Флоренция. Санта-Кроче. Музей

Завершение рассказа о базилике Санта-Кроче, построенной в 1295 г. на месте, где около 1210 г. у первых монахов-францисканцев, прибывших во Флоренцию, была небольшая молельня.
1.
mappa_croche

В помощь читателю прикладываю план церкви, на котором отмечены основные места осмотра.
2.
plan5

Музей Санта-Кроче в настоящее время занимает пространство старого рефектория [68] и флигеля францисканского монастыря [69-73], разделяющего два клуатра. Описание трапезной, занимающей главное место в Музее, было дано в предыдущей части фотоотчета.

Наполеоновские репрессии 1808-1810 гг. привели к ухудшению состояния этой части монастыря, которая больше не использовалась монахами. В 1884 г. начали выдвигаться предложения об использовании этих помещений для организации выставки. Там были размещены разнородные материалы из фондов Санта-Кроче, а открытие настоящего музея датируется 2 ноября 1900 г. Выставка под руководством инспектора памятников Гвидо Кароччи была устроена всего за три-четыре дня.

Во второй половине ХХ в. было принято решение отремонтировать музей, который после долгих работ открылся 26 марта 1959 г. в новой планировке, расширенной в 1962 г. за счет включения помещений здания, разделяющего два клуатра. Таким образом, готическая часовня Черки [70], реконструированная в начале XV в., также вошла в состав выставки.

После страшного наводнения 4 ноября 1966 г. были испорчены многие произведения искусства; музей на долгие годы был закрыт и вновь открыл свои двери только в 1975 г. В настоящее время в музее проводится новая реконструкция, посетить можно только зал Тайной вечери с хранящимися в нем шедеврами.

Зал II [69]. Малый (зимний) рефекторий.
Над входной дверью в люнете фреска «Св. Франциск, раздающий хлеб монахам» (Якопо Лигоцци, ок. 1600).
3.
DSC_8114

«Вид на церковь и монастырь Санта-Кроче» (флорентийский художник, 1718). Масло по холсту. Приобретена в 1865 г.
4.
DSC_8115

Тщательно изготовленный макет фасада церкви.
5.
DSC_8117

В этом зале выставлено несколько оригинальных витражей, дающих посетителям возможность познакомиться с некоторыми из самых древних произведений искусства, созданных для Санта-Кроче. Девять панелей были сняты со своего прежнего места во время Второй мировой войны и позднее заменены копиями. Они были выставлены в музее в 1962 г., за исключением круглого окна с изображением св. Элиаса на огненной колеснице, вывезенного в Германию и возвращенного Санта-Кроче только в 1992 г.
6*.
vitraz

«Св. Папа римский с табернаклем» и «Распятие» (Алессио Бальдовинетти, конец XV в.).
7.
DSC_8122

«Благословляющий Бог-отец» (Алессио Бальдовинетти, конец XV в.). «Св. Папа» и «Св. Дьякон» (Пачино ди Буонагуида, начало XIV в.).
8.
DSC_8121-1

«Пророк Аарон». «Св. дьяконы-мученики» (Джотто, начало XIV в.).
9.
DSC_8120-2

«Пророк Илия на огненной колеснице» (Таддео Гадди, 1320-1340).
10.
DSC_8120-1

Доссаль алтаря. «Св. Франциск, получающий стигматы» (слева), «Св. Варфоломей» (по центру), «Архангел Рафаил и Товия» (справа) (Андреа делла Роббиа, ок. 1475). В центре доссаля расположен киворий, на деревянной двери которого изображено «Рождество Христа» (тосканский художник, первая половина XVI в.).
11.
DSC_8128

Зал III [70]. Бывшая капелла Черки.
В этом помещении выставлены работы из глазурованной терракоты, выполненные в мастерской дела Роббиа и фрагменты фресок.
12.
DSC_8134

Рельеф из полихромной глазурованной терракоты над входной дверью «Два ангела, поклоняющихся евхаристической чаше» (мастерская Андреа дела Роббиа, конец XV в.). Ранее рельеф находился над дверью Братства Причастия в Санта-Кроче.
13.
DSC_8148

