Флоренция. Палатинская галерея. Часть 13

Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения, который был главной резиденцией семьи Медичи, великих герцогов Тосканы дома Габсбургов-Лотарингии и Савойского дома, а также короля Виктора Эммануила II.
1.
mappa_pitti

С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею, Королевские апартаменты и Апартаменты гобеленов. Пышное убранство помещений Палатинской галереи, оформленных в стиле барокко, создаёт несравненный, а для многих просто ошеломляющий фон для уникальных художественных произведений. Собирать эту единственную в своём роде коллекцию картин начали Медичи, а Лотарингские герцоги дополнили её; правда, картины размещали по собственному усмотрению и вкусу. Они должны были служить чисто декоративным целям, тем не менее их расположение с тех пор не менялось, внося дополнительный шарм в общую атмосферу этого уникального собрания произведений искусства. Ни в одном музее мира нет стольких картин Рафаэля, как здесь (их 11); кроме того, в галерее выставлены несколько известных картин Тициана, здесь представлены работы венецианцев Тинторетто и Джорджоне, шедевры Рубенса и Ван Дейка, Караваджо и Мурильо, а также произведения флорентийских маньеристов, таких, как Россо Фьорентино, Андреа дель Сарто, Фра Бартоломео, Бронзино и, наконец, самого Понтормо.
2.
pitti0

В связи с большим количеством рядом расположенных картин приводить в посту описания каждой из них — значит сильно перегрузить текст. После длительных размышлений я счел возможным и достаточным в таких случаях выкладывать фотографии музейных описаний (как правило, на английском языке), которые будут открываться по клику. Эти фотографии будут помечены знаком «#» возле номера фото. Качество некоторых сфотографированных описаний не идеально, но читабельно.

В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
2_floor

Зал Венеры [28]
Комната Венеры начинает знаменитую серию элегантных комнат зимних апартаментов на пиано нобиле Палаццо Питти, так называемых Планетарных комнат. Фердинандо II Медичи в 1641 г. поручил Пьетро да Кортона украсить их фресками и лепниной. Этим выбором великий герцог показал, что он присоединился к новому декоративному стилю барокко, в котором Пьетро да Кортона оказался бесспорным героем и новатором, наиболее способным к визуальному переводу, с воздушной и нижней перспективой, которую не знает ни один другой художник того времени, который мог бы заняться программой украшения резиденции Медичи.
4*.
DSC_9248

Декоративная тема, предложенная Франческо Рондинелли, библиотекарем великого герцога, стала частью иконографической программы, направленной на возвышение фигуры принца и процесса подготовки его к хорошему управлению посредством постоянного присутствия всех трех ключевых игроков в комнатах: боги Олимпа, которым посвящена комната, принц и Геракл, символ добродетелей принца и защитника семьи Медичи.
5*.
DSC_8567

В этой комнате изменение пространственной организации ощущается меньше по сравнению с ренессансной конструкцией ниже: люнеты, ребристые своды и подвески, хотя и смягчены присутствием позолоченных лепных теламонов и белых лепных медальонов, следуют рисунку, который до сих пор отражает порядок интерьера эпохи Возрождения.
6*.
DSC_9273

На фреске в центре потолка изображен молодой принц Фердинандо II, которого Минерва вырвала из объятий Венеры, символа наслаждения, чтобы передать Гераклу — фигуре, священной для Медичи.
7.
DSC_9274

В восьми люнетах с пояснительными надписями на латыни изображены выдающиеся персонажи античного мира, воспевающие добродетельное поведение прославленных мужчин в присутствии красивых женщин, а в белых лепных овалах — портреты важнейших представителей великого герцогства, а также двух пап из рода Медичи, — Льва X и Климента VII.

