фото. Качество некоторых сфотографированных описаний не идеально, но читабельно.

В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
2_floor

Зал Илиады [23]
Во времена Медичи в этой комнате играли в разновидность бильярда Трукко. В 1689 г. Козимо III зарезервировал ее для собственных нужд, устроив внутри часовню, украшенную четырьмя большими картинами Джузеппе Никола Насини, изображающими «Новиссими», то есть последние четыре мгновения жизни: Смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Фердинандо III в 1795 г. убрал «Новиссими» и включил зал Илиады в состав основной части Палатинской галереи.
4*.
DSC_8993

По возвращении из ссылки после падения Наполеона в 1815 г. Фердинандо III поручил Луиджи Сабателли роспись потолка (1819-1825), на котором изображены события, предшествующие Троянской войне, описанные в книге XV «Илиады» Гомера. Четыре гипсовых рельефа, выполненных Джузеппе Качиалли, Луиджи Пампалони и Винченцо Мартинелли, изображают сцены из «Метаморфоз» Овидия: Филемон и Бавкида оказывают радушный прием Юпитеру и Меркурию; Юпитер превращает Ликаона в волка; Юпитер и Семела и Похищение Европы.
5*.
DSC_8963

В центре потолка Юпитер приказывает собравшимся богам воздерживаться от вмешательства или попыток повлиять на исход Троянской войны.
6.
DSC_8968

В люнетах изображены сюжеты о Юноне, выступающей против троянцев, когда она своими соблазнами пытается отвлечь Юпитера.

Юнона, жена Юпитера, одета нимфами, чтобы соблазнить его. Юнона посещает Венеру, богиню красоты и любви, чтобы получить ее волшебный пояс
7.
DSC_8964

Юнона использует волшебный пояс, чтобы разбудить Морфея, бога сна, который затем должен усыпить Юпитера. Юнона принята Юпитером.
8.
DSC_8965

Греки, любимцы Нептуна, одерживают победу над троянцами, а Аякс ранит Гектора. Юпитер просыпается и понимает, что его обманули. Он ругает Юнону.
9.
DSC_8966

Юпитер посылает Аполлона, бога солнца, вылечить Гектора, раненного Аяксом. Гектор ведет троянцев к победе над греками.
10.
DSC_8967

В центре зала находится мраморная скульптурная группа Милосердие (Лоренцо Бартолини, 1817-1835). Женская фигура с двумя детьми на руках олицетворяет милосердие (благотворительность). По словам самого автора, это «политическая скульптура». Фактически, уже в 1930-х годах для обозначения мраморной группы стало употребляться название «Воспитательница». Включение ребенка, замкнутого и принуждаемого к учебе матерью, обеспечивало интеллектуальное воспитание отпрысков, глубоко обновляло традиционную иконографию Милосердия. На самом деле она имела в виду отцовскую политику Лотарингов, внимательных к нуждам подданных, как материальным, так и духовным.
11.
DSC_8986

В центре каждой стены зала находятся большие алтарные образы, которые иллюстрирует различные течения религиозной живописи начала XVI в. во Флоренции.

Расположение картин на стене A. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
12#.
DSC_8985

Христос во славе со святыми (Аннибале Карраччи, ок. 1597-1598). Масло по холсту. Христос, торжествующий на облаках, в окружении св. Петра и св. Иоанна Богослова, которому поклоняются св. Герменегильд и св. Мария Магдалина (слева) и св. Эдуард Английский, представляющий донатора Одоардо Фарнезе (справа). На заднем плане — церковь Святого Петра в Ватикане, тогда еще незавершенную и без купола Капеллы Клементины. Картина поступила в коллекцию Медичи в 1698 г.
13.
DSC_9004

Мужской портрет (Ян Вермейен, ок. 1530). Темпера по дереву. Портрет был отправлен во Флоренцию из Вены в 1793 г., во время обмена шедеврами между двумя дворами. Когда-то приписывавшийся Хойбейну, затем Бернарду ван Орли и Йосу ван Клеву, теперь он признан принадлежащим Вермейену.
14.
DSC_8985-07

Портрет беременной женщины (Рафаэль, ок 1506-1507). Масло по дереву. Женщина изображена по пояс на темном фоне, сидящая, положив одну руку на раздутый живот, а другую — на край портрета, где должен был быть невидимый парапет. Ее туловище, как и лицо, повернуто на три четверти вправо, а глаза обращены прямо к зрителю, чтобы установить психологический контакт. Свет падает на нее сверху слева, освещая ее лицо и подчеркивая эффектом светотени ее слегка округлые черты. Традиционное название «Беременная женщина» относится к 1800-м гг., когда картина была признана шедевром флорентийского периода Рафаэля.
15.
DSC_8985-08

