Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения, который был главной резиденцией семьи Медичи, великих герцогов Тосканы дома Габсбургов-Лотарингии и Савойского дома, а также короля Виктора Эммануила II.
1.
С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею, Королевские апартаменты и Апартаменты гобеленов. Пышное убранство помещений Палатинской галереи, оформленных в стиле барокко, создаёт несравненный, а для многих просто ошеломляющий фон для уникальных художественных произведений. Собирать эту единственную в своём роде коллекцию картин начали Медичи, а Лотарингские герцоги дополнили её; правда, картины размещали по собственному усмотрению и вкусу. Они должны были служить чисто декоративным целям, тем не менее их расположение с тех пор не менялось, внося дополнительный шарм в общую атмосферу этого уникального собрания произведений искусства. Ни в одном музее мира нет стольких картин Рафаэля, как здесь (их 11); кроме того, в галерее выставлены несколько известных картин Тициана, здесь представлены работы венецианцев Тинторетто и Джорджоне, шедевры Рубенса и Ван Дейка, Караваджо и Мурильо, а также произведения флорентийских маньеристов, таких, как Россо Фьорентино, Андреа дель Сарто, Фра Бартоломео, Бронзино и, наконец, самого Понтормо.
2.
В связи с большим количеством рядом расположенных картин приводить в посту описания каждой из них — значит сильно перегрузить текст. После длительных размышлений я счел возможным и достаточным в таких случаях выкладывать фотографии музейных описаний (как правило, на английском языке), которые будут открываться по клику. Эти фотографии будут помечены знаком «#» возле номера фото. Качество некоторых сфотографированных описаний не идеально, но читабельно.
В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
Зал Марса [26]
Эта комната, когда-то использовавшаяся как прихожая для послов и посетителей, ожидающих допуска к великому герцогу, посвящена Марсу и является частью цикла работ так называемых «Планетных комнат», выполненных в 1640-х гг. Пьетро да Кортона. Лепной декор ограничен карнизами с четырьмя изогнутыми барабанами и люнетами, которые содержат шлем с перьями, каждый из которых увенчан двумя путти и фигурами заключенных в углах.
4*.
Фреска (Пьетро да Кортона, 1643-1647) покрывает весь свод и аллегорически изображает образование молодого принца, которого обучал военному искусству и командованию Марс, бог войны. Принц изображен в бушующем по периметру морском сражении под присмотром Марса, который дарует молодому человеку силу, освещая его своей звездой. В конце битвы Геркулес, альтер-эго принца и бог-покровитель семьи Медичи, делает паноплию из вражеской добычи, подаренной ему Темными Богами, в то время как парад пленников, бросивших оружие в надежде на прочный мир, приближается к женским фигурам Победы, Изобилия и Мира. В центре свода группа херувимов поддерживает герб Медичи, увенчанный короной, на которой написано имя Фердинандо II Медичи, заказавшего впечатляющую декоративную работу. Благодаря театральной композиции и живому расположению персонажей на потолке эта комната, пожалуй, больше, чем любая другая комната дворца Питти, достигает уровня барочного иллюзионизма.
5*.
Расположение картин на стене A. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
6#*.
Конный портрет Филиппа IV Испанского (Диего Веласкес, ок. 1635). Масло по холсту. Это уменьшенная версия портрета Филиппа IV, написанного Веласкесом в 1635-1637 гг. (Мадрид, Прадо), и считается, что это модель, отправленная во Флоренцию для конной статуи короля, выполненной Пьетро Такко в 1634-40 гг. и установленной в Мадриде на Пласа-де-Ориенте.
7.
Благовещение с Архангелом Михаилом и св. Годенцо (Алтарь Сан-Годенцо) (Андреа дель Сарто, ок. 1515). Масло по холсту. Эта работа была заказана Андреа дель Сарто сервитами Сантиссимы Аннунциаты во Флоренции для аббатства Сан-Годенцо. В 1627 г. она была приобретена кардиналом Карло де Медичи для его коллекции в Казино Сан-Марко, а после его смерти в 1666 г. перешла в коллекцию великого герцога.
8.
Экстаз Св. Франциска Ассизского (Питер ван Моль). Масло по холсту. Указанная в коллекции великого герцога Фердинандо как работа Рубенса, она написана художником, близким ему по стилю, чья подпись появилась в ходе чистки перед выставкой.
