Национальный музей Барджелло, посвященный искусству средневековья и эпохи Возрождения, расположен в историческом Палаццо дель Подеста [43.7704004N 11.2582022E]. Он был основан королевским указом 22 июня 1865 г. и стал первым национальным музеем Италии.
1.
С момента своего основания коллекция Барджелло объединила некоторые из самых важных произведений скульптуры эпохи Возрождения: шедевры Донателло, Луки делла Роббиа, Андреа Верроккьо, Джамболоньи, Микеланджело Буонарроти и Бенвенуто Челлини, взятые в основном из коллекции Великих герцогов Медичи. Впоследствии фонды музея пополнились превосходными образцами изделий из бронзы, керамики, воска, эмали, слоновой кости, а также медалей, гобеленов, печатей и текстиля, некоторые из коллекций Медичи, а другие из закрытых монастырей или частных коллекционеров.
2. Дворец Барджело (Джузеппе Дзокки, 1744)
Исторический экскурс
В 1250 г. флорентийские гвельфы одержали решающую победу над гибеллинами, и вскоре после этого было решено реорганизовать правительство вольного муниципалитета, создав должности капитана народа и совет старейшин. Для размещения этих руководителей в 1255 г. было решено построить новое здание, которое вначале именовался «Дворцом народа» (Рalazzo del Popolo). По мнению Джорджо Вазари, первым архитектором нового здания был Лапо Тедеско, отец Арнольфо ди Камбио. Через десять лет к строительству были привлечены первые архитекторы Санта-Мария-Новелла фра Систо да Фиренце и фра Ристоро да Кампи. Таким образом, перед нами находится старейшее общественное здание Флоренции.
3. О начале строительства напоминает мемориальная табличка на внешней стене здания.
Слово «Bargello» происходит от позднелатинского bargillus — «охранник, начальник стражи». Отсюда и прозвание «капитана народа», распространённое в северной Италии, — «барджелло». В средние века звание «капитана народа» присваивали представителю среднего, цехового сословия, обязавшемуся хранить мир и покой города («капитан правосудия»). С 1261 г. дворец стал резиденцией подеста и верховного магистрата. Подеста представлял высшую власть в городе в гражданских, дипломатических, полицейских и судебных делах, руководствуясь правом, источником которого был городской совет. Для исключения проявлений непотизма он должен был происходить из города, не находящегося под флорентийским правлением и расположенном не менее чем в 50 милях от него, чтобы не быть связанным дружбой и родством с городскими фракциями, которые могли повлиять на его работу. Более того, именно для того, чтобы не создавать связей, подеста находился на своем посту всего один год. Так как во дворце вершилось правосудие, в здании были оборудованы тюремные камеры и на протяжении многих веков здесь проводились допросы, пытки и казни.
4. Барджело на фото справа
Для обеспечения публичности с 1282 г. заседания подесты и его советников проходили на лоджии, выходящей во внутренний двор дворца. Именно здесь в 1298 г. подеста Канте Габриэлли из Губбио приговорил к ссылке Данте Алигьери.
5. «Жалоба подеста» (Уильям Фредерик Йимз, 1870)
В XIV в. дворец многократно перестраивался и расширялся. Между 1340 и 1345 гг. здание было глубоко перестроено Нери ди Фьораванте, который покрыл главные помещения сводами, чтобы они больше не страдали от пожаров, и наделил его гвельфскими прямоугольными зубчатыми стенами. Нери ди Фьораванте в 1345 г. перестроил зал Большого совета (ныне зал Донателло) и приспособил его для заседаний нового правительственного собрания.
6. Вход в Барджелло (Шарль д’Ойли, 1842)
В угол дворца встроена башня под названием «Волоньяна» высотой 57 м. Башня, в подвале которой на протяжении столетий имелось тесное пространство тюрьмы, была названа в честь Гери да Волоньяно, одного из первых заключённых, попавших туда. Вверху башни установлен колокол, называемый флорентийцами «ла монтанина», который всегда звонил в роковых случаях, призывая людей к оружию, объявляя о смертной казни или о восстаниях и драках, которые часто приводили к травмам и смертям. Печальный звон породил поговорку, которую давали человеку, плохо отзывавшемуся об окружающих: «Его язык такой же длинный, как колокол Барджелло; когда он звонит, он всегда звонит с позором«.
7.
