Флоренция. Санта-Кроче. Трансепт. Часть 1

Продолжение рассказа о базилике Санта-Кроче, построенной в 1295 г. на месте, где около 1210 г. у первых монахов-францисканцев, прибывших во Флоренцию, была небольшая молельня.
1.
mappa_croche

В помощь читателю прикладываю план церкви, на котором отмечены основные места осмотра.
2.
plan51

От автора: доступ в часовни [42-46] (на схеме выделены светло-серым цветом) для обычных посетителей закрыт, поэтому для их описания в основном использованы фотографии, позаимствованные из Википедии и с сайта базилики. Некоторые фотографии для приведения в более-менее приличное состояние пришлось подвергнуть существенной обработке.

Пара фотографий левого трансепта, куда доступ закрыт.
3.
DSC_7563

4*.
DSC_7569

Погребальный памятник музыканту Луиджи Керубини (Одоардо Фантаккиотти, 1869) [41]. Саркофаг с мемориальной надписью венчает скульптурная группа, в которой аллегория Гармонии венчает аллегорию Гения, держащую портрет Луиджи Керубини.
5.
DSC_7559

Капелла Сальвиати (Герардо Сильвани, 1611-1626) [42]. Капелла была основана около 1446 г. представителем семьи банкиров Аламанно Сальвиати.
6.
DSC_7555

После периода относительной заброшенности в 1611 г. Мария Маддалена Строцци, вдова маркиза Лоренцо Сальвиати, получила разрешение на перестройку часовни. Сценографической точкой опоры проекта является задняя стена, над которой возвышается монументальная дарохранительница из окрашенного дерева, обрамляющая большой запрестольный образ, и алтарь из полудрагоценного камня. Структура алтаря напоминает алтари Вазари в нефах. В XIX в. в часовню были добавлены картины с изображением стояний Крестного пути (Луиджи Адемолло, первая половина XIX в.) и многочисленные надгробные памятники на стенах.
7.
42-2

Алтарная картина «Мученичество св. Лаврентия» (Якопо Лигоцци, 1611).
8.
42-3

Два памятника с левой стороны часовни подчеркивают космополитический характер Флоренции XIX в. Первый принадлежит видному представителю польской аристократии княгине Софии Замойской из рода Чарторыйских (Лоренцо Бартолини, 1837-1844). Мать десяти детей, она руководила салоном в Варшаве для лидеров реформ эпохи Просвещения в Польше и Литве. Графиня изображена с закрытыми глазами, ее конечности покоятся на кровати с балдахином, погрузившись в безвременный сон. Левее установлен надгробный памятник архитектору и гонфалоньеру Флоренции Луиджи Камбре Диньи (Лоренцо Бартолини, 1844), созданный по заказу его сына Луиджи Гильельмо (в кадр не попал). На памятнике изображен плачущий гений у могилы.
9.
42-4

Второй погребальный памятник с левой стороны был заказан известным польским философом Августом Цешковским в память о его матери, Софии Киких Цешковской (Теофил Ленартович и Джузеппе Пеллас, 1874).
10.
42-5

У правой стены выделяется кенотаф со скульптурным памятником историку и политику Атто Ваннуччи (Энрико Пацци, 1891). Левее установлена мемориальная плита с барельефом инженеру и архитектору Джузеппе Сальветти (Стефано Рикки, 1800-1824). Правее — погребальный памятник археологу Луиджи Канина (Никколо Матас, 1856) и памятник физику, изобретателю термоэлектрической батареи Мачедонио Меллони (Никколо Матас, 1857).
11.
DSC_7558

Капелла Барди ди Вернио [43]. Чтобы построить эту часовню, расположенную в изголовье левой руки, пришлось сломать внешнюю стену трансепта по технологии, уже использовавшейся при строительстве расположенной напротив капеллы Барончелли [56]. Состоящая из двойного пролета под крестовыми сводами, она была основана Пьеро де Барди, чтобы исполнить последнюю волю своего отца Гвальтеротто (умер в 1331 г.), который оставил для этой цели огромное наследство. Часовня закрыта великолепными железными воротами, изготовленными сиенским мастером Орландо Конте ди Лелло в 1335 г.
12.
DSC_7560

В 1332 г. Пьеро купил замок Вернио, и поэтому его потомки взяли имя «Барди ди Вернио», под которым известна часовня, посвященная св. Людовику Тулузскому и св. Людовику IX, королю Франции. Эти два персонажа представлены в витраже окна (Улисс де Маттеис, XIX в.) вместе со святыми королями, династически связанными с Людовиком Тулузским.
13.
DSC_7567

Таким образом, витраж, выполненный Таддео Гадди в сотрудничестве с Убальдо де Витро и Герардо Пиллекти между 1332 и 1336 гг., подчеркивает родословную, святую и королевскую, Людовика, который отказался от удобств придворной жизни, чтобы стать францисканцем. Возможно, другие фрески также отражали подобные темы, но, к сожалению, они были утеряны, за исключением сводов, приписываемых Гадди. Посвящение св. Людовику было особенно важно для францисканцев, учитывая его недавнюю канонизацию (1317), но также имело стратегическое значение для основанной семьей Барди компании, которая стала банкиром Роберта Анжуйского, короля Неаполя и младшего брата Людовика.
14.
43-1

