Сан-Марко — это старинный доминиканский монастырь, основанный в начале XII в., с замечательными фресками фра Беато Анжелико [43.7782907N 11.2588996E]. Одним из настоятелей монастыря был доминиканский монах Джироламо Савонарола, некоторое время фактически правивший Флоренцией. В этом же монастыре изучал богословие Михаил Триволис, ставший позже известным как Максим Грек.
1.
Четырехугольная площадь Сан-Марко окружена элегантными зданиями. Здесь доминирует фасад церкви и монастыря Сан-Марко, от которого она получила свое название. В центре устроена небольшая зеленая зона с деревьями, окруженная скамейками и, как на одноименной венецианской площади, заполненной голубями. Выделяется монументальная статуя генерала и политика Манфредо Фанти. Бронзовый памятник, изображающий генерала, отлит в 1872 г. скульптором Клементе Папи в соответствии с проектом 1869 г. Пио Феди.
2.
Памятник был установлен в центре площади Сан-Марко городским инженером Луиджи Дель Сарто и торжественно открыт 1 апреля 1872 г. [43.7778492N 11.2587547E] Символично, что на этой же площади расположен дворец Военного командования, где в 1865-1871 гг. была резиденция военного министерства Королевства Италии, а Фанти фактически занимал пост военного министра. Генерал изображен стоящим с непокрытой головой, в форме, большей частью скрытой под большим плащом, с мечом в левой руке и свитком в правой, символизирующим состав итальянской армии.
3.
Готический пьедестал изготовлен белого мрамора из Серавеццы и белого и зеленого мрамора с прожилками из Прато. По углам установлены четыре бронзовых фигуры, изображающие Политику, Тактику, Стратегию и Искусство фортификационных укреплений (идентификация, однако, несколько сомнительна).
4.
По бокам пьедестала видны два барельефа, первый из которых изображает штурм редута между Сан-Мартино и Поццоленго в битве при Сольферино 24 июня 1859 г., где, собственно, в чине генерал-лейтенанта и отличился командир 2-й дивизии Манфредо Фанти. На другом барельефе трофей, посвященный вооружению итальянской армии.
5.
Монастырь Сан-Марко основан, по-видимому, в XIII в. Известно, что с 1299 г. здесь был монастырь сильвестринцев. В 1435 г. церковь и монастырь были переданы монахам-доминиканцам, а в 1437 г. флорентийский банкир Козимо Медичи ст. по предложению Антонино Пьероцци, тогдашнего генерального викария этого ордена, решил начать перестройку всего комплекса. Работа была поручена Микелоццо ди Бартоломео, а фра Беато Анджелико и его помощники, в том числе Беноццо Гоццоли, занимались отделкой стен между 1439 и 1444 гг. Перестройка в основном затронула часть ансамбля, предназначенная для жизни монахов, включавшая зал капитула, трапезную, ораторий, кельи и библиотеку. Во время перестройки церкви Козимо столкнулся с сопротивлением большинства крупных семей, которым принадлежали капеллы внутри церкви — они не хотели отдавать их под покровительство Медичи. В частности, из-за этого в 1442 г. работа была приостановлена. Церковь была освящена в ночь богоявления 1443 г. кардиналом и архиепископом Капуи Никколо д’Аччиапаччо в присутствии папы Евгения IV. Окончательно конфискованный в 1866 г., монастырь был частично преобразован в музей в 1869 г.
6*.
Фасад Сан-Марко в неоклассическом стиле восходит к 1777-1778 гг. Его построил фра Джованни Баттиста Паладини, о чем напоминает надпись на окне. Разделенный на три уровня, он отмечен пилястрами в трех горизонтальных полосах с единственным порталом, увенчанным окном. Колокольня была построена в 1512 г. по проекту Баччо д’Аньоло. Дальнейшие изменения в конструкцию здания были внесены в конце XVI в. Джамболоньей, а в 1678 г. — Пьером Франческо Сильвани.
На фронтоне портала установлена статуя крылатого льва — символа св. Марка — в окружении двух ангелов.
7.
В боковых полосах он украшен двумя нишами со статуями (внизу) и лентами и фестонами (вверху)
8.
Верхний регистр украшен декоративным барельефом и тимпаном, увенчанным железным крестом.
9.
Изнутри базилика имеет единственный неф и многочисленные боковые часовни, спроектированные около 1579 г. Джамболоньей и украшенные, прежде всего, панелями XVI-XVII вв.
10*.
В древности боковые стены нефа были покрыты фресками XIV в., следы которых сохранились кое-где под штукатуркой. Эти остатки фресок предполагают длительный промежуток графических вмешательств, которые можно разместить примерно между 1380 и 1420 гг. Восстановлением ризницы и апсиды занимался Микелоццо.
11*.
В 1678 г. был создан резной позолоченный потолок по проекту Пьера Франческо Сильвани.
12*.
Полотно в центре потолка с изображением Успения Богородицы в 1725 г. написал Джованни Антонио Пуччи.
13.
Для лучшей ориентировки внутри базилики предлагаю воспользоваться планом, на котором цифрами указаны наиболее значимые объекты. Далее эти номера будут указываться в квадратных скобках. Осмотр церкви будет идти по часовой стрелке, начиная от входа.
14.
Над порталом ранее было установлено большое Распятие, созданное около 1365 г. школой Андреа Орканья. В мое посещение можно было увидеть только крепление этого распятия. Надеюсь, что оно отсутствовало временно, например, по причине реставрации.
Возле входа стоит старинная резная мраморная чаша со святой водой.
15.
В правой части контрфасада [1] установлен алтарь с картиной Джованни Баттиста Паджи «Преображение», написанной в 1596 г. и заменившей «Коронацию Богородицы», созданной в 1488-1490 гг. Сандро Боттичелли.