Успение Пресвятой Богородицы (Успение Поссерини) (Андреа дель Сарто, 1526). Масло по дереву. Это изображение Успения Пресвятой Богородицы на небесах, окруженной ангелами и наблюдаемой апостолами, собравшимися вокруг ее пустой гробницы, следует традиционной иконографии и имеет ту же композицию, что и Успение Панчиатичи (C8), с изображением святых Николая и Маргариты на переднем плане. Название дано по имени донатора, Маргариты Пассерини, которая заказала панель для церкви Санта-Мария-дей-Серви в Кортоне.
16.
DSC_9003

Портрет Доменико Крести (иль Пассиньяно) (Юстус Сустерманс, 1630-1632). Масло по холсту. Этот прекрасный портрет известного флорентийского художника конца XVI в. был написан Сустермансом для кардинала Леопольдо Медичи. Задокументирован в его коллекции произведений искусства во дворце Питти в 1675 г.
17.
DSC_8985-12

Портрет женщины (Ридольфо дель Гирландайо, 1509). Масло по дереву. Картина прибыла во Флоренцию из Урбино в 1631 г., как часть приданого Виктории делла Ровере, без указания художника или предмета. В настоящее время общепризнано, что это портрет Гирландайо, хотя ранее некоторые искусствоведы относили ее Рафаэлю.
18.
DSC_8985-13

Богородица с младенцем на троне, св. Иоанном Крестителем и неизвестным святым (Никколо Соджи, ок. 1510). Масло по дереву. Первоначальное местонахождение этого небольшого алтаря неизвестно, хотя, вероятно, он находился во флорентийской церкви, поскольку св. Иоанн Креститель является покровителем Флоренции. Другой святой, окруженный маленькими мальчиками, не был опознан. Существуют версии, что это может быть св. Виталий с сыновьями Гервасием и Протасием или св. Евстафий с сыновьями Агапием и Феопистом. Работа задокументирована во флорентийских коллекциях в 1786 г., она была найдена в офисе Монте-ди-Пьета в Бигалло.
19.
DSC_8985-14

Св. Иоанн Богослов (Карло Дольчи, 1671). Масло по холсту. Дата написания картины указана на обороте. Это одна из группы картин, выполненных Дольчи для великого герцога Козимо III, которые, по документам, висели в его спальне в 1687 и 1723 гг.
20.
DSC_8985-15

Портрет Матиаса Медичи (Юстус Сустерманс, ок. 1660). Масло по холсту. Матиас Медичи, один из братьев великого герцога Фердинандо, изображен в роли капитана тосканской вооруженной гвардии. Это один из лучших портретов Сустерманса.
21.
DSC_8985-17

Расположение картин на стене B. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
22#. Левая часть стены
DSC_9005

23#. 8990 Правая часть стены
DSC_9014

Портрет Екатерины Медичи (Жермен Ле Маннье, ок. 1547-1559). Надпись на этой картине, описывающая Екатерину как Рейн (королева), предполагает, что этот портрет, вероятно, был сделан после 1549 г., когда она была коронована королевой Франции. Ее роскошный костюм, безусловно, подходит для такого случая: парадное платье, вышитое серебряной нитью и инкрустированное бриллиантами и жемчугом, дополнено широкими манжетами из горностая и тонким кружевным воротником. Сверху расположены еще несколько драгоценных камней, в том числе массивный нательный крест из бриллиантов и золота. После смерти Генриха II в 1559 г. Екатерина отказалась от столь показного наряда ради мрачных черных одежд вдовы.
24.
DSC_8990-02

Мадонна св. Иеронима (Федерико Бароччи). Масло по холсту. Одна из многочисленных копий знаменитой картины кисти Корреджо (Парма, Национальная галерея). В 1699 г. великий герцог Фердинандо де Медичи купил его у церкви Серви в Монтепульчано, полагая, что это работа Бароччи.
25.
DSC_8990-03