9.
Мадонна с младенцем (Бартоломе Эстебан Мурильо, 1650-1655). Масло по холсту. Это одна из многих версий этой темы, написанных Мурильо в его ранний период. Она была приобретена для галереи Фердинандом III, великим герцогом Тосканским.
10.
Святое семейство со св. Елизаветой и младенцем св. Иоанном (Вентура Салимбени, 1608). Масло по холсту. Написанная художником во флорентийский период, эта сложная композиция, в которой фигуры представлены в неформальной домашней манере, отражает влияние картин Федерико Бароччи.
11.
Автопортрет со своим братом Филиппом, Юстусом Липсиусом и Яном Вовериусом (Четыре философа) (Питер Пауль Рубенс, ок. 1612). Масло по дереву. Рубенс изобразил себя слева позади своего брата Филиппа, который был учеником Юста Липсия, сидящим в центре с Яном Вовериусом, другим учеником, справа. Картина богата аллегорическим и памятным подтекстом.
12.
Мадонна с младенцем (Мадонна с розарием) (Бартоломе Эстебан Мурильо, 1648-1650). Масло по холсту. Картина была приобретена великим герцогом Фердинандо III Лотарингским в 1822 г. за 900 флоринов. Изображение Мадонны с младенцем в полный рост было темой, которую Мурильо постоянно разрабатывал на протяжении своей карьеры художника.
13.
Расположение картин на стене B. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
14#.
Святое семейство со св. Елизаветой (Фра Бартоломео, ок. 1516). Масло по дереву. Традиционную группу Святого семейства, состоящую из Мадонны, св. Иосифа и младенца Иисуса, здесь сопровождают младенец св. Иоанн и его мать св. Елизавета. Вероятно, она была написана для частной часовни, как и другие подобные композиции художника, и хранится во дворце Питти с 1663 г. В 1687 г. она находилась в апартаментах великого герцога Фердинандо, вероятно, уже в своей великолепной раме.
15.
Портрет джентльмена в мехах (Паоло Веронезе, ок. 1550-1570). Масло по холсту. Натурщиком традиционно считался Даниэле Барбаро, но современные искусствоведы считают отождествление несостоятельным после сравнения с его портретом в Рейксмузеуме в Амстердаме. Портрет, принадлежавший коллекции кардинала Леопольдо де Медичи (1675), всегда вызывал большое восхищение своей выразительностью и цветовой гаммой серых и черных тонов.
16.
Последствия войны (Питер Пауль Рубенс, 1638). Масло по холсту. Это одна из самых известных аллегорий войны: слева — Европа, одетая в черное, поднимающая глаза и простирающая руки перед храмом Януса с распахнутыми дверями. В центре изображена Венера, пытающаяся сдержать Марса, который идет навстречу битве, увлекаемый эриннией (фурией) Алекто. Аллегорические фигуры искусства распростерты на земле, символизируя трагические последствия войны. Картина была заказана Рубенсу в 1637 г., во время Тридцатилетней войны, Юстусом Сустермансом, фламандским портретистом при дворе Медичи. Год спустя картина прибыла во Флоренцию. Она была приобретена в 1691 г. великим принцем Фердинандо у наследников Сустерманов.
17.
Рассказы о детстве Иосифа и Иосиф истолковывает сон фараона (Андреа дель Сарто, 1515). Масло по дереву. Сальви Боргерини примерно с 1515 по 1520 г. поручил команде молодых художников украсить свадебный зал своего сына Пьерфранческо по случаю его свадьбы с Маргаритой Аччаюоли, которая состоялась в 1515 г. Различные панели с историями о еврее Иосифе, написанные Понтормо, Франческо Граначчи, Андреа дель Сарто и Баккьякка, украшали изголовье кровати, сундуки и шпалеры комнаты. Кисти Андреа дель Сарто принадлежат два панно, украшавших кассоне у кровати. На первой картине Иосиф рассказывает своему отцу Иакову о своих снах, и родители отправляют его присоединиться к братьям; те из ревности бросают его в колодец, а окровавленную тунику Иосифа один из его братьев приносит Иакову в качестве доказательства его смерти. На второй панели на левом переднем плане изображена аллегорическая фигура Нила, за ней — сны фараона, с семью тучными и семью тощими коровами и семью початками кукурузы, полными и пустыми. В центре Иосиф объясняет свои сны и получает золотое ожерелье.
