Флоренция. Палатинская галерея. Часть 3

Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения, который был главной резиденцией семьи Медичи, великих герцогов Тосканы дома Габсбургов-Лотарингии и Савойского дома, а также короля Виктора Эммануила II.
1.
mappa_pitti

С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею, Королевские апартаменты и Апартаменты гобеленов. Пышное убранство помещений Палатинской галереи, оформленных в стиле барокко, создаёт несравненный, а для многих просто ошеломляющий фон для уникальных художественных произведений. Собирать эту единственную в своём роде коллекцию картин начали Медичи, а Лотарингские герцоги дополнили её; правда, картины размещали по собственному усмотрению и вкусу. Они должны были служить чисто декоративным целям, тем не менее их расположение с тех пор не менялось, внося дополнительный шарм в общую атмосферу этого уникального собрания произведений искусства. Ни в одном музее мира нет стольких картин Рафаэля, как здесь (их 11); кроме того, в галерее выставлены несколько известных картин Тициана, здесь представлены работы венецианцев Тинторетто и Джорджоне, шедевры Рубенса и Ван Дейка, Караваджо и Мурильо, а также произведения флорентийских маньеристов, таких, как Россо Фьорентино, Андреа дель Сарто, Фра Бартоломео, Бронзино и, наконец, самого Понтормо.
2.
pitti0

В связи с большим количеством рядом расположенных картин приводить в посту описания каждой из них — значит сильно перегрузить текст. После длительных размышлений я счел возможным и достаточным в таких случаях выкладывать фотографии музейных описаний (как правило, на английском языке), которые будут открываться по клику. Эти фотографии будут помечены знаком «#» возле номера фото. Качество некоторых сфотографированных описаний не идеально, но читабельно.

В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
2_floor

Зал Геркулеса [6]
Во времена Медичи это помещение называлось Комнатой немецкой гвардии. В наполеоновский период оно служило salotto d’onore императрицы. В начале XIX в. по указанию сначала Бурбонов, а затем Лотарингцев эта часть дворца была значительно изменена с новым оформлением группой современных художников-неоклассиков. Эта комната была преобразована в элегантную приемную архитектором Джузеппе Качалли. Живописное украшение было выполнено между 1817 и 1829 г. Пьетро Бенвенути, крупной фигурой итальянского неоклассицизма. В пяти больших панелях свода и десяти элементах на стенах он изобразил подвиги Геркулеса, элегантный и изысканный цикл живописи, который делает эту комнату одним из самых важных мест в истории флорентийской культуры XIX в. Мифография эпохи Возрождения широко опиралась на греческую традицию Геракла, но, как правило, под романизированным именем Геркулес.
4*.
DSC_8667

Центральное панно на своде описывает Свадьбу Геркулеса и Гебы. Вокруг в монохромных панно изображены следующие истории: Геркулес взошёл на погребальный костёр (снизу), Геркулес борется с Цербером (слева), Геркулес сражается с амазонками (сверху) и Геркулес взят на вскармливание Меркурием и Юноной (справа).
5*.
DSC_8649

Геракл сражается с кентаврами, которые похищают Деяниру. Монохромные панно на стене: Рождение Геркулеса (слева) и Геркулес отбивает Деяниру у кентавра Несса (справа).
6.
DSC_8661

Геракл воскрешает Алкестиду из мертвых и возвращает ее мужу Адмету. Монохромные панно на стене: Геркулес и Какус (слева) и Геркулес борется с Критским быком (справа). Часы из чеканной и позолоченной бронзы, черного и белого мрамора (французская мастерская, XVIII в.). На циферблате надписью «Fille a Paris». Часы изготовлены в форме лиры, заканчивающейся головкой из позолоченной бронзы. На основании, в центре, рельефное изображение Аполлона, управляющего колесницей Солнца.
7.
DSC_8662

Геркулес на распутье. Монохромные панно на стене: Геркулес и Лернейская гидра (слева) и Геракл и Немейский лев (справа).
8.
DSC_8663

Геркулес в младенчестве душит змею.
9.
DSC_8664

Часы из позолоченной бронзы и мрамора (французская мастерская, XVIII в.). На циферблате часов выгравирована надпись «Thonissen a Paris». Вверху изображена Аврора, управляющая колесницей, запряженной двумя крылатыми лошадьми. Стеклянная крышка также украшена позолоченными бронзовыми креплениями. Часы принадлежали Фердинанду III Лотарингскому.
10.
DSC_8738

