Флоренция. Палатинская галерея. Часть 2

Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения, который был главной резиденцией семьи Медичи, великих герцогов Тосканы дома Габсбургов-Лотарингии и Савойского дома, а также короля Виктора Эммануила II.
1.
mappa_pitti

С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею, Королевские апартаменты и Апартаменты гобеленов. Пышное убранство помещений Палатинской галереи, оформленных в стиле барокко, создаёт несравненный, а для многих просто ошеломляющий фон для уникальных художественных произведений. Собирать эту единственную в своём роде коллекцию картин начали Медичи, а Лотарингские герцоги дополнили её; правда, картины размещали по собственному усмотрению и вкусу. Они должны были служить чисто декоративным целям, тем не менее их расположение с тех пор не менялось, внося дополнительный шарм в общую атмосферу этого уникального собрания произведений искусства. Ни в одном музее мира нет стольких картин Рафаэля, как здесь (их 11); кроме того, в галерее выставлены несколько известных картин Тициана, здесь представлены работы венецианцев Тинторетто и Джорджоне, шедевры Рубенса и Ван Дейка, Караваджо и Мурильо, а также произведения флорентийских маньеристов, таких, как Россо Фьорентино, Андреа дель Сарто, Фра Бартоломео, Бронзино и, наконец, самого Понтормо.
2.
pitti0

В связи с большим количеством рядом расположенных картин приводить в посту описания каждой из них — значит сильно перегрузить текст. После длительных размышлений я счел возможным и достаточным в таких случаях выкладывать фотографии музейных описаний (как правило, на английском языке), которые будут открываться по клику. Эти фотографии будут помечены знаком «#» возле номера фото. Качество некоторых сфотографированных описаний не идеально, но читабельно.

В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
2_floor

Крыло Вольтеррано
Из зала Кастаньоли [3] есть выход в крыло Вольтеррано (Quartiere Volteranno). Комнаты этого крыла были частными покоями Великих герцогинь со времен Козимо II и до смерти здесь последнего прямого потомка семьи, Анны Марии Луизы, в 1743 г. Она завещала все сокровища коллекции Медичи жителям Флоренции к вечному обогащению ее города. Некоторые из этих комнат были отреставрированы и отремонтированы в 1815 г. Около 1658 г. Бальдассаре Франческини по прозванию Вольтеррано украсил потолок Зала аллегорий [4] великой герцогини Виттории делла Ровере. После этого все крыло стало носить его имя.

Зал аллегорий [4]
Эта комната в XVII в. была спальней великой герцогини. Это единственная комната в крыле Вольтерано, в котором сохранилась отделка потолка XVI в., а также лепнина и фрески. Другие комнаты этих апартаментов были основательно изменены и отремонтированы в начале XIX в. Потолок украшен богатой комбинацией лепнины, золотых растительных элементов и фигурок путти, непосредственно вдохновленных проектами Пьетро да Кортона для комнат Планет (залы Сатурна [24], Юпитера [25], Марса [26] и Венеры [28]). Возможно, они были выполнены одним и тем же римским художником. Пять панелей потолка по заказу великой герцогини Витторией делле Ровере были расписаны фресками ок. 1658 г. Бальдассарре Франческини.
4*.
DSC_8589

Аллегорические фигуры на фресках, от которых зал получил свое название, намекают на имя и моральные качества великой герцогини.
5*.
DSC_8593

В центре потолка представлены Аллегории Славы, Силы и Победы (от имени заказчицы — Виттории).
6.
DSC_8590

Вокруг главного панно изображены аллегории Скромности, Мира, Мудрости и Истины.
7*.
DSC_8591

Центральное место в зале занимает скульптура Микеланджело в образе мальчика, лепящего фавна (Эмилио Дзокки, ок. 1862). Мрамор. Статуя была приобретена для королевских апартаментов в Палаццо Питти королем Италии Виктором Эммануилом II во время визита в мастерскую скульптора в Академии изящных искусств во Флоренции.
8.
DSC_8601

Стена A. Мужской портрет (мастерская Аннибале Карраччи, ок. 1587-1588). Бумага, наклеенная на холст. Цветочный горшок с бабочками (Отто Марсеус ван Скрик, ок. 1650). Масло по меди. Бичевание Христа (Камилло Прокаччини (прип.), вторая половина XVII в.). Масло по меди. Отдых на пути бегства в Египет (болонская школа XVII в.). Масло по доске.
9#.
DSC_8605

Портрет мужчины в восточном костюме (Карло Антонио Саккони, ок. 1698). Масло по холсту. Личность изображенного здесь персонажа неизвестна; возможно, изображен османский сановник, гость великого герцога Козимо III, которого флорентийские хроники упомянули в 1697 г.
10.
DSC_8604

