Флоренция. Санта-Кроче. Трансепт. Часть 3

Продолжение рассказа о базилике Санта-Кроче, построенной в 1295 г. на месте, где около 1210 г. у первых монахов-францисканцев, прибывших во Флоренцию, была небольшая молельня.
0.
mappa_croche

В помощь читателю прикладываю план церкви, на котором отмечены основные места осмотра. Нумерация фотографий трансепта сквозная.
00.
plan51

От автора: доступ в часовни [42-46] (на схеме выделены светло-серым цветом) для обычных посетителей закрыт, поэтому для их описания в основном использованы фотографии, позаимствованные из Википедии и с сайта базилики. Некоторые фотографии для приведения в более-менее приличное состояние пришлось подвергнуть существенной обработке.

Капелла Барди [51]. Часовня посвящена св. Франциску и с самого начала была связана с семьей влиятельных банкиров Барди, которые покровительствовали четырем часовням в Санта-Кроче. Архитектурное сооружение относится к первой фазе строительства нынешней церкви, а затем к 1295-1310 гг.
78.
DSC_7631

Украшение капеллы, вероятно, было заказано Ридольфо де Барди художнику Джотто, который написал его после 1317 г. и, возможно, до 1321 г., рассказав «Истории св. Франциска» в семи сценах: по три на каждой стене, к которым добавлена фреска над аркой, видимая только из трансепта. Завершают декоративную схему два полихромных окна: первое, над аркой, с фамильным гербом Барди, представляет три пары францисканских святых и пап. Другой витраж, тоже XIV в., происходит из часовни Веллути [55] и помещен сюда после Второй мировой войны. До 1613 г. капеллу закрывали старинные кованые ворота, подчеркивающие ее частный характер.
79*. На сайте базилики выложена «развертка» часовни, позволяющая увидеть в комплексе все элементы оформления капеллы.
prospetto-bardi

В 1595 г. на алтарь был помещен знаменитый запрестольный образ с «Историями св. Франциска», приписываемый Коппо ди Марковальдо, — самая старая панель в базилике и одно из самых важных произведений флорентийской живописи XIII в. В мое посещение образ был временно перенесен в трансепт в ожидании реставрации фресок Джотто. По данным сайта базилики, в 2023 г. эта реставрация уже ведется, и фрески Джотто недоступны для посетителей.
80*.
DSC_7628

Запрестольный образ изображает св. Франциска Ассизского и рассказывает 20 историй его жизни на золотом фоне: это наиболее полный цикл жизни святого до создания фресок в Верхней базилике Сан-Франческо д’Ассизи. Рассказ начинается сверху слева и продолжается против часовой стрелки. В описании всех сцен поможет схема расположения сцен на панели.
81.
DSC_7630

Св. Франциск изображен стоящим, благословляющим, с книгой в левой руке. Двадцать историй о святом взяты из книги «Жизнь св. Франциска», написанной в 1228-1229 гг. по заказу папы Григория IX Фомой Челанским. 1. Св. Франциск, заключенный в тюрьму его отцом, освобожден матерью. 2. Св. Франциск раздевается перед Гвидо, епископом Ассизским, и его отцом Бернардоне. 3. Св. Франциск рисует францисканскую одежду перед епископом. 4. Св. Франциск выбирает евангельскую нищету, которую проявляет, снимая обувь. 5. Св. Франциск со своими спутниками был принят папой Иннокентием III, который устно одобрил францисканское правило (позже официально ратифицированное папой Гонорием III). 6. Св. Франциск устанавливает вертеп в Греччо. 7. Св. Франциск проповедует птицам. 8. Св. Франциск проповедует мусульманам перед султаном. 9. Св. Франциск выкупает ягненка, пасущегося среди коз. 10. Св. Франциск меняет свою одежду на двух ягнят, которых нужно заколоть. 11. Св. Франциск получает стигматы. 12. Св. Франциск совершает публичное покаяние за нарушение поста. 13. Св. Франциск появляется перед фра Мональдо, когда монахи собираются в капитуле Арля во время проповеди св. Антония. 14. Св. Франциск учит прокаженных, держа одного на коленях и омывая ноги другим. 15. После смерти св. Франциска ангелы возносят его душу на небеса, и хромые исцеляются. 16. Во время похорон св. Франциск исцеляет девушку с искривленной шеей и изгоняет демонов из женщины Нарни и из Пьетро да Фолиньо. 17. Св. Франциск канонизирован папой Григорием IX. 18. Св. Франциск спасает от кораблекрушения корабль, отплывший из Анконы. 19. Благодарные паломники и матросы несут на могилу св. Франциска свечи. 20. Св. Франциск излечивает от подагры Бартоломео да Нарни.

В 1714 г. фрески были покрыты побелкой и, восстановленные Гаэтано Бьянки, объединившим поврежденные или полностью утраченные части, открыты заново примерно в 1852-1853 гг. Замурованные в 1812-1818 гг. надгробные памятники были перенесены в часовню Сальвиати [42].

