Флоренция. Церковь Сан-Гаэтано. Часть 2

Окончание рассказа о церкви Сан-Гаэтано. Начало читать здесь.
1. Церковь на ведуте (Джузеппе Зоччи, 1744).
veduta_1744

Завершим обход церкви по часовой стрелке, начиная от контрфасада, руководствуясь планом собора. В квадратных скобках далее буду указывать номер, соответствующий этому плану. Нумерация фотографий в обоих постах сквозная.
24.
plan_new

Левый трансепт [4]
В правом и левом трансепте имеются по капелле, находившихся под патронажем семьи Бонси, крупнейшего спонсора церкви после Медичи. В обоих концах трансепта установлены погребальные памятники членам покровительствующей семьи, в частности, двум епископам Безье: Джованни и Пьетро Бонси. Оба памятника из полихромного мрамора выполнены скульптором Антонио Джинестрелли, который в 1633 г. также создал мраморные инкрустированные рамы для картин, изображенных над захоронениями.
39.
DSC_4350

Картина над захоронением «Император Ираклий, возвращающий с патриархом Захарией Святой Крест в Иерусалим» (Джованни Биливерта, 1632). Одновременно этот же автор нарисовал люнет «Полет ангелов».
40.
DSC_4272

В своде трансепта написана фреска «Возведение Креста во славе среди святых» (Филиппо Мария Галлетти, конец XVII в.).
41.
DSC_4353

На левой стене трансепта находится фреска «Св. Гаэтан получает знаки страстей Иисуса» (Якопо Кьявистелли, 1671).
42.
DSC_4354

Капелла Святой Елены, или Святого Креста [5]
Расположенная в левом трансепте, часовня, посвященная обретению Креста св. Еленой, является одной из лучших работ архитектора Мальвисти, созданной в 1644 г.
43.
DSC_4355

Заалтарный образ «Обретение Животворящего Креста Еленой» (Маттео Росселли, ок. 1644)
44.
DSC_4358

Полотно на левой стене — «Видение Креста Константину I» (Якопо Виньяли, XVII в.). Картина справа — «Св. Елена, ведущая раскопки для поиска Креста» (Джованни Биливерт,1642).
45.
elena

Мраморный бюст в тимпане алтаря, изображающий благословляющего Христа, создан Себастьяно Петтиросси в 1631 г. Он же является автором лепных украшений в своде.
46.
DSC_4276

Фреска в своде капеллы изображает «Полет ангелов с крестом» (Якопо Виньяли). Боковые люнеты «Усекновение головы св. Лукреции» и «Domine quo vadis?» также принадлежат кисти Якопо Виньяли.
47.
DSC_4361

Главный алтарь [6]
Расположенный на фальшполе с несколькими ступенями и отделенный от нефа балюстрадой 1669 г., главный алтарь был освящен 29 августа 1649 г. в присутствии кардинала Карло Медичи, хотя его нынешний вид восходит к периоду реконструкции 1675 г.
48*.
DSC_4227

Изготовленный из удивительного сочетания драгоценных мраморов, алтарь был создан по проекту Пьерфранческо Сильвани. Среди используемых мраморов: Rosso di Francia, Lapis Lazuli, Verde Greco, Giallo di Siena, Giallo Antico di Numidia и др. По бокам алтаря находятся гербы кардинала Доменико Мария Корси и маркиза Джованни Корси. В основании алтаря, под роскошной позолоченной деревянной решеткой, находятся мощи святых Марио и Марии, неизвестных фигур, перенесенных сюда из катакомб св. Каллиста в 1615 г. по инициативе великой герцогини Кристины Лотарингской.
49.
DSC_4267

Вогнутый фон алтаря завершается внушительным серебряным киворием в форме базилики, увенчанной короной, изготовленным флорентийским ювелиром Бенедетто Петруччи. Киворий — единственный остаток монументального аппарата, подаренного церкви семьей Торриджани по случаю канонизации св. Гаэтано,
50.
DSC_4269

51.
DSC_4376

Хор расположен за главным алтарем и состоит из квадратного помещения, покрытого куполом. Строительство хора было завершено в 1630 г. Двухцветный черно-белый фон смягчается фресками и роскошной драпировкой, сделанной в конце XVII — начале XVIII в. Деревянные кресла из орехового дерева, приписываемые мастерской Якопо Сани, установлены в два ряда и украшены головами ангелов. По обе стороны от хора внутри ниш в форме серлианы, первоначально использовавшихся в качестве хоров, установлен орган Mascioni opus 457, построенный в 1933 г.
52.
DSC_4285

