Под полом собора Санта-Мария-дель-Фьоре сохранились остатки древней флорентийской базилики, посвященной св. Репарате, которые можно рассмотреть во время визита, напоминающего путешествие во времени, к истокам истории, веры и искусства Флоренции.
1.
Спустившись под землю по лестнице, вы пройдете путь, состоящий из различных уровней, свидетельствующих о многовековой истории. Раскопки, проводившиеся между 1966 и 1972 гг., завершились открытием археологической зоны для публики.
2. Спуск в археологическую зону возле колонны
До того, как в 1296 г. началось строительство гигантской базилики, городским собором служила церковь Санта-Репарата. Св. Репарата — мученица родом из Кесарии Палестинской, умершая около 250 г. н.э. Культ святой покровительницы Флоренции совпал с фундаментальным историческим фактом для истории города: именно благодаря чудесному заступничеству св. Репараты 23 августа 406 г. н.э. остготские племена под предводительством Радагайса, угрожавшие Флоренции, потерпели поражение в битве при Фьезоле. Предполагается, что св. Репарату призвал в защиту от страшного врага епископ Зенобий, также впоследствии ставший святым покровителем Флоренции.
3.
Еще с III в. на севере Флоренции существовал район, посвященный христианству, который вплоть до средневековья представлял собой важнейший религиозный центр города. Начиная с VI в., в направлении восток-запад был построен комплекс зданий, называемый «священной осью», который в поздней античности традиционно считался культовым местом, защищенным существующими римскими стенами. Это место включало дворец епископа, баптистерий св. Иоанна Крестителя, больницу, приходской дом, кладбище и три церкви: Сальваторе-аль-Весково, Сан-Микеле-Висдомини и Санта-Репарата. Главной точкой священной оси была Санта-Репарата, сакральное здание палеохристианского происхождения, которое, вероятно, было первой постройкой этого строительного комплекса. Остатки древнейшей церкви относятся примерно к концу IV — началу V в.
4. Элементы зданий римской эпохи до примитивного собора
Собор, первоначальное посвящение которого неизвестно, был достаточно велик, чтобы сделать его одним из самых великолепных церковных зданий всей Тускии. Свидетельство жизнеспособности города Флоренция даже в V в. можно увидеть в прекрасном мозаичном ковре, приписываемом североафриканским мастерам и оплаченном церковной и аристократической элитой города. Раннехристианское здание, реконструированное и расширенное в эпоху Высокого средневековья и романского периода, служило кафедральным собором Флоренции до его сноса в конце XIV в., когда строительство Дуомо уже шло полным ходом.
5.
Церковь была сложена из блоков песчаника и достигала 50 метров в длину и 25 в ширину. Храм был ориентирован на восток и имел план базилики с тремя нефами, разделенными 14 парами каменных и оштукатуренных колонн, с полусферической апсидой.
6. План раннехристианской церкви на основе открытий, полученных при раскопках
В IX в., между закатом лангобардского владычества и ренессансом времен Карла Великого, церковь была реконструирована. Был уложен новый пол из терракотовой плитки и фрагментов повторно использованных кусков мрамора и камня, примерно на 20 сантиметров выше, чем предыдущий пол из мозаичной плитки. На южной стороне, рядом с пресвитерием, была построена апсида часовни, непосредственно сообщающаяся с собором, пространство которой в настоящее время занимает книжный магазин. Строительство двух колоколен относится к раннему средневековью; иконографические источники помещают их по обе стороны от главной апсиды. В это же время в Санту-Репарату были перенесены мощи св. Зенобия и устроен склеп для хранения почитаемых реликвий. Впоследствии, в романский период (XI-XIII вв.) внутри с каждой стороны было возведено по 7 прочных колонн с пилястрами, которые разделили церковь на три нефа. В апсидальной области с северной стороны была построена часовня, повторяющая часовню раннего средневековья, для создания плана трансепта с двумя меньшими апсидами, построенными по обе стороны от главной. Терракотовый пол, уложенный примерно на 65 сантиметров выше предыдущего уровня, также относится к этому периоду.
7. План церкви после реконструкций дороманского и романского периода
Между XI и XIII вв. Флоренция стала столицей Тускии, а затем свободным муниципалитетом с процветающей экономикой. В этот период церковь снова расширили: воздвигли ее на семи больших столпах, к югу пристроили придел, зеркальный северному, возвели две боковые апсиды по обе стороны от центральной и уложили новый терракотовый настил. Изменилась сама структура церкви: над склепом был поднят пресвитерий, соединенный с остальной частью базилики лестницей, как в больших романских церквях. В склеп были помещены гробницы двух пап: Стефана IX и Николая II, которые умерли в 1058 и 1061 г. соответственно, и чьи два паллия чудесным образом сохранились нетронутыми в реликварии.
8.
9. «Легенда» к предыдущему трехмерному плану (коччиопесто — строительный материал из смеси щебня и глины).
