Флоренция. Палатинская галерея. Часть 12

Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения, который был главной резиденцией семьи Медичи, великих герцогов Тосканы дома Габсбургов-Лотарингии и Савойского дома, а также короля Виктора Эммануила II.
1.
mappa_pitti

С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею, Королевские апартаменты и Апартаменты гобеленов. Пышное убранство помещений Палатинской галереи, оформленных в стиле барокко, создаёт несравненный, а для многих просто ошеломляющий фон для уникальных художественных произведений. Собирать эту единственную в своём роде коллекцию картин начали Медичи, а Лотарингские герцоги дополнили её; правда, картины размещали по собственному усмотрению и вкусу. Они должны были служить чисто декоративным целям, тем не менее их расположение с тех пор не менялось, внося дополнительный шарм в общую атмосферу этого уникального собрания произведений искусства. Ни в одном музее мира нет стольких картин Рафаэля, как здесь (их 11); кроме того, в галерее выставлены несколько известных картин Тициана, здесь представлены работы венецианцев Тинторетто и Джорджоне, шедевры Рубенса и Ван Дейка, Караваджо и Мурильо, а также произведения флорентийских маньеристов, таких, как Россо Фьорентино, Андреа дель Сарто, Фра Бартоломео, Бронзино и, наконец, самого Понтормо.
2.
pitti0

В связи с большим количеством рядом расположенных картин приводить в посту описания каждой из них — значит сильно перегрузить текст. После длительных размышлений я счел возможным и достаточным в таких случаях выкладывать фотографии музейных описаний (как правило, на английском языке), которые будут открываться по клику. Эти фотографии будут помечены знаком «#» возле номера фото. Качество некоторых сфотографированных описаний не идеально, но читабельно.

В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
2_floor

Зал Аполлона [27]
В период правления Медичи комната, названная в честь Аполлона, использовалась как прихожая для «простой знати», то есть джентльменов, ожидавших приема великого герцога в тронном зале.
4*.
DSC_9203

Дизайн украшений выполнен Пьетро да Кортона. Фреска в центре свода была написана незадолго до того, как художник покинул Флоренцию и вернулся в Рим в 1647 г., а Чиро Ферри, верный ученик Кортоны, пятнадцать лет спустя (1659-1661) завершил оформление комнаты по поручению великого герцога. Ему принадлежат фрески в люнетах и великолепный лепной карниз — модель, которую затем копировали по всей Европе по рисункам и эскизам, оставленным его учителем. Значительный новый элемент привносит не только живописный цикл, но и четко выраженная группа белых лепных и позолоченных фигур, которые нарушают ренессансный стиль архитектурной обстановки и оживляют потолок иллюзией мужских скульптур, поддерживающих тяжелые гирлянды.
5*.
DSC_9220

В центре потолка изображен принц Фердинандо II, которого Слава ведет к Аполлону. Бог Аполлон, изображенный здесь как Солнце, указывает на Геракла, поддерживающего земной шар со знаками зодиака в окружении Эола, бога ветров, и двенадцати нимф, приносящих плоды земли и моря. Вокруг центральной фрески в лепных овалах изображены эпизоды из мифов об Аполлоне: «Аполлон и Гиацинт«, «Аполлон и Марсий«, «Аполлон и Дафна» и «Аполлон и Пифон«.
6.
DSC_9221

В квадратных рамах в люнетах изображены властители древности, которые выступали за развитие культуры, а в парусах — музы, спутники Аполлона.

Александр Великий готовится читать «Илиаду» Гомера во время своих военных походов. В правом парусе — музы Полигимния и Эрато
7.
DSC_9217

Юстиниан получает «corpus iuris civilis» из рук Трибониана. В правом парусе — музы Талия и Клио
8.
DSC_9218

Феодосий Великий наставляет своих сыновей Аркадия и Гонория в присутствии их наставника Арсения. В правом парусе — музы Каллиопа и Мельпомена
9.
DSC_9219

Цезарь Август слушает, как Вергилий читает «Энеиду». В правом парусе — музы Эвтерпа и Урания
10.
DSC_9216

