Продолжение рассказа о церкви Всех Святых во Флоренции. Начало читать здесь. Нумерация фотографий сплошная. В начале повторно даю план церкви.
0.
Ризница [12]
В ризнице сохранились оригинальные фрагменты фресок начала XIV в.
48.
Великое Распятие с плакальщиками и свв. Бенедиктом и Бернардом написано Таддео Гадди, созданное ок. 1330-1340 г.
49.
Фрагменты фресок, изображающих Воскресение и Вознесение Иисуса Христа, по некоторым данным считаются работой Андреа Бонайути или Пьетро Нелли.
50.
Капелла Мадонны дель Пресепе [13]
В часