Флоренция. Палатинская галерея. Часть 9

Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения, который был главной резиденцией семьи Медичи, великих герцогов Тосканы дома Габсбургов-Лотарингии и Савойского дома, а также короля Виктора Эммануила II.
1.
mappa_pitti

С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею, Королевские апартаменты и Апартаменты гобеленов. Пышное убранство помещений Палатинской галереи, оформленных в стиле барокко, создаёт несравненный, а для многих просто ошеломляющий фон для уникальных художественных произведений. Собирать эту единственную в своём роде коллекцию картин начали Медичи, а Лотарингские герцоги дополнили её; правда, картины размещали по собственному усмотрению и вкусу. Они должны были служить чисто декоративным целям, тем не менее их расположение с тех пор не менялось, внося дополнительный шарм в общую атмосферу этого уникального собрания произведений искусства. Ни в одном музее мира нет стольких картин Рафаэля, как здесь (их 11); кроме того, в галерее выставлены несколько известных картин Тициана, здесь представлены работы венецианцев Тинторетто и Джорджоне, шедевры Рубенса и Ван Дейка, Караваджо и Мурильо, а также произведения флорентийских маньеристов, таких, как Россо Фьорентино, Андреа дель Сарто, Фра Бартоломео, Бронзино и, наконец, самого Понтормо.
2.
pitti0

В связи с большим количеством рядом расположенных картин приводить в посту описания каждой из них — значит сильно перегрузить текст. После длительных размышлений я счел возможным и достаточным в таких случаях выкладывать фотографии музейных описаний (как правило, на английском языке), которые будут открываться по клику. Эти фотографии будут помечены знаком «#» возле номера фото. Качество некоторых сфотографированных описаний не идеально, но читабельно.

В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
2_floor

Зал Сатурна [24]
Во времена Медичи эта комната была первой в личных покоях великого герцога, где он проводил аудиенции. Здесь расположена наиболее значительная группа работ Рафаэля (10 картин), позволяющая проследить разные периоды и стили его деятельности.
4*.
DSC_9034

В 1664-1665 гг. Чиро Ферри заказали расписать потолок, используя рисунки, предоставленные Пьетро да Кортона. Это украшение завершило цикл, посвященный семье Медичи, изображенный на потолках «Комнат планет».
5*.
DSC_9075

В центре плафона символически представлен уже немолодой великий герцог Медичи в сопровождении Благоразумия и Доблести, получающий свою корону от Славы и от Вечности. Вверху летит бог Сатурн, а Геракл взбирается на погребальный костер, заканчивая свою славную жизнь, мало чем отличающуюся от жизни герцога Медичи.
6.
DSC_9076

В четырех овалах изображены эпизоды из жизни Кира II, Ликурга, Сципиона и Суллы, выбранные в качестве примеров мудрости, приходящей с возрастом.

7. Кир поливает апельсиновое дерево в своем саду
DSC_9050

8. Ликург сажает на трон законного наследника
DSC_9049

9. Сципион изучает планы строительства нового храма
DSC_9052

10. Сулла охотится на дикого кабана
DSC_9051

Расположение картин на стене A. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
11#. Левая часть стены
DSC_9069

12#. 9055 Правая часть стены
DSC_9070

Портрет папы Юлия II (Рафаэль, 1511-1512). Масло по дереву. Папа Юлий II, который здесь изображен в очень преклонном возрасте, был известен как «Папа-воин» благодаря своим политическим и военным навыкам. Он изображен сидящим на передвижном троне, одетым в элегантное белое шелковое одеяние, украшенное бархатной накидкой и отороченное горностаем. Выражение лица усталое, но непобедимое, рот плотно сжат: это прекрасно определяет саму природу субъекта, который называл себя Alter Deus (Другой Бог).
13.
DSC_9055-03

Мученичество св. Агаты (Себастьяно дель Пьомбо, 1520). Масло по дереву. Агата, сицилийская мученица III века н.э., приняла смерть во время гонений на христиан при императоре Деции Траяне по приказу правителя Квинтиана, который изображен в профиль, когда он приказывает мучителям оторвать ей грудь. На заднем плане рушится горящий дом, напоминающий о землетрясении, разразившемся во время мученической кончины святой. Картина была написана в Риме для кардинала Рангоне, титулярного главы римской церкви Св. Агаты.
14.
DSC_9068