Портрет мужчины в доспехах (Юстус Сусттерманс, ок. 1645-1650). Масло по холсту. Парные картины: Портрет господина Пулициани и Портрет Катерины Пуличани (Юстус Сусттерманс, ок. 1650-1660). Масло по холсту. Парные картины: Продажная любовь и Спящая любовь (Бальдассарре Франческини (иль Вольтеррано), ок. 1642). Фреска на сланце. Гений скульптуры (Ливио Мехус, ок. 1650). Масло по холсту. Присяга флорентийского Сената Великому герцогу Фердинандо Медичи (Юстус Сусттерманс, ок. 1624). Масло по холсту. Шутка приходского священника Арлотто (Бальдассарре Франческини (иль Вольтеррано), ок. 1640), Масло по холсту. Портрет Козимо III Медичи (Юстус Сусттерманс, ок. 1665). Масло по холсту.
11#.
DSC_8602

Стена B. Мадонна с младенцем (Артемизия Джентлески, 1610-1611). Масло по холсту. Рождение Пресвятой Богородицы (мастерская Джорджо Вазари, 1568). Масло по панели. Св. Иоанн Креститель в пустыне (Анастасио Фонтебуони (?), начало XVII в.). Масло по меди. Младенец Иисус, спящий на кресте (флорентийская школа, XVII в.). Масло по панели. Мадонна с младенцем (Кристофано Аллори, 1620). Масло по меди. Первая брачная ночь (Джованни да Сан-Джованни, 1620-1622). Масло по холсту. Тобиас лечит слепоту Товита (Грегорио Пагани, 1604). Масло по холсту. Видение графа Уго (мастерская Джорджо Вазари, 1568). Масло по панели. Венера и Адонис (Джироламо Мачиетти, ок. 1570-1572). Масло по панели. Чтение св. Марии Магдалины (Кристофано Аллори). Масло по меди. Копия картины Корреджо. Портрет Елены Гадди Кваратези (Мазо-да-Сан-Фриано, ок. 1550). Панно.
12#.
DSC_8599

Стена C. Портрет дамы из дома Медичи (Алессандро Аллори, ок. 1570-1572). Масло по панели. Портрет эрцгерцога Карла Австрийского (Юстус Сусттерманс, 1623-1625). Масло по холсту. Портрет Кларисы Ридольфи Альтовити (Кристофано дель Альтиссимо, 1550-1555). Пасло по панно. Портрет Антонио Бальдинуччи (Бальдассарре Франческини (иль Вольтеррано, 1681), Пастель по бумаге. Кающаяся св. Мария Магдалина (Людовико Карди (иль Чиголи), 1605). Масло по холсту. Мистический брак св. Екатерины Александрийской (Джованни да Сан-Джованни, 1634). Масло по холсту. Портрет женщины (Алессандро Аллори, ок. 1560). Масло по панно. Портрет Маргариты Медичи (Юстус Сусттерманс, после 1646). Масло по холсту. Портрет Изабеллы Руини (?) (Кристофано дель Альтиссимо). Масло по панно. Копия портрета Лавинии Фонтана, также находящегося в этой комнате. Ангелы, служащие Христу (Джованни да Сан-Джованни, ок. 1623-1624). Масло по меди.
13#.
DSC_8608

Портрет отца Джунто (Карло Антонио Саккони, 1582). Масло на холсте. Портрет Козимо I Медичи (мастерская Аньоло Бронзино, ок. 1560). Масло по панно. Портрет мужчины (Чезаре Дандини). Масло по холсту.
14#.
DSC_8611

Мужской портрет (немецкая школа, 1533). Масло по панели. Поклонение пастухов (Джулио Чезаре Прокаччини, ок. 1604). Масло по панели.
15#. Картины слева
DSC_8610

Стена D. Портрет Изабеллы Руини (Лавиния Фонтана, 1593). Масло по холсту. Портрет женщины (мастерская Алессандро Аллори, ок. 1580). Масло по холсту. Картина, изображающая славу (Джованни да Сан-Джованни, ок. 1634). Фреска на терракоте.
16#. Картины справа
DSC_8610

