В музее произведений искусства Собора «Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фьоре» выставлены шедевры собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в котором сейчас находятся их копии.
1.
На сайте музея используются качественно нарисованные поэтажные планы с указанием номеров помещений. Буду придерживаться этих планов и нумерации. Завершим обход выставочных помещений первого этажа.
2.
Галерея кампанилы [14]
Выбор скульптуры как средства коммуникации, который уже применялся в Дуомо и Баптистерии в первые десятилетия XIV в., нашел свое подтверждение в декоративной программе кампанилы (колокольни). Первая и наиболее заметная часть серии из шестнадцати монументальных статуй и пятидесяти четырех рельефов, выставленных в галерее, была сделана с 1334 г. архитектором и скульптором Андреа Пизано и различными помощниками, включая сына Нино. Сюжеты — богодухновенные пророчества, вызванные фигурами пророков Израиля и языческих сивилл, и человеческое творчество, проиллюстрированное в рельефах, изображающих библейских изобретателей земледелия, животноводства, искусства и ремесел. Другие барельефы иллюстрируют астрологические символы, богословские и кардинальные добродетели, гуманитарные науки и семь таинств Церкви.
3.
Рельефы расположены в исходном порядке, начиная с западной стороны колокольни и продвигаясь к югу, востоку и северу. Шестиугольные рельефы, иллюстрирующие искусство, расположены под ромбовидными рельефами, иллюстрирующими «системы», управляющие человеческим существованием. С другой стороны, порядок расположения статуй следует группировке с каждой стороны башни. Названия сюжетов на плитках будет дано к каждой фотографии слева направо.
Западная сторона кампанилы
Семь шестиугольных мраморных плиток с западной стороны кампанилы созданы Андреа Пизано в 1334-1343 гг. и рассказывают о происхождении человека и его первой трудовой деятельности в соответствии с Книгой Бытия.
1. Бог создает Адама по своему образу и подобию. 2. Бог создает Еву , чтобы она могла жить в общении с Адамом. 3. Адам и Ева трудятся после изгнания из Эдема. Адам, склонившись к земле, обрабатывает поля, а Ева держит в руках веретено для пряжи. 4. Иавал: начало пастушеской кочевой жизни. 5. Иувал, играющий на свирели: начало музыкальной жизни. 6. Тувалкаин в мастерской: зарождение металлургии. 7. Пьяный Ной: начало виноградарства.
Семь ромбовидных плиток с западной стороны капанилы Джотто (Андреа Пизано и помощники, 1334-1343). Плитки, посвященные планетам, размещены над шестиугольными плитками, изображающими сотворение Адама и Евы и первую деятельность человека. На этой стороне колокольни изображен человек, над которым повелевает природа и который находится под влиянием планет. Планеты представлены в виде олицетворений, взятых из греческой и римской мифологии или языческой религии, и держат в руках символические атрибуты, которые позволяют нам их идентифицировать. 1. Сатурн, влияющий на течение времени, представляет собой пожилого бородатого мужчину, который держит в одной руке бога Кроноса, олицетворение времени, а в другой — колесо, представляющее вечный циклический поток; его лицо печально, чтобы оказать влияние на меланхолических духов, что было верой того времени. 2. Юпитер. Олицетворение этой планеты представлено в виде монаха, демонстрирующего чашу и крест, символ божественной мудрости; выражение его лица становится, что немаловажно, «веселым». 3. Марс, римский бог войны, имеет вид рыцаря, вооруженного шлемом, мечом, копьем и доспехами. 4. Солнце имеет облик Гелиоса, греческого божества этого небесного тела, несущего атрибуты скипетра и солнечного диска. 5. Венера, богиня любви, держит в руке фигурки двух влюбленных. 6. Меркурий выведен из следования птолемеевскому порядку планет, наблюдаемых в этой серии, но ее неполнота не позволяет адекватно опознать. 7. Луна представлена в виде женщины, сидящей на воде и держащей в одной руке модель фонтана, что символизирует ее влияние на жидкости и приливы.