Антиох III и Диана. Портреты великих герцогов Фердинандо I и Козимо II Медичи. Крисп и Фауста
8.
DSC_9267

Октавиан Август и Клеопатра. Портреты великих герцогов Козимо I и Франческо I Медичи. Кир и Пантея
9.
DSC_9268

Великодушие Сципиона. Портреты великого герцога Фердинандо II и его сына Козимо III Медичи. Массинисса и Софонисба
10.
DSC_9270

Антиох и Стратоника. Портреты пап Климента VII и Льва X из рода Медичи. Александр Македонский и Сисигамбис. Зал Венеры был прихожей для людей, ожидающих допуска к присутствию великого герцога. По этой причине наверху, над люнетом Антиоха и Стратоники, между лепниной было вставлено небольшое окошко, чтобы государь мог подглядывать и подслушивать, что происходило в комнате снизу.
11.
DSC_9271

Венера Италика (Антонио Канова, 1802). Мрамор. Эта работа должна была заменить скульптуру Венеры Медицейской, копию античной работы Клеомена из Афин, которая была изъята из галереи Уффици, вывезена во Францию и помещена в 1802 г. в Лувр по приказу Наполеона. Но после отречения Наполеона Венера Медицейская была возвращена в Италию 27 декабря 1815 г. и помещена на прежнее место в галерею Уффици. Реплику, которую выполнил Антонио Канова взамен утраченной скульптуры, поставили в зале Венеры дворца Питти. Канова показывал свои работы при свечах. От воздействия света и теней на прозрачную мраморную поверхность скульптору удавалось ещё больше смягчать переходы между различными частями статуи.
12.
DSC_9304

Расположение картин на стене A. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
13#*.
DSC_9299

Св. Мартина отказывается поклоняться идолам (Пьетро да Кортона, 1656). Масло по холсту. Св. Мартина была римской мученицей, которая подверглась различным пыткам, прежде чем была обезглавлена за отказ поклоняться языческим идолам. Картина поступила в коллекцию Козимо III от Паоло Фальконьери из Рима в 1674 г.
14.
DSC_9299-03

Портрет охотников при дворе Медичи (Юстус Сустерманс, ок. 1637). Масло по холсту. Это скорее групповой портрет, чем жанровая сцена, написанная для Джованни Карло де Медичи. Стиль соответствует ранним работам художника.
15.
DSC_9299-04

Гавань с кораблями и галерами (Гавань с маяком) (Сальватор Роза, 1641). Масло по холсту. Это большое полотно (ширина около 4 метров) было написано в паре с картиной на противоположной стене для Джована Карло де Медичи, назначенного командующим флотом на испанских морях. Главными героями картины на самом деле являются суда флота Медичи, на мачтах которых развеваются разнообразные флаги, в том числе флаги рыцарского ордена Святого Стефана, учрежденного Козимо I Медичи. Очевидно сильное влияние Клода Лоррена.
16.
DSC_9295

Женский портрет (La Bella) (Тициан, ок. 1536). Масло по холсту. Это скорее изображение идеальной женской красоты, чем портрет. Тициан использовал ту же модель в других работах этого периода, таких как «Венера Урбинская» (Уффици) или «Девушка в мехах» (Вена). Она была написана для Франческо Марии I делла Ровере, герцога Урбино. Женщина держит четки, считающиеся символом верности, а левой рукой указывает на нечто, что может быть меховым боа, накинутым на ее правую руку. Пока картина не будет полностью расчищена, трудно определить, что это такое.
17.
DSC_9299-06

Святая беседа с Константином, св. Еленой и младенцем св. Иоанном (Бонифачио Веронезе, ок. 1510). Масло по дереву. Вероятно, это та же самая картина, записанная Марко Боскини как находящаяся в монастыре церкви Санта-Мария-дель-Орто в Венеции и приписываемая Пальма-иль-Веккьо. Она была приобретена великим принцем Фердинандо и в 1713 г. внесена в каталог коллекции дворца Питти с той же атрибуцией.
18.
DSC_9299-07

Портрет Пьетро Аретино (Тициан, 1545). Масло по холсту. Картина была прислана Аретино в подарок Козимо I Медичи. На портрете Аретино предстает монументальной фигурой — именно так он и желал себя видеть. Величественный и надменный вид, роскошные бархатные одеяния, тяжелая золотая цепь уподобляют его князьям и вельможам. Его массивный корпус занимает почти все полотно. Резкие мазки кисти, блики на красном бархате одежды создают особый пульсирующий эффект. Этот шедевр портретной живописи Тициана признан одним из лучших образцов его маньеристского стиля. В мое посещение на месте этого портрета был вывешен портрет Бьянки Капелло.
19.
DSC_9299-08

Портрет Бьянки Каппелло (мастерская Алессандро Аллори, ок.1578). Масло по дереву. Портрет Бьянки Капелло, второй жены, а перед этим многолетней возлюбленной великого герцога Франческо I, одной из самых печально известных и окруженных легендами женщин эпохи Ренессанса, заслужившей прозвище «Колдунья».
20.
DSC_9299-08-1

Описания картин на стене B можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.

