Флоренция. Палатинская галерея. Часть 10

Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения, который был главной резиденцией семьи Медичи, великих герцогов Тосканы дома Габсбургов-Лотарингии и Савойского дома, а также короля Виктора Эммануила II.
1.
mappa_pitti

С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею, Королевские апартаменты и Апартаменты гобеленов. Пышное убранство помещений Палатинской галереи, оформленных в стиле барокко, создаёт несравненный, а для многих просто ошеломляющий фон для уникальных художественных произведений. Собирать эту единственную в своём роде коллекцию картин начали Медичи, а Лотарингские герцоги дополнили её; правда, картины размещали по собственному усмотрению и вкусу. Они должны были служить чисто декоративным целям, тем не менее их расположение с тех пор не менялось, внося дополнительный шарм в общую атмосферу этого уникального собрания произведений искусства. Ни в одном музее мира нет стольких картин Рафаэля, как здесь (их 11); кроме того, в галерее выставлены несколько известных картин Тициана, здесь представлены работы венецианцев Тинторетто и Джорджоне, шедевры Рубенса и Ван Дейка, Караваджо и Мурильо, а также произведения флорентийских маньеристов, таких, как Россо Фьорентино, Андреа дель Сарто, Фра Бартоломео, Бронзино и, наконец, самого Понтормо.
2.
pitti0

В связи с большим количеством рядом расположенных картин приводить в посту описания каждой из них — значит сильно перегрузить текст. После длительных размышлений я счел возможным и достаточным в таких случаях выкладывать фотографии музейных описаний (как правило, на английском языке), которые будут открываться по клику. Эти фотографии будут помечены знаком «#» возле номера фото. Качество некоторых сфотографированных описаний не идеально, но читабельно.

В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
2_floor

Зал Юпитера [25]
В период Медичи эта комната использовалась как зал для аудиенций или тронный зал, и под сводом с фресками до сих пор можно увидеть крючки, которыми подвешивался балдахин над подиумом, где Великий герцог проводил свои публичные аудиенции. Богато украшенное помещение полно фресок, белой и позолоченной лепнины и плюмажей, украшенных ракушками. Украшение этого зала был завершено, как только Пьетро да Кортона закончил Зал Венеры (1644-1646).
4*.
DSC_9133

Главная тема оформления зала — Юпитер, коронующий молодого государя, которому Геракл вручает свою дубину, подчеркивает руководящую роль династии Медичи и узаконивает восхождение молодого наследника к престолу, завершая образовательное путешествие, показанное в предыдущих комнатах.
5.
DSC_9096

Украшение этой комнаты — самое совершенное из всех комнат планет. Фреска на потолке отличается необычайной яркостью и эфирной прозрачностью, и это становится более очевидным теперь, после реставрации 1999 г. Женские фигуры, сопровождающие царя богов, и улыбающиеся путти напоминают нам картины Корреджо.
6*.
DSC_9095

В люнетах с фресками изображены многочисленные боги Олимпа, которые сопровождали и поддерживали принца в этом идеальном образовании от юношества до старости.

Спящая Диана (Артемида) и Афина (Минерва и Кекропс)
7.
DSC_9090

Геркулес (Геракл) и Меркурий (Гермес)
8.
DSC_9091

Диоскуры (Кастор и Поллукс (Кастор и Полидевк)) и Беллерофонт и Пегас (Персей)
9.
DSC_9092

Вулкан (Гефест) и Аполлон (Аполлон Кифаред)
10.
DSC_9093

Статуя Победы (Винченцо Консани, 1867). Мрамор. Скульптура была задумана муниципалитетом Тосканы в 1859 г. по случаю окончания Второй войны за независимость Италии как дань уважения королю Виктору Эммануилу II. Она была сразу же установлена в Зале Юпитера, где до сих пор и находится в центре зала. Консани, ученик Лоренцо Бартолини во Флорентийской Академии, реализует здесь синтез истины и идеализированной красоты со ссылками на скульптуру эпохи Возрождения.
11.
DSC_9094

Расположение картин на стене A. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
12#*.
DSC_9115

Святое Семейство (Мадонна с ласточкой) (Гверчино, ок. 1615-1616). Масло на холсте. Священная группа представлена неформально: св. Иосиф предлагает Младенцу птицу, привязанную за ногу, — повторяющийся мотив в других картинах Гверчино. В картине заметно влияние Скарселлино.
13.
DSC_9115-02

Поклонение младенцу (Мадонна дель Сакко) (Пьетро Перуджино, ок. 1500). Масло по панели. Мадонна выделяется в центре огромного ландшафта пологих холмов, уходящих вдаль, подсвеченных золотом. Ее мантия прикрывает большую белую дорожную сумку, на которой сидит Младенец, которого держит ангел. Позади Богородицы, немного в отдалении, сцену симметрично уравновешивает св. Иоанн, который также преклоняет колени в молитве. Картина задокументирована в коллекции Медичи с 1635 г. как работа Перуджино, когда она была выставлена в Трибуне галереи Уффици. Это точная копия композиции, которая была в центре полиптиха для Чертозы ди Павия, исполненного Перуджино около 1496-1499 гг.
14.
DSC_9115-03