Мадонна с младенцем (Мадонна великого герцога) (Рафаэль, ок. 1505-1506). Масло по дереву. Это один из самых известных шедевров Рафаэля. Мария изображена стоящей с задумчивым выражением лица в традиционном красном платье (цвет пролитой на кресте крови) и синей накидке (голубой цвет символизирует непорочность). Ее фигура слегка развернута вправо, однако движение уравновешено движением младенца в противоположном направлении. Картина была приобретена во Флоренции в 1799 г. и отправлена великому герцогу Фердинандо III, находившемуся в то время в ссылке в Вене. По возвращении во Флоренцию, после падения Наполеона, он поместил ее в своих личных покоях (отсюда и название Мадонны великого герцога).
15.
DSC_9055-07

Дискуссия о Святой Троице (Андреа дель Сарто, ок. 1517). Масло по дереву. Этот алтарный образ является одной из его самых важных работ художника. Написанный для августинской церкви Сан-Галло, он изображает св. Августина, рассказывающего св. Лаврентию, св. Петру Мученику и св. Франциску, а также св. Марии Магдалине и св. Себастьяну (стоящим на коленях) о тайне Святой Троицы, представленной выше в образе Бога Отца, держащего Христа на кресте в грозовом облаке, намекая на Святой Дух.
16.
DSC_9055-08

Видение Иезекииля (Рафаэль, ок. 1516-1518). Масло по дереву. Картина описывает эпизод, взятый из Книги Иезекииля, и в центре представляет Вечного Отца, который поднимает руки в знак благословения, поддерживаемого двумя маленькими ангелами, орлом, быком и львом, — символами соответственно евангелистов Иоанна, Луки и Марка, а Матфей представлен ангелом, облаченным в сине-фиолетовую хламиду. Венчик ангельских головок населяет палящий участок неба. Внизу, под полосой облаков, открывается обширный пейзаж суши и моря, уходящий вдаль между яркими бликами и тенями. Слева поток света падает на два силуэта, один из которых обычно отождествляется с пророком Иезекиилем. Рафаэль написал эту работу для Винченцо Эрколани из Болоньи, а брат последнего, посол во Флоренции в 1574-1579 гг., подарил ее великому герцогу Франческо I де Медичи.
17.
DSC_9055-10

Портрет Томмазо «Федры» Ингирами (Рафаэль, ок. 1510). Масло по дереву. Литератор и гуманист Томмазо Ингирами, прозванный Федрой после успешного исполнения роли Федры в одноименной греческой трагедии Сенеки, был другом папы Льва X Медичи и занимал важные посты при папском дворе. В 1510 г. он был назначен префектом Ватиканской библиотеки и, вероятно, поручил Рафаэлю написать свой портрет в ознаменование этого события. Картина попала в коллекцию Медичи в середине XVII в.
18.
DSC_9072

Расположение картин на стене B. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
19#.
DSC_9059

Мадонна с младенцем на троне в окружении святых (Мадонна с балдахином) (Рафаэль, 1507-1508). Масло по дереву. Вокруг трона Мадонны изображены святые Петр, Бернард, Августин и Ренье, выбранные в честь своих имен — членов семьи Деи, заказавших эту картину для своей часовни в августинской церкви Санто-Спирито. В 1508 г. Рафаэля вызвали в Рим, и он оставил этот алтарь (работа над которым шла полным ходом) незаконченным, каким он остается и по сей день) своему другу и душеприказчику Бальдассарре Турини, который поместил его в своей часовне в соборе Пеши, своего родного города. В 1697 г. великий герцог Фердинандо Медичи перенес его во дворец Питти, где приказал увеличить, чтобы он соответствовал его нынешнему стилю позднего барокко.
20.
DSC_9059-01