На центральной стене находится большое бронзовое Распятие, шедевр Джованни Франческо Сусини (1634-1635), подаренный церкви Лоренцо Медичи. Примечательно, что на нем изображен Христос в предсмертной позе (с четырьмя ранами, но без раны в боку) — иконография, запрещенная соучредителем театинцев папой Павлом IV, чей запрет, однако, спустя столетие ушел в забвение.
53.
crocifisso

Распятие помещено в нишу, увенчанную символическим пеликаном, который, как и Христос, разорвал свою грудь, чтобы своей плотью накормить выводок.
54.
DSC_4291

Над распятием встроено окно-роза. Надпись в витраже можно перевести как «Да придет Царствие Твое, священное сердце Иисуса«.
55.
DSC_4226

Купол расписан фресками Филиппо Марии Галлетти «Св. Гаэтан во славе, представляемый Троице архангелом Михаилом», а в парусах изображены аллегории Изобилия, Милосердия, Стойкости и Победы.
56.
DSC_4268

Капелла Рождества Христова [7]
Созданная по проекту архитектора Алессандро Мальвисти часовня Рождества, расположенная слева в правом крыле трансепта, была украшена первой в церкви и послужила образцом для всех остальных.
57.
DSC_4370

В стойках деревянных дверей балюстрады работы Якопо Мария Фоджини (дяди более известного Джованни Батиста Фоджини) вставлен герб семьи Бонси, покровительствующей капелле, с мельничным колесом, увенчанный шляпой епископа.
58.
DSC_4280

Алтарный образ «Рождества» написан Маттео Росселли в 1631 г.
59.
DSC_4283

На левой стене капеллы картина «Встреча Марии и Елизаветы» (Маттео Росселли, 1631), на правой — «Благовещение» (Фабрицио Боски, 1632).
60.
Nativita

Позолоченная лепнина на своде принадлежит Себастьяно Петтиросси (1631), автору также и бюста Бога-Отца на фронтоне алтаря.
61.
DSC_4284

Свод капеллы с «Танцующими ангелами» расписал Маттео Роселли (1632). Фрески в люнетах «Св. Кристина в темнице» (слева) и «Мадонна с ребенком на руках у св. Франциска» (справа) созданы им же, но, возможно, с помощью молодого Лоренцо Липпи (ок. 1632).
62.
DSC_4373

Правый трансепт [8]
В конце правого трансепта установлен погребальный памятник из полихромного мрамора епископу Безье Пьетро Бонси, выполненный скульптором Антонио Джинестрелли.
63.
DSC_4362

Алтарный образ «Поклонение волхвов» написан Оттавио Ваннини.
64.
DSC_4366

Правая стена трансепта украшена фреской «Видение св. Гаэтана, принимающего Младенца от Мадонны» (Якопо Кьявистелли, 1671).
65.
DSC_4368

Фреска на своде «Благовещение волхвам» написана Филиппо Мария Галетти в 1678 г.
66.
DSC_4367

Капелла Мартелли [9]
Семья Мартелли посвятила часовню под своим покровительством сразу нескольким святым, которые изображены на алтарном образе. В тимпане алтаря редкая скульптурная работа — бюст св. Франциска (Алессандро Малависти, 1635).
67.
DSC_4303

Алтарный образ «Св. Андреа Авеллино, св. Иоанн Креститель и св. Франциск, поклоняющиеся Троице и Мадонне» (Маттео Росселли, 1640).
68.
DSC_4307

На боковых стенах установлены два надгробных памятника важным религиозным деятелям из семьи Мартелли, выполненные в 1750 г. скульптором фламандского происхождения Францем Янссенсом.
69. Захоронение кардинала Франческо Мартелли
DSC_4308

Два портрета в медальонах, сделанные в Риме, на темных пирамидах, поддерживаемых херувимами, выполнены в технике микромозаики.
70. Захоронение архиепископа Джузеппе Мария Мартелли
DSC_4311

Свод капеллы полностью расписал Сигизмондо Коккапани в первой половине XVII в. Центральное место занимает «Непорочное зачатие в окружении ангелов». В центральном люнете фреска с «Аллегориями послушания и бедности». В боковых люнетах находятся картины (масло по холсту) «Проповедь св. Викентия Феррера» и «Заточение св. Викентия в Сарагосе».
71.
DSC_4314

Капелла Маццеи [10]
Капелла под покровительством известной семьи виноделов Маццеи, посвященная Архангелу Михаилу, украшалась с 1634 г. Под алтарем в окружении фамильных гербов устроено захоронение сенатора Маццео Маццеи (ум. 1660).
72.
DSC_4324

