Площадь Святейшего Благовещения (Piazza della Santissima Annunziata) — одна из красивейших площадей Флоренции, окруженная такими архитектурными шедеврами, как одноименная церковь Сантиссима Аннунциата и воспитательный сиротский дом Оспедале дельи Инноченти (Приют невинных) [43.7764935N 11.2606162E]. Центральным элементом площади является базилика Сантиссима Аннунциата, которая и дала ей название.
1.
Несмотря на то, что площадь формировалась на протяжении нескольких столетий, сегодня она демонстрирует единый стиль, и среди флорентийских площадей она лучше всего выражает идеалы города эпохи Возрождения.
2.
Объект раннего городского вмешательства, в котором участвовали некоторые из величайших архитекторов эпохи Возрождения, площадь сегодня представляет собой великолепную стилистическую гармонию, с портиками с трех сторон и двумя дворцами-близнецами с четвертой, которые обрамляют вид на купол Брунеллески прямо через улицу дей Серви.
3.
Название площади, с небольшими вариациями, засвидетельствовано во второй половине XIII в., в строгом соответствии с церковью, заложенной в 1233 г. семью святыми-основателями ордена сервитов. В 1250 г. было начато строительство более крупной базилики. Церковь Сантиссима Аннунциата, в которой находится чудотворное Благовещение, написанное по легенде ангелом (традиционно относящееся к 1252 г.), стала местом паломничества и процессий, и вскоре потребовалось расширить церковь и площадь, а также создать удобное сообщение с центром города через улицу дей Серви (1255-1256). В 1299 г. муниципалитет выделил монахам 400 флоринов на покупку земли перед базиликой, чтобы создать большую площадь.
4.
Наплыв паломников и жителей сельской местности, особенно во время торжественного праздника 8 сентября, привел к тому, что церковь была оборудована коротким портиком на фасаде (в последующем был построен более поздний портик), вопреки традиции гладких фасадов флорентийских церквей.
5.
Однако решающим моментом в определении современного облика площади стало вмешательство Филиппо Брунеллески, которому мы обязаны лоджией Оспедале дельи Инноченти, возведенной в еще несформированном пространстве, послужившей основой для всех последующих архитектурных вмешательств в округе.
6.
Между 1447 и 1452 г. Антонио Манетти построил перед фасадом церкви первый портик с одной аркой. Начиная с 1516 г. Антонио да Сангалло ст., а затем Баччо д'Аньоло возвели портик, отражающий стиль портика Брунеллески, Между 1599 и 1601 гг. Джованни Баттиста Каччини при финансировании семьи Пуччи расширил портик базилики, о чем свидетельствуют надпись и прикрепленные гербы.
7. Площадь на рисунке XVIII в.
Чтобы подчеркнуть красоту пространства, в первой половине XVII в. здесь были размещены некоторые исключительные элементы уличного убранства. В центре площади был установлен конный памятник Великому герцогу Фердинандо I, поздняя работа Джамболоньи, завершенная Пьетро Такка в 1608 г. Такка также спроектировал два фонтана с бронзовыми морскими фигурами, расположенными по бокам (1629), первоначально предназначенными для украшения памятника Фердинандо I Медичи в Ливорно и установленными здесь в 1643 г.
8.
Лоджия деи Сервити напротив приюта Оспедале дельи Инноченти была построена между 1516 и 1525 гг. по проекту Антонио да Сангалло старшего и Баччо д'Аньоло (последний работал только до 1519 г.) для ордена сервитов, штаб-квартира которого располагалась в этом здании. Лоджия выполняла функцию как элемента, подходящего для придания единства площади (в соответствии с идеей, возможно, уже сформулированной самим Брунеллески), так и портика, соединяющего ряд домов, предназначенных для сдачи в аренду. История возведения этих домов, с совмещенным входом и центральным двором, сложна. К 1525 г. из всей серии из восьми домов было построено только два; к 1574 г. — три (при этом был достроен верхний этаж лоджии); к 1578 г. — четыре; к 1580 г. — пять; к 1614 г. — шесть. В 1720 г. были застроены участки двух последних домов, предназначенных для размещения Братства св. Филиппа Беницци и лоджия приобрела законченный вид. В середине XIX в. комплекс зданий был выкуплен семьей Будини Гаттаи и превращен в апартаменты. Сейчас в этих зданиях действует отель под названием Hotel Loggiato dei Serviti.
9.
В центре площади Сантиссима Аннунциата стоит конная статуя Фердинанда I Медичи, похожая на статую Козимо I на площади Синьории и начатая тем же Джамболонья, но законченная уже скульптором Пьетро Такка в 1608 г.
10.
Скульптура отлита из бронзы орудий берберийских и османских галер, захваченных воинами Ордена Святого Стефана), великим магистром которого был Фердинандо I Медичи.