В центре зала (возможно, на временной основе) выставлен Двойной портрет придворного шута Морганте (Альоло Бронзино, 1553). Карлик Морганте был самым известным и популярным из придворных шутов у Козимо I Медичи. Его изображали крупнейшие художники того времени, чтобы доставить удовольствие своему господину. Бронзино написал любопытный двойной портрет, на котором Морганте с обеих сторон изображен как птицелов, так как ему не разрешалось охотиться на более крупную дичь, поскольку это занятие предназначено для людей более высокого достоинства. Морганте изображен соответственно спереди и сзади в двух последовательных моментах действия: спереди мы видим его перед охотой, держащего привязанную сову, чтобы использовать ее для ловли летящей в воздухе сойки. Дуэт редких бабочек-парусников прикрывает его гениталии; они были обнаружены в 2010 г. в ходе реставрации картины. Сзади мы видим, как он собирается повернуться к зрителю, стремясь похвастаться своей добычей.
11.
DSC_9214

Расположение картин на стене A. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
12#*.
DSC_9240

Портрет Франческо Марии Медичи (Юстус Сустерманс, 1663). Масло по холсту. На этой картине, выполненной официальным придворным портретистом, изображен юный принц Франческо Мария в возрасте трех лет, держащий в руках печенье. Он был сыном великого герцога Фердинанда II и в будущем стал кардиналом.
13.
DSC_9240-01

Св. Мария Магдалина (Тициан, ок. 1530). Масло по дереву. Это одна из самых известных картин Тициана не только по своим художественным достоинствам, но и по чувственному очарованию женской фигуры. Вероятно, она была написана для герцога Урбино Франческо Марии делла Ровере и попала во Флоренцию в 1631 г. как часть брачного приданого великой герцогини Виктории. делла Ровере. В мое посещение на месте этой картины был представлен портрет Джулиано Медичи.
14.
DSC_9240-03

Портрет Джулиано Медичи, герцога Немура (Алессандро Аллори, 1590-1599). Масло по холсту. Картина скопирована с ныне утраченного портрета Джулиано Медичи работы Рафаэля, лучший образец которого (но не оригинал) найден в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
15.
DSC_9240-03-1

Мадонна Милосердия (мастерская Тициана, ок. 1673). Масло по холсту. Это средневековое изображение Пресвятой Девы как защитницы всего человечества, собравшегося у ее ног. Она была заказана герцогом Гвидобальдо делла Ровере для маленькой часовни в его дворце в Урбино, Тициан был уже немолод, и ему помогала его мастерская. Полотно прибыло во Флоренцию в 1631 г. как часть приданого великой герцогини Виктории делла Ровере.
16.
DSC_9240-04

Святое семейство с младенцем св. Иоанном (Святое семейство Браччи) (Андреа дель Сарто, ок. 1523). Масло по дереву. Написанное по заказу торговца Заноби Браччи из Флоренции, панно было затем в 1579 г. передано Фердинандо Медичи. Это зрелая работа художника, которая вдохновила других художников на многочисленные копии и деривации.
17.
DSC_9240-05

Портрет мужчины (Портрет англичанина) (Тициан, ок. 1525). Масло по холсту. Об изображенном человеке ничего не известно, но эта картина является одной из самых известных работ Тициана не только благодаря своему художественному качеству, но и романтическому очарованию, которое дало начало ее традиционному названию. Происхождение портрета остается загадкой, но оно хранится в коллекции Медичи с 1698 г.
18.
DSC_9240-06

Оплакивание умершего Христа (Пьета ди Луко) (Андреа дель Сарто, 1524). Масло по дереву. Эта картина была написана для церкви Сан-Пьетро в монастыре Камайдолезе в Луко в Муджелло, картина была приобретена в 1782 г. великим герцогом Лотарингии Пьетро Леопольдо. Вокруг тела Христа собраны св. Иоанн, св. Мария Магдалина, св. Екатерина Александрийская, св. Петр и св. Павел. Композиция похожа на «Оплакивания» Перуджино и фра Бартоломео, которые также представлены в этой галерее.
19.
DSC_9240-07

Нимфа и сатир (Доссо Досси, 1508-1512). Масло по холсту. Хотя нимфа, преследуемая сатиром, является частой темой в классической мифологии, считается также, что персонажи картины олицетворяют Анджелику и Руджеро из поэмы Людовико Ариосто «Неистовый Роланд». Происхождение картины неизвестно; впервые она задокументирована в 1675 г. в коллекции кардинала Леопольдо Медичи.
20.
DSC_9240-09

Святое семейство с младенцем св. Иоанном (Гаспар де Крайер, ок. 1650). Масло по холсту. Картина принадлежала эрцгерцогу Леопольду Вильгельму Оранскому и в 1656 г. перешла в императорскую коллекцию в Вене. В 1821 году она была отправлена во Флоренцию в рамках обмена произведениями искусства между двумя дворами.
21.
DSC_9240-11