Фрески Джотто на левой стене (сверху вниз): 1. Св. Франциск отказывается от своей одежды перед епископом Гвидо и отцом Бернардоне. 2. Явление св. Франциска св. Антонию в Арльском капитуле. 3. Похороны св. Франциска с недоверчивым Иеронимом, ищущим стигматы.
82.
DSC_7638

Фрески Джотто на правой стене (сверху вниз): 1. Подтверждение францисканского правила. 2. Св. Франциск проповедует перед султаном (Испытание огнем). 3. Явление св. Франциска брату Августину и епископу Ассизскому Гвидо.
83.
DSC_7640

В парусах свода изображены олицетворения Послушания; Бедности; Целомудрия и фрагментарная фигура. В архивольте восемь бюстов святых в медальонах.

Фреска на трансепте написана на сюжет «Св. Франциск получает стигматы», выбранный как наиболее важный эпизод из жизни святого. Здесь наиболее ярко проявилось все мастерство композиции и движения гораздо более сложных и зрелых главных героев. Св. Франциск полностью повернул свое тело к зрителю, включая руки, а ноги раздвинул в стороны, как бы прощупывая окружающее пространство. Распятие кажется ближе, с золотыми лучами из ран Христа, попадающими в святого. Пейзаж более засушливый, с расщелинами в скале, которая представляет гору ла Верна.
84.
DSC_7634

На задней стене слева изображены св. Людовик Тулузский и св. Клара Ассизская.
85.
DSC_7635

На задней стене справа — св. Елизавета Венгерская.
86.
DSC_7644

Часовня Перуцци [52]. Построенная во время первой фазы строительства нынешней церкви, часовня находилась под патронажем семьи Перуцци, богатых банкиров, живших по соседству. Они активно участвовали в политической жизни города и получили покровительство над второй часовней справа от главного алтаря, что считалось большой привилегией. Именно эта семья поручила Джотто украсить часовню, датировка которой оспаривается, но, вероятно, это было сделано около 1310 г. Истории св. Иоанна Крестителя и св. Иоанна Богослова, которым посвящена часовня, расположены на боковых стенах капеллы друг напротив друга.
87.
DSC_7670

Живописный цикл — одно из первых свидетельств Джотто в Санта-Кроче и единственный известный пример настенной живописи, выполненной художником почти полностью всухую. Этот прием, не позволяющий хорошо сохранить живописную пленку, является одной из первых причин ее порчи. Фрески также подверглись побелке в 1714 г. и были восстановлены между 1841 и 1848 гг. Антонио Марини и между 1861 и 1863 гг. Франческо Пеццати: это была эпоха устремлений Рисорджименто, которое считало Джотто основателем итальянской фигуративной культуры живописи. Позже выяснилось, что реставрации причинили вред: механическая чистка и использование химических растворителей нанесли ущерб работе Джотто, что привело к невосполнимым потерям. Только в 1958 г. Леонетто Тинтори удалил изменения, внесенные после Джотто.
88*. На сайте базилики выложена «развертка» часовни, позволяющая увидеть в комплексе все элементы оформления капеллы.
prospetto-peruzzi

Фрески на правой стене рассказывают «Истории св. Иоанна Богослова» (Джотто, ок. 1318), которые читаются сверху вниз: 1. Видение на острове Патмос; 2. Воскрешение Друзианы; 3. Вознесение св. Иоанна.
89.
DSC_7648

Фрески на левой стене повествуют об «Историях св. Иоанна Крестителя» (Джотто, ок. 1318). 1. Захария получает весть от ангела; 2. Рождение Крестителя и наложение имени; 3. Пир Ирода с Саломеей, преподносящей голову Крестителя Иродиаде.
90.
DSC_7655

На ребрах свода — символы четырех евангелистов, а в архивольте — восемь бюстов пророков. На задней стене сохранился только фрагмент с Агнцем Божьим.
91.
DSC_7658

Первоначальный проект капеллы также включал витраж и запрестольный образ, который сейчас находится в Художественном музее Северной Каролины. На его место была помещена панель неизвестного автора XIV в., близкого к Бернардо Дадди, с изображением Мадонны с младенцем между св. Иоанном Богословом и св. епископом.
92.
DSC_7659

Оригинальный витраж был заменен, как видно по гербу, на витраж из капеллы Джуньи [53], приписываемый Пачино ди Бонагида
93.
DSC_7647

На правой стене находится захоронение Гонфалоньера справедливости Винченцо Перуцци (Одоардо Фантаккиотти, 1847-1860).
94.
DSC_7660