4*.
Южная сторона кампанилы
Семь шестиугольных мраморных плиток с южной стороны кампанилы Джотто созданы Андреа Пизано и помощниками в 1343-1360 гг. и иллюстрируют деятельность человека, предназначенную уже не как ответ на основные потребности, а как форму цивилизации. Это изменение ясно видно из связи между этими шестиугольными и ромбовидными плитками, которые доминируют над ними, изображая теологические и кардинальные добродетели. 1. Астрономия соответствует добродетели Веры, которая позволяет астроному Гиониту, считавшемуся сыном Ноя в Средние века, наблюдать небесный свод, представленный сферической шапкой, пересекаемой созвездиями зодиака, порядок которых установлен Богом, т. е. со своими ангелами он создан для жизни в более далеком пространстве, чем пространство звезд. 2. На плитке, посвященной строительству, изображен мастер-строитель, который руководит работой каменщиков; его большие размеры подчеркивают авторитетную задачу управления. 3. На панели, посвященной Медицине, изображен врач, который исследует мочу для постановки диагноза, говоря, что величие этой деятельности определяется не низостью материала, с которым она имеет дело, но благородством ее благотворительной цели: заботиться о больных. 4. На плитке, посвященной верховой езде, люди подчиняют животных для своих нужд. 5. Плитка, посвященная ткачеству, основному искусству флорентийской экономики в средние века. 6. Законодательство олицетворяется Форонеем, мифическим царем Аргоса, считавшимся основоположником законотворчества или искусства формулирования законов, благодаря которым люди могут управлять собой. 7. Дедал, которого классическая мифология считает изобретателем искусств и техники, смоделировал для своего сына Икара платье из перьев и воска, снабженное крыльями, благодаря которым он мог летать.
Семь ромбовидных плиток с южной стороны кампанилы Джотто (Андреа Пизано и помощники, 1343-1360). На плитках изображены христианские добродетели: вера, милосердие, надежда и кардинальные добродетели: благоразумие, справедливость, умеренность и мужество. Добродетели символически представлены женщинами, держащими в руках предметы, атрибуты, разъясняющие их значение. 1. Вера держит в руках крест и чашу, символы христианской веры. 2. У Любви (милосердия) сердце и рог изобилия, полный плодов, знаков любви Бога и даров, дарованных Им в изобилии. 3. Надежда обращается с молитвой к небу, стремящемуся достичь достойного исполнения жизни, символизируемого короной. 4. Благоразумие держит в одной руке зеркало, чтобы следить за спиной, в другой руке она держит змею, символ мудрости и благоразумия: Христос в Евангелии увещевает людей быть благоразумными, как змеи. 5. У Справедливости весы и меч, символы разделения между добром и злом. 6. Умеренность умеряет наслаждения чувств и поэтому символически переливает жидкость из кувшина во второй кувшин, чтобы разбавить его содержимое: воду в вине. 7. У Мужества львиная шкура и дубина — атрибуты, полученные от Геракла, символа моральной силы по преимуществу, персонажа из классической мифологии, который дубиной убил Немейского льва и сделал из его шкуры плащ; щит символизирует духовную защиту и силу духа.
5*.