Снос перегородки в центре нефа церкви в 1566 г., выполненный во исполнение требований Тридентского собора, привел к перемещению Распятия Донателло в эту капеллу. Установка скульптуры была завершена в 1632 г. алтарем со св. Людовиком и св. Агатой, который Феличе Фичерелли, известный как Иль Рипозо, создал в качестве фона. Алтарь был демонтирован в 1913 г., и сегодня алтарная картина выставлена в музее церкви.
15.
DSC_7565

Распятие (Донателло,1408-1409) считается ранней работой художника из-за его непосредственной близости к рельефу с изображением Иисуса, мужа Скорбей, для Порта-делла-Мандорла в Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, сегодня выставленной в музее Дуомо.Распятие почти целиком, включая набедренную повязку, вырезано из одного куска дерева. Исключения составляют некоторые части руки, которые можно подвинуть во время церемоний Страстной недели.
16.
43-5

Во время неоготической реконструкции церкви в 1869 г. большая живописная конструкция, обрамлявшая главный алтарь, была сначала помещена в бывшую трапезную, а затем перенесена в эту часовню. В частности, в капелле размещены киворий, созданный по проекту Джорджо Вазари (Диониджи Нигетти и Баттиста Боттичелли, 1566-1569) и два позолоченных деревянных ангела с факелами (Бернардо Буонталенти, 1602). За киворием находятся надгробный памятник физику Леопольдо Нобили (Франческо Поцци, XIX в.) и памятник дворянке Марии Сеттимии Вентури (ок. 1701).
17.
43-2

Роскошное захоронение Гвальтеротто Барди (Аньоло ди Вентура, 1335-1337) встроено в ограждение капеллы. Среди украшений гробницы выделяются Христос, Бог Отец, а также фигуры пророков. В решетке захоронения установлен герб семьи Барди.
18.
43-3

На стене напротив кивория устроены несколько захоронений. В правом погребен врач, натуралист и писатель Антонио Кокки (Дзаноби Филиппо дель Россо, 1773). В левом — архитектор Алессандро Галилей с олицетворением архитектуры (Джироламо Тиччиати, 1737-1740).
19.
DSC_7566

Капелла Никколини (Джованни Антонио Дозио, 1579-1582) [44]. Ворота из кованого железа XVII в. в углу между часовнями Барди-ди-Вернио [43] и Барди-ди-Мангона [45] ведут в капеллу, внешнюю по отношению к первоначальной структуре церкви и производящую сильное визуальное впечатление.
20.
DSC_7562

Очарование часовни, оставшееся неизменным на протяжении веков, привлекало многих прославленных путешественников: именно здесь писатель Стендаль, любуясь ею, испытал сильное расстройство, известное сегодня как «синдром Стендаля».
21.
44-1

В 1579 г. Джованни Никколини, человек из ближайшего окружения великого герцога Франческо I, поручил архитектору Джованни Антонио Дозио спроектировать свою собственную часовню в Санта-Кроче, и архитектор предложил решение, изначально вдохновленное новой ризницей Микеланджело. Основные работы по строительству были завершены в 1582 г.
22.
44-2

С 1581 по 1597 г. Алессандро Аллори работал над панно с изображением «Непорочного зачатия», в котором он вдохновлялся воспоминаниями о Микеланджело.
23.
44-4

Еще более растянутым во времени является написание «Успения Богородицы» на алтаре, не законченное Алессандро Аллори из-за его смерти в 1607 г. и завершенное его сыном Кристофано. Образ Успения написан в соответствии со сложной иконографической программой известного богослова, камальдолийского аббата Сильвано Рацци.
24.
44-5

Между 1585 и 1592 г. фламандец Пьетро Франкавилла изваял фигуру Моисея для северной стены и Аарона для южной. Патриархи размещены соответственно над саркофагом отца покровителя Аньоло Никколини (1502-1567) и предка Джованни ди Оттоне (1449-1504). Моисей и Аарон теологически связаны с культом Девы Марии.
25*.
44-6

Аарон находится в сопровождении олицетворения Невинности, а Моисей — в окружении олицетворений Целомудрия и Благоразумия.
26*.
44-7

После смерти Джованни Никколини в 1611 г. работы были приостановлены вплоть до 1650 г., когда его второй сын Филиппо решил осуществить желание своего отца по оформлению капеллы фресками и лепниной, заказав роспись свода капеллы на сюжет «Коронации Богородицы» (Бальдассарре Франческини по прозванию «Вольтеррано», 1653-1658).
27*.
44-3

В парусах свода изображены четыре Сивиллы (Бальдассарре Франческини, 1659-1661).
28*.
44-8