18.
Мадонна с младенцем и св. Иоанном (Доменико Пулиго, ок. 1512-1515). Масло по дереву. Приписываемое Пулиго панно в 1624 г. было включено в коллекцию Медичи. Эта работа демонстрирует очевидные аналогии с прототипами Фра Бартоломео и Мариотто Альбертинелли.
19.
Портрет Ипполито Медичи (Тициан, 1532). Масло по холсту. Этот шедевр Тициана изображает Ипполито Медичи, незаконнорожденного сына Джулиано, герцога Немурского, возвращающегося после победы над турками в Венгрии в 1532 г.
20.
Расположение картин на стене C. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
21#*.
Жертвоприношение Исаака (Чиголи, ок. 1606-1607). Масло по холсту. Как описано в Библии, Авраам уже был готов принести в жертву своего сына Исаака, когда его останавил ангел, посланный Богом. Чиголи перерабатывает прототип Андреа дель Сарто, привнося театральное и мелодраматическое измерение, вдохновленное грандиозным классическим стилем Карраччи, типичным для его позднего периода.
22.
Портрет кардинала Гвидо Бентивольо (Антонис ван Дейк, 1622-1623). Масло по холсту. Гвидо Бентивольо был избран кардиналом в 1621 г. Письмо, лежащее на столе, намекает на его роль защитника Франции при Святом Престоле. На заднем плане виднеется комната с книгами и другими предметами и обстановкой, а также темно-красная занавеска, отодвинутая в сторону, чтобы создать своеобразную театральную видимость, во имя максимального величия фигуры. Это один из величайших портретов Ван Дейка.
23.
Портрет Альвизе Корнаро (Тинторетто, ок. 1665). Масло по холсту. Этот предполагаемый портрет Луиджи Корнаро — один из величайших портретов Тинторетто. Натурщик, который был интеллектуалом, коллекционером и меценатом, наиболее известен своей работой «Рассуждения об умеренной жизни» (Падуя, 1558). Правая рука, опирающаяся на подлокотник, демонстрирует единственный признак благородства — кольцо с камнем на безымянном пальце. Взгляд теряется при взгляде за пределы холста, а на лице проявляются все признаки возраста, подчеркивающие впалость щек и висков глубокими черными тенями.
24.
Св. Мария Магдалина, которую несут ангелы (Гвидо Каньяччи, ок.1650-1658). Масло по холсту. Картина была куплена в Венеции в 1705 г. великим принцем Фердинандо Медичи через своего агента Никколо Кассану. Вероятно, она была написана Каньяччи во время визита в Венецию (другая версия полотна находится в Старой пинакотеке в Мюнхене).
25.
Портрет леди в образе св. Маргариты (Карло Дольчи, 1664). Масло по холсту. Имя святой было начертано художником на обратной стороне холста. Святая на самом деле есть не что иное, как портрет неизвестной дамы, которой художник вложил в руки крест, а вокруг головы распределил золотой нимб.
26.
Портрет Луки Мартини (Бронзино, ок.1554-1556). Масло по дереву. Лука Мартини был инженером у Козимо I и суперинтендантом в Пизе с 1547 г. Он осушил болота вокруг Пизы и держит в руках карту местности с указанием канализации.
27.
На стене D в межоконных проемах экспонируются две картины.
Непорочное зачатие (Лука Джордано, ок. 1680). Масло по холсту. Картина была заказана великим герцогом Козимо III для церкви свв. Квирико, Лючии и Пьетро д’Алькантара на вилле Медичи в Амброджиане. После включения картины в коллекцию принца Фердинанда полотно в церкви было заменено на копию, написанную Франческо Петруччи в 1681 г.
28.
Ревекка у колодца (Джованни Андреа Сирани, ок 1640). Масло по холсту. Эта картина представляет библейский эпизод встречи Элиэзера, слуги Авраама, с Ревеккой, которая должна была стать женой сына Авраама Исаака. В настоящее время авторство общепризнано за Джованни Андреа Сирани, учеником Гвидо Рени, которому традиционно приписывалась картина из коллекции Медичи.
29.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.