Восточная сторона кампанилы
Пять шестиугольных мраморных плиток с восточной стороны кампанилы Джотто созданы Андреа Пизано в 1334-1360 гг. изображают навигацию, социальную справедливость, сельское хозяйство, шоу и архитектуру. 1. Искусство мореплавания представляет собой маленькую лодку, ведомую двумя моряками, занимающимися греблей, за которой находится сидящая благословляющая фигура, поминающая Христа и таким образом отсылающая к евангельским страницам, действие которых происходит на Тивериадском озере. 2. Социальная справедливость символически представлена Гераклом, который сразил чудовищного пастуха Какуса (здесь лежащего в своей пещере на Авентине) дубинкой, виновного в краже стада быков Гериона. Назначенная Вергилием, Титом Ливием, Овидием, Горацием и Данте смерть антагониста этого десятого подвига Геракла призвана стать нравственным примером победоносной силы добродетели над грехом (здесь — воровством). 3. Сельское хозяйство изображает человека, работающего на земле, который больше не сгибается от усталости, потому что ему помогает плуг, когда он гонит волов. 4. Сценическое искусство представлено колесницей, запряженной двумя лошадьми и управляемой возничим, как это использовалось театральными труппами XIV в. Следующие два панно были посвящены Живописи, Ваянию и Зодчеству, но для открытия двери они были сдвинуты в сторону Собора. 5. Архитектура представлена властной бородатой фигурой, восседающей на мраморном троне и использующей компас возле архитектурной скамьи из обработанного камня.
Семь ромбовидных плиток с восточной стороны кампанилы Джотто (Андреа Пизано и помощники, 1343-1360). На плитках изображены свободные искусства: астрономия, музыка, геометрия, грамматика, риторика, логика и арифметика, то есть искусств свободного человека. Совокупность семи учебных наук рассматривалась как необходимый подготовительный этап для получения философского знания о мире. В Средние века главное здание Studio Fiorentino, университета, основанного в XIV в. во Флоренции, располагалось прямо возле Дуомо. Искусство представлено здесь в виде женщин, которые своими жестами показывают дисциплину, которую изображают. 1. Астрономия поднимает рукой астролябию — астрономический инструмент, используемый для определения местоположения звезд. 2. Музыка держит в руках цитру. 3. Геометрия поднимает угольник и циркуль. 4. Грамматика учит учеников, держа в руках кнут. 5. Риторика, искусство писать и правильно говорить, держит в руках щит и меч — символы силы того, кто ясно выражает свои мысли. 6. Логика (Диалектика) держит ножницы, символ строгого метода. 7. Арифметика поднимает пальцы в процессе счета.
6*.
Северная сторона кампанилы
Семь шестиугольных мраморных плиток с восточной стороны кампанилы Джотто созданы Лукой делла Роббиа в 1437-1437 гг. и Андреа Пизано в 1348-1350 гг. и изображают науки Скульптуру, Рисование, Грамматику, Диатектику, Музыку, Геометрию (Арифметику) и Астрологию (Гармонию) 1. Скульптура представлена Фидием, один из величайших художников периода высокой классики. 2. Рисование представлено Апеллесом, одним из наиболее знаменитых греческих живописцев древности, которые процветали в начале эллинистического периода. 3. Грамматика — вотчина Элия Доната, грамматика и ритора, составителя двух пособий по латинской грамматике, сохранивших значение вплоть до наших дней. Другая версия предполагает, что Грамматика изображена грамматиком Присциианом, автором учебника латинского языка в 18 томах, самым распространенным руководством по латинскому языку. 4. Диалектика представлена великими древнегреческими философами Платоном и его учеником Аристотелем. 5. Музыка соответствует Орфею — легендарному певцу и музыканту-лиристу, герою древнегреческих мифов. 6. Представлять Геометрию и Арифметику поручено первому математику Александрийской школы, автору «Начал», посвящённых систематическому построению геометрии и теории чисел. Эвклиду и Пифагору, чьи труды стали основой для открытий в области математики, астрономии и теории музыки. 7. Астрология (Гармония) также представлена Пифагором, повлиявшем на открытия Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Исаака Ньютона и Альберта Энштейна.