Капелла Барди ди Мангона [45]. Историки продолжают спорить, была ли эта часовня, посвященная святым исповедникам, основана Гуальтьери де Барди или его сыном Андреа. Последний в 1332 г. приобрел замок Мангона, в результате чего возникла ветвь семьи, известная как «Барди ди Мангона». В датировке оформления капеллы у историков единого мнения нет: по одним данным, оно было выполнено до 1335 г., по другим — между 1336 и 1338 гг. или, наконец, третьи называют период 1338-1341 г. В 1602 г. часовня перешла под покровительство семьи Барди ди Вернио, и под этим именем она долгое время упоминалась как в древних хрониках, так и в современных текстах. Иногда встречается другое название капеллы: «часовня Исповедников».
29.
45-1

Вместе с тем, современные критики единодушны в том, что фрески с историями из жизни св. Сильвестра в 1336-1337 гг. написал Мазо ди Банко. Фрески основаны на Золотой легенде Иакова Ворагинского, и являются одними из самых успешных произведений художников школы Джотто. Сцены следует читать сверху вниз, слева направо.

30. Константин объявляет матерям, что не будет купаться в крови их детей.
45-5

31. Сон Константина с видением св. Петра и св. Павла
45-6

32. Св. Сильвестр показывает Константину изображения св. Петра и св. Павла, а затем крестит Константина. Чудо воскрешения быка. Чудо святого, закрывшего пасть дракону и воскресившего двух магов, убитых дыханием чудовища.
45-7

Последняя сцена, в частности, вызывает наибольшее восхищение, потому что в ней Мазо ди Банко продемонстрировал, что он хорошо усвоил урок Джотто, используя силовые линии, интенсивные тона, ощущение пространства и пластичность тел. Св. Сильвестр изображен закрывающим крестным знамением пасть дракону, угрожавшему Риму, а в центре святой воскрешает двух языческих магов Порфирио и Торквато, которых чудище убило ранее. Кстати, в этой сцене впервые в практике европейских живописцев изображены руины древнего Рима. Две рассказанных истории являются доказательством для Константина святости епископа, дарующего крещение, спасающее его от проказы, как ему было обещано во сне св. Петром и св. Павлом. Император страдал проказой, и ему было предложено принести в жертву 3000 детей и погрузиться в их кровь, чтобы вылечиться от болезни, однако Константин отказался, движимый состраданием к отчаянию матерей.

Тема св. Сильвестра и св. Константина отражена в витражах, также приписываемых Мазо ди Банко. Фрески и витражи показали близость к понтифику семьи Барди, чей банк играл основную роль в управлении папскими финансами.
33.
45-8

На задней стене изображены св. Зиновий, св. Ромул, святые епископы в нишах, а в откосах окна — Добродетели и гербы семьи Барди (Мазо ди Банко, 1339-1337). Гербы также написаны в своде капеллы среди звездного неба.

В XIV в. в мире появился новый тип погребального памятника, состоящий из арки и других скульптурных элементов. В церкви, среди других примеров, находится памятник Барончелли (Джованни ди Бальдуччо, ок. 1328-1330) и гробница Гуальтеротто Барди (Аньоло ди Вентура, ок. 1337). Два захоронения на левой стене часовни Барди ди Мангона, созданные в 1337-1341г., — единственные, в которых скульптура сочетается с живописью.
34.
45-3

Первый погребальный памятник, созданный в 1335-1337 гг., возможно, был предназначен для мужской части семьи и включает фреску с редко встречаемой сценой «Особого суда», на которой изображен Иисус в милости в окружении евангелистов, ангелов и пророков с коленопреклоненным портретом Беттино ди Барди (Мазо ди Банко, после 1335). Атрибуция скульптурной части, приписываемой как Джованни ди Бальдуччо, так и Аньоло ди Вентура, сомнительна. Но в любом случае сходство с захоронением Гвальтеротто Барди (фото 18) видно невооруженным взглядом.
35.
45-2

Менее проблематична вторая гробница, предназначенная для женщин, возможно, для Тессы де Барди, с картиной «Положение Христа во гроб и портрет донатора» (Таддео Гадди, после 1337).
36.
45-4

Капелла Пульчи-Берарди [46]. Часовня была расписана Бернардо Дадди примерно в 1328 г. Цикл фресок считается старейшим известным произведением художника. На задней стене изображения св. Иакова Зеведеева, св. Марии Магдалины и святых мучеников.
37.
46-1

Левая стена украшена фреской «Мученичество св. Стефана» (Бернардо Дадди, 1328-1330).
38.
46-5

На правой стене фреска «Мученичество св. Лаврентия» (Бернардо Дадди, 1328-1330).
39.
46-4

На алтаре находится глазурованный терракотовый запрестольный образ с изображением Мадонны с младенцем, св. Иоанном Евангелистом и св. Марией Магдаленой (Джованни делла Роббиа, 1520-1529). Образ был заказан для доминиканского монастыря Санта Лючия ди Кампорегги, закрытого в 1808 г. и переданного в базилику Санта-Кроче в XIX в.
40.
46-2

Витражи в капелле изготовлены в соответствии с эскизами Бернардо Дадди.
41.
46-3

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.