Флоренция. Дом Данте

Дом-музей Данте расположен, как сообщается во многих старых документах, в одной из самых старых частей исторического центра Флоренции, а точнее между церковью Сан-Мартино и Пьяцца деи Донати, где в XIII в. располагались дома семьи Алигьери.
1.
logo

Сам Данте Алигьери писал, что он родился в тени монастыря Бадия Фиорентина в приходе Сан-Мартино, хотя нет твердой уверенности, что это именно то здание, где сейчас находится музей. Близлежащая церковь Санта-Маргерита-де-Черки — место, где поэт впервые встретился с Беатричей Портинари.
2.
DSC_4562-1

Нынешний музей включает в себя несколько средневековых домов, в том числе одну из двух башен Джуочи, расположенную на улице Санта-Маргерита в доме 1. Одна из старейших и знатнейших семейств средневековья Джуочи была соседями семьи Алигьери и завершила свое существование около 1300 г. Первоначальный дом Алигьери обычно упоминается (но без уверенности) как разрушенное здание, которое стояло на площади Сан-Мартино, рядом с Торре-делла-Кастанья. Нынешняя задняя часть здания выходит на площадь Пьяцца де Донати. Живописен, пусть и не оригинален, небольшой колодец на площади.
3.
DSC_4535

Своим средневековым видом дом-музей обязан реставрации в 1911 г. архитектором Джузеппе Кастеллуччи, по окончании которой и был открыт нынешний музей. Башня имеет типичную для средневековья каменную кладку филаретто и характерные отверстия для установки строительных лесов.
4.
DSC_4541

Бюст Данте Алигьери (Амалия Дюпре, ок. 1890).
5.
DSC_4547

На каменной плите мостовой небольшой площади перед домом, недалеко от живописного колодца, есть любопытный грубый набросок Данте, происхождение которого неизвестно. Рисунок лучше всего проявляется на мокром камне.
6.
dante

Дом-музей Данте был вновь открыт для публики 1 июня 1994 г. Музей расположен на трех этажах в соответствии с тремя наиболее важными этапами его жизни.
7.
entre

Музей прежде всего образовательный, с многочисленными пояснительными панелями о Божественной комедии, Данте, его времени и его персонажах. Он содержит репродукции документов о поэте, макеты и диорамы, проливающие свет на некоторые стороны его жизни и исторические события того времени. Есть также реконструкции мебели, костюмов и других аспектов повседневной жизни средневековой Флоренции, а также оригинальное оружие, монеты и керамика того периода. В начале «нулевых» годов, на время проведения реставрационных работ экспонаты музея (документы и мебель) перенесли на склад. В хранилище произошел сильный пожар, который и уничтожил немалую часть коллекции. Поэтому от музея не следует ожидать большого количества артефактов и воссоздания точной картины быта поэта.
8.
DSC_4550

На первом этаже выставлен ряд документов о некоторых аспектах Флоренции XIII в. и о юности Данте, о его крещении в «прекрасном Сан-Джованни» (Баптистерий Санта-Мария-дель-Фьоре), о его общественном жизни, о его избрании на должность приора города и об его участии в политической и военной борьбе. Часть экспозиции посвящена Гильдии медиков и и аптекарей, к которой принадлежал Данте. Это направление деятельности молодого Данте отражено аптечной посудой, лекарственными травами, рецептами препаратов, которыми в те времена (XIII-XIV вв.) лечили больных.
9.
DSC_4554

Фреска «Мадонна Милосердия» (Бернардо Дадди, 1342) (копия, оригинал хранится в Музее Бигалло). У подножия символической фигуры милосердия изображен один из первых известных видов города, сохранившихся до наших дней и, конечно же, самый близкий ко времени Данте. За стенами, на которых написано «Civitas Florentie», между дворцами и домами-башнями, возвышаются основные памятники Флоренции XIV в. Обратите внимание на фасад недостроенного собора и только что начатую колокольню; справа видна еще не законченная церковь Святого Креста. В этой фреске, однако, нет документально точного вида. Должно пройти еще более ста лет, чтобы появился первый истинный вид Флоренции в знаменитой Цепной карте 1470 г.
10.
DSC_4558