16.
Сейчас «Коронацию» (Pala di San Marco) можно увидеть в галерее Уффици.
17.
Первый алтарь слева [2] украшен картиной «Чудо св. Викентия Феррера«, написанной Доменико Пассиньяно в 1593 г.
18.
Слева от алтаря в витрине за стеклом стоит сцена рождественского вертепа почти в натуральную величину, созданная Джованни дела Робиа. Фигурка младенца Христа изготовлена в мастерской Донателло.
19.
20.
Второй алтарь слева украшен картиной «Мистическое обручение св. Екатерины». Этот иконографический сюжет христианской религиозной живописи известен с XIV в. и встречается на картинах многих европейских живописцев. Св. Екатерина изображается обменивающейся обручальным кольцом с Иисусом Христом, что символизирует её духовную связь с ним и то, что она стала «невестой Христовой» (мистический брак).
21.
В церкви выставлена копия картины, выполненная Антоном Доменико Габбиани в 1690 г. Оригинал же, написанный в 1512 г. фра Бартоломео, хранится в Палатинской галерее Палаццо Питти.
22.
Слева от алтаря стоит обратить внимание на частично сохранившиеся фрески XIV в. Слева изображен неизвестный святой, написанный Биччи ди Лоренцо в 1390 г. Справа — часть фрески Антонио Венециано, написанной в 1370 г.
23.
Третий алтарь слева [4] украшен полотном кисти Лодовико Карда, более известного под прозвищем Чиголи «Император Ираклий несет крест Христа в Иерусалим», написанным в 1594 г.
24.
25.
Слева от алтаря вмонтированы два погребальных памятника гуманистам, захороненным здесь: Джованни Пико делла Мирандола (выше) и Анджело Полициано (внизу). Над ними частично сохранившаяся фреска, написанная Антонио Венециано (ок. 1380-1420) и изображающая религиозное шествие.
26.
Статуя у стены изображает человека, который на несколько лет изменил судьбу Флоренции. Джироламо Савонарола был итальянским доминиканским монахом и проповедником, действовавшим во Флоренции эпохи Возрождения. Он был известен своими пророчествами о гражданской славе, разрушением светского искусства и культуры и призывами к христианскому обновлению; с 1494 по 1498 г. фактически был правителем Флоренции.
27.
Слева от нефа устроена капелла Сальвиати, или капелла св. Антонина [5], где хранятся останки флорентийского святого и архиепископа. Часовня была спроектирована в конце XVI в. Джамболоньей как отдельное помещение с отдельным входом снаружи и отличается от остальной церкви как по плану, так и по высоте.
28.
Капелла происходит из склепа, где похоронены члены семьи Сальвиати, предположительно в 1580 г., о чем свидетельствует картуш на стене. В вестибюле часовни [5a] стены украшают две большие фрески Доменико Пассиньяно в технике тромплёй: «Перенесение тела св. Антонина Пьероцци» (слева) и «Признание тела св. Антонина» (справа), написанные в 1589 г.
29. Перенесение тела св. Антонина Пьероцци
30. Признание тела св. Антонина
Резной потолок в вестибюле капеллы.
31*.
Бронзовые барельефы созданы в мастерской Джамболонья литейщиком Доменико Портиджиани в 1581-1587 гг. и изображают эпизоды из жизни св. Антонина.
32*.
Капелла Сальвиати с останками святого под алтарем большей частью оформлена Алессандро Аллори. Последний отвечал за фрески на куполе, украшение гризайли (завершено в 1588 г.) и алтарь.
33*.
Панель на левой стене представляет современную копию «Иисуса, исцеляющего прокаженного» (Иль Поппи).
34.
35.
В центре часовни находится реликварий с останками св. Антонина Флорентийского, основателя и приора монастыря св. Марка, архиепископа Флоренции.
36.
Алтарный образ капеллы представлен картиной «Спуск в Лимбо» (Алессандро Аллори, до 1584).
37.
Фрески на куполе капеллы также написаны Алессандро Аллори.
38*.
Панель на правой стене представляет современную копию «Призвания св. Матфея» (Джованни Баттиста Нальдини). Оригинал картины выставлен в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
39.
40.
Резной каменный портал в стиле барокко ведет в капеллу Серрагли [6], или часовню Причастия. Она была построена в последнем десятилетии XVI в. и посвящена возвеличиванию тайны Евхаристии.
41.
Свод потолка, расписанный фресками, разделен на три части. На первой части изображены женские фигуры Даров Святого Духа работы Санти ди Тито ок. 1594 г., расположенные вокруг лепного голубя, символизирующего Святой Дух. Во второй области — «Христос во славе и надежде» работы Бернардино Поччетти в 1603 г.
42.
В третьей области — «Плоды сладости Причастия» и четыре женские фигуры вокруг позолоченного лепного улья, также выполненные Бернардино Поччетти.
43.
Этот же художник расписал стены серий святых, связанных с Таинством Причастия.
44.
Алтарный образ представляет собой «Причастие апостолов», начатое Санти ди Тито и завершенное его сыном Тиберием.
45.
46.
Завершают убранство часовни четыре полотна на стенах. «Падение манны небесной» (Доменико Пассиньяно, 1625).
47.
«Ужин в Эммаусе» (Франческо Курради, 1620-1630).
48.
«Чудо хлебов и рыб» (Франческо Курради, 1620-1630).
49.
Жертвоприношение Исаака (Якопо да Эмполи, ок. 1620-1625).
50.
Стена, противоположная алтарной. Справа виден вход в часовню.
51.
Рядом со входом в капеллу Серрагли в нише, оформленной аналогично порталу, установлена статуя Мадонны Розария.
52.
Окончание рассказа о базилике Сан-Марко в следующем посте.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.