Мадонна с младенцем на троне в окружении святых (алтарь Питти) (Фра Бартоломео, 1512). Темпера по дереву. Другое название — «Мистическое бракосочетание св. Екатерины Сиенской и святые». Это самое сложное из «Священных Собеседований» фра Бартоломео. Написанная для алтаря св. Екатерины в церкви монастыря Сан-Марко, картина изображает младенца Иисуса, дающего обручальное кольцо св. Екатерине Сиенской, которая преклоняет колени напротив св. Екатерины Александрийской в окружении двенадцати святых. По бокам выделяются торжественные и величественные фигуры св. Георгия и св. Варфоломея, вдохновленные Микеланджело. Четыре маленьких ангелочка наверху поднимают завесу балдахина, который сегодня мы видим увенчанным крышей пагоды, добавленной в конце XVI в., чтобы приспособить панель к новому алтарю. Картина была приобретена Фердинандо Медичи в 1690 г. для его коллекции во дворце Питти.
26.
DSC_8990-08

Портрет мужчины (ювелира) (Ридольфо дель Гирландайо, ок. 1515-1517). Масло по дереву. Драгоценный камень, который держит натурщик, привел к тому, что его опознали как ювелира, но, скорее всего, он имел сентиментальный смысл. Картина была приобретена в 1668 г. кардиналом Леопольдом Медичи как работа Леонардо да Винчи.
27.
DSC_8990-12

Архангел Рафаил, отвергающий дары Товии (Джованни Биливерт, 1612). Масло по холсту. На этой картине изображен последний эпизод в сложной истории старого Товита и его сына Товия. Архангел Рафаил отказывается от даров, предложенных отцом и сыном в знак признания его помощи, и раскрывает свою личность. Картина была приобретена для галереи в 1832 г.
28.
DSC_8990-13

Св. Мария Магдалина (Артемизия Джентилески, ок. 1620). Масло по холсту. Автор рассказывает историю трудного путешествия молодой женщины с растрепанными волосами, закутанной в великолепное желтое шелковое платье и намеревающейся отодвинуть от себя зеркало, символ тщеславия, на котором мы читаем Optimam partem elegit (Она выбрала лучшую часть). Великий герцог Козимо II, вероятно, заказал картину во время пребывания Артемизии во Флоренции, возможно, для своей жены Марии Магдалены Австрийской.
29.
DSC_8990-14

Портрет Филиппа II Испанского (Тициан и помощники, ок. 1550). Масло по холсту. Эта авторская копия портрета короля Испании, украшенного орденом Золотого руна, была прислана Тицианом в подарок великому герцогу Козимо I Медичи и находится в коллекции Медичи с 1560 г.
30.
DSC_8990-15

Расположение картин на стене C. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
31#. 8991
DSC_9010

Юдифь с головой Олоферна (Артемизия Джентилески, ок. 1613-1618). Масло по холсту. На полотне изображен момент, когда две женщины готовятся покинуть шатер Олоферна, опасаясь быть обнаруженными ассирийскими солдатами. Служанка Абра поддерживает, как будто это белье, корзину, в которую была помещена отрубленная голова тирана, а Юдифь держит, положив на плечо, меч, которым она недавно осуществила свою месть; другой же рукой, соучастным жестом положенной на плечо служанки, она как бы хочет поддержать ее, как бы потревоженную внешним шумом. Артемизия написала одно из своих лучших произведений для великого герцога Козимо II Медичи.
32.
DSC_8991-03

Св. Бенедикт и святые угодники (Паоло Веронезе и помощники, 1572). Масло по холсту. Св. Бенедикт стоит в центре, по бокам его ученики св. Мавр и св. Плакида, перед которыми преклоняют колени св. Схоластика и несколько монахинь. Вверху изображено мистическое обручение св. Екатерины. Картина принадлежала церкви Санта-Катерина-ди-Маццорбо в Венеции и была куплена в 1699 г. великим принцем Фердинандо Медичи для своей коллекции во дворце Питти.
33.
DSC_8991-04

Портрет Елизаветы Французской (Франс Поурбус младший, 1615). Масло по холсту. Елизавета Французская носит полное платье позднего Возрождения с висящими рукавами; однако ее юбка имеет форму купола, а не барабана. В мое посещение этот портрет был выставлен на месте «Св. Бенедикта со святыми угодниками».
34.
DSC_8991-04-1

Мадонна с младенцем (Андреа дель Сарто, 1528-1530). Масло по дереву. Это вариация работы Андреа, ныне утраченной, с которой было сделано множество копий. Она была продана семьей Боргерини в 1579 г. кардиналу Фердинандо Медичи. Это была бы идеальная религиозная картина, и она вполне могла бы висеть в спальне зажиточного флорентийца. Масштаб и композиция более интимны, чем у величественного «Святого семейства», выставленного рядом. Ребенок, собирающийся кормить грудью, отвлечен присутствием зрителя, и его внезапный поворот активирует картину.
35.
DSC_8991-07

