Продолжение рассказа о базилике Санта-Кроче, построенной в 1295 г. на месте, где около 1210 г. у первых монахов-францисканцев, прибывших во Флоренцию, была небольшая молельня.
0.
В помощь читателю прикладываю план церкви, на котором отмечены основные места осмотра. Нумерация фотографий трансепта сквозная.
00.
От автора: доступ в часовни [42-46] (на схеме выделены светло-серым цветом) для обычных посетителей закрыт, поэтому для их описания в основном использованы фотографии, позаимствованные из Википедии и с сайта базилики. Некоторые фотографии для приведения в более-менее приличное состояние пришлось подвергнуть существенной обработке.
Капелла Рикасоли [47]. В часовне представлены фрески начала XIX в. «Истории св. Антония Падуанского», созданные Луиджи Сабателли и его сыновьями Франческо и Джузеппе.
42.
Франческо Сабателли в 1827-1829 г. нарисовал эскизы и начал реализацию на холсте картины «Св. Антоний воскрешает умершего» для левой стены часовни, которую в 1836 г. закончил его брат Джузеппе. Для левого люнета Луиджи Сабателли в 1825-1826 гг. нарисовал «Чудо ревнивого мужа». Женщину несправедливо обвинили в прелюбодеянии, и ее зарезал ревнивый муж. Когда мужчина узнает правду, он просит прощения у св. Антония, и тот воскрешает женщину.
43.
Луиджи Сабателли к 1829 г. подготовил эскиз картины «Чудо с мулом» для правой стены, который был переработан и написан на холсте в 1833 г. его сыном Джузеппе. Однажды один из еретиков сказал св. Антонию, что поверит в то, что в Евхаристии присутствует сам Христос, если перед Причастием склонится его мул. Они договорились, что испытание состоится через три дня. За эти три дня еретик ни разу не покормил мула, доведя его до состояния жуткого голода. Когда подошло время, св. Антоний пришел, держа в руках Святые Дары. Еретик же пришел с кормом для мула. И тем не менее, мул, игнорируя свой невероятный голод, подошел к св. Антонию и склонился перед Причастием.
44.
Фреска в правом люнете капеллы изображает «Св. Антоний обращается к Эццеллино да Романо, стоящему на коленях у его ног» (Франческо Сабателли, 1825-1826). Эццелино по праву считался мастером вероломства. Однажды в его руки попали несколько гвельфов, которых он держал в заложниках и грозился казнить. Антоний встал на его пути и воззвал его к обращению. Поразительно, но тот покаялся и отпустил пленников.
45.
В день моего посещения в качестве алтарного образа была выставлено изображение св. Антония. Данных о картине я не нашел.
46.
Капелла Каппони [48]. Часовня, также известная как часовня св. Анны, в 1926 г. была посвящена матерям погибших на войне.
47.
В часовне находится скульптурная группа «Пьета» (Либеро Андреотти, 1923-1926).
48.
Скульптурное оформление боковых стен также выполнил Либоре Андреотти в 1926 г.
49.
Капелла Спинелли [49]. Эта часовня ранее была украшена «Историями Богородицы», написанными Джотто. К сожалению, сейчас эти фрески полностью утрачены. В ходе реставрации капеллы, выполненной Гаспаро Мартеллини в 1837 г., на месте этих фресок он написал новые.
50.
В мое посещение в этой часовне был устроен рождественский вертеп.
51.
За вертепом был скрыт алтарный образ.
52.
Алтарная картина «Непорочное зачатие» (Леопольдо Мартеллини, 1837). Раму для этого образа изготовили в флорентийской мануфактура также в 1837 г.
53.
На левой стене большая фреска «Коронование Девы Марии среди святых и пророков» (Леопольдо Мартеллини, 1837).
54.
На правой — «Клятва флорентийцев Мадонне за прекращение чумы 1633 г.» (Леопольдо Мартеллини, 1837).
55.
Над капеллой на стене трансепта находится фреска «Успение Мадонны в окружении четырех ангелов» (Маэстро Фильине, 1340-1350). Возможно, за личностью Маэстро Фильине скрывается Джованни ди Бонино.
56.
Главная часовня [50]. Капелла Маджоре посвящена Святому Кресту и доминирует над главным нефом базилики своим сценографическим измерением, усиленным более обширным фигуративным циклом Санта-Кроче, подчеркнутым ребрами свода в форме зонтика и узкими, чрезвычайно длинными окнами со стойками. Покровителем алтаря была семья Аламанни, могущественных и богатых банкиров, которые около 1324-1326 г. заказали художнику Уголино ди Нерио полиптих, позже разобранный, от которого сохранилось лишь несколько секций, выставленных в различных музеях мира.