С укреплением власти Медичи с 1502 по 1574 г. дворец был резиденцией Совета правосудия и Джудичи ди Руота (магистрат, назначенный для разрешения гражданских дел), когда при герцоге Козимо I Медичи эти учреждения были перемещены во дворец Кастеллани. После этого здесь заняли свои должности барджелло — начальник гвардии, патрулировавшей улицы, который обеспечивал аресты, допросы и исполнение смертных приговоров. С тех пор и в течение примерно трех столетий дворец, который таким образом приобрел свое нынешнее название, использовался по большей части как тюрьма.
8.
Для обеспечения функционирования тюрьмы все помещения были сильно разрушены и перестроены: например, своды лоджии и балкона были замурованы для создания камер, так же как большой зал был разделен на четыре уровня, чтобы получилось 32 камеры и часовня, а часовня Магдалины была оштукатурена, разделена на два этажа и использовалась как кладовая для кухни на нижнем этаже и дополнительные помещения для заключенных на верхнем этаже. В Барджелло содержались самые опасные заключенные и приговоренные к смертной казни, которая приводилась в исполнение за городскими стенами на виселице на «Лугах правосудия» у Монетной башни, или, в исключительных случаях, во внутреннем дворе дворца. Эдиктом герцога Леопольда II 5 июля 1782 г. здание отвели для заседаний Трибунала Святой инквизиции.
9.
В XIX в., в обстановке всеобщего интереса ученых к Флоренции и ее городской славе, Джорджо Вазари распространил известие о наличии во дворце Барджелло задокументированного портрета Данте работы Джотто, сосредоточив внимание на этом памятнике и его возможном возрождении. В 1841 г. барону Сеймуру Киркапу вместе с другими сотрудниками удалось профинансировать серию исследований внутри часовни Санта-Мария-Магдалена, в ходе которых художник-реставратор Антонио Марини обнаружил портрет великого поэта в артикулированном изображении Страшного суда и истории св. Марии Египетской и св. Марии Магдалины. Однако изображения были произвольно восстановлены с заметными дополнениями, которых не было на первых рисунках Киркапа, опубликованных Лондонским обществом Арундела. Тем не менее, образ поэта в часовне Подеста был распространен в итальянских и зарубежных журналах, в справочниках и руководствах с помощью печатных гравюр, что способствовало возобновлению славы здания.
10.
В 1857 г. великий герцог Леопольд II одобрил высвобождение здания и начало реставрационных работ. 22 ноября 1859 г. он предназначил «Палахио дель Подеста» «стать резиденцией Музея древних памятников, из которых, так или иначе, история Тосканы будет проиллюстрирована во всем, что относится к учреждениям, обычаям и искусствам». Работы по реставрации и адаптации проходили в период между 1859 и 1865 гг. под руководством Франческо Маццеи. Во время расцвета неоготики была предпринята попытка возродить «античный» аспект, восстанавливая то, что уцелело, а часто и переделывая с нуля архитектурные и живописные украшения под руководством Гаэтано Бьянки. В 1861 г. окончательно расчищенное здание впервые было открыто для публики в уже отреставрированных частях. Однако работы во дворце продолжались еще несколько лет. Превращённое в тюрьму здание было полностью отреставрировано и перестроено под Национальный музей Барджелло, который был открыт в 1865 г.
11.
На первом этаже музея были устроены две оружейные комнаты, предметы из которых были частично перенесены из оружейной палаты Медичи, а также были включены бронзовые изделия из Гардероба Палаццо Веккьо, а также комнаты скульптур XV и XVI в. Скульптуры из Салона Чинквеченто в Палаццо Веккьо, который тем временем стал резиденцией итальянского парламента, были размещены в зале на первом этаже. Из Галереи Уффици в Барджелло перенесли многие бронзовые и мраморные скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства: изделия из майолики, воска, янтаря, слоновой кости, расписные эмали, ювелирные изделия. Другие экспонаты поступили от частных лиц и от государственных учреждений: Государственного архива, Монетного двора. После объединения Италии в 1861 г. собрание будущего музея было пополнено за счёт реквизированных ценностей монашеских орденов.
Итак, переходим к осмотру сокровищ музея.