Св. Мария Магдалина (Пьетро Перуджино, ок. 1500). Масло по дереву. Несмотря на модную одежду, фигура изображена как св. Мария Магдалина, судя по нимбу и золотой надписи на ее платье. Происходящая из коллекции герцога Урбино и вывезенная во Флоренцию в качестве приданого Виттории делла Ровере, эта картина ранее приписывалась Рафаэлю и Леонардо, а также Перуджино. Современные искусствоведы признали авторство за Перуджино. В мое посещение эта картина отсутствовала, на ее месте был выставлен Автопортрет Рафаэля из Галереи Уффици.
21.
DSC_9059-2

Автопортрет Рафаэля (Рафаэль, ок. 1504-1506). Масло по дереву. Автопортрет Рафаэлло Санти в молодости был признан на основании сравнения с другим автопортретом художника на фреске, изображающей Афинскую школу в Станце делла Сеньятура в Ватикане. Хотя они выполнены в разной технике, на обоих портретах художник изображен с одинаковой выражением лица; прическа типична для придворного пажа эпохи Возрождения, а темная шляпа, позднее получившая название «Рафаэлла», — та, которую обычно используют художники. Темное одеяние, из которого едва виднеется белая рубашка — это простой рабочий костюм, намеренно намекающий на профессию Рафаэля. Автопортрет был воспроизведен на итальянских банкнотах в 500000 лир.
22.
DSC_9059-02-1

Портрет мужчины (Рафаэль, ок. 1504). Масло по дереву. Иногда героя этой картины отождествляли с Мартином Лютером, иногда — с Перуджино или Андреа Верроккьо. Сегодня авторство приписывают Рафаэлю, в то время как в прошлом считалось, что она была написана Перуджино или Лоренцо ди Креди. Это работа самого раннего периода творчества Рафаэля во Флоренции, и, что особенно поражает, это как показана проникновенная психология субъекта, который опирается рукой на парапет, встречая взгляд зрителя с большой напряженностью, которую можно увидеть на более поздних портретах флорентийского и римского периодов творчества художника.
23.
DSC_9059-03

Портрет Франческо Марии делла Ровере (Портрет юноши с яблоком) (Рафаэль, ок. 1504). Масло по дереву. Молодой человек на этом портрете в прошлом был опознан как Франческо Мария делла Ровере, племянник папы Юлия II. Элегантность красной одежды и робоне — просторной куртки, отороченной мехом, указывают на его статус дворянина. Рафаэль написал эту картину примерно в 1504 г., в период, когда он переехал из Урбино во Флоренцию. Поза объекта предвосхищает модели, которые Рафаэль продолжал совершенствовать в своих более поздних портретах, таких как супруги Дони.
24.
DSC_9059-04

Оплакивание мертвого Христа (Пьетро Перуджино, 1495). Масло по дереву. Мертвого Христа окружают скорбящие, описанные в Апокрифах. Среди них, в центре, изображена Дева Мария с Девой Марией и со св. Марией Магдалиной, св. Иоанном в дальнем левом углу, а также св. Никодимом и св. Иосифом Аримафейским у головы и ног Христа. Подписанная и датированная, это одна из самых знаменитых работ Перуджино во Флоренции. Она была написана для церкви Санта-Кьяра и приобретена для флорентийской коллекции в 1808 г. Бюст папы Льва XI (Джованни Антонио Паракка по прозвищу Вальсольдо (?), 1605). Мрамор. Алессандро Медичи стал папой Римским, приняв имя Льва XI, в апреле 1605 г., но вскоре после этого умер. Козимо I назначил его послом в Риме в знак признания его выдающихся дипломатических дарований, и он сыграл решающую роль в обращении в католичество Генриха IV, короля Франции. Хотя приписывание бюста Вальсольдо, римскому скульптору при папском дворе Сикста V, не подтверждено документально, это кажется весьма правдоподобным.
25.
DSC_9059-05

Воскресение Христа с евангелистами (Salvator mundi) (Фра Бартоломео, 1516). Панно, перенесенное на холст. Христос торжествует над всеми, принеся себя в жертву на кресте. Под его ногами Таинство Евхаристии символизируется чашей и освященным воинством над сферой мира. По бокам стоят четыре евангелиста. Образ Спасителя мира был выбран из-за его имени Сальваторе Билли, который заказал этот алтарь для своей семейной часовни в церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции. Эта работа была приобретена для коллекции Медичи в 1631 г.
26.
DSC_9059-06