11.
Расположение памятника явно указывает на преданность великого герцога и, в более общем смысле, семьи Медичи базилике Сантиссима Аннунциата, но, независимо от этого символического значения, он берет на себя роль центра площади и фокуса городского контекста, подчеркивая ось между Пьяцца дель Дуомо и Пьяцца Сантиссима Аннунциата.
12.
Великий герцог показан верхом, в доспехах, с ясно видимым на груди крестом Санто-Стефано — орденом, установленным великим герцогом Козимо I.
13.
Свитки на основании (обозначены двумя большими зеркалами из красного гранита), полностью выполнены Пьетро Такка в 1640 г.
14.
Свиток, обращенный к базилике, изображает оригинальный геральдический знак Фердинанда I, образованный роем пчел с девизом "MAIESTATE TANTUM".
15.
Пчелиная матка окружена в шахматном порядке концентрическими кругами 91 пчелой из улья. Символика изображения ясна: великий герцог в центре (пчелиная матка), не внушающий никакого страха, в окружении мирных флорентийцев, представленных трудолюбивыми пчелами.
16.
Пьетро Такка в 1629 г. также спроектировал два фонтана с бронзовыми морскими фигурами, установленными в 1643 г. по бокам площади и первоначально предназначенными для украшения памятника Фердинандо I Медичи в Ливорно.
17.
Фонтаны были реконструированы в период с мая по июнь 1996 г. Несмотря на это, все равно была заметна деградация материалов и фонтаны долгое время бездействовали. В 2013 г. была проведена новая реставрация.
18.
Шедевры маньеристской скульптуры редкой красоты, свежести исполнения и формальной уравновешенности, явная натуралистическая новизна морских элементов (раковины, рыбы, воображаемые чудовища, гирлянды с ракообразными и водорослями, маски) выходили за каноны традиционной морской и речной символики.
19.
20.
Для искусства XVIII в. был весьма оригинален тот факт, что струи не были направлены вверх, а выходили из обращенных вниз ртов пар чудовищ "несколько сутулых с согнутыми коленями и переплетенными ногами".
21.
22.
23.
На южной стороне площади, единственной, лишённой колонн, находятся Дворец двух фонтанов и Дворец Будини Гаттаи (ранее палаццо Грифони), которое в XVI в. построил Джулиано ди Баччо д'Аньоло, а затем Бартоломео Амманати для личного секретаря великого герцога Козимо I.
24.
25.
Кроме того на выходящей с площади на восток улице Колонны расположен вход в Археологический музей, известный своей богатой коллекцией предметов этрусской, а также греческой и египетской культур. Над порталом виден герб Гильдии шелка, курировавшей строительство воспитательного сиротского дома Оспедале дельи Инноченти.
26.
С восточной стороны площади, слева от церкви Сантиссима Аннунциата, находится здание Воспитательного дома Оспедале дельи Инноченти. Это уникальное строение является одним из первых архитектурных сооружений в стиле ренессанс и, по мнению искусствоведов, оказало значительное влияние на развитие мировой архитектуры, став, по мнению многих ученых, первым гражданским зданием эпохи Возрождения. Оно было создано по благотворительной инициативе флорентийской знати в целях оздоровления и улучшения условий жизни граждан как приют для брошенных младенцев, которых в то время было очень много.
27.
В 1419 г. флорентийская Синьория поручила Гильдии торговцев шелком строительство Воспитательного дома, или "Оспедале дельи Инноченти", приюта для подкидышей и младенцев, оставшихся без родителей (Приют невинных). Проектирование в 1419-1427 гг. осуществил Филиппо Брунеллески. Вместо по-средневековому сурового, замкнутого в себе палаццо, напоминающего осаждённую крепость, Брунеллески создал образ раскрытого, обращённого к зрителю здания. Западный, выходящий на площадь Фасад здания оформлен великолепной лоджией длиной семьдесят метров, состоящей из девяти полукруглых арок, опирающихся на колонны композитного ордера. Аркада по контрасту с массивным, типичным для старой Тосканы верхним этажом создает лёгкий, воздушный образ (схожий прием Брунеллески применил в фасаде Капеллы Пацци).
28.
Брунеллески использовал редкий в то время приём опоры арок непосредственно на капители колонн, чего не делали ни древние греки, ни римляне. Пропорциональные соотношения сводчатых ниш подчеркивают элементы колоннады в "античном стиле", в то время как серый камень pietra serena подчеркивает их профиль на белой штукатурке.