В центре зала установлена Севрская ваза (Пьер-Филипп Томир, 1784). Эта фарфоровая ваза с оправой из позолоченной бронзы с фигурками и фестонами изготовлена Томиром, знаменитым художником, работавшим при дворе Наполеона. Это был подарок Наполеона Марии Луизе, герцогине Лукки. Похожая ваза, с которой она составляла пару, находится в Лувре.
11.
DSC_8648

Зал Авроры (Зал Рассвета) [7]
Во времена Медичи это помещение, входившее в апартаменты кардинала Джован Карло, служила комнатой для слуг. Оно было основательно изменено в XIX в. по указанию как французов, так и лотарингцев. Новое оформление комнаты было выполнено группой современных художников-неоклассиков.
12*.
DSC_8676

Потолок украсил Гасперо Мартеллини, который изобразил Рассвет в окружении Искусств и Времени, а также бюст Фердинандо III Лотарингского.
13*.
DSC_8697

Портрет Ивана Чемоданова (Юстус Сусттерманс, ок. 1657). Масло по холсту. Портрет является парным к экспонируемой в этом зале напротив картине. Иван Иванович Чемоданов, российский посол в Венецианской республике, был изображен Суттермансом во время его визита во Флоренцию в 1657 г.
14.
DSC_8692

Иаков и Рахиль у колодца (Лоренцо Липпи, 1640-1645). Масло по холсту. Библейская сцена показывает встречу Рахили и Иакова у колодца. Они стали родителями Иосифа и Вениамина. Обстоятельства встречи и женитьбы на ней Иакова описаны в 29 главе Книги Бытия. Холст является парным к экспонируемой в этом зале напротив картине. Обе картины были приобретены итальянским государством в 1910 г. у флорентийской семьи Галли-Тасси.
15.
DSC_8691

Вирсавия (Купание Вирсавии) (Артемизия Джентилески, 1645-1650). Это одна из семи версий истории Вирсавии, написанных автором. На ней изображена хеттская женщина Вирсавия, которую омывают ее слуги. В левом верхнем углу картины царь Давид видит ее из своего дворца. Сюжет взят из Второй книги Царств, где рассказывается, что, пока Вирсавия мылась, ее с балкона своего дворца увидел царь Давид (крошечная фигурка в левом верхнем углу картины). Давид был мгновенно очарован Вирсавией — он пригласил ее в свои дворцовые покои и приступил к соблазнению и оплодотворению. Нижняя картина, как и верхняя, не входят в постоянную экспозицию музея. На ней, предположительно, изображены Иисус и св. Иоанн Богослов после кораблекрушения. Во время морского путешествия корабль, на котором был Иоанн, настигла буря. После кораблекрушения апостол пропал, и лишь через 40 дней был выброшен на берег.
16.
DSC_8690

Св. Иво, покровитель вдов и сирот (Якопо да Эмполи, 1616). Масло по панно. Св. Иво Бретонский, священник и судья, изображен здесь восседающим на троне, вершащим правосудие как покровитель бедный, вдов и сирот. Картина, примечательная тщательным воспроизведением современной одежды, предназначалась для зала аудиенций в старой магистратуре деи Пупилли, внутри здания Уффици.
17.
DSC_8689

Поклонение волхвов (Якопо Лигоцци, 1597). Масло по холсту. Алтарь был написан для флорентийской церкви Сант-Онофрио. На ней с большим вниманием к деталям изображена сцена из Нового Завета, когда три волхва приходят поклониться младенцу Иисусу. Лигоцци объединяет элементы как венецианской, так и флорентийской школ живописи.
18.
DSC_8685

Сцена рождения (Доминико Пульяни, ок. 1615). Масло по панели. Считается, что эта картина изображает рождение сына в знатной семье, возможно, связанной со двором Медичи. Она была приобретена государством в 1920 г. и изначально приписана Якопо да Эмполи. Современные ученые считают автором Доминико Пульяни.
19.
DSC_8684

Триумф Давида (Лоренцо Липпи, 1640-1645). Масло по холсту. Холст является парным к экспонируемой в этом зале напротив картине. Она иллюстрирует библейскую историю о юном Давиде, который только что убил Голиафа, триумфально вернувшись в Иерусалим и встреченный ликующим населением.
20.
DSC_8694