Св. Петр в слезах (Карло Дольчи, ок. 1660). Масло по холсту. Апостол Петр изображен скорбящим после того, как трижды отрекся от того, чтобы быть учеником Иисуса, как и предсказывал ему Учитель. В натуралистическом изображении петуха и пейзажа было обнаружено влияние Отто Марсеусa ван Скрика и Виллема ван Алста, оба работавших при дворе Медичи около 1650 г.
15.
DSC_9114

Нимфы и Сатиры (мастерская Питера Пауля Рубенса). Масло по холсту. Работа является производным от картины Рубенса и его помощников, хранящейся в музее Прадо в Мадриде. Здесь также кажется очевидным масштабное вмешательство мастерской. Полотно поступило в коллекцию великого герцога Фердинанда в 1698 г.
16.
DSC_9115-05

Св. Иоанн Креститель (Андреа дель Сарто, 1523). Масло по дереву. На темном фоне Креститель выделяется в пояс, словно подросток, в героической позе, созданной по образцу классических скульптур. Лицо, охарактеризованное как портрет, направляет напряженный взгляд влево, как в «Давиде» Микеланджело, и предвосхищает образы Караваджо. Глаза выразительные, волосы причудливо лохматые. К плечу святого привязана верблюжья шкура его скита, которая спускается до талии, оставляя грудь и руки открытыми. В руке он держит таз, с помощью которого совершил крещение, и свернутый картуш (намек на его типичное послание «Ecce Agnus Dei»)
17.
DSC_9115-07

Оплакивание мертвого Христа (Пьета Питти) (Фра Бартоломео, 1511-1512). Масло по доске. Картина была написана для большого алтаря церкви Сан-Галло и перенесенная в 1529 г. в церковь Сан-Якопо-тра-Фосси. При последней реставрации темный фон вокруг фигур на переднем плане был удален, что вновь открыло изуродованные фигуры двух апостолов и подтвердило значительное уменьшение размера алтаря. В произведении заметно влияние «Оплакивания мертвого Христа» Перуджино, ныне хранящегося в том же музее. Расположение фигур Иисуса, Марии и того, кто держит тело Христа, схоже, но фра Бартоломео подчеркнул драматизм. Особенно это заметно в фигуре Марии Магдалины, которая, наклонившись, обнимает ноги Христа.
18.
DSC_9115-08

Три судьбы (Франческо Сальвиати, ок. 1550). Масло по дереву. Изображение трех богинь судьбы Мойр (Парки) встречается редко, особенно стоящих и в тесной композиции, где они видны рядом. Фон темный, их атрибуты четко определены: Клото держит прялку, у Лахесис в руках нить, символизирующую жизнь человека, а Атропос перерезает ее. У всех троих богинь одинаковое лицо старухи с колдовским оттенком, повёрнутое в разных положениях: анфас, профиль и вид в три четверти. Развевающаяся драпировка и меняющиеся цвета являются одними из причин отнесения к Сальвиати.
19.
DSC_9115-10

Портрет мужчины (Чиголи, ок. 1594). Масло по холсту. Работа представляет собой очень редкий образец портретной живописи кисти Чиголи и принадлежала коллекции кардинала Леопольдо. Личность изображенного персонажа пока не установлена. Несмотря на традиционную обстановку, следует подчеркнуть живое и очень характерное выражение лица.
20.
DSC_9115-11

Портрет Гвидобальдо II делла Ровере (Бронзино, 1531-1532). Масло по дереву. На картине изображена стоящая мужская фигура в изящно украшенных доспехах и красных брюках с золотыми украшениями; мужчина с длинной темной бородой кладет правую руку на шлем, а левой гладит голову белой собаки. Идентификация персонажа подтверждается инициалами DGB (Duca Guido Baldo), которые можно прочитать на обратной стороне панели и доспехах. К шлему позже была добавлена надпись на греческом языке, вероятно, девиз, который можно интерпретировать как «Непременно будет так, как я предложил«.
21.
DSC_9115-13

Расположение картин на стене B. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
22#. Левая часть стены
DSC_9125

23#. 9088 Правая часть стены
DSC_9131

Портрет Галилео Галилея (мастерская Юстуса Сустерманса, ок. 1640). Масло по холсту. Картина, по всей вероятности, была выполнена для великого герцога Фердинанда II. На нем изображен великий ученый, которому около семидесяти пяти лет, с подзорной трубой, намекающей на его деятельность в качестве астронома.
24.
DSC_9125-03