Внутренний двор
Двор, окруженный с трех сторон портиком с круглыми арками на восьмиугольных колоннах, был построен в XIII в. Внутренний двор и лоджия Барджелло являются местом хранения исключительной коллекции гербов, оставленных капитанами народа, подеста и судьями. Согласно законам той эпохи, занимать эти должности имели право только те дворяне, кто носил титул рыцаря, графа или маркиза, независимо от того, были ли они гвельфами или гибеллинами.
12*.
Коллекция включает в себя гербы, изготовленные (большей частью из песчаника, меньшей — из терракоты) между второй половиной XIV в. и первой половиной XVI в. В то время как более старинные образцы выделяются своими превосходными художественными качествами, в конце XV в. из-за высокой стоимости их изготовление все чаще доверяли простым каменотесам.
13*.
Арки лоджии и балкона во времена использования дворца в качестве тюрьмы были наглухо заделаны. В ходе реставрации Палаццо (1857-1865) и его преобразования в музей лоджия и балконы были вновь открыты, а Гаэтано Бьянки воспроизвел недостающие гербы квартиере (районов) и приходов Флоренции. В декоративных целях были добавлены гербы других мест. С начала XX в. прогрессирующее разрушение камня привело к необходимости восстановления и замены многих гербов на стенах внутреннего двора копиями, а оригиналы были размещены под лоджией и у входа в музей.
14*.
Лестница в готическом стиле во дворе со стороны без портика была построена Нери ди Фиораванти в период с 1345 по 1367 г. и до XIX в. была покрыта крышей. Пилон лестницы венчает каменная скульптура геральдического льва «Мардзокко» («Маленького Марса», символа Флоренции, реплика работы скульптора Донателло 1418—1420 гг.).
15. Лестница (Густав Бауернфайнд, 1887)
Во внутреннем дворе представлены скульптуры из Палаццо Веккьо и садов Боболи и Кастелло.
17.
Совершим обход внутреннего двора.
18*.
19.
20. Генуэзский патриций (Леонардо Риккоманни да Сарцана, ок. 1460). Мрамор.
Коронация Фердинандо I Арагонского и шесть музыкантов (Бенедетто да Майано, ок. 1490). Мрамор. Центральная группа представляет коронацию Фердинандо I кардиналом Латино Орсини, которая произошла 4 февраля 1459 г. в соборе Барлетты. Скульптурная композиция была заказана вместе с «Музыкантами» и другими утраченными фигурами Бенедетто да Майано для Порта Капуана в Неаполе, но это замечательное украшение осталось незавершенным, а отдельные фигуры были рассеяны после смерти Бенедетто во Флоренции, где он их вырезал. Коронация вошла в коллекцию Барджелло в 1870 г., тогда как Музыканты были приобретены итальянским государством для музея ровно сто лет спустя.
21.
Св. Лука Евангелист (Никколо ди Пьетро Ламберти, 1403-1406). Мрамор. Статуя перенесена из внешней ниши церкви Орсанмикеле.
22.
Уличная лампа (Джулио Серафини, XVII в.). Кованое железо. Перенесено из Палаццо Гуалтерио в Орвието.
23.
24.
Св. Иоанн Креститель (Доменико Пьератти, ок. 1620). Мрамор.
25.
Юнона и два павлина (Бартоломео Амманнати, 1556-1561). Мрамор. Статую Юноны сопровождают два павлина, отсылающие как к богине, так и к герцогине Элеоноре, чьей эмблемой была эта птица. Скульптурная группа была частью фонтана для Большого зала (https://it.wikipedia.org/wiki/Salone_dei_Cinquecento), где она была установлена на вершине радуги, венчая композицию.
26.
Фонтан для Большого зала (реконструкция оригинального проекта с гипсовыми копиями Юноны, двух павлинов и радуги) (Бартоломео Амманнати, 1556-1561). Мрамор. Фонтан был заказан Великим герцогом Козимо I Медичи в 1555 г. для Салона Чинквеченто, также называемого Большим залом, в Палаццо Веккьо, но так и не был там установлен. Позже он был смонтирован в садах виллы Пратолино, а затем в садах Боболи, откуда был демонтирован в XVII в. Отдельные статуи из состава фонтана прибыли в Барджелло в разное время в течение XX в. В 2011 г. фонтан был собран заново на основе исторических документов и включает в себя реконструкцию утраченной мраморной арки и копию статуи Юноны (оригинал которой выставлен немного левее). Фонтан намекает на образование Воды из других Элементов: Воздуха, Земли и Огня. Юнона олицетворяет Воздух, а молния, которую она когда-то держала в руках, намекала на Огонь. Церера относится к Земле. Лежащие фигуры реки Арно (слева) и фонтана Парнас (справа), вокруг которого собрались Музы, символизируют Воду. Они также прославляют Флоренцию как родину знаменитых поэтов. Статуи Благоразумия и Флоренции относятся к Козимо I: первая держит герцогскую эмблему (якорь и дельфин), а Флоренция, представленная как Флора, несет Золотое руно, которое было пожаловано Козимо императором Карлом V в 1545 г.