Капелла Джуньи-Бонапарт [53]. Третья часовня в правом трансепте была основана семьей Джуньи, одной из старейших флорентийских семей, чье экономическое состояние было связано с торговлей шерстью. Архитектурное сооружение было завершено на первом этапе строительства церкви (1295-1310) и расписано фресками со сценами мученичества апостолов, которым была посвящена часовня. Согласно древним источникам, фрески были написаны Джотто, но современные критики проявляют осторожность в этом вопросе. Фрески, вероятно, были побелены в XVIII в. От первоначального убранства XIV в. сегодня сохранился только витраж, перенесенный в часовню Перуцци [52] в XX в.
95.
DSC_7667

В 1839 г. покровительство над капеллой приобрел Джузеппе Бонапарт, старший брат Наполеона, который начал серию реконструкций. Уже в 1840 г. здесь был установлен алтарь с изображением Успения Богородицы, изготовленный Джузеппе Беззуоли и надгробный памятник в память о Шарлотте Наполеон Бонапарт, дочери заказчика.

В настоящее время часовня имеет структуру 1918 г. в неоготическом стиле по проекту Эцио Черпи, когда она была повторно посвящена Пресвятому Сердцу Иисуса. Был установлен новый витраж, в котором в полный рост представлены св. Франциск, св. Бонавентура, св. Елизавета, св. Клэр, св. Людовик Тулузский и св. Людовик Французский. Стены были расписаны фресками Амедео Бенини, имитирующими мрамор. Алтарь XIX в., созданный по проекту Лоренцо Бартолини, был демонтирован, и сегодня большой запрестольный образ Беззуоли находится в музее базилики. На алтарь был помещен новый триптих Пресвятого Сердца, созданный в 1918 г. Аристид Алоизи в части статуи Пресвятого Сердца Иисуса и Риккардо Меаччи в части изображений Мадонны и св. Иосифа.
96.
DSC_7666

Захоронение Шарлотты Наполеон Бонапарт (Лоренцо Бартолини, 1840-1845).
97.
DSC_7663

Монументальная гробница Жюли Клари Бонапарт (Луиджи Пампалони, 1847).
98.
DSC_7661

В часовне в 1844 г. был захоронен Джузеппе Бонапарт, однако 18 лет спустя Наполеон III, император Франции, добился, чтобы тело бывшего короля Неаполя и Испании было перенесено в Дом инвалидов в Париже.

Капелла Риккарди [54]. Часовня построена под покровительством банковской семьи Рикарди.
99.
DSC_7673

На алтаре находится бюст-реликварий бл. Умилианы де Черки (флорентийская мануфактура, ок. 1362), первой женщины, носившей одеяние Третьего ордена св. Франциска в базилике Сан-Кроче и умершей в возрасте 27 лет.
100.
DSC_7674

Роспись свода и люнетов, рассказывающие «Истории св. Андрея» (Джованни да Сан-Джованни, 1620-1621).
101.
DSC_7683

102.
DSC_7681

Над алтарем картина «Обретение креста» (Жан Биливерт, 1620-1621).
103.
DSC_7677

На левой стене полотно «Милостыни св. Лаврентия» (Доменико Креспи по прозвищу «Иль Пассиньяно», 1620-1621).
104.
DSC_7679

На правой стене — «Видение св. Франциску Христа и Мадонны» (Маттео Росселли, 1620-1621).
105.
DSC_7678

Капелла Веллути [55]. Часовня принадлежала Джемме Веллути, дочери Сколайо де Пуччи и вдове Филиппо Веллути, который посвятил ее св. Архангелу Михаилу, завещав завершить работы к 1328 г. В то же время, возможно, что украшающие капеллу фрески были написаны раньше, так как некоторые критики относят их к первым десятилетиям XIV в. На самом деле, многие искусствоведы называют автором Мастера капеллы Веллути, сначала считавшемся последователем Чимабуэ, затем старшим сотрудником мастерской Джотто. Некоторые исследователи называют автором фресок Якопо дель Казентино, автора эскизов оригинальных витражей часовни, ныне находящихся в часовне Барди [51], ведь в итальянской живописной традиции было обычным делом, что автор фресок также разрабатывал дизайн витражей. Часовня была восстановлена Галилео Чини в 1899 г.
106.
DSC_7687

Основное украшение капеллы разворачивается в среднем регистре боковых стен и по бокам окна в центральной стене. Слева расположена фреска «Явление св. архангела Михаила на горе Гаргано».
107.
DSC_7692

Справа изображен «Св. архангел Михаил, сражающийся с драконом». Выше и ниже этих основных сцен расположены геометрические партитуры, имитирующие мраморные поверхности.
108.
DSC_7695

Полиптих на алтаре работы Джованни дель Биондо с пределлой Нери ди Биччи. На задней стене можно увидеть фигуры св. Александра, епископа Фьезоле, и св. Марии Египетской в нишах, увенчанных гербами Веллути и Зати.
109.
DSC_7690

Потолок светло-голубой, с геометрическими и растительными мотивами по краям и ребрам.
110.
DSC_7697

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.