Портрет Франческо Панигаролы (Лавиния Фонтана, 1585). Масло по холсту. На портрете изображен миланский проповедник Франческо Панигарола, член ордена братьев младших обсервантов, который проповедовал в различных городах Северной Италии от имени Римской курии. Ближе к концу своей жизни он был назначен епископом Асти. Портрет был написан во время визита проповедника в Болонью в 1585 г.
21.
DSC_8696

Смерть св. Марии Египетской (Пьетро да Кортона, ок. 1637). Масло по холсту. На картине изображен отшельник Зосима, нашедший тело св. Марии Египетской, умершей в пустыне. Слева изображен лев, который поможет отшельнику выкопать могилу для святой.
22.
DSC_8695

Христос и самаритянка (Якопо Виньяли, ок. 1620). Масло по холсту. Сцена, взятая из Нового Завета, показывает, как Христос встречает самаритянку у колодца Иакова, которой Он открывает себя как Мессию. Происхождение картины неизвестно. Опьянение Ноя (Якопо да Эмполи, ок. 1615-1620). Масло по холсту. Картина показывает, как Ноя застает пьяным его сын Хам, который высмеивает его, в то время как другой его сын прячет глаза, чтобы не видеть унижения своего отца. Эмполи несколько раз повторил эту тему.
23.
DSC_8693

Зал Береники [8]
В период Медичи эта комната была частью апартаментов кардинала Джован Карло и служила «Залом ожидания джентльменов» и спальней для его камердинера. Новое оформление было выполнено группой современных художников-неоклассиков. Эта комната была расписана в 1820 г. Джузеппе Беццуоли.
24*.
DSC_8710

В центре потолка изображен император Тит, высылающий Беренику из Рима (отсюда и название комнаты). В люнетах изображены Кардинальные Добродетели: Умеренность, Справедливость, Мужество и Благоразумие.
25*.
DSC_8721

Поклонение волхвов (Лука Джордано, 1683-1685). Масло по холсту. Полотно было задумано для украшения алтаря, построенного для наместника Неаполя, 7-го маркиза Карпио, внутри его семейной часовни. Позже великий герцог Козимо III купил его для собственной коллекции. В середине сцены мы можем любоваться Мадонной с Младенцем и св. Иосифом за ней. По преданию, он выглядит стариком с бородой, тогда как Мария выглядит очень молодой, почти подростком. Одетые в роскошные одежды, трое мудрецов собираются вокруг них и предлагают свои дары Христу. На переднем плане два слуги, одетые по современной моде, присутствуют на священной сцене и разговаривают друг с другом: справа — молодой мавр, слева — карлик, — типичные персонажи при европейских дворах того времени.
26.
DSC_8737

Мадонна передает монашеское одеяние послушнице (Филиппо Тарчиани, 1608-1615). Масло по холсту. Мадонна вручает монашеское одеяние молодой девушке, личность которой неизвестна. Она богато одета, и, похоже, ее сопровождают родители. Картина, принадлежащая флорентийскому братству Святого причастия Санта-Мария-Маджоре, вероятно, была написана для того, чтобы запечатлеть вступление послушницы в монастырь. Приписывание полотна Тарчиани принадлежит современным экспертам. Анжелика и Руджеро (Джованни Биливерт, 1623-1624). Масло по холсту. Картина рассказывает знаменитый эпизод из поэмы Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд», когда Анджелика надевает волшебное кольцо (кладет волшебный перстень в рот) и исчезает из поля зрения Руджеро. Полотно было написано для резиденции кардинала Карло Медичи, Казино Сан-Марко.
27.
DSC_8736

Адам и Ева, обличенные Богом (Франческо Фурини, 1634-1635). Масло по холсту. Библейская сцена, в которой Бог упрекает Адама и Еву, которые пытаются скрыть свой позор после первородного греха, была написана Фурини в нескольких вариантах. Эта картина была сделана для Бернардо Джунчи и приобретена в 1818 г. великим герцогом для Палаццо Питти. В мое посещение этой картины на месте не было. На ее месте демонстрировалась «Мадонна с кошкой».
28.
DSC_8735-1