29. Воссозданный проект фасада Брунеллески
Изображения младенцев в пеленках из глазурованной терракоты работы Андреа делла Роббиа, ныне являющиеся символом заведения, украшают колоннаду с 1487 г. Красота и новизна тондо мгновенно завоевали популярность у жителей Флоренции, вскоре став эмблемой заведения, и сегодня они продолжают представлять Оспедале дельи Инноченти в мире. В 2014- 2016 гг. все путти были отреставрированы в Мастерской обработки самоцветов и вновь размещены в лоджии Приюта, за исключением двух, чье состояние вынудило выставить их в помещении музея.
30**.
Снаружи портика установлен бюст великого герцога Козимо II (Франческо Гарджолли,1602).
31.
Внутри аркады лоджии в своде у главного входа и в люнетах в торцах, венчающих мраморные бюсты великих герцогов, находятся фрески Бернардино Поччетти (1612), выросшего в приюте и жившего в лавке на углу виа делла Колонна.
Фреска центрального свода аркады. В центре изображен Марс в окружении путти, держащий герб семьи Медичи. В трапециевидных щитах можно увидеть различные эпизоды из жизни великого герцога Козимо I Медичи. В парусах нарисованы олицетворения Веры, Церкви, Правосудия и Благотворительности.
32.
До 1875 г. лоджия была местом приема подкидышей, которые на протяжении веков попадали внутрь приюта через так называемое "колесо подкидышей". Колесо подкидшей было задумано бедными семьями как форма помощи, которую предлагали обществу. Оно представляло собой вращающийся цилиндр, обычно сделанный из дерева, разделенный на две части, обращенные наружу и внутрь. Мать клала ребёнка в цилиндр, вращала его так, чтобы ребёнок оказался внутри церкви, и затем звонила в колокольчик, чтобы оповестить смотрителей. Нередко возле колеса находилась щель в стене, нечто вроде почтового ящика, куда можно было положить записку. Для возможного последующего опознания ребенка в колесо вместе с младенцем клали драгоценности, документы или другие отличительные знаки, например половинку разрубленной пополам монеты. В музее приюта имеется большая коллекция таких предметов. В памятной табличке у колеса подкидышей говорится: "В течение 4 веков это было колесо Невинных, тайное убежище от бед и позора для тех, перед кем милосердие никогда не закрывало свою дверь".
33.
Наличие бюстов великих герцогов на порталах отражает широко распространенную во Флоренции моду второй половины XVI в. и первых десятилетий XVII в, Бюст великого герцога Франческо I (Джованни Батиста Сермеи, 1605-1606).
34.
Фреска над левой дверью, через которую осуществляется вход в церковь Санта-Мария-дельи-Инноченти, изображает "Вечного Отца и святых мучеников Невинных" (Бернардино Поччетти, 1612).
35.
Бюст великого герцога Козимо I (Джованни Батиста Сермеи, 1605-1606) над центральной дверью.
36.
Над правым портиком находится фреска с сюжетом Sinite parvulos (Пусть дети приходят ко мне) (Гаспаро Мартеллини, 1843).
37.
В правом торце аркады лоджии установлен бюст великого герцога Фердинандо I (Джованни Батиста Сермеи, 1605-1606).
38.
Женский дворик (Cortile delle Donne) был построен в 1439 г. по проекту Франческо делла Луна, руководителя работ в Оспедале дельи Инноченти после Брунеллески. Дворик был подвергнут ряду изменений в течение XIX в., но восстановлен в первоначальном виде и частично перестроен в 1969 г. Верхний ярус с видом на дворик был построен в 1493 г. как лоджия для сушки белья, а сейчас это одна из самых очаровательных панорамных террас во Флоренции.
39.
Выложу пары видов с этой террасы.
40. Купол Брунеллески собора Санта-Мария-дель-Фьори.
Центральный купол на высоком круглом барабане большой синагоги Флоренции диаметром 47 м покрыт медными пластинами характерного зеленого цвета и безошибочно подчеркивает присутствие во флорентийском пейзаже.
41.
Несколько фотографий интерьеров Приюта невинных.
Мужской дворик (Cortile degli Uomini) был задуман Брунеллески в первоначальном проекте приюта и реализован на более поздних стадиях. Колоннада 1443 г. напоминает внешнюю лоджию и была возведена вместе с галереей в 1470 г.
42.
Художественное оформление граффити 1590 г. прославляет объединение Оспедале дельи Инноченти, монастыря Сан-Галло и церкви Санта-Мария-делла-Скала, о чем свидетельствуют их эмблемы. В том же году на башне были установлены часы, замененные на современные в XIX в.
43.
В одном из люнетов мужского дворика находится "Благовещение" (Андреа дела Роббиа, 1463-1466). Глазурованная терракота.
44.
Церковь Санта-Мария-дельи-Инноченти.
45.
В завершение поста читатели могут совершить небольшое 3D-путешествие по площади Сантиссима Аннунциата.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.