Портрет сопракомито Элиа да Зиа (Юстус Сустерманс, ок. 1620-1630). Масло по холсту. Идентификация этого персонажа и его должности сопракомито (капитана) тосканской галеры происходит на основе выдуманных древних текстов. В венецианском флоте эта должность отводилась исключительно представителям высших социальных слоев, являясь знаком уважения и в то же время трамплином для блестящей карьеры в высшем управлении республики.
25.
DSC_9125-04

Св. Марк (Фра Бартоломео, 1515). Масло по дереву, перенесенное на холст. Работа происходит из церкви Сан-Марко, где она украшала одну из двух капелл хора, сочетаясь с портретом св. Себастьяна. В 1690 г. алтарь был приобретен великим принцем Фердинандо Медичи для его коллекции в Палаццо Питти. В 1799 г. она была вывезена в Париж французскими оккупантами и после реставрации и переноса на холст с корректировкой формы картины с изогнутой на прямоугольную, вернулась во Флоренцию в 1816 г. С тех пор в планировке галереи она стала идеальным дополнением к алтарю Поппи работы Андреа дель Сарто. Это одна из самых важных работ монаха-художника, выполненная под влиянием Рафаэля и Микеланджело.
26.
DSC_9122

Благовещение (Андреа дель Сарто, ок. 1513-1514). Масло по дереву. Этот шедевр молодого Андреа дель Сарто представляет объявление Ангела Марии в обстановке, наполненной библейской символикой. Происходящая из августинской церкви Сан-Галло, панель была получена великой герцогиней Марией Магдалиной Австрийской в 1627 г. для ее апартаментов в Палаццо Питти. Сцена происходит на открытом воздухе, на фоне здания в перспективе, где слева стоит Мария, которая, удивленная благовещением во время чтения, динамично поворачивается к ангелу, стоящему на коленях справа и наклоняющемуся к ней. Очень редкий вариант построения сцены в виде двух других ангелов, которые улыбаются и указывают на Марию. Рядом с ней находится аналой, на котором лежат несколько белых и розовых роз, напоминающих о чистоте Марии и будущей жертве Христа, а также подпись художника. Над ангелами по небу парит голубь Святого Духа, но не в профиль, как обычно, а повернутый на три четверти к зрителю, чтобы использовать всю пространственную глубину алтаря.
27.
DSC_9127

Мадонна во славе с четырьмя святыми (алтарь Поппи) (Андреа дель Сарто, ок. 1530). Масло по дереву. На картине изображена Мадонна во славе над св. Бернардо дельи Уберти, св. Фиделием, св. Екатериной и св. Иоанном Гуальбертом. Выбор святых связан с местом назначения алтаря в валломброзианской церкви Сан-Феделе-а-Поппи. Не полностью законченная после смерти Андреа, картина была завершена в 1540 г. местным художником Винченцо Бонилли по прозвищу Морганте. В 1818 г. по приказу великого герцога Фердинанда III панель была изъята и доставлена во дворец Питти.
28.
DSC_9129

Портрет Фердинандо II Медичи, одетого в турецкую одежду (Юстус Сустерманс, ок. 1640-1642). Масло по холсту. На портрете Фердинандо II Медичи около тридцати лет. Он изображен в белом тюрбане, украшенный драгоценными камнями, но, прежде всего, в платье из богато украшенной ткани, сшитом с большим мастерством, чтобы создать ощущение тактильности. Поводом для такого портрета послужил маскарад, а во Флоренции XVII в. маскарады проводились очень часто.
29.
DSC_9125-08

Св. Иероним (Андреа дель Верроккьо, ок. 1460-1470). Бумага, приклеенная к доске. Работа, написанная на бумаге и лишь впоследствии наклеенная на панель для превращения в коллекционную работу, вероятно, была подготовительным этюдом к картине, возможно, панели с изображением Христа, распятого между св. Иеронимом и св. аббатом Антонием. Картина принадлежала кардиналу Джованни Карло Медичи, а затем Леопольду (1675).
30.
DSC_9125-12

Расположение картин на стене C. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
31#. Левая часть стены
DSC_9130

32#. Правая часть стены
DSC_9134

Моисей (Гверчино, ок. 1620-1630). Масло по холсту. Картина с виллы Дель Поджио Империале считается автографом большинства критиков.
33.
DSC_9130-02

Святое Семейство со св. Елизаветой и св. Иоанном (Богоматерь с корзиной) (Питер Пауль Рубенс, ок. 1615). Масло по дереву. Корзина, давшая произведению традиционное название, на самом деле представляет собой плетеную колыбельку, в которой лежит Младенец Иисус под присмотром Девы Марии и св. Иосифа, а он нежным жестом ласкает лицо мальчика Иоанна Крестителя. За ним наконец стоит его мать, св. Елизавета. Это одна из лучших композиций художника на религиозную тему
34.
DSC_9130-03