Вполне вероятно, что фасад Санта-Репараты, как и баптистерий, был украшен полихромным мрамором. Но Санта-Репарата в определенный момент должна была показаться грубой и слишком маленькой для новых амбиций Флоренции в XIII в., настолько, что в 1293 г. было решено реконструировать здание. 8 сентября 1296 г. был заложен краеугольный камень нового собора.
10.
Для упрощения дальнейшего рассказа приведу еще один план церкви, на котором латинскими буквами будут обозначены отдельные достопримечательности.
11.
Самая значительная находка в Санта-Репарате — большая мозаика, которой была вымощена вся базилика; она была найдена в левом нефе, большей части среднего нефа, а также в правом нефе.
12. План церкви с отметкой мозаичных полов
Мозаичный пол полностью состоит из геометрических полихромных узоров (шестиугольники, ромбы и узлы Соломона), за исключением фигуры павлина, размещенной в центральном нефе, рядом с посвящением покровителям работы.
13.
14.
Приписывание этой работы североафриканским мастерам неудивительно для Флоренции V в., которая, как показывают многочисленные городские раскопки, имела тесные культурные и коммерческие связи с Северной Африкой.
15. Изображение павлина [A] между эмблемой в центре соседней панели и именем спонсора Obsequentius.
16. Мозаичный пол в левом нефе [B].
Надпись, обращенная к главному входу в церковь, увековечивает память четырнадцати жертвователей, разделяя их в соответствии с объемом профинансированных работ.
17.
18. Фрагмент мозаичного пола с именем жертвователя [C].
19. Фрагмент пола из терракотовой плитки Романского периода [D].
Алтарная часть церкви в романском стиле, как и остальная часть церкви, была украшена фресками.
20.
21. Главный алтарь [E]
22. Расписной крест [F], вероятно, копия. Авторство определить не удалось.
Образцы убранства, датируемые XII — серединой XIV в., сохранились в малых апсидах. В левой (северной) апсиде хранятся мощи св. Репараты и копия статуи св. Репараты, изготовленной Арнольфо ди Камбиа [G].
23.
В пресвитерии можно полюбоваться остатками настенных росписей, которыми была покрыта вся церковь. Останки фресок, изображающие священные истории, охватывают хронологический период между XII и серединой XIV в. Одна особенно хорошо сохранившаяся фреска, изображающая Христа в скорби между Мадонной и св. Иоанном Богословом, находится в малой южной апсиде [H].
24.
Работа, приписываемая флорентийской мастерской, датируется серединой XIV в., когда уже были возведены стены и фасад нового собора вокруг Санта-Репараты; это доказывает, что древний храм продолжал функционировать вплоть до его сноса в 1375 г.
25.
Многочисленные красивые надгробия, расположенные в разных точках церкви, относятся к XIII и XIV вв.: некоторые с портретами усопших в полный рост, надписями, гербами и геральдическими символами, иногда сопровождаемые богатой живописной или инкрустационной полихромией. Судя по надгробным надписям, в церкви в основном хоронили либо значимых религиозных личностей, либо прихожан, оставивших Церкви значительные средства.
26. Захоронения [I]: Серучеро дель фу Маттео, каноника Флорентийского и Пизанского (ум. 20.06.1363); Франческо да Чинголи, епископа Флоренции (ум. 21.10.1341); Скотта и Люсии Орландетто (ум. 1341-1342). На задней стене остатки старинной фрески.
27. Справа надгробная плита, возможно, скульптора Франческо Нери Убальди по прозвищу Селайо, создавшего в том числе статуи пророков для собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
28. Еще несколько надгробий XIV в., также, в основном, священников [J].
В центре собора находится великолепная большая мраморная гробница гонфалоньера Джованни ди Медичи [N], внутри которой были найдены большой меч и пара шпор.
29.
Захоронение украшено инкрустацией и скульптурным изображением с гербом семейства Медичи.
30.
Еще несколько захоронений [K] начала и середины XIV в.
31.
32.
Могила фра Никколо Скварчиалупи, рыцаря Ордена св. Иоанна Иерусалимского (ум. май 1313). Возможно, это был предок музыканта и органиста Антонио Скварчиалупи, чей бюст находится в первом левом пролете собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
33.
Открытие гробницы великого Филиппо Брунеллески [L] стало экстраординарным событием: туристы со всего мира приезжают, чтобы посетить это захоронение и отдать дань уважения великому гению, автору купола собора и «изобретателю» эпохи Возрождения.
34.
Исторические источники утверждают, что здесь также были похоронены Джотто, Арнольфо ди Камбио и Андреа Пизано, но их захоронения так и не были найдены.
Еще один интересный элемент [M] старой церкви, но найти его описание не удалось.
35.
Напоследок рекомендую посмотреть видео в режиме таймлапс, показывающее кропотливый труд реставраторов, восстанавливающих мозаичный пол в церкви.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.