Флоренция. Санта-Кроче. Капелла Пацци и Рефекторий

Продолжение рассказа о базилике Санта-Кроче, построенной в 1295 г. на месте, где около 1210 г. у первых монахов-францисканцев, прибывших во Флоренцию, была небольшая молельня.
1.
mappa_croche

В помощь читателю прикладываю план церкви, на котором отмечены основные места осмотра.
2.
plan5

Капелла Пацци [65]. Капелла Пацци — одно из первых и наиболее характерных строений эпохи Возрождения, основанное, как и постройки античного мира, на модуле, то есть на системе, устанавливающей пропорциональные отношения между частями здания.
3.
65-5

Возвышаясь над первым клуатром [66], она была построена после пожара, охватившего эту часть церковного комплекса в 1423 г., по заказу Андреа де Пацци, члена одной из самых влиятельных флорентийских семей Пацци, в качестве фамильной часовни и дома капитула для монахов. Проект разработал Филиппо Брунеллески , вероятно по окончании работ в Старой сакристии в базилике Сан-Лоренцо в 1429 г. и руководил строительством с самого начала в 1443 г. и до своей смерти в 1446 г. После смерти Брунеллески проект был частично изменен с добавлением в 1461 г. портика на коринфских колоннах и центральной арки.
4.
65-6

Окончанием строительства руководил Джулиано да Майано (по другим данным — Микелоццо или Бернардо Росселлино). Работы продолжались до 1478 г., но так и не были полностью закончены, когда Пацци были частично уничтожены, частично изгнаны из Флоренции после неудавшегося заговора против Медичи. В отличие от большинства помещений комплекса Санта-Кроче, часовня сохранила свой первоначальный вид.
5.
65-4

Внутренние пространства определяются точными пропорциональными соотношениями: центральный модуль представляет собой куб, увенчанный зонтичным куполом и окруженный двумя симметричными бочкообразными крыльями. Несущие элементы — арки, антаблементы, пилястры — выделены камнем пьетра серена, выделяющимся на фоне белой штукатурки. Каменная скамья, прислоненная к периметру, напоминает о том, что здесь проводились собрания монахов.
6.
65-3

Пластический декор подчинен архитектуре: вверху проходит фриз из медальонов с агнцами Божьими, попарно чередующимися с херувимами и серафимами (Дезидерио да Сеттиньяно, после 1430).
7.
65-1

Внизу вдоль фриза установлены двенадцать тондо из глазурованной терракоты с апостолами (Лука делла Роббиа, между 1445-1470).
8*. В верхнем ряду: св. Андрей, св. Петр, св. Иоанн Богослов, св. Иаков Зеведеев, св. Филипп и св. Варфоломей. В нижнем ряду: св. Левий Матфей, св. Фома, св. Иаков Алфеев, св. Иуда Фаддей, св. Симон Канаит и св. Матфий.
apostles

В 1460 г. капелла была накрыта в центре небольшим зонтичным «тосканским куполом» с шатровой кровлей и лантерной, украшенным глазурованными терракотовыми розетками с гербом Пацци, сделанными в мастерской делла Роббиа. Невысокий барабан купола прорезан рядом небольших круглых окон.
9.
65-2

В перемычках купола четыре тондо из полихромной терракоты с изображением евангелистов (аттр. Брунеллески, ок. 1445).
10*.
evangelists

На восточной стене находится скарселла, приподнятая на три ступени и перекрытая небольшим куполом. Мраморный алтарь изготовлен в мастерской Донателло в середине XV в. Два витража скарселлы спроектированы Алессо Бальдовинетти и изготовлены ок. 1473 г., вероятно, в мастерской делла Скарперия: в окулусе изображен благословляющий Бог-Отец, а за алтарем — св. Андрей, которому посвящена капелла, а также как напоминание о донаторе всего сооружения.
11.
DSC_8033

Купол скарселлы из азурита, расписанный золотом и светотенью фресками по эскизу астронома и математика Паоло Тосканелли в середине XV в. и отреставрированными в 2009 г., подобен куполу в Старой ризнице Сан-Лоренцо и представляет собой созвездия, присутствовавшие на флорентийском небе 4 июля 1442 г. Точных данных, почему была выбрана именно эта дата, нет; существуют только самые различные гипотезы, среди которых: приезд во Флоренцию Рене Анжуйского, воссоединение церквей, новый крестовый поход, отсылка на шелковый путь и сообщение об открытии Америкию
12.
65-12

Можно посмотреть небольшое видео о росписи купола.