Успение Пресвятой Богородицы (Успение Панчиатичи) (Андреа дель Сарто, ок. 1522). Масло по дереву. Тема Успения Богородицы изображена двумя уровнями: в нижнем изображены апостолы Иисуса, толпящиеся вокруг пустой гробницы Марии и смотрящие на нее, пока она возносится на небо на облаке в верхней части, в окружении счастливых путти. Андреа дель Сарто изобразил двух коленопреклоненных апостолов посередине, согласно традиционной пирамидальной композиции Священного Собеседования, присоединив их к кругу других апостолов. Картина была заказана гуманистом и политиком Бартоломео Панчиатичи в 1517 г., но оставалась в мастерской Андреа до 1536 г., когда ее приобрел сын мецената. Она находится в коллекции Медичи с 1602 г.
36.
DSC_8991-08

Портрет Элеоноры Медичи (Франс Пурбус Младший, ок. 1600-1609). Масло по холсту. Этот портрет Элеоноры, дочери великого герцога Франческо I Медичи и Иоанны Австрийской и супруги Винченцо Гонзаги Мантуанского, был написан во время пребывания Пурбуса в Мантуе. Он попал в коллекцию Медичи в 1645 г., купленный кардиналом Леопольдо Медичи.
37.
DSC_8991-10

Крещение Христа (Паоло Веронезе, ок. 1580). Масло по холсту. Картина рассказывает новозаветное повествование о крещении Иисуса св. Иоанном Крестителем в реке Иордан. Поздняя работа Веронезе, она была приобретена для Оратория братства Фиорентини в Анконе в 1668 г. великим герцогом Фердинандо II Медичи.
38.
DSC_8991-12

Портрет Фердинандо Медичи (Юстус Сустерманс, 1635). Масло по холсту. Этот портрет великого герцога Фердинандо в доспехах написан с его официального портрета в полный рост, написанного Сустермансом в 1627 г.
39.
DSC_8991-14

Портрет мальтийского рыцаря (Караваджо, ок. 1607-1608). Масло по холсту. На картине изображен один из Мальтийских рыцарей, могущественного военного объединения, основанного в XII в. и лояльного папе Римскому, членом которого также был Караваджо. Личность этого человека неизвестна, хотя считается, что это Антонио Мартелли, знатный флорентийский военачальник, или Алоф де Виньякур, великий магистр ордена во время пребывания Караваджо на Мальте.
40.
DSC_8991-15

Конный портрет Иоганна Вильгельма, курфюрста Пфальца (Ян Франс ван Дувен, 1707). Масло по холсту. Вероятно, картина, выполненная в Дюссельдорфе в 1707 году, прибыла во Флоренцию вместе с имуществом Анны Марии Луизы Медичи, вернувшейся на родину после смерти мужа, пфальцграфа Рейнского. Картина временно экспонировалась на месте предыдущего портрета.
41.
DSC_9015

Расположение картин на стене D можно увидеть по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.

Мадонна с младенцем и святыми (Алтарь Деи) (Россо Фиорентино, 1522). Масло по дереву. Этот алтарный образ был выполнен для часовни семьи Деи в церкви Санто Спирито; он заменил алтарный образ, заказанный Рафаэлю в 1507 г. и оставшийся незаконченным, который сейчас также находится в Палатинской галерее в зале Сатурна [24]. Вокруг восседающей на троне Мадонны с младенцем стоят св. Петр, св. Ренье, св. Бернард и св. Августин — все они также присутствуют на алтаре Рафаэля, к которому Россо добавил св. Себастьяна, св. Иакова Великого, св. Иосифа (?) и св. Маврикия, еще одного молодого неопознанного святого и коленопреклоненную святую женского пола (идентифицируемую как св. Екатерина Александрийская из-за ее колеса, которое, однако, было дописано в XVII в.). В конце XVII в. алтарный образ был приобретен великим герцогом Фердинандо для своей коллекции в Палаццо Питти и был увеличен со всех четырех сторон примерно на 50 см и снабжен позолоченной и резной рамой в стиле барокко.
42.
DSC_9013

Представление Иисуса в храме (Паоло Веронезе, ок. 1575-1588). Масло по холсту. Следуя еврейскому преданию, через восемь дней после своего рождения Иисус был представлен в храме для обрезания. Картина, скорее всего, является оригиналом, хотя и сильно повреждена предыдущими реставрациями. Полотно было приобретено в коллекцию Медичи в результате обмена картинами, произошедшего между дворами Флоренции и Вены в 1792-1794 гг.
43.
DSC_8989-04

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.