Завершение рассказа о базилике Санта-Кроче, построенной в 1295 г. на месте, где около 1210 г. у первых монахов-францисканцев, прибывших во Флоренцию, была небольшая молельня.
1.
В помощь читателю прикладываю план церкви, на котором отмечены основные места осмотра.
2.
Музей Санта-Кроче в настоящее время занимает пространство старого рефектория [68] и флигеля францисканского монастыря [69-73], разделяющего два клуатра. Описание трапезной, занимающей главное место в Музее, было дано в предыдущей части фотоотчета.
Наполеоновские репрессии 1808-1810 гг. привели к ухудшению состояния этой части монастыря, которая больше не использовалась монахами. В 1884 г. начали выдвигаться предложения об использовании этих помещений для организации выставки. Там были размещены разнородные материалы из фондов Санта-Кроче, а открытие настоящего музея датируется 2 ноября 1900 г. Выставка под руководством инспектора памятников Гвидо Кароччи была устроена всего за три-четыре дня.
Во второй половине ХХ в. было принято решение отремонтировать музей, который после долгих работ открылся 26 марта 1959 г. в новой планировке, расширенной в 1962 г. за счет включения помещений здания, разделяющего два клуатра. Таким образом, готическая часовня Черки [70], реконструированная в начале XV в., также вошла в состав выставки.
После страшного наводнения 4 ноября 1966 г. были испорчены многие произведения искусства; музей на долгие годы был закрыт и вновь открыл свои двери только в 1975 г. В настоящее время в музее проводится новая реконструкция, посетить можно только зал Тайной вечери с хранящимися в нем шедеврами.
Зал II [69]. Малый (зимний) рефекторий.
Над входной дверью в люнете фреска «Св. Франциск, раздающий хлеб монахам» (Якопо Лигоцци, ок. 1600).
3.
«Вид на церковь и монастырь Санта-Кроче» (флорентийский художник, 1718). Масло по холсту. Приобретена в 1865 г.
4.
Тщательно изготовленный макет фасада церкви.
5.
В этом зале выставлено несколько оригинальных витражей, дающих посетителям возможность познакомиться с некоторыми из самых древних произведений искусства, созданных для Санта-Кроче. Девять панелей были сняты со своего прежнего места во время Второй мировой войны и позднее заменены копиями. Они были выставлены в музее в 1962 г., за исключением круглого окна с изображением св. Элиаса на огненной колеснице, вывезенного в Германию и возвращенного Санта-Кроче только в 1992 г.
6*.
«Св. Папа римский с табернаклем» и «Распятие» (Алессио Бальдовинетти, конец XV в.).
7.
«Благословляющий Бог-отец» (Алессио Бальдовинетти, конец XV в.). «Св. Папа» и «Св. Дьякон» (Пачино ди Буонагуида, начало XIV в.).
8.
«Пророк Аарон». «Св. дьяконы-мученики» (Джотто, начало XIV в.).
9.
«Пророк Илия на огненной колеснице» (Таддео Гадди, 1320-1340).
10.
Доссаль алтаря. «Св. Франциск, получающий стигматы» (слева), «Св. Варфоломей» (по центру), «Архангел Рафаил и Товия» (справа) (Андреа делла Роббиа, ок. 1475). В центре доссаля расположен киворий, на деревянной двери которого изображено «Рождество Христа» (тосканский художник, первая половина XVI в.).
11.
Зал III [70]. Бывшая капелла Черки.
В этом помещении выставлены работы из глазурованной терракоты, выполненные в мастерской дела Роббиа и фрагменты фресок.
12.
Рельеф из полихромной глазурованной терракоты над входной дверью «Два ангела, поклоняющихся евхаристической чаше» (мастерская Андреа дела Роббиа, конец XV в.). Ранее рельеф находился над дверью Братства Причастия в Санта-Кроче.
13.
Рельеф из полихромной глазурованной терракоты «Мадонна с Младенцем» (Бенедетто Бульони, конец XV в.). Перенесена из капеллы Медичи [64].
14.
Скарселла бывшей капеллы. На задней стене сохранились остатки оригинальных фресок часовни Черки, написанные в XIII в.
15.
Распятие Филикая (Липпо ди Бенивиени, 1300-1310). Перенесено после 1785 г. из часовни Филикая во флорентийской церкви Сан-Пьер-Маджоре.
16.
На боковых стенах скарселлы видны фрагменты фресок со стены позади второго алтаря южного прохода (Франческо ди Микеле, 1387). Справа «Мадонна с Младенцем на троне со св. Бенедиктом, донатором, св. Людовиком, св. Иоанном Богословом и музицирующими ангелами». Слева — два фрагмента с декоративными рамками и кронштейнами в жанре тромплёй.
17.
Скульптура из полихромной глазурованной терракоты «Св. Франциск» (Джованни дела Роббиа, конец XV в.). Перенесена из капеллы Медичи.
18.
Скульптура из полихромной глазурованной терракоты «Святой с книгой» (Джованни дела Роббиа, конец XV в.). Перенесена из капеллы Медичи.
19.
Рельеф из полихромной глазурованной терракоты «Пьета с двумя поклоняющимися ангелами» (Андреа делла Роббиа, 1480-1490).
20.
Зал IV [71]. Здесь в основном выставлены различные синопии и фрагменты фресок.
Лежащий кардинал Альберто Альберти (Андреа дель Кастаньо, ок. 1445).
21.
Синопия фрески «Мадонна с Младенцем и донатором» (флорентийский художник, начало XV в.).
22.
Панель «Благовещение» (Джорджо Вазари, 1550-1600). Перенесена из капеллы Барди ди Мангона [71].