На фасаде архитектор использовал не «римскую архитектурную ячейку» или излюбленную «аркаду по колоннам», а довольно редкое для Италии горизонтальное, архитравное перекрытие колонн коринфского ордера «на греческий манер».
13.
65-7

Колоннада и архитрав нижней части здания сочетаются с высоким аттиком, полуциркульной аркой в центре и типично средневековой галереей-лоджией верхней части постройки на деревянных «столбиках» и с сильно выдающейся кровлей-карнизом (происходящей от обычая сельских навесов на столбах).
14.
65-9

Купол и цилиндрический свод портика отделан изнутри полихромной керамикой работы Луки делла Роббиа. В нём сочетаются кессоны, круглые медальоны и ренессансные раковины.
15.
65-11

В тимпане портала рельеф, изображающий св. Андрея в окружении двух ангелов. Ниже два ангела держат герб семьи Пацци.
16.
65-8

Над портиком установлено тондо из глазурованной терракоты со св. Андреем, похожее на аналогичный медальон внутри капеллы.
17.
65-10

Первый клуатр [66], называемый «клуатром Арнольфо» в честь Арнольфо ди Камбио, которому приписывается его создание, был спроектирован вместе с рефекторием на одной из начальных стадий строительства церковного комплекса, о чем говорит использование вместо колонн тонких восьмиугольных пилонов с капителями из листьев аканта. Первая обитель, спроектированная вместе с трапезной на ранних этапах строительства комплекса, изначально также использовалась как место захоронений, и поэтому ее называли «обителью мертвых». В течение XIX в. в стенах под лоджиями размещались все новые погребальные памятники. В начале 1960-х почти все надгробные памятники и мемориальные надписи XIX в. были демонтированы и перемещены в подвал под лоджией.
18.
DSC_8053

В плане Буонсиньори и в виде 1718 г. видно, что клуатр был разделен на две части зданием, перпендикулярным церкви и соединявшимся с последним пролетом рефектория. Во время работ по строительству фасада Санта-Кроче (1857-1865) это помещение использовалось как строительная площадка, а в 1868-1869 гг. центральное здание было снесено. В 1870 г. здание, выходящее на площадь, в котором располагался Трибунал инквизиции, также было снесено и перестроено по проекту архитектора Эмилио де Фабриса в виде лоджии, напоминающей приподнятый портик XIV в., обрамляющий церковь.
19.
DSC_8115

В 1843 г. в квадратной части клуатра была поставлена статуя «Благословение Бога-Отца» (Баччо Бандинелли, 1556), выполненная для хора собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
20.
DSC_8059

В 1987 г. на газоне в прямоугольной части клуатра была установлена бронзовая скульптура — одна из шести копий «Воина со щитом» (Генри Мур, 1972), которая должна была быть размещена на Террасе Сатурна в Палаццо Веккьо. По состоянию на 2023 г. скульптура находится на техническом обслуживании.
21.
66-1

В стене клуатра, выходящей на площадь, сохранилось несколько погребальных памятников, в том числе кенотаф историка и политика, деятеля Рисорджименто Джузеппе ла Фарина (Микеле Аутери-Помар, 1877).
22.
DSC_8221

Погребальный памятник из каррарского мрамора и пьетра серена основоположницы современной профессии медсестры Флоренс Найтингейл (Фрэнсис Уильям Саргант, 1913). Ее ночные визиты к больным солдатам, чтобы оказать помощь и сказать слова утешения, привели к тому, что ей было дано прозвище «леди с лампой». Эпиграф был написан Исидоро дель Лунго.
23.
DSC_8222

Памятник картографу и натуралисту Джироламо Сегато (школа Лоренцо Бартолини, 1887).
24.
DSC_8223

Второй клуатр [67], также известный как «клуатр Брунеллески», хотя и был закончен в 1453 г., через много лет после смерти Филиппо Брунеллески, вероятно, был построен по проекту Бернардо Росселлино при финансовой поддержке Томмазо Спинелли, богатого банкира и казначея папы Павла II.
25.
DSC_8062