Портрет Винченцо Дзено (Тинторетто, ок. 1565). Масло по холсту. О происхождении этого прекрасного портрета ничего не известно. Вероятно, он изображает Винченцо Дзено.
22.
DSC_9240-12

Расположение картин на левой половине стены B. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
23#.
DSC_9239

Св. Андрей (Симоне Кантарини, ок. 1640-1650). Масло по холсту. Эта картина была подарена в 1699 г. Джованни Баттиста Беллуцци из Болоньи великому герцогу Фердинандо Медичи для его коллекции во дворце Питти.
24.
DSC_9239-01

Святое семейство со св. Екатериной Александрийской и св. Марией Магдалиной (Джироламо Денти, ок. 1550). Масло по холсту. Приобретено великим принцем Фердинандо Медичи для своей коллекции во дворце Питти как полотно Тициана; в настоящее время картина приписывается Денти, одному из главных учеников и помощников самого Тициана.
25.
DSC_9239-04

Снятие с креста (Чиголи, 1600-1608). Масло по дереву. Сложная композиция делает эту картину одной из самых почитаемых работ Чиголи, как в его время, так и сейчас. Она была написана для Общества Креста в Эмполи и отправлена во дворец Питти в 1690 г. по приказу великого принца Фердинандо Медичи.
26.
DSC_9238

Расположение картин на правой половине стены B. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
27#.
DSC_9237

Св. Петр воскрешает Тавифу (Гверчино, ок. 1618). Масло по холсту. Этот эпизод из Деяний Апостолов показывает, как св. Петр возвращает к жизни юную Тавифу, известную своим трудолюбием и благотворительностью. Картина была написана для архиепископа Болоньи Алессандро Людовизи. Позднее полотно перешло в коллекцию Колонны в Риме, а затем в коллекцию великого герцога Фердинандо Медичи во дворце Питти.
28.
DSC_9239-06

Диоген (Карло Дольчи, 1640-1649). Масло по холсту. На этой картине изображен Диоген, греческий философ и ученик школы киников. Он держит фонарь, который напоминает легенду о поиске философом человека днем с огнем. На выбор Дольчи темы повлиял его контакт с неаполитанским художником Сальватором Роза, который в те же годы находился при дворе Медичи.
29.
DSC_9239-07

Портрет Виктории делла Ровере как весталки Тукции (Юстус Сустерманс, ок. 1640). Масло по холсту. Написанная для Медичи официальным придворным художником, она изображает юную великую герцогиню Витторию в образе весталки, символизирующей целомудрие и девственность. Весталка Тукция доказала свою добродетель, перенеся в решете воду из Тибра.
30.
DSC_9239-08

Портрет Леопольдо Медичи в колыбели (Якопо Лигоцци, 1617). Масло по холсту. Лигоцци был официальным художником-портретистом при дворе Медичи в тот период. Маленький принц Леопольдо Медичи, будущий кардинал и сын великого герцога Козимо II и Марии Магдалины Австрийской, выделяется на фоне малинового бархата, закутанный в вышитое одеяло, отороченное золотом, и с головой, утонувшей в белой шелковой подушке. Хотя выражение лица ребенка нежное, и, несмотря на мягкие румяные щеки и живой, очаровательный взгляд, он показан вполне в стиле официального портрета, и поэтому задача этого портрета — показать чин и богатство семья.
31.
DSC_9239-09

Расположение картин на стене С. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
32#*.
DSC_9246

Мадонна с младенцем, св. Елизавета и младенец св. Иоанн (Святое семейство Медичи) (Андреа дель Сарто, 1529). Масло по дереву. Написана для Оттавиано Медичи в 1529 г. Это одна из последних работ мастера, в которой он достиг баланса стиля и композиции, ставшего образцом для последующих поколений.
33.
DSC_9246-02

Гостеприимство св. Юлиана (Кристофано Аллори, ок. 1612-1618). Масло по холсту. Кающийся св. Юлиан, по ошибке убивший своих родителей, приветствует Христа в облике слепого паломника, который приносит ему божественное прощение. Одна из самых важных работ художника, она находилась в коллекции Медичи с 1638 г., в личной спальне великого герцога Фердинандо II.
34.
DSC_9246-03

Портрет Каспара Шоппе (Питер Пауль Рубенс, ок. 1606-1607). Масло по холсту. Это портрет фламандского ученого-филолога, духовного писателя и полемиста, который также был известен как Шоппиус. Он жил в Риме с 1598 г. на службе при папском дворе и был другом Рубенса. Портрет, вероятно, был написан во время пребывания художника в Риме.
35.
DSC_9246-06