Семь ромбовидных плиток с северной стороны кампанилы Джотто (Андреа Пизано и помощники, 1343-1360). На плитках изображены Таинства: Крещение, Покаяние, Венчание, Священство, Миропомазание, Евхаристия и Елеосвящение. Семь Таинств в скульптурном цикле колокольни выделяются своим значением: они являются спасительным действием Христа, продолжающимся в Церкви. 1. Крещение изображено монахом, льющим воду на голову ребенка — это момент, когда Христос делает человека новым творением, освобождая его от первородного греха. 2. Покаяние показывает кающегося на коленях перед священником: милосердный Христос непрестанно прощает согрешившего человека. 3. Венчание представляет собой жениха, который надевает невесте на палец обручальное кольцо в присутствии монаха и членов семьи — таинство, которым Бог соединяет мужчину и женщину в близком общении жизни. 4. Священство изображает епископа, читающего формулу хиротонии нового священника (первоначально установленный рельеф над дверью заменен на «Мадонну щекотки»). 5. Миропомазание представляет епископа в акте помазания лба ребенка, находящегося на руках женщины: при этом таинстве происходит излияние Святого Духа, которое крепче соединяет человека с Христом. 6. Евхаристия изображает священника, который поднимает гостию вверх: это момент во время мессы, когда гостия становится Телом Христовым. 7. Елеосвящение изображает человека, лежащего на кровати, который считается умирающим, если у его постели находятся священнослужители; они освящают святой елей, совершая, таким образом, то таинство, которым Христос сопровождает душу умирающего до порога вечной жизни.
Центральным элементом в ряду ромбовидных плиток является «Мадонна щекотки» (Madonna del solletico), созданная Андреа Пизано в 1342-1343 гг. Рельеф располагался над дверью с северной стороны колокольни, из которой по эстакаде можно было попасть в неф собора. Сюжет работы представляет собой редкую иконографию Мадонны, щекочущей Младенца Иисуса: Иисус, очень человечный, улыбается, двигается на руках у матери и касается ее руки своими маленькими ручонками. Образ в особом иконографическом контексте колокольни выражает интимный союз между Христом и матерью; союз переданной во плоти родительской любви, которую Мария даровала сыну Божию, питая и взращивая его человеческое естество, здесь видится как обычное дитя. Этот люнет помещен посреди таинств, на менее видимой, ближайшей к собору, стороне колокольни и просто передает радость, которая пронизывает всю жизнь, спасенную Христом.
7*.
С каждой стены кампанилы Джотто имеется по 4 мраморных статуи, изображающие различных пророков и сивилл, созданные Андреа Пизано, его сыном Нино Пизано, Донателло и Нанни ди Бартоло. В христианском чтении Библии пророки возвещали о пришествии Спасителя Христа всем людям, указывая им, как поступать в послушании воле Божией, держа в руках свитки для запоминания священных текстов, вдохновленных Богом и переписаных им в Библии.
Пророки на западной стороне кампанилы Джотто
1. Пророк Авдия — ветхозаветный пророк, четвёртый в ряду двенадцати малых пророков (по другой версии, св. Иоанн Креститель) (Нанни ди Бартоло, 1422-1425). 2. Пророк Иеремия — второй из четырёх великих пророков Ветхого Завета (Донателло, 1427-1436). 3. Пророк Аввакум — восьмой из двенадцати малых пророков (по другой вериии — Елисей) (Донателло, 1427-1436). Эта статуя была «ласково» переименована флорентийцами из-за его лысины в «Zuccone» (Тыквоголовый). 4. Четвертый пророк не имеет традиционной идентификации (возможно, св. Иоанн Креститель) (Нанни ди Бартоло, 1425).
8.
Пророки на южной стороне кампанилы Джотто
На первых трех скульптурах изображены три пророка без традиционной идентификации (помощники Андреа Пизано и Нино Пизано, 1337-1341), а четвертый узнаваем как Моисей (помощник Андреа Пизано, 1337-1341), потому что он изображен держащим Скрижали Завета. Библия повествует, что он был великим пророком, освободившим народ Израиля от рабства египтян, и тем, кому Бог передал на горе Синай Скрижали Завета, содержащие Десять Заповедей. Десять Заповедей в иудейско-христианской традиции обобщают нравственные нормы, помогающие человеку вести жизнь, свободную от рабства греха и полностью соответствующую его природе.