23.
Панно «Св. Франциск получает стигматы» (Джованни Баттиста Нальдини, 1576). Снята с разрушенного в 1869 г. алтаря Барберино.
24.
«Успение Богородицы» (Джузеппе Беццуоли, 1840). Алтарный образ капеллы Джуньи-Бонапарт [53].
25.
«Св. Матфей и два ангела, держащих занавес» (флорентийский писатель, между 1570 и XIX в.). Антепендиум алтаря капеллы Морелли [55].
26.
«Мадонна с Младенцем, св. епископ и св. Бенедикт, св. Иосиф и св. Бернард Клервоский» (флорентийский художник, конец XVII в.).
27.
«Св. Людовик Тулузский со св. Агатой и двумя ангелами по бокам Креста» (Феличе Фикерелли по прозвищу иль Рипозо, 1631-1632). Алтарный образ и задний фон для Распятия Донателло из капеллы Барди ди Вернио [43].
28.
«Св. Иоанн Креститель и св. Франциск Ассизский» (Доменико Венециано, 1450-1460). Первоначально эта фреска находилась на стене трамеццо в середине нефа церкви в 1300-х гг., отделявшей зону для священников от открытой для публики. С разрушением трамеццо в 1566 г. фреска была отделена и перенесена к «Благовещению» Донателло, где она оставалась до 1954 г., когда ее сняли и поместили в музей. Сегодня это редкий пример операций по «спасению» фресок, которые были проведены в ходе реставрации церквей в XVI в.
29.
Табернакль «Мадонна с Младенцем на троне между св. Иоанном Крестителем, св. Франциском и донатором-францисканцем, св. Стефаном, св. Агатой, св. Марией Магдаленой и св. Бенедиктом». В верхней части — «Благовещение» (флорентийский художник, конец XIV в.).
30.
Фрагмент фрески «Восхождение на Голгофу» (флорентийский художник, конец XIV — начало XV в.).
31.
Фрагмент фрески «Скорбящая Мадонна» (Джотто, 1305-1310).
32.
Фрагмент фрески «Лицо Христа» (Никколо ди Пьетро Герини, II половина XIV в.).
33.
Фрагмент фрески «Мадонна-млекопитательница между ангелами-музыкантами, святыми и донатором» (Пьетро Нелли, 1390-1395).
34.
«Чеканная» фреска «Воскрешение Христа» (флорентийский художник, конец XIV — начало XV в.). Оригинальное расположение.
35.
Зал V [72]. Зал скульптур.
Монументальное захоронение Гассоне дела Торре, архиепископа Милана, позднее патриарха Аквилеи (Тино ди Камаино, 1318-1319). Памятник из белого мрамора изначально был установлен в конце южного прохода, а в 1567 г. разделен и перенесен в аркаду первого клуатра [66].
36.
Рельеф из терракоты «Встреча св. Иоакима и св. Анны» (Джамболонья, конец XVI — начало XVII в.).
37.
Барельеф из терракоты «Изгнание св. Иоакима из храма» (Джамболонья, конец XVI — начало XVII в.).
38.
Зал VI [73]. В основном в этом зале выставлены фрески Маттео Росселини и других авторов.
Фреска «Мадонна вышивающая и Младенец играющий» (Джованни ди Тано Фей, 1405-1410). Перенесена из капеллы Бенчи.
39.
Фреска «Мадонна амфоры» (Лоренцо Монако, 1405-1410).
40.
Фрагмент фрески «Воскрешение св. Лазаря» (Герардо Старнина, начало XV в.). В 1873 г. перенесена из церкви Сан-Якопо-тра-и-Фосси.
41.
Фрагмент фрески «Мученичество апостола св. Фомы» (последователь Андреа дель Кастаньо, I половина XV в.). Перенесена во время сноса здания в старом центре Флоренции в XIX в.
42.
Фрагмент фрески «Прибытие францисканцев во Флоренцию» (Пьетро Нелли, конец XIV в.). Перенесена из аркады северной стороны первого клуатра [66].
43.
Фрагмент фрески «Св. Иоанн Креститель в нише» (мастерская Лоренцо Монако, конец XIV — начало XV в.).
44.
Киворий (круг Маттео Нигетти, середина XVII в.). Полихромный мрамор, позолоченная бронза, серебро. Переданный в Санта-Кроче в 1815 г. после наполеоновских репрессий, он был помещен на алтарь капеллы Святого Причастия (капеллы Кастеллани) [57]. Во время реставрации часовни для соответствия правилам, установленным Вторым Ватиканским собором в отношении культа Святого Причастия, алтарь и киворий были демонтированы и заменены алтарем, выполненным с использованием барельефов Арнольфо ди Камбио или Джиролдо да Комо, и скинией Мино да Фьезоле. Выполненный из полихромного мрамора в форме алтаря с позолоченными бронзовыми капителями, киворий, вероятно, служил дарохранительницей для совершения Святого причастия, о чем свидетельствует маленькая рельефная дверца, на которой изображена чаша для Причастия.
45.
Синопия фрески «Св. Франциск раздает хлеб монахам» (Якопо Лигоцци, ок. 1600). Перенесена из зимнего рефектория.
46.
Фреска «Явление воскресшего Христа св. Марии Магдалине» (Noli me tangere) (круг Джованни да Сан Джованни, начало XVII в.). Оригинальное местоположение.
47.
Фреска в парусе «Ангел с цветами» (Маттео Росселли, ок. 1615). Перенесена в 1883 г. из монастыря Санта-Мария-Магдалена-де-Пацци.
48.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.