Церковь архангела Михаила и св. Гаэтана, чаще называемая просто Сан-Гаэтано, является одним из самых важных примеров стиля барокко во Флоренции. Истоки церкви, уже посвященной архангелу Михаилу и называемой Сан-Микеле-Бертельде, восходят как минимум к XI в. В то время церковь имела один неф с типичной ориентацией на восток, дом для монахов и клуатр. Эта церковь была окончательно разрушена в 1640 г., когда был завершен неф новой церкви. Три мраморных рельефа, возможно, часть романского портала, сегодня находятся в капелле Антинори и изображают св. Михаила, св. Петра и св. Миниато.
1. Церковь на ведуте (Джузеппе Зоччи, 1744).
История церкви
В 1592 г. храм был передан ордену театинцев, который после канонизации в 1671 г. папой Климентом Х добавил посвящение основателю ордена св. Гаэтану Тиенскому. Новые владельцы здания решили полностью перестроить по амбициозному проекту, в разработке которого принял участие Джованни Медичи. Чертежи уточнил архитектор Маттео Нигетти, однако степень внесенных изменений неизвестна.
2. Местоположение церкви на трехмерной карте исторического центра Флоренции
Театинцы вскоре установили хорошие отношения с флорентийской аристократией, которая одаривала орден пожертвованиями, завещаниями и щедрой милостыней. Помимо благословения флорентийского папы Климента VII, их регулярно субсидировала семья великого герцога, в частности великая герцогиня Кристина Лотарингская, жена Фердинандо I, и ее сын кардинал Карло Медичи, чье имя до сих пор можно прочитать на фасаде церкви. Особенно активны в пожертвованиях были члены семьи Антинори, которой принадлежало палаццо на площади перед церковью.
3. Вид на церковь с кампанилы базилики Санта-Мария-Новелла
Первый камень в фундамент был торжественно заложен 22 августа 1604 г. Маттео Нигетти контролировал ход работ вплоть до завершения трансепта и хора, когда в 1633 г. его сменил придворный архитектор Герардо Сильвани, которому помогал его сын Пьерфранческо. Сильвани завершил создание нефа и боковых часовен, следуя первоначальному проекту. 29 августа 1649 г. кардинал Карло Медичи торжественно освятил храм, еще не имевший фасада. В 1701 г. строительство было завершено сценографическим расширением лестницы на площади Антинори.
Во время правления Петра Леопольда I в 1785 г. были подавлены религиозные ордена, включая цистерцианцев, целестинцев и театинцев, после чего церковь стала приходской.
Внешний вид
Фасад построен из типичного для зданий Флоренции камня pietraforte. Он был введен в эксплуатацию в 1648 г. и завершен в 1683 г., но без скульптур. Великий герцог Козимо III субсидировал проект украшения фасада между 1688 и 1693 г. с оплатой 40 скудо в месяц. Фасад был спроектирован в два ордера, разделенных выступающим карнизом, пересекаемым по вертикали двумя парами желобчатых пилястр с составными капителями, которые также повторяются на концах в нижней части. В нижней части три портала с треугольными тимпанами, которые предполагают внутреннее тройное разделение на проходы, которых внутри не существует. Имя Карло Медичи упомянуто в надписи крупными буквами, идущей вдоль высокого центрального карниза.
4*.
В верхней части большого тимпана фасад напоминает остроконечную форму базилики, а по бокам две волюты заканчиваются пьедесталами двух урн с огнем Веры, вырезанных из мрамора Пьетро Ромоло Малависти по проекту Джованни Баттиста Фоджини.
5.
Над боковыми тимпанами встроены две ниши, содержащие статуи св. Гаэтана Тиенского (слева) работы Бальтазара Пермозера и одного из величайших представителей ордена театинцев св. Андреа Авеллино (справа), выполненную Антоном Франческо Андреоцци в 1690 г.
6.
Центральный портал украшен гербом театинцев в окружении олицетворений Надежды и Бедности (Бальтазар Пермозер), которые напоминают об основных правилах ордена.
7.
В верхнем регистре доминирует окулюс окна-розы, увенчанный гербом Медичи, поддерживаемым двумя мраморными путти (Карло Марчеллини, ок. 1688).
8.
Надпись ниже окулюса в гугл-переводе с латинского гласит: «Бог и принц ангелов».
9.
Интерьер
Гармоничный интерьер церкви в стиле флорентийского барокко имеет форму латинского креста с одним нефом и с тремя боковыми капеллами с каждой стороны, соединенными переходами. Свет проникает через большие окна в самой высокой части нефа, создавая замечательные эффекты светотени по сравнению с тускло освещенными часовнями. Неф покрыт бочкообразным сводом с люнетом, разделенным поперечными арками, и освещен большими окнами с круглыми арками, а два рукава трансепта покрыты простым бочкообразным сводом.