Интересна реконструкция одного из самых эпических и памятных сражений в истории, в котором принимал участие даже сам Данте: битва при Кампальдино между Флоренцией и Ареццо. Модель воссоздает позиции воюющих армий, с солдатами и оружием, которое они использовали во время битвы.
11.
battaglia

Фигура Данте, созданная современным венгерским мастером Иштваном Мадарашши.
12.
DSC_4553

С июля 2018 г. в музее проводилась выставка скульптур тосканского скульптора Романо Дини «От темного леса к прямому пути». Автор предлагает нам свое прочтение «Божественной комедии» через самые значимые эпизоды и самые известные персонажи этого шедевра. Многочисленные работы расставлены по всем этажам музея. Некоторые скульптуры не имели идентифицирующих табличек.
13.
DSC_4548

В довольно далеком прошлом тосканец Романо Дини отправился в путешествие во времени, начав с красок и ценностей своей родины и прибыв в «темный лес», освещенный светом флорентийца Данте Алигьери. Так он познакомился с Вирджилием, Беатриче, Филиппо Ардженти, Фаринато дельи Уберти, Каронте, графом Гвидо Гуэрра: фундаментальные встречи, о которых он с его чувствительностью хотел рассказать, чтобы сделать всех нас участниками и главными героями.
14.
DSC_4561

15.
DSC_4563

Ад, Чистилище и Рай становятся в скульптурах тосканского художника сюжетом наводящей на размышления истории, в которой персонажи завоевывают смысл и ценность, выражая ощущения посредством интенсивных жестов собственного тела.
16.
DSC_4564

17.
DSC_4565

18.
DSC_4567

19. Данте и Беатриче
DSC_4560

20. Темный лес
DSC_4566

21. Глава флорентийских гибеллинов Фарината Уберти.
DSC_4568

Документы, выставленные на втором этаже, касаются его изгнания в 1301 г., поэтому его также называют «политической комнатой» из-за выставленных панелей, описывающих внутренние разделения города Флоренции и гражданские войны между конфликтующими группировками. Посетив несколько городов (Форли, Верона и Болонья), поэт решил провести свои последние годы в Равенне, где и умрет в 1321 г. в доме Гвидо да Полента.
22.
DSC_4577

23.
DSC_4591

Харон, доставляющий души умерших через реку Стикс в подземное царство мёртвых.
24.
DSC_4597

25.
DSC_4598

26.
DSC_4582

27. Плач шестью глазами
DSC_4584

Люцифер. В «Божественной комедии» Люцифер описан как вмёрзший в лёд в самой глубине ада. Он имеет 3 пасти, и там грызёт предателей и изменников, из которых величайшие — Иуда Искариот, Брут и Кассий.
28.
DSC_4585

29. Флегий. В «Божественной комедии» Данте Флегий изображён как злобный страж пятого круга Ада.
DSC_4586

30.
DSC_4587

31. Граф Гвидо Герра. Данте удостоил его чести в «Божественной комедии», хотя и поместил Герру в ад среди грешников содомии.
DSC_4589

32. История трагической любви Паоло и Франчески была воспета Данте в «Божественной комедии» (Песнь V, «Ад»).
DSC_4592
33. Минос предстаёт в виде демона, змеиным хвостом обвивающим новоприбывшую душу, указывающего круг ада, в который предстоит душе спуститься.
DSC_4593

34. Оставь надежду, всяк сюда входящий — заключительная фраза текста над вратами ада в «Божественной комедии».
DSC_4594

35. Божий ангел. Во второй главе поэмы (Чистилище) Данте видит приближающееся красное свечение, которое оказывается лодкой, движимой ангелом. Она несёт души искупленных, которые встречают Данте и Вергилия, когда поют религиозные песни.
DSC_4596

На втором этаже интересна реконструкция спальни, какой она была в конце 1300-х годов, проблеск повседневной жизни средневековья.
36.
DSC_4569