Рельеф из полихромной глазурованной терракоты «Мадонна с Младенцем» (Бенедетто Бульони, конец XV в.). Перенесена из капеллы Медичи [64].
14.
DSC_8133

Скарселла бывшей капеллы. На задней стене сохранились остатки оригинальных фресок часовни Черки, написанные в XIII в.
15.
DSC_8149

Распятие Филикая (Липпо ди Бенивиени, 1300-1310). Перенесено после 1785 г. из часовни Филикая во флорентийской церкви Сан-Пьер-Маджоре.
16.
DSC_8152

На боковых стенах скарселлы видны фрагменты фресок со стены позади второго алтаря южного прохода (Франческо ди Микеле, 1387). Справа «Мадонна с Младенцем на троне со св. Бенедиктом, донатором, св. Людовиком, св. Иоанном Богословом и музицирующими ангелами». Слева — два фрагмента с декоративными рамками и кронштейнами в жанре тромплёй.
17.
DSC_8153

Скульптура из полихромной глазурованной терракоты «Св. Франциск» (Джованни дела Роббиа, конец XV в.). Перенесена из капеллы Медичи.
18.
DSC_8156

Скульптура из полихромной глазурованной терракоты «Святой с книгой» (Джованни дела Роббиа, конец XV в.). Перенесена из капеллы Медичи.
19.
DSC_8160

Рельеф из полихромной глазурованной терракоты «Пьета с двумя поклоняющимися ангелами» (Андреа делла Роббиа, 1480-1490).
20.
DSC_8157

Зал IV [71]. Здесь в основном выставлены различные синопии и фрагменты фресок.
Лежащий кардинал Альберто Альберти (Андреа дель Кастаньо, ок. 1445).
21.
DSC_8162

Синопия фрески «Мадонна с Младенцем и донатором» (флорентийский художник, начало XV в.).
22.
DSC_8165

Панель «Благовещение» (Джорджо Вазари, 1550-1600). Перенесена из капеллы Барди ди Мангона [71].
23.
DSC_8166

Панно «Св. Франциск получает стигматы» (Джованни Баттиста Нальдини, 1576). Снята с разрушенного в 1869 г. алтаря Барберино.
24.
DSC_8168

«Успение Богородицы» (Джузеппе Беццуоли, 1840). Алтарный образ капеллы Джуньи-Бонапарт [53].
25.
DSC_8170

«Св. Матфей и два ангела, держащих занавес» (флорентийский писатель, между 1570 и XIX в.). Антепендиум алтаря капеллы Морелли [55].
26.
DSC_8172

«Мадонна с Младенцем, св. епископ и св. Бенедикт, св. Иосиф и св. Бернард Клервоский» (флорентийский художник, конец XVII в.).
27.
DSC_8173

«Св. Людовик Тулузский со св. Агатой и двумя ангелами по бокам Креста» (Феличе Фикерелли по прозвищу иль Рипозо, 1631-1632). Алтарный образ и задний фон для Распятия Донателло из капеллы Барди ди Вернио [43].
28.
DSC_8177

«Св. Иоанн Креститель и св. Франциск Ассизский» (Доменико Венециано, 1450-1460). Первоначально эта фреска находилась на стене трамеццо в середине нефа церкви в 1300-х гг., отделявшей зону для священников от открытой для публики. С разрушением трамеццо в 1566 г. фреска была отделена и перенесена к «Благовещению» Донателло, где она оставалась до 1954 г., когда ее сняли и поместили в музей. Сегодня это редкий пример операций по «спасению» фресок, которые были проведены в ходе реставрации церквей в XVI в.
29.
DSC_8180

Табернакль «Мадонна с Младенцем на троне между св. Иоанном Крестителем, св. Франциском и донатором-францисканцем, св. Стефаном, св. Агатой, св. Марией Магдаленой и св. Бенедиктом». В верхней части — «Благовещение» (флорентийский художник, конец XIV в.).
30.
DSC_8181