Портрет Марии Медичи (флорентийская школа (?), ок. 1581-1582). Масло по холсту. Портрет Елизаветы Французской (Франс Пурбус мл., 1611-1612). Масло по холсту. Давид и Голиаф (Онорио Маринари (?)). Масло по меди. Парные картины: Кающаяся св. Мария Магдалина и Экстаз св. Марии Магдалины (Ливио Мехус, ок. 1660-1670). Масло по меди. Венера, расчесывающая волосы Купидона (Джованни да Сан-Джованни, 1627). Масло по холсту. Портрет Бьянки Каппелло (флорентийская школа, XVI в.). Масло по панно. Портрет французского короля Людовика XIII (Франс Пурбус мл., ок. 1611). Масло по холсту. Портрет мужчины (венецианская школа, XVI в.). Масло по панно.
17#.
DSC_8606

Зал изящных искусств [5]
В период Медичи эта комната служила «Залом ожидания джентльменов» в апартаментах великой герцогини.
18*.
DSC_8616

Потолок был расписан в 1817 г. Доменико Подеста и представляет собой Юпитера, посылающего Ириду, Минерву и Искусство на землю.
19.
DSC_8626

20.
DSC_8627

Видение св. Людовика Тулузского (Карло Дольчи, 1681-1686). Масло по холсту. Изображен св. Людовик Тулузский, получающий видение Мадонны с Младенцем в сопровождении бл. Саломеи. Картина, которая осталась незаконченной после смерти художника, предназначалась для церкви Сан-Франческо в Прато. В 1688 г. холст был продан великому принцу Фердинандо Медичи.
21.
DSC_8636

Четыре слуги при дворе Медичи (Антон Доменико Габбиани, ок. 1684). Масло по холсту. Представленные персонажи: Кристофанино, горбатый с тарелкой шпината, Карлик из Ливорно, Мавр и капрал Бучча.
22.
DSC_8637

Поклонение волхвов (Кристофано Аллори, 1611). Масло по холсту. Картина, начатая в 1611 г., осталась незаконченной после смерти художника. Ее первоначальное назначение неизвестно, возможно, она была написана для святилища Фонтенуова в Монсуммано или алтаря в Пизанском соборе. К 1638 г. полотно находилось в коллекции Медичи.
23.
DSC_8641

Св. Франциск в молитве (Людовико Карди (иль Чиголи), ок. 1600). Масло по холсту. Чиголи создал различные копии и вариации этой картины; на ней изображен святой в глубокой медитации перед небольшим распятием. Пейзаж с горой Ла Верна, возможно, был написан фламандским художником Адриано Чиллом, который работал в мастерской Чиголи около 1600 г. Картина принадлежала кардиналу Леопольдо Медичи.
24.
DSC_8642

Мученичество св. Стефана (Людовико Карди (иль Чиголи), 1597). Масло по холсту. Картина была написана по заказу Заккарии Тонделли (изображен слева) для монастыря Монтедомини во Флоренции. На ней изображено забивание камнями до смерти первого христианского мученика. Это один из шедевров Чиголи, полный движения и цвета, который стал образцом для многих флорентийских картин XVII в.
25.
DSC_8643

Тело св. Екатерины Александрийской чудесным образом перенесено на гору Синай (Якопо Лигоцци, 1617). Масло по холсту. На картине изображено тело св. Екатерины, которое ангелы несут после ее мученической смерти путем обезглавливания, изображенной в миниатюре в правом нижнем углу.
26.
DSC_8640

Мадонна с младенцем, являющиеся св. Франциску Ассизскому (Якопо Лигоцци, 1618). Масло по холсту. Полотно было написано для алтаря часовни на вилле Медичи в Поджо Империале. В прекрасном пейзаже прослеживается влияние фламандских художников того времени.
27.
DSC_8638

Мадонна Помощи (Якопо Эмполи, 1593). Масло по панели. Иконография взята из популярной легенды, хорошо известной с XV в., о Мадонне, защищающей ребенка от дьявола в присутствии умоляющей матери. Этот шедевр Эмполи первоначально находился в часовне Баргальи-Петруччи в Санта-Мария-Сопрарно во Флоренции и был приобретен государством в 1958 г.
28.
DSC_8639

Воскресший Христос (Питер Пауль Рубенс, 1615-1616). Масло по холсту. Вероятно, картина была подарена великому принцу Фердинандо Медичи его шурином Иоганном Вильгельмом, курфюрстом пфальцским Дюссельдорфа, который был большим коллекционером работ Рубенса.
29.
DSC_8635

Мадонна, обучающая младенца Иисуса чтению (Людовико Карди (иль Чиголи), ок. 1598). Масло по холсту. Мы видим, как Мадонна просит младенца Иисуса прочитать текст псалма «Laudate pueri Dominum», устанавливая зрительный контакт со зрителем. С большим натурализмом изображена красивая деталь корзины для шитья. Картина принадлежала кардиналу Карло Медичи.
30.
DSC_8634

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.