На третьем этаже представлена коллекция документов, касающихся иконографии и судьбы Данте на протяжении веков, которые представлены превосходными репродукциями произведений искусства, написанных известными художниками, начиная с XIV в. и до наших дней. Репродукции включают работы таких художников, как Джотто, Беато Анджелико, Андреа дель Кастаньо, Гирландайо, Лука Синьорелли, Рафаэль и Микеланджело.
37. Встреча с богом
DSC_4605

38. Дева Мария
DSC_4606

39. Портрет молодого Данте (Серджио Габбриелли, 2001)
DSC_4599

Аспект, который может заинтересовать посетителей всех возрастов, — это создание манекенов благородной невесты и нотариуса в натуральную величину, одетых в старинные одежды и украшенных драгоценными камнями, драгоценными тканями и мехами.
40.
cloth

На постерах работы Массимо Тоси изображены карты миров, описанных Данте: Inferno (Ад), Purgatorio (Чистилище) и Paradiso (Рай).

Данте строит строгую систему Ада (загробного мира) с точки зрения католического христианства, представляя его в виде девяти кругов, окружающих вмороженного в лёд Люцифера, терзающего в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия). Ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр Земли: 1 круг — Лимб (Некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане). 2 круг — Похоть (Сладострастники). 3 круг — Чревоугодие (Обжоры и гурманы). 4 круг — Скупость (жадность) и расточительство (Скупые и расточители). 5 круг — Гнев (Гордецы и Унывающие). 6 круг — Стены города Дита (Еретики и лжеучители). 7 круг — Город Дит (Совершающие насилие). 8 круг — Злопазухи, или Злые Щели (Обманувшие не доверившихся). 9 круг — Предательство (Обманувшие доверившихся: Предатели родных, Предатели родины и единомышленников, Предатели гостей, друзей и сотрапезников, Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого).
41.
DSC_4604

Страж Чистилища — Катон мл. Утический. У подножья Чистилища — умершие под церковным отлучением, но раскаявшиеся в своих грехах. Ангел привозит новоприбывшие души в челне с устья Тибра, куда они собираются после смерти и дожидаются, пока их не заберут на остров. 1-й уступ Предчистилища — Нерадивые, до смертного часа медлившие с покаянием. 2-й уступ Предчистилища — Нерадивые, умершие насильственной смертью, но успевшие покаяться. Долина земных властителей. Круги Чистилища: Гордыня, Зависть, Гнев, Праздность, Корысть, Чревоугодие, Сладострастие.
42.
DSC_4602

Рай состоит из семи сфер, опоясывающих землю и соответствующих семи планетам (согласно распространённой тогда Птолемеевой системе): сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна, за ними следуют сферы неподвижных звёзд и хрустальная. За хрустальной сферой расположен Эмпирей — бесконечная область, населённая блаженными, созерцающими Бога, — последняя сфера, дающая жизнь всему сущему.
43.
DSC_4603

Бронзовая статуэтка Данте, из головы которого видна придуманная им спираль Ада или Чистилища (кому как покажется).
44.
DSC_4601

В середине 2020 г. в доме-музее Данте установлено новое технологическое и мультимедийное оборудование, которое позволяет посетителю открыть для себя жизнь и творчество одного из величайших персонажей итальянской и мировой литературы в более увлекательной и интерактивной форме. Зритель встретит Данте как человека, Данте как воина, Данте как политика, Данте как поэта и его Флоренцию. Можно совершить мультисенсорное путешествие под руководством самых передовых технологий, таких как иммерсивные комнаты, видеомэппинг и виртуальная реальность, чтобы познакомиться с Данте, отцом итальянского языка и автором «Божественной комедии». Изюминкой тура является зал, где организовано иммерсивное шоу «Любовь, которая движет солнцем и другими звездами», которое с помощью визуальных и звуковых подсказок позволяет вам поддержать Данте в его потустороннем путешествии. Посетитель сможет пройти весь путь Данте через Ад, Чистилище и Рай в сопровождении голоса известного актера и дублера Франческо Паннофино, который читает оригинальные стихи комедии.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.