Триумф Давида (Маттео Росселли, ок. 1620). Масло по холсту. Эта картина представляет библейскую историю о юном Давиде, который убил великана Голиафа и которого с триумфом везут домой. Это самая известная и наиболее копируемая работа флорентийского художника. Она была заказана кардиналом Карло Медичи для его коллекции.
21.
DSC_9293

Пейзаж с крестьянами, возвращающимися с полей (Питер Пауль Рубенс, 1627). Масло по панно. Картина прибыла во Флоренцию в 1737 г. по приказу Франческо Стефано Лотарингского, который только что стал великим герцогом Тосканским.
22.
DSC_9294

Руджьер при дворе Альцины (Рутилио Манетти, 1624). Масло по холсту. Сюжет взят из «Неистового Роланда» Лудовико Ариосто. Это была часть группы картин, вдохновленных работами Лудовико Ариосто и Торквато Тассо, заказанных кардиналом Карло Медичи для его резиденции Казино Сан-Марко.
23.
DSC_9292

Мученическая смерть св. Екатерины Александрийской (Франческо Бассано, ок. 1590). Масло по холсту. На этой картине изображено чудесное вмешательство, которое предотвратило казнь св. Екатерины Александрийской на колесе. Она принадлежала иезуитской церкви Сан-Джованни-деи-Джезуити (позднее дельи Сколопи во Флоренции, откуда была приобретена великим князем Фердинандо для его коллекции во дворце Питти. Картина написана под влиянием Веронезе и Тинторетто.
24.
DSC_9264-04

Аполлон и Марсий (Джованни Биливерт (?), 1630). Масло по холсту. Мифическая история Марсия, проигравшего музыкальное состязание с Аполлоном, по итогам которого позже победитель подвесил Марсия на высокой сосне и содрал с него кожу. Произведение традиционно приписывается Биливерту, но некоторые критики отдают авторство Артемизии Джентилески.
25.
DSC_9312

Аполлон и Марсий (Гверчино, ок. 1618). Масло по холсту. Другое изложение истории Марсия. Считается, что картина была написана вскоре после возвращения Гверчино из Венеции в родной город художника Ченто.
26.
DSC_9311

Пейзаж с Улиссом на острове феаков (Питер Пауль Рубенс, ок. 1635). Масло по дереву. Показано, как Улисс высаживается на остров феаков, как и рассказывается в «Одиссее» Гомера. Она была отправлена во Флоренцию в 1737 г. Франческо Стефано Лотарингским, великим герцогом Тосканским, вместе с пейзажем с крестьянами, возвращающимися с полей, того же фламандского художника.
27.
DSC_9310

Расположение картин на левой половине стены C. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
28#.
DSC_9308

Гавань на закате (Сальватор Роза, ок. 1641). Масло по холсту. Это большое полотно является парным к картине, экспонирующейся на противоположной стене. Они были написаны для Джована Карло Медичи.
29.
DSC_9308-01

Портрет папы Юлия II (Тициан, 1545). Масло по дереву. Это копия кисти Тициана портрета Юлия Il, написанного Рафаэлем в Риме в 1511-1512 гг., который сейчас находится в Национальной галерее в Лондоне. Оно прибыло во Флоренцию из Урбино в 1631 г. как часть приданого Виттории делла Ровере.
30.
DSC_9308-02

Концерт (Тициан, ок. 1510). Масло по холсту. Ранняя работа Тициана. Это один из самых известных «групповых портретов» венецианского искусства, на котором изображены музыканты, сосредоточенные на игре. Мужчина в центре играет на спинете, небольшом клавесине XVI в. Его руки протянуты к клавишам, а взгляд повернут к стоящему за его спиной доминиканскому монаху с виолой да гамба в руке. Слева изображён нарядный юноша в шляпе с перьями, вероятно, певец. Она принадлежала кардиналу Леопольдо Медичи, который купил ее как произведение Джорджоне.
31.
DSC_9308-03