10*.
Апсида обрамлена величественной триумфальной аркой, на которой вылеплен герб театинцев, над которым возвышается Крест, и перекрыта небольшим куполом. На пересечении нефа и трансепта на потолке находится монументальный герб кардинала Карло Медичи (Бастиано Петтироссо, 1631).
11.
Между второй и третьей часовней слева находится деревянная кафедра, поддерживаемая двумя карнизами с головами ангелов и украшенная двумя путти-кариатидами. Под кафедрой находится семейное захоронение Карди, к которой принадлежал художник Лодовико Карди, более известный как Чиголи.
12.
На контрфасаде имеется триумфальная арка, напоминающая арку главного алтаря. Сценографическая система с пилястрами и тимпаном, имитирующим камень, является частью звуковой коробки самого органа и частью интервенции XIX в. Деревянная балюстрада из искусственного мрамора относится к тому же периоду.
13*.
В верхнем ярусе контрфасада находится величественный орган, построенный в 1820 г. Бенедетто Трончи из Пистои, который включил в себя конструкцию органа XVII в. Антонио Колонны.
14.
В нижней части вокруг центрального портала, обрамленного колоннами и четырьмя стенными шкафами, установлены две резные мраморные чаши для святой воды, изображающие двух улыбающихся херувимов на облаке, поддерживающих ванны (Доменико Пьератти, 1640).
15.
Цикл апостолов и евангелистов
В верхней полосе нефа разворачивается один из самых важных скульптурных циклов флорентийского XVII в., состоящий из 14 больших мраморных статуй апостолов и евангелистов. Под каждой статуей расположены один или два рельефа, в основном изображающие эпизоды из жизни соответствующих святых.
Статуи по левой стороне нефа (слева направо): св. Лука (Джованни Камилло Катени, 1693); св. Варфоломей (Джованни Камилло Катени, 1698); св. Матфей (Антонио Новелли, 1640), св. Иоанн (Антонио Новелли, 1640); св. Матфий (Джоаккино Фортини, 1696); св. Иуда Фаддей (Джузеппе Пьямонтини, 1698); св. Петр (Джованни Баттиста Фоджини, 1683).
16*.
Статуи по правой стороне нефа (слева направо): св. Павел (Джованни Баттиста Фоджини, 1683); св. Фома (Джованни Баратта, 1700); св. Филипп (Бартоломео Ченнини, 1658); св. Иаков Алфеев (Людовико Сальветти, 1658); св. Андрей (Антонио Новелли, 1640); св. Симон (Антонио Новелли, 1640); св. Марк (Джузеппе Пьямонтини, 1693).
17*.
Сочетание статуи и рельефа было беспрецедентным мотивом для Флоренции. На время изготовления рельефов, на предусмотренные места были поставлены временные из побеленной глины, позже замененные мраморными. Из этих временных рельефов до настоящего времени сохранился только один — «Мученичество св. Симона» (на фото 22). Всего было изготовлено и установлено 15 рельефов, описание дано по часовой стрелке, начиная от входа.
Проповедь св. Луки (Джованни Камилло Катени, 1693); св. Лука изображает Мадонну с младенцем (Джованни Камилло Катени, 1693); мученичество св. Варфоломея (Джузеппе Пьямонтини, 1698).
18*.
Мученичество св. Матфея (школа Джованни Баттиста Фоджини, 1640); мученичество св. Матфия (Джоаккино Фортини, 1696); мученичество св. Иуды Фаддея и св. Симона (Джузеппе Пьямонтини, 1698).
19*.
Мученичество св. Петра (Джованни Баттиста Фоджини, 1683); мученичество св. Павла (Джованни Баттиста Фоджини, 1683); мученичество св. Фомы (флорентийский скульптор, 1700).
20*.
Мученичество св. Филиппа (тосканский скульптор, 1658); мученичество св. Иакова Алфеева (тосканский скульптор, 1658); мученичество св. Андрея (Антонио Новелли, 1640).
21*.
Мученичество св. Симона (Антонио Новелли, 1640); проповедь св. Марка (Джузеппе Пиамонтини, 1693); мученичество св. Марка (Джузеппе Пиамонтини, 1693).
22*.
В церкви имеется великолепная перемещаемая текстильная драпировка XVIII в. с белым фоном, которая иногда добавляется к постоянно используемой желто-красной драпировке, датируемой XVII-XVIII в. Она является одной из старейших во Флоренции после драпировок XV в. в церкви Бадия-Фиорентина и в базилике Санта-Мария-Новелла.
23*. Эта фотография сделана благодаря любезной помощи блогера из Живого журнала с никнеймом uchitelj, предоставившей исходные кадры. Рекомендую ознакомиться с ее постом об этой же церкви.