Расположение картин на стене C. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
27#. Левая часть стены
DSC_9062

28#. Правая часть стены
DSC_9065

Портрет кардинала Бернардо Довизи из Биббиены (Рафаэль (?), ок. 1516). Масло на холсте. Ученый и дипломат, кардинал Довизи из Биббиены, личный секретарь папы Льва X Медичи, был другом и покровителем Рафаэля. Кардинал изображен в своей официальной одежде, состоящей из белой мантии и короткой накидки моццетта из красного шелка, дополненной красной биреттой. Его правая рука покоится на подлокотнике кресла, а в левой он держит письмо со словами «Sanctissimo d(omi)no nostro Pap…«, адресованное, очевидно, папе. Этот портрет задокументирован в коллекции Медичи как работа Рафаэля, но современные эксперты считают, что он был выполнен в основном его помощниками.
29.
DSC_9062-03

Каин и Авель (Андреа Скьявоне, ок. 1542). Масло по холсту. Согласно книге Бытия, Каин убил своего брата Авеля в порыве ревности. Картина всегда приписывалась Скьявоне. Она была приобретена в Венеции в 1664 г. для коллекции Леопольдо де Медичи во дворце Питти.
30.
DSC_9062-04

Портрет Джована Баттисты Гамбетти (Якопо да Эмполи, 1594). Масло по дереву. Название объекта, дата и имя художника — все это взято из отображаемого письма. Портрет был приобретен для флорентийских коллекций в 1814 г.
31.
DSC_9062-08

Мадонна с младенцем Святым Иоанном (Мадонна в кресле) (Рафаэль, ок. 1513-1514). Масло по дереву. Традиционная композиция Мадонны с младенцем Иисусом и юным Иоанном Крестителем интерпретирована здесь с необычайной оригинальностью. Вместо того чтобы восседать на троне как Богоматерь, Мадонна сидит в кресле, что дает название этой картине, одному из самых известных шедевров Рафаэля. Она похожа на молодую мать, с нежностью обнимающую своего ребенка. Однако эта милая естественность является результатом виртуозной композиции художника, построенной с использованием элементов, связанных с литургической традицией. Возможно, эта Мадонна была заказана Рафаэлю папой Львом X из династии Медичи. Она включена в коллекцию Медичи в 1589 г.
32.
DSC_9062-10

Благовещение (Андреа дель Сарто, 1528). Масло по дереву. Первоначально картина должна была венчать алтарь, отправленный в 1528 г. в церковь Сан-Доменико в Сарцане; однако она осталась во Флоренции в собственности Джулиано Скалы, который вел переговоры о заказе. Она поступила в коллекцию Медичи в 1584 г.
33.
DSC_9064

Расположение картин на стене D можно увидеть на ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.

Св. Себастьян (Гверчино, 1652). Масло по холсту. Св. Себастьян, офицер преторианской гвардии императора Диоклетиана, был приговорен к мученической смерти от рук лучников за свою христианскую веру. Молодой человек пережил эту пытку, и до тех пор, пока не выздоровел, о нем заботилась святая женщина Ирина, которая пришла забрать его тело и похоронить. Св. Себастьян умер после второго приговора о мученической смерти, на этот раз от бичевания. Картина была заказана в 1652 г. кардиналом Маккиавелли, епископом Феррары, и отправлена в следующем году в подарок кардиналу Джанкарло Медичи. Бюст Леопольдо Il Лотарингского (Оттавиано Джованноцци, 1823). Мрамор. Джованноцци работал главным образом при Лотарингском дворе, специализируясь на портретных бюстах.
34.
DSC_9066

Адам и Ева, оплакивающие смерть Авеля (Алессандро Тьярини, 1630-1640). Масло по холсту. Это нечасто встречающийся сюжет из Книги Бытия, где Адам и Ева оплакивают своего сына Авеля, убитого его братом Каином, который виден убегающим на заднем плане. Первоначальное назначение картины остается неизвестным, но она задокументирована во дворце Питти с 1698 г. Бюст Фердинандо III Лотарингского (Оттавиано Джованноцци, 1822). Мрамор.
35.
DSC_9067

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.