Венера, Любовь и Вулкан (Тинторетто, ок. 1550). Масло по холсту. Из коллекции кардинала Карло Медичи (1666). В этой интимной группе изображена Венера, богиня любви, со своим мужем Вулканом, богом огня, и юным Купидоном. Судя по форме картины, она, вероятно, была частью убранства спальни или висела над дверным проемом.
32.
DSC_9306

Расположение картин на правой половине стены C. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
33#.
DSC_9305

Аллегория лжи (Сальватор Роза, ок. 1649). Масло по холсту. Эта работа была написана для кардинала Джованни Карло Медичи, главного флорентийского покровителя художника. Обычно его датируют концом пребывания Розы во Флоренции (1640-1649).
34.
DSC_9308-07

Описание картин на стене D можно найти по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.

Ecce Homo (Се человек, Муж скорбей) (Тициан (?)). Масло по холсту. Это сцена из Нового Завета, где Христос показан людям после того, как был приговорен к смерти, одетый в красный плащ, терновый венец и держащий в руках скипетр — насмешливые символы его царственности. Полотно попало во Флоренцию из коллекции герцогов Урбино в составе приданого Виктории делла Ровере. Хотя мастерская Тициана изготовила несколько копий этой картины, ее замечательное качество может подтвердить, что скорее всего это картина, написанная самим Тицианом для Гвидобальдо делла Ровере.
35.
DSC_9305-05

Св. Иосиф (Гверчино, ок. 1660). Масло по холсту. Картина была описана во дворце Питти в 1761 г., но ее происхождение неизвестно. Картина высокого качества относится к зрелым годам творчества художника.
36.
DSC_9305-06

Поклонение Младенцу (мастерская Тициана). Масло по холсту. Эта работа вошла в приданое Виктории делла Ровере и, вероятно, является копией с оригинала кисти Тициана, ныне утраченного. Другие копии той же картины были сделаны помощниками художника.
37.
DSC_9305-07

Призвание св. Петра и св. Андрея (Чиголи, 1607). Масло по холсту. Картина рассказывает евангельскую историю, где Иисус находит первых двух апостолов на берегах Галилейского моря. Он приглашает братьев, которые забрасывают свои сети, последовать за ним и стать «ловцами человеков». Предназначенная для алтаря капеллы Кардуччи в кафедральном соборе в Ливорно, картина пробыла там очень недолго, как и во дворце Питти в 1628 г.
38.
DSC_9305-08

Св. Исидор Земледелец (Джованни Биливерт, ок. 1612-1615). Масло по холсту. Картина принадлежит к наследству кардинала Леопольдо Медичи (1675), где она была указана как работа Биливерта.
39.
DSC_9305-09

Св. Иосиф (Гвидо Рени, ок. 1639-1640). Масло по холсту. Из коллекции кардинала Леопольдо Медичи (1675). Персонаж указан в описи как св. Иосиф, хотя его посох не в том цвете, как это традиционно изображается. Тем не менее, во многих каталогах картина называется «Портрет пожилого мужчины».
40.
DSC_9305-10

Нарцисс у фонтана (Франческо Курради, ок. 1622). Масло по холсту. На этой картине изображен миф о Нарциссе. Во время очередной охоты Нарцисс видит в реке своё отражение и влюбляется в самого себя, причем так сильно, что не может больше расстаться со своим отражением, срывается с берега и тонет. Это была одна из серии картин, заказанных тосканским художникам для украшения зала в Казино Сан-Марко для кардинала Карло де Медичи.
41.
DSC_9302

Смерть св. Марии Магдалины (Рутилио Манетти, ок. 1618-1620). Масло по холсту. Эта картина сначала была приписана Франческо Рустичи, который писал похожие сюжеты, также из коллекции Медичи, но теперь она признана работой Рутилио Манетти, работавшим под влиянием Гверчино.
42.
DSC_9301

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.