Изящный портал с гербом семьи Спинелли, который отделяет первый клуатр от второго, обычно приписывается скульптору Бенедетто да Майано.
26.
DSC_8061

Круглые арки верхней лоджии, ныне используемой Национальной центральной библиотекой, наложены на нижний портик, опирающийся на каменные колонны.
27.
DSC_8067

В центре клуатра традиционно построен колодец, ныне бездействующий.
28.
DSC_8073

Рефекторий [68]. Старинный рефекторий (трапезная монастыря), построенный в первые десятилетия XIV в., когда францисканская община в Санта-Кроче насчитывала примерно сто пятьдесят монахов, представляет собой большую прямоугольную комнату, перекрытую стропильной крышей. Функция помещения подчеркивается праздничными сценами, вставленными во фреску Таддео Гадди на задней стене: в этом пространстве, по сути, община разделяла момент трапезы, обычно сопровождаемой чтением религиозных текстов. В честь этой фрески рефекторий часто так и именуют «Тайная вечеря». В течение XIX в. «Тайная вечеря» использовалась по-разному: от фабрики ковров до склада государственных учреждений и, наконец, для хранения произведений искусства. В 1900 г. здесь был открыт первый зал Музея Санта-Кроче, где были выставлены такие шедевры, как «Св Людовик Тулузский» Донателло и «Распятие» Чимабуэ, сегодня находящееся в ризнице [61]. В последующие десятилетия в экспозицию были добавлены другие работы, в том числе фрагменты грандиозной фрески с «Триумфом смерти» и «Ада и Страшного суда», написанной Андреа Орканья около 1345 г. для правого прохода церкви.
29*.
DSC_8078

В 2016 г. после долгой реставрации вследствие ущерба, нанесенного разрушительным наводнением 1966 г., когда вода поднялась на высоту 5 метров, и музей Санта-Кроче был признан «эпицентром катастрофы», была возвращена панель «Тайная вечеря» Вазари. С тех пор выдающаяся работа, проделанная реставраторами из мастерской Opificio delle Pietre Dure, работавшими совместно с Музеем Санта-Кроче, привела к восстановлению многочисленных важных работ, которые теперь снова выставлены на всеобщее обозрение в монументальном комплексе и вокруг него.

«Св. Людовик Тулузский» (Донателло, 1422-1425). Позолоченная бронза, серебро, эмаль и горный хрусталь. Партия Гвельфов заказала Донателло позолоченную бронзовую фигуру покровителя партии св. Людовика Тулузского для своей дарохранительницы в церкви Орсанмикеле. Около 1460 г. статуя была заменена на «Неверие св. Фомы» Андреа дель Верроккьо и передана в Санта-Кроче, где она украшала фасад с 1460 по 1859 г. Далее статуя была снята с фасада и перенесена сначала на контрфасад, а затем в 1908 г. — в музей. Революционная по своей концепции скульптура состояла из «раковины» без корпуса и драпировки и была изготовлена из десяти основных частей, отдельно позолоченных ртутной амальгамой и затем собранных вокруг несущей конструкции.

Статуя трехметровой высоты, единственная изготовленная для Орсанмикеле из позолоченной бронзы и первая сделанная в современную эпоху, стоила очень большую сумму: 3000 флоринов за материал и 449 флоринов за работу художника и его помощников.

Митра украшена эмалями с изображением геральдической лилии и горным хрусталем. Узел пастырского посоха, чей завиток был утерян, представляет собой своеобразное переплетение по кругу крылатых путти, известное как «спирителло».
30.
DSC_8085

Тайная вечеря (Джорджо Вазари, 1546-1547). Монументальное панно было заказано Джорджо Вазари в ноябре 1546 г. с условием, что он выполнит его в течение 6 месяцев. Работа предназначалась для трапезной бенедиктинского монастыря Мурате. Исследователи расходятся во мнении насчет источника финансирования: возможно, свой вклад в расходы внесла Фаустина Вителли по случаю своего пострига в монахини. По другой версии, оплату работ осуществил папа Павел III через Лелию Орсини Фарнезе, религиозную родственницу понтифика, которая должна была вступить в контакт с аббатисой Джанной Бонси в качестве посредника.
31*.
DSC_8076

В 1815 г. панель была перенесена в Санта-Кроче и вывешена в часовне Кастеллани [57], где и оставалась более 50 лет. В конце XIX в. картину передали в Рефекторий, который в 1900 г. стал музеем.