57*.
В 1348 г. главы пяти ветвей семьи Альберти, выделявшейся среди флорентийских купеческих и банковских компаний, получили у монахов разрешение на постройку капеллы Маджоре с изменением первоначального плана церкви. В том же году Альбертаччо ди Лапо завещал построить и украсить часовню, и эту инициативу поддержали другие члены семьи, которые приобрели покровительство над частью трансепта перед входом с правом захоронения.
58*.
В конце 1560-х годов часовня была перестроена в соответствии с требованиями Тридентского собора: алтарь был перенесен ближе к нефу, чтобы хор XV в., созданный Манно Маннуччи, мог переместиться в апсиду; запрестольный образ XIV в. был заменен киворием, завершенным Джорджо Вазари в 1569 г. и впоследствии украшенным внушительным деревянным орнаментом.
59. Так выглядела главная часовня по проекту Вазари.
В 1869 г. Королевская комиссия изящных искусств постановила снести это сооружение, которое мешало осмотру фресок. На отреставрированном алтаре был установлен полиптих по проекту архитектора Никколо Матаса, созданный с использованием картин, относящихся к флорентийскому Джотто.
60*.
Дизайн витражей принадлежит Аньоло Гадди (1348), за исключением самых верхних розеток, которые были созданы еще раньше.
61.
На сайте базилики Санта-Кроче выложена «развертка» часовни, позволяющая увидеть в комплексе все элементы оформления капеллы Маджоре.
62*.
В 1930-х гг. в часовне было повешено Распятие (Мастер Фильине, после 1317), реставрация которого завершилась в 2014 г.
63.
В алтарном полиптихе на центральной панели изображена Мадонна с младенцем (Никколо ди Пьетро Герини). На боковых панелях — учителя церкви: — св. Амвросий (Джованни дель Бьондо), св. Григорий Великий (Нардо ди Чоне), св. Августин (анонимный художник) и св. Иероним (анонимный художник). В верхней части полиптиха изображения евангелистов Матфея, Марка, Иоанна и Луки и их символов — человека (ангела), льва, орла и быка соответственно.
64*.
Свод с зонтичными нервюрами расписан изображениями Христа, евангелистов и св. Франциска (Аньоло Гадди).
65.
В 1380 г. Якопо дельи Альберти заказал цикл фресок «Истории обретения Истинного Креста» (Аньоло Гадди, 1388-1390) в соответствии с посвящением часовни и самой церкви. Фрески иллюстрируют тысячелетние превратности дерева Креста Христова, о которых сообщает Иаков Ворагинский в «Золотой легенде».
66. Фрески правой стены
67. Фрески левой стены
Сюжет развивается сверху вниз сначала на правой стене, а затем на левой.
68. Архангел Михаил дает Сифу ветвь древа познания. Сиф сажает ветвь над могилой Адама.
69. Царица Савская поклоняется Древу креста; Сокрытие Древа креста.
70. Израильтяне достают Древо из целебной купели и делают из него крест для распятия Христа.
71. Св. Елена находит три креста; Крест Господень исцеляет умирающую.
72. Св. Елена доставляет Святой крест в Иерусалим.
73. Персидский царь Хосров захватывает Иерусалим, увозит Святой крест и заставляет свой народ поклоняться ему. Слева изображен св. Людовик Тулузский.
74. Придворные поклоняются Хосрову; Сон Ираклия, византийского императора (неправильно названный сном, Ираклий на самом деле бодрствует)
75. Ираклий обезглавливает Хосрова и возвращается в Иерусалим, где, сложив царские одежды, входит с крестом. На этой фреске у правого края фрески Аньоло Гадди изобразил самого себя в образе мужчины с бородкой в красном плаще с капюшоном; в первом ряду процессии в сером одеянии портрет его отца Таддео Гадди.
На колоннах изображены различные святые, близкие к францисканской духовности.
76.
Хоры (Манно Маннуччи, известный как Манно де Кори, 1400-1430). Хоры, которые первоначально располагались за перегородкой Санта-Кроче, были значительно перестроены в 1512 и 1557 гг., чтобы затем окончательно разместиться в капелле Маджоре после работ, проведенных в церкви по проекту Вазари. После наводнения 1966 г. хоры подверглись тщательной реставрации, подчеркнувшей его исполнительское мастерство.
77.
Рекомендую посмотреть необычное видео, посвященное реставрации главной капеллы.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.