27.
Пифийский Аполлон (Винченцо Данти, 1560). Мрамор.
28.
Океан (Джамболонья, 1572-1576). Мрамор. Самая большая мраморная статуя Джамболоньи когда-то венчала одноименный фонтан в садах Боболи. Мраморный блок для этой фигуры прибыл во Флоренцию в 1571 г. Он был вырезан скульптором в последующие годы в мастерской в Палаццо Питти.
29.
Пушка св. Павла (Козимо Ченни, 1638). Бронза. Эта пушка, изготовленная по заказу великого герцога Фердинандо II Медичи для Пизанской крепости, украшена бородатой головой св. Павла (от которого она получила свое название) и гербом Медичи. Она представляет собой одно из высочайших достижений в искусстве бронзового литья во Флоренции XVII в. Ее богатое убранство было призвано возвеличить военную мощь Флоренции.
30.
31.
32.
33.
Речные божества (Франческо Камильяни, ок. 1560). Мрамор. Эта группа — одна из немногих сохранившихся работ Камиллиани, ученика Баччо Бандинелли. Две фигуры в стиле классицизм, вероятно, были заказаны Педро Альваресом и Луиджи Альваресом из Толедо (отцом и братом Элеоноры, великой герцогини Тосканской) как часть монументального фонтана для сада их флорентийской виллы.
34.
Legge Nuova (Onus Leve) (Доменико Поджини, 1579). Мрамор. Перенесена из главного алтаря церкви Сан-Панкрацио во Флоренции. За спиной скульптуры в стену вмонтирован каменный портал, созданный флорентийскими мастерами XV в. для Конгрегации св. Иоанна Крестителя во Флоренции.
35.
Скульптурный портрет Козимо I Медичи в облике Августа Цезаря (Винченцо Данти, ок. 1572). Мрамор. Созданная для демонгстрации в конце галереи Уффици между аллегорическими фигурами Справедливости и Строгости, эта большая статуя никогда не предназначалась для того, чтобы быть узнаваемым портретом герцога, а для того, чтобы передать его престиж символическим образом. Козимо I хотел быть изображенным в классических доспехах в облике Октавиана, первого римского императора, более известного как Август Цезарь, с которым часто сравнивали герцога, чтобы подчеркнуть его роль, сродни роли Августа, как победоносного военачальника, покровителя искусств и правителя процветающей страны. Параллель с Августом очевидна прежде всего благодаря Козерогу, увенчанному семью звездами созвездия на его щите. Козерог был одним из геральдических знаков, которые идентифицировали герцога, наряду с изображенными здесь Черепахой и Парусом, а также головами других животных на круглых клапанах у основания кирасы. Шлем с львиной головой может быть намеком на Геракла как отсылка на силу, проявленную Козимо в победе над своими врагами.
36.
Два льва (флорентийский мастер, XV в.). Пьетра серена.
37.
Мадонна с Младенцем и св. Петром и Павлом (Паоло ди Джованни, первая половина XIV в.). Пьетра серена. Перенесено от Римских ворот во Флоренции.
38.
Фонтан, состоящий из саркофага конца II в. из Сан-Панкрацио и двух дельфинов, из пасти которых хлестала вода, был построен по проекту архитектора Джузеппе дель Россо в 1809 г. для украшения южного фасада здания, выходящего на площадь Сан-Фиренце. На древнем саркофаге, на котором первоначально были изображены подвиги Геракла, были помещены два дельфина, вылепленные в духе неоренессанса скульптором Джованни Баттиста Джованноцци в 1809 г., когда был построен весь фонтан.
39.
Напоследок можно изучить множество гербов капитанов народа, подеста и судей, установленных внутри галереи внутреннего двора Барджелло.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
Предлагаю посмотреть видео, подробно рассказывающее об истории Барджелло.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.