В результате наводнения 1966 г. картина, на много часов погруженная в грязь и паводковые воды, казалось бы, стала безвозвратно утерянной. Однако, после почти сорокалетней консервации был разработан проект реставрации, характеризующийся многими техническими новшествами. Результатом стало восстановление полной разборчивости картины благодаря совместной работе многих профессионалов и взаимодействия между государственными и частными организациями. Наконец, для защиты работы от затопления была разработана специальная подъемная система, использующая старинные методы, основанные на противовесах со шкивами.

Фрагменты фрески, изображающей «Триумф смерти, Страшный суд и Ад» (Андреа Орканья, ок. 1350). Эта фреска, более 7 м в высоту и 18 м в длину, была написана на правой стене церкви Санта-Кроче. Она была сильно повреждена во время реконструкции церкви в 1566-1575 гг. Сохранилось только шесть фрагментов, вновь открытых в 1911 и 1942 гг. Они были отсоединены от стены в 1958 г., отреставрированы и выставлены в рефектории. Орканья был первым художником, который последовал описаниям Сатаны и наказаний в аду из «Божественной комедии» Данте Алигьери.
32. Части тела и демоны. Бедняки вызывают Смерть. Трупы кардинала, женщины и монахини.
DSC_8089

33. Наказание похотливых. Наказание скупцов и гневливых с сатаной, пожирающим Иуду, Брута и Кассия. Люцифер захватывает двух гигантов и Антенора.
DSC_8090

«Древо жизни» и «Тайная вечеря» (Таддео Гадди, ок. 1350). Всю заднюю стену рефектория занимает наподобие огромного алтаря сложная нарисованная сцена, включающая «Тайную вечерю», в которой доминирует Распятие, окруженное сценами с получением св. Франциском стигматов тремя священными историями, связанными с приемом пищи и подходящими для трапезной монахов.

Крест представлен в виде «древа жизни», вдохновленного аскетической брошюрой Lignum vitae (Древо жизни) теолога-францисканца св. Бонавентуры, от ствола которого отходят двенадцать ветвей, образующих медальоны, в которых бюсты пророков держат свитки, приглашающие нас созерцать жертвоприношение Христа. Под деревом св. Франциск обнимает крест, возле него уменьшенная фигура донатора на коленях; рядом с ним св. Бонавентура в процессе письма; слева изображены Богородица с благочестивыми женщинами и св. Иоанн Богослов, справа — главные святые францисканского ордена св. Антоний Падуанский, св. Людовик Тулузский и св. Доминик. Донатором, возможно, была терциарка Вагия Манфреди, умершая в 1345 г. Герб семьи Манфреди изображен в расписной раме фрески и на каменной мемориальной доске на северной стороне церкви, свидетельствующей о наличии фамильного захоронения.
34*.
DSC_8098

Распятие было традиционной иконографией для трапезных древних монастырей, но именно здесь впервые к этой фреске была добавлена «Тайная вечеря» — сюжет, ставший своего рода стандартом для рефекториев XIV-XVI в. Таддео Гадди, первый ученик и помощник Джотто в течение 24 лет, написал под Распятием фреску «Тайная вечеря» и по бокам различные религиозные сцены, в основном связанные с приемом пищи и подходящие по тематике для трапезной. Слева вверху изображен «Св. Франциск, получающий стигматы», ниже «Св. Людовик Тулузский служит бедным в трапезной». Справа вверху «Ангел приказывает священнику принести хлеб св. Бенедикту в его скит», ниже «Обед Иисуса в доме фарисея».
35*.
DSC_8091

По периметру рефектория выставлены 12 тондо с изображениями различных святых (Пьетро Нелли, ок. 1388-1390).
36*.
DSC_8100

«Христос, несущий крест» (Андреа ди Джусто, ок. 1425-1450).
37.
DSC_8077

«Распятие с плакальщицами и св. Франциск» (Андреа ди Джусто, ок. 1425-1450).
38.
DSC_8084

В люнете над входной дверью фреска «Коронация Девы Марии» (Мазо ди Банко, 1336-1350), перенесенной из базилики.
39.
DSC_8113

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.