Фрагмент фрески «Восхождение на Голгофу» (флорентийский художник, конец XIV — начало XV в.).
31.
DSC_8184

Фрагмент фрески «Скорбящая Мадонна» (Джотто, 1305-1310).
32.
DSC_8186

Фрагмент фрески «Лицо Христа» (Никколо ди Пьетро Герини, II половина XIV в.).
33.
DSC_8187

Фрагмент фрески «Мадонна-млекопитательница между ангелами-музыкантами, святыми и донатором» (Пьетро Нелли, 1390-1395).
34.
DSC_8192

«Чеканная» фреска «Воскрешение Христа» (флорентийский художник, конец XIV — начало XV в.). Оригинальное расположение.
35.
DSC_8193

Зал V [72]. Зал скульптур.
Монументальное захоронение Гассоне дела Торре, архиепископа Милана, позднее патриарха Аквилеи (Тино ди Камаино, 1318-1319). Памятник из белого мрамора изначально был установлен в конце южного прохода, а в 1567 г. разделен и перенесен в аркаду первого клуатра [66].
36.
DSC_8194

Рельеф из терракоты «Встреча св. Иоакима и св. Анны» (Джамболонья, конец XVI — начало XVII в.).
37.
DSC_8218

Барельеф из терракоты «Изгнание св. Иоакима из храма» (Джамболонья, конец XVI — начало XVII в.).
38.
DSC_8219

Зал VI [73]. В основном в этом зале выставлены фрески Маттео Росселини и других авторов.
Фреска «Мадонна вышивающая и Младенец играющий» (Джованни ди Тано Фей, 1405-1410). Перенесена из капеллы Бенчи.
39.
DSC_8196

Фреска «Мадонна амфоры» (Лоренцо Монако, 1405-1410).
40.
DSC_8197

Фрагмент фрески «Воскрешение св. Лазаря» (Герардо Старнина, начало XV в.). В 1873 г. перенесена из церкви Сан-Якопо-тра-и-Фосси.
41.
DSC_8198

Фрагмент фрески «Мученичество апостола св. Фомы» (последователь Андреа дель Кастаньо, I половина XV в.). Перенесена во время сноса здания в старом центре Флоренции в XIX в.
42.
DSC_8199

Фрагмент фрески «Прибытие францисканцев во Флоренцию» (Пьетро Нелли, конец XIV в.). Перенесена из аркады северной стороны первого клуатра [66].
43.
DSC_8204

Фрагмент фрески «Св. Иоанн Креститель в нише» (мастерская Лоренцо Монако, конец XIV — начало XV в.).
44.
DSC_8205

Киворий (круг Маттео Нигетти, середина XVII в.). Полихромный мрамор, позолоченная бронза, серебро. Переданный в Санта-Кроче в 1815 г. после наполеоновских репрессий, он был помещен на алтарь капеллы Святого Причастия (капеллы Кастеллани) [57]. Во время реставрации часовни для соответствия правилам, установленным Вторым Ватиканским собором в отношении культа Святого Причастия, алтарь и киворий были демонтированы и заменены алтарем, выполненным с использованием барельефов Арнольфо ди Камбио или Джиролдо да Комо, и скинией Мино да Фьезоле. Выполненный из полихромного мрамора в форме алтаря с позолоченными бронзовыми капителями, киворий, вероятно, служил дарохранительницей для совершения Святого причастия, о чем свидетельствует маленькая рельефная дверца, на которой изображена чаша для Причастия.
45.
DSC_8209

Синопия фрески «Св. Франциск раздает хлеб монахам» (Якопо Лигоцци, ок. 1600). Перенесена из зимнего рефектория.
46.
DSC_8210

Фреска «Явление воскресшего Христа св. Марии Магдалине» (Noli me tangere) (круг Джованни да Сан Джованни, начало XVII в.). Оригинальное местоположение.
47.
DSC_8213

Фреска в парусе «Ангел с цветами» (Маттео Росселли, ок. 1615). Перенесена в 1883 г. из монастыря Санта-Мария-Магдалена-де-Пацци.
48.
DSC_8215

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.