Клеопатра (Гвидо Рени, 1640). Масло по холсту. Сюжет о египетской царице, совершившей самоубийство с помощью аспида, вдохновил Гвидо Рени на несколько работ. Эта картина была написана для маркиза Фердинандо Коспи из Болоньи, который подарил ее в 1640 г. кардиналу Леопольдо Медичи. Эта знаменитая картина, которая является поздней работой художника, была многократно скопирована.
36.
DSC_9246-07

Ужин в Эммаусе (Якопо Пистойя, ок. 1570-1572). Масло по холсту. На картине изображен эпизод из Нового Завета, когда Христос является ученикам в Эммаусе. Картина находилась в коллекции Медичи уже в 1663 г., когда считалось, что она принадлежит кисти Тициана. Однако это работа малоизвестного Пистойи, чьи инициалы проявились после реставрации справа. На месте этого полотна в мое посещение был выставлен «Триумф Юноны».
37.
DSC_9246-08

Триумф Юноны (Ливио Мехус, 1684). Масло по холсту. Картина является парной к полотну «Нептун и Амфитрита», выставленной в галерее Уффици и происходит из Коллекции великого принца Фердинанда. Здесь художник проявляет свое воображение и богатую изобретательность, используя композиционные решения, отсылающие к влиянию Пьетро Кортоны.
38.
DSC_9246-08-1

Юдифь и Олоферн (Якопо Лигоцци, 1602). Масло по холсту. Это изображение библейской истории о еврейской героине Юдифи, убивающей ассирийского полководца Олоферна, написано с оригинала Рафаэля, некогда находившегося в коллекции Медичи, но ныне утраченного. Хотя картина была заказана Лигоцци герцогом Мантуанским Винченцо Гонзагой, она была приобретена у художника великим герцогом Фердинандо I Медичи.
39.
DSC_9246-09

Портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении (Питер Пауль Рубенс, ок. 1625). Масло по холсту. Изабелла Клара Евгения изображена вдовой в одеянии бедной клариссинки. Она была дочерью Филиппа II и штатгальтером Нидерландов вместе со своим мужем Альбертом VII. Существует несколько версий этого портрета кисти Рубенса или его школы.
40.
DSC_9246-10

Портрет Карла I и Генриетты Марии Английской (школа Антониса ван Дейка). Масло по холсту. Карл I, сын короля Якова I, и Генриетта Мария, дочь Генриха IV Французского и Марии Медичи, были родителями еще двух королей: Карла II и Якова II. Двойной портрет находился в коллекции Медичи уже в 1687 г., вероятно, приобретенный в Англии Козимо III Медичи.
41.
DSC_9246-11

Расположение картин на стене D. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
42#.
DSC_9244

Св. Иоанн Богослов (Карло Дольчи, ок. 1671). Масло по холсту. Святой, вдохновленный Богом, изображен в процессе письма с орлом, его обычным атрибутом. Об этой картине нет никаких записей, но художник написал еще одну точную копию для великого герцога Козимо III Медичи.
43.
DSC_9244-01

Видение св. Филиппа Нери Мадонне с младенцем (Карло Маратта, ок. 1670). Масло по холсту. Св. Филиппа Нери, основателя ораторианцев, можно увидеть вместе со св. Марией Магдалиной, св. Павлом и св. Петром, покровителями Пьетро Нерли, который заказал этот алтарь для своей часовни в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини в Риме. Этот шедевр Маратты был подарен в 1691 г. великому герцогу Фердинандо Медичи за его заслуги и помещен в коллекцию в Палаццо Питти.
44.
DSC_9244-04

Св. Казимир (Карло Дольчи, 1670-1671). Масло по холсту. Св. Казимир, королевич польский, отказался от венгерского престола и был канонизирован в 1521 г. Дольчи написал эту работу для спальни великого герцога Козимо III Медичи.
45.
DSC_9244-05

Мужской портрет (Портрет Томмазо Мости) (Тициан, ок. 1526). Масло по холсту. Надпись на обороте, добавленная позднее, идентифицирует человека как Томмазо Мости из Феррары и указывает дату 1526 г. Однако информация об этом персонаже не соответствует внешности элегантного молодого человека, изображенного на этом произведении искусства. Более вероятно, что на портрете изображен старший брат Винченцо, умерший в 1536 г.
46.
DSC_9244-07

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.