Изначально в капелле был установлен триптих «Освобождение св. Петра», «Архангел Михаил, освобождающий души из Чистилища» и «Явление ангела св. Иоанну Богослову на Патмосе», написанный Якопо Виньяли ок. 1642 г. Однако в 1928 г. центральную часть триптиха перенесли в капеллу Торнакинчи, а на ее место поместили полихромную терракоту «Явление Святого Сердца Иисуса св. Маргерите Марии Алакок» (Эммануэль Замбини, 1928).
73.
DSC_4316

74. «Освобождение св. Петра» (Якопо Виньяли, ок. 1642).
DSC_4318

75. «Явление ангела св. Иоанну Богослову на Патмосе» (Якопо Виньяли, ок. 1642).
DSC_4321

Фреска в центральной части купола в технике тромплёй с изображением Троицы во славе написана Анджело Микеле Колонна ок. 1642 г. В боковых люнетах того же автора изображены ангелы, а в центральном люнете — «Благовещение».
76.
DSC_4317

Капелла Россо [11]
Капелла, посвященная св. Андрею, была оформлена флорентийским художником Оттавио Ваннини. Также заслуживают внимания деревянные двери балюстрады с резным растительным орнаментом, которые включают в себя инициалы апостола Андрея.
77.
DSC_4328

Оттавио Ваннини в 1942 г. были заказаны боковые росписи «Св. Иоанн, указывающий на Христа св. Андрею» (слева) и «Призвание св. Андрея и св. Петра» (справа). После смерти художника в 1643 г. работу завершил его ученик Антонио Руджери.
78.
DSC_4333

79.
DSC_4336

Антонио Руджери также написал древний запрестольный образ с изображением «Мученичества св. Андрея», который теперь перемещен в капеллу Антинори, а на его место установлен глазурованный терракотовый рельеф «Мадонна с младенцем», изготовленный Андреа делла Роббиа ок. 1480 г. В тимпане алтаря находится бюст Богородицы работы Антонио Новелли (1641-1642).
80.
DSC_4331

В своде среди позолоченной лепнины Оттавио Ваннини написал фреску «Христос во славе» (1642).
81.
DSC_4332

Капелла Антинори [12]
Богатый торговец Никколо ди Томмазо Антинори, проживающий в соседнем с церковью палаццо, указал в своем завещании (1519), что неподалеку от северной стороны площади должна быть построена часовня, посвященная Деве Марии. Воля умершего была исполнена: часовня была построена по проекту Баччо д’Аньоло. В 1634 г. в рамках реконструкции нефа здание часовни было снесено, а семье Антинори было передано помещение возле нового фасада церкви на первом этаже соседнего монастыря, внутрь которой была перенесена обстановка первоначальной часовни. Строительство новой молельни по проекту автора фасада церкви Сан-Гаэтано Герардо Сильвани длилось два года, с 1635 по 1637 г. Вход в капеллу расположен слева от фасада церкви Сан-Гаэтано и украшен скульптурными элементами, созданными Алессандро Малависти.
82.
antinori

Часовня Антинори состоит из прямоугольного помещения, перекрытого цилиндрическим сводом. У задней стены находится алтарь середины XVI в., украшенный торжественным тимпаном и двумя пилястрами из красного мрамора, обрамляющими фигурный стол с Распятием и св. Иеронимом, Франциском и Магдалиной. Некоторые исследователи считают автором алтаря Филиппо Липпи, однако до проведения реставрации однозначный вывод сделать сложно.
83.
antinori2

В часовне по левой стене установлен надгробный памятник XVI в. важному магистрату того времени Алессандро Антинори. Работа неизвестного художника берет на себя рациональную торжественность и использование белого и черного мрамора наподобие часовне Гонди в базилике Санта-Мария-Новелла архитектора Джулиано да Сангалло. По бокам от захоронения выставлены две картины, перенесенные из церкви Сан-Гаэтано: «Мученичество св. Андрея» Антонио Руджери, ранее находившееся в часовне Россо, и «Непорочное зачатие с Вечным Отцом и св. Викентием Ферреро и Николаем Чудотворцем», вероятно, принадлежащее кисти Джачинто Фабброни (XVIII в.).
84.
antinori1

На правой стороне часовни размещены три мраморных рельефа начала XII в., возможно, бывшие частью романского портала древней церкви Сан-Микеле-Бертельде, изображающие соответственно Архангела Михаила (в центре), св. Петра (слева) и св. Миниато (справа).
85.
sculture

В люнете над входом доминирует фреска с изображением Мадонны с младенцем, написанная художником школы Боттичелли.
86.
antinori3

Дверь между часовней и настоящей церковью имеет необычный архитрав, украшенный тимпаном в виде крыла летучей мыши, выполненный в стиле Маттео Нигетти и Бернардо Буонталенти.
87.
antinori4

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.