9.
Пророки на восточной стороне кампанилы Джотто
1. Статуя «Задумчивого пророка» (Донателло, 1418-1420) не имеет традиционной идентификации и названа так из-за его задумчивого выражения лица. 2. Статуя, изображающая жертвоприношение Исаака (Донателло и Нанни ди Бартоло, 1421). Донателло изображает Авраама в тот момент, когда он убирает руку с ножом с шеи своего сына Исаака, стоящего на коленях у его ног. Библия повествует, что Авраама остановил ангел Господень, позвавший его с небес, и поэтому здесь лицо Авраама обращено вверх, благодарное Богу за то, что он пощадил его сына. В церковной традиции Жертвоприношение Исаака, знамение веры Авраама, читается как прообраз Христа, который, как и Исаак, но до своей смерти, был принесен Отцом в жертву на кресте. 3. Неидентифицированный пророк (Нанни ди Бартоло, 1400-1425). 4. Статуя «Безбородого пророка» (Донателло, 1416-1418).
10.
Монархи и сивиллы на северной стороне кампанилы Джотто
1. Эритрейская сивилла (Нино Пизано, 1337-1341). Сивиллы — в античной культуре пророчицы и прорицательницы, экстатически предрекавшие будущее, зачастую бедствия. В христианской иконографии Эритрейской сивилле приписывают пророчество о пришествии Искупителя, и это пророчество было записано в форме акростиха, начальные буквы которого были написаны как «ΙΗΣΌΎΣ ΧΡΕΙΣΤΟΣ ΘΕΟΥ ΎΊΟΣ ΣΩΤΗΡ ΣΤΑΎΡΟΣ» («Иисус»). 2. Царь Соломон (Андреа Пизано, 1337-1341). Соломон считается автором ветхозаветных книг Екклесиаста, Песнь песней Соломона, Притчей Соломоновых, а также некоторых псалмов. Его именем названа книга Премудрости Соломона, входящая в состав Ветхого Завета. 3. Царь Давид (Андреа Пизано, 1337-1341). Согласно библейским пророчествам, из рода Давида (по мужской линии) должен произойти Мессия. Согласно Новому Завету, Мессия из рода Давида уже явился, и это Иисус Христос. 4. Тибуртинская сивилла (Альбунея) (Нино Пизано, 1337-1341). «Золотая легенда» упоминает общение Тибуртинской сивиллы с Октавианом Августом по вопросу о наречении его Богом. Она явила ему на небе образ Богородицы с младенцем на руках, и Октавиан отказался от принятия такого титула.
11.
Галерея Купола [15]
Эта галерея иллюстрирует концептуальный и символический процесс, посредством которого в период 1418-1436 гг. гениальный архитектор, инженер-строитель и механик купола Дуомо Филиппо Брунеллески применил инженерию и механику для создания окончательного структурного компонента базилики, известного как tribuna maggiore (главная трибуна). Брунеллески разработал и построил первое двухкупольное сооружение ренессанса, установившее стандарты для всех куполов ренессанса и барокко. По сей день самый большой из когда-либо построенных куполов из кирпича и раствора. Обычно считается, что именно с этого шедевра Филиппо Брунеллески начался великий период гуманизма эпохи Возрождения. Купол — это, прежде всего, символ порядка и красоты Вселенной, для христиан он говорит о Боге и его воле пребывать с человечеством.
12.
Здесь также хранится посмертная маска архитектора, деревянные модели купола и фонаря XV века и подборка старинных инструментов. В зале выставлены большие современные модели, а в театральной зоне посетители могут посмотреть короткий пояснительный фильм. Также в этом помещении представлены предложения по украшению барабана купола конца XV и начала XVI вв., которые остались незавершенными, когда Брунеллески умер в 1446 г.