Устроим обход церкви по часовой стрелке, начиная от контрфасада, руководствуясь планом собора. В квадратных скобках далее буду указывать номер, соответствующий этому плану.
24.
Капелла Торнакинчи [1]
Капелла до 1766 г. находилась под покровительством семьи Торнакинчи, проживающей в грандиозном дворце справа от церкви (затем покровительство перешло к семье Альберготти). Торнакинчи посвятили часовню св. Зиновию, его дьякону св. Евгению и иподьякону св. Кресцентию. Первоначальная отделка капеллы утрачена.
25.
В 1928 г. в часовне установлен запрестольный образ «Архангел Михаил, освобождающий души из Чистилища» (Якопо Виньяли, 1642), ранее бывший центральной частью триптиха в капелле Маццеи. Над картиной находится мраморный бюст св. Андреа Авеллино середины XVII в.
26.
Лепнина в своде приписывается Джован Баттиста Чичери (ок. 1698) и обрамляет фрески Филиппо Мария Галетти, написанные в конце XVII в. В своде одни ангелы разбрасывают розы в знак почтения над Мадонной, а другие указывают на сияющую глубину неба позади них. В люнете по центру изображены пророки Исайя и Иеремия, которые предвещали зачатие и рождение Девы. В боковых люнетах Галетти изобразил аллегории тех добродетелей, которые приписываются Деве Марии: Милосердие и Кротость (слева), Любовь и Мужество (справа).
27.
По обеим сторонам капеллы в 1772 г. были воздвигнуты два надгробных памятника представителям семьи Альберготти, которые посвящены епископу Ареццо Марчеллино Альберготти Бельтрами и флорентийскому военачальнику и сенатору Франческо Альберготти.
28.
Капелла Франчески [2]
Вторая, центральная, часовня слева была передана в попечительство барону Филиппо Франчески. Часовня была украшена по проекту художника Анджело Микеле Колонна.
29.
Прежде всего капелла известна заалтарным образом «Мученичество св. Лаврентия» (Пьетро да Кортона, 1653). На написание этого произведения у автора ушло 16 лет. Важное полотно выделяется среди других религиозных работ флорентийской школы пышностью цвета, яркой драпировкой, светом, льющимся сверху, а также подчеркивает динамичный и театральный характер персонажей. Стилистически картина ближе к работам автора пятидесятых годов, чем к тридцатым или сороковым годам.
30. Также можно изучить другую версию фотографии этой картины.
На боковых стенах вывешены картины маслом по холсту: «Св. Лаврентий раздает сокровища церкви бедным и исцеляет слепого» (Маттео Росселли, 1643) (слева) и «Дева Мария передает ребенка св. Франциску Ассизскому» (Якопо да Эмполи, ок. 1636) (справа). В мое посещение обе картины отсутствовали, возможно, находились на реставрации. Для полноты выкладываю фотографии, найденные в Википедии.
31.
На своде капеллы написана фреска «Св. Лаврентий во славе» (Анджело Микеле Колонна, 1643). Фигура святого изображена внутри балюстрады, откуда открывается прекрасный вид на небо, где ангелы приветствуют св. Лаврентия, вручая ему пальмовую ветвь мученичества и венец победы.
32.
Капелла Ардингелли [3]
Ближайшая к алтарю слева часовня посвящена Успению Пресвятой Богородицы. После вымирания семьи Ардингелли, покровительствовавшей капелле, театинцы решили посвятить ее св. Андреа Авеллино, поместив картину с сюжетом «Смерть св. Андреа Авеллино» (Игнацио Хагфорд, 1712) на место запрестольного образа. В тимпане алтаря бюст Христа, выполненный Бартоломео Ченнини в первой половине XVII в., но в величественном стиле XVI в.
33.
На левой стене часовни картина маслом по холсту «Представление в храме Девы Марии» (Альфонсо Боски, 1643). Полотно на правой стене «Поклонение ангелов» (Альфонсо Боски, 1643) обрамляет тондо «Мадонна с младенцем», написанное Амброджо ди Бальдезе.
34.
Свод и верхние люнеты украшены лепниной Антонио Новелли. Фреска в своде изображает Коронацию Девы Марии в окружении ангелов-музыкантов (Лоренцо Липпи, 1642-1643).
35.
Между часовнями Ардингелли и Франчески находится небольшая комната, в которой находится гробница Серафины Пеццуоли — девушки, умершей от болезни в 1628 г. и считающейся примером безмятежного принятия болезни и принесения своих страданий во спасение душ. Его памятник был создан Алессандро Малависти и украшен тондо с ее портретом (Карло Дольчи, 1642).
36.
В мое посещение в январе в этой капелле был организован рождественский вертеп.
37.
38.
Окончание рассказа о церкви во второй части.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.