Битва (Жак Куртуа, ок. 1650). Масло по холсту. Большое полотно было написано в юношеские времена в Риме, до его переезда в Тоскану, где художник, считавшийся величайшим автором этого жанра в XVII в., пользовался необычайной благосклонностью у Медичи.
35.
DSC_9130-04

Св. Агнеса (Орацио Джентилески, ок. 1633). Масло по дереву. Это панно может отождествляться с картиной, присланной Джентилески из Лондона великому герцогу Тосканы в июле 1633 г. Стилистические особенности относят к произведениям его последнего франко-английского периода.
36.
DSC_9130-05

Поклонение пастухов (Франческо Сальвиати, ок. 1540-1542). Масло по дереву. Два пастуха бросились к яслям, где только что родился Иисус. Они поклоняются Богоматери и св. Иосифу и отдают дань уважения младенцу. Наверху два ангела, которые привели их в пещеру, держат ленту со словами «GLORIA IN EXCELSIS DEO», что означает рождение того, кого христиане считают Сыном Божьим. Картина отражает модели Микеланджело и Рафаэля, а также изучение древней скульптуры, важное упражнение для всех художников зрелого Возрождения. В мое посещение на месте этой картины было выставлено «Воскрешение Христа» кисти Иоганна Карла Лота.
37.
DSC_9130-06-1

Воскресение Христа (Иоганн Карл Лот, ок. 1685). Масло по холсту. Картина представляет собой эскиз полотна Лота для собора св. Виргилия в Тренто, сопутствующего изображению «Поклонение пастухов» в том же месте.
38.
DSC_9130-06

Женский портрет (Дама под вуалью, Женщина под покрывалом) (Рафаэль, ок. 1515). Масло по холсту. Работа — один из величайших шедевров художника эпохи Высокого Возрождения — предположительно является портретом возлюбленной художника, дочери пекаря Маргариты Лути, известной как Форнарина (итал. fornaio, fornarino — пекарь). На темном фоне изображена молодая женщина в пояс, повернутая на три четверти влево, как уже экспериментировал Леонардо да Винчи для портретов, расширяя пространственную глубину и модуляцию света и тени. Традиционное название происходит от покрытой головы, что предполагает связь с Богородицей. Голова, покрытая покрывалом, была прерогативой замужних женщин с детьми. Темный фон подчеркивает румянец молодой женщины и яркость легкого шелкового платья. Жест, который женщина делает, поднося правую руку к сердцу, возможно, является выражением преданности и любви, но поза другой руки, вытянутой на передний план, является уловкой, чтобы подчеркнуть материальное богатство рукава и изысканные игры света на складках. Именно платье становится главным героем изображения благодаря исключительной живописной виртуозности Рафаэля, а лицо женщины, слегка отведенное назад и частично освещенное тусклым светом, рассказывает нам глубокими и яркими темными глазами о внутреннем мире главной героини.
39.
DSC_9130-07

Заговор Катилины (Никколо Кассана). Копия картины Сальватора Роза. Масло по холсту. Сцена изображает группу заговорщиков против Римской республики во главе с Катилиной (63 г. до н. э.), с двумя персонажами на переднем плане, Лентулом и Летего, пожимающими друг другу руки и собирающими в чашу кровь клятвы. Это копия с картины Сальватора Розы, хранящейся в палаццо Мартелли.
40.
DSC_9130-08

Три возраста человека (Урок пения) (Джорджоне, ок. 1500). Масло по дереву. Три фигуры, собравшиеся вокруг нотного стана, вновь поднимают тему «концерта», широко распространенную тему в живописи Северной Италии конца XV — начала XVI в. Произведение, происходящее из коллекции великого герцога Фердинандо Медичи, сохраняет необычайную выразительную силу, несмотря на повреждения, нанесенные ранее реставрацией, и обнаруживает влияние Леонардо, присутствовавшего в Венеции около 1500 г.
41.
DSC_9130-11

Расположение картин на стене D. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
42#.
DSC_9146

Экстаз св. Маргариты Кортонской (Джованни Ланфранко, 1622). Масло по холсту. Св. Маргарита Кортонская представлена здесь в момент получения видения Христа во славе. В левом нижнем углу маленькая собачка — символ святой — держит герб семьи Венути, для часовни которой в церкви Санта-Мария-Нуова в Кортоне художник и нарисовал картину.
43.
DSC_9144

Над ранее описанной картиной экспонируется гобелен, не указанный в обычном описании зала Юпитера. Поиск в Интернете результатов не дал. Вероятно, изображены Мадонна, св. Мария Магдалина и св. Иоанн Богослов, стоящие возле распятий после снятия Христа.
44.
DSC_9113

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.