Две львиных головы с карниза барабана Купола (Баччо д’Аньоло, 1513-1515).
13.
Посмертная маска Филиппо Брунеллески (Андреа ди Лаззаро Кавальканти, 1446). Андреа ди Лаззаро Кавальканти, известный как «иль Буджано», был скульптором и архитектором, представителем школы Филиппо Брунеллески и его приемным сыном.
14.
Архитектурная деревянная модель лантерны купола (Филиппо Брунеллески, 1430-1446). Лантерна имеет оконные проёмы, через которые освещается подкупольное пространство, отсюда и название. В архитектуре церквей, соборов и капелл лантерну венчают яблоко и крест. Спроектированный Брунеллески беломраморный фонарь был завершен после смерти архитектора. Фонарь закрывает окулюс — круглое отверстие в вершине купола — и перераспределяет действие силы тяжести, уменьшая распор на стены барабана.
15.
Архитектурная модель купола с двумя «трибунами» (экседрами или апсидами), выполняющими роль элегантных контрфорсов (Филиппо Брунеллески (атр.), 1420-1436). В построенном варианте трибуны выглядят несколько по-другому. Но главное — они все равно выполняют роль контрфорсов.
16.
В галерее представлены различные модели барабана купола, изготовленные для участия в отборочном конкурсе на строительство. Авторами моделей являются выдающиеся архитекторы того времени.
Модель Антонио ди Манетто Чьячерри (атр.), 1459-1460.
17.
Другая модель Антонио ди Манетто Чьячерри (атр.), 1451-1460.
18.
Модель, выполненная во флорентийской мастерской во второй половине XV в.
19.
Модель Андреа Сансовино (1507).
20.
Модель главного строителя флорентийского собора Симоне дель Поллайоло по прозвищу «иль Кронака», 1507-1515.
21.
Модель Антонио да Сангалло (старшего), 1507-1516.
22.
Модель флорентийской мастерской, XVI в.
23.
Модель Микеланджело Буонаротти (атр.), первая четверть XVI в.
24.
Рядом с оригинальными моделями Брунеллески и других архитекторов, которые пытались завершить строительство барабана купола, выставлены три изготовленные в мельчайших подробностях современные модели, представляющие купол, лантерну и хор Брунеллески. Модель купола, «послойно» показывающая различные архитектурные решения, примененные при его создании (Франко Гиздулич, XXI в.).
25.
Точно под моделью купола расположена модель Хора Брунеллески, изготовленная на основе медали Джованни ди Бертольдо (Франко Гиздулич, XXI в.). Медаль была изготовлена в 1478 г. по поводу убийства Джулиано Медичи в Санта-Мария-дель-Фьоре в ходе заговора Пацци (аверс, реверс).
26.
Модель фонаря (лантерны) (Франко Гиздулич, XXI в.) изготовлена в масштабе 1:6, хотя автор изначально планировал сделать ее в масштабе 1:5, но она бы не вписалась в размеры галереи высотой 5 метров.
27.
Лантерна на модели фонаря.
28.
Франко Низдулич настолько тщательно подошел к изготовлению моделей, что не поленился изобразить на внутренних гранях купола контуры фресок Страшного суда, в оригинале написанных Джорджо Вазари и Федерико Цуккаро.
29.
30.
Отдельная витрина в Галерее купола рассказывает о труде простых мастеровых, строивших купол. Здесь есть и деревянные леса, и самые различные инструменты и приспособления, в том числе для поднятия тяжестей.
31.
Посетителям музея остается только удивляться, как такой примитивной (в современном понимании) техникой можно было создать этот шедевр архитектуры, что еще раз подтверждает гениальность выдающегося инженера и архитектора эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески.
32.
33.
Прекрасный фильм о конструктивных особенностях строительства купола снял National Geographic.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.