Визит св. Елизаветы со св. Иоанном Крестителем и св. Захарием к Мадонне с Младенцем и св. Иосифу или Мадонна с кошкой (Федерико Бароччи, ок. 1598). Сцена обрамлена деревянной дверью, слева от которой изображен cв. Иосиф, отодвигающий занавеску, чтобы позволить войти св. Елизавете с маленьким Иоанном, за ним следует старик Захария, которого можно увидеть справа. Мария, намереваясь обнять Иисуса и прочитать молитвенник, довольная поворачивается к родственнику, пришедшему поклониться ей. Картина становится более нежной благодаря кошке, устроившейся в складках платья Мадонны и почти проснувшейся от прихода гостей. Картина, вероятно, была заказана Франческо Мария II делла Ровере и написана для капеллы папы Климента VIII. По некоторым данным, обычно картина выставляется в Зале Илиады [23]. Описание остальных картин на стене A можно прочесть здесь.
29.
DSC_8735

Мученичество св. Цецилии (Орацио Риминальди). Масло по холсту. На картине изображено обезглавливание св. Цецилии, покровительницы церковных музыкантов, которую можно узнать по ее атрибутам — скрипке и музыкальной партитуре. Ангел спускается с небес с символами мученичества (пальмовой ветвью) и божественной славы (венцом из цветов). Этот шедевр Риминальди был написан для церкви Санта-Мария-делла-Ротонда в Риме (Пантеон), однако был помещен в церковь Санта-Катерина в Пизе, а в 1693 г. поступил в коллекцию великого герцога Фердинандо Медичи.
30.
DSC_8729

Св. Зиновий возвращает зрение слепому (Ливио Мехус, ок. 1665-1670). Масло по холсту. Притча о нищем, чудесно спасшемся от слепоты, была одним из эпизодов жития св. Зиновия, наиболее часто изображаемых художниками XV-XVII вв. Сцена иллюстрирует момент, когда святой на пороге церкви, где он только что закончил служить мессу, кладет руку на глаза слепого, возвращая ему зрение и заслужив его обращение.
31.
DSC_8728

Поклонение пастухов (Кристофано Аллори, ок. 1600). Масло по холсту. О происхождении этой работы ничего не известно. Считается, что она относится к раннему периоду творчества художника. Смерть св. Иосифа (Антон Доменико Габбиани, ок. 1726). Масло по холсту. Картина показывает смерть св. Иосифа в присутствии Пресвятой Девы и Иисуса. Она была написана для великого герцога Козимо III Медичи, который в 1719 г. провозгласил св. Иосифа покровителем Великого герцогства Тосканского.
32.
DSC_8731

Иосиф и жена Потифара (Джованни Биливерт, 1619). Масло по холсту. Как написано в Библии, Иосиф сопротивляется соблазнам жены своего работодателя Потифара. Картина была написана по заказу кардинала Карло Медичи для его резиденции — Казино Сан-Марко.
33.
DSC_8730

Живопись и Поэзия (Франческо Фурини, 1626). Масло по холсту. Полотно изображает аллегорический союз, отмеченный в латинской надписи, между Поэзией (слева) и Живописью, узнаваемый по их традиционным атрибутам: палитре и кистям; перу и маске — символу театра. Картина была написана для Академии изобразительного искусства. Описание остальных картин на стене C можно прочесть здесь.
34.
DSC_8732

Святое семейство с младенцем св. Иоанном (Джованни Биливерт, 1635). Масло по панно. Картина написана по заказу кардинала Карло Медичи, вероятно, для алтаря часовни в его резиденции Казино Сан-Марко.
35.
DSC_8734

Зубодер (Караваджо (?), 1607-1609). Масло по холсту. Сцена из повседневной жизни с эффектным реализмом показывает удаление зуба, за которым наблюдают несколько любопытных, но испуганных зрителей. Хотя она была записана в Палаццо Питти как работа Караваджо, ее атрибуция продолжает оставаться спорной. В мое посещение этой картины на месте не было. На ее месте демонстрировался «Поцелуй Иуды».
36.
DSC_8733-1

Взятие Христа под стражу или Поцелуй Иуды (Караваджо, 1602). Масло по холсту. Здесь изображен арест Христа. Помимо Иисуса, другие присутствующие фигуры включают Иоанна, трёх солдат, Иуду, а также человека с фонарём в руке. Фигуры были помещены на тёмном фоне с единственным источником света, являющимся фонарём. Помимо светотеневой расстановки освещения, жизнеподобное представление фигур, драматическое представление и духовное измерение выводят его на совершенно иной уровень, делая картину невероятно проникновенной и реалистичной. Обычно картина выставляется в Национальной галерее Ирландии.
37.
DSC_8733

Проход в остальных помещения крыла Вольтеррано был закрыт (судя по отзывам на различных сайтах, туристы туда допускаются очень редко), поэтому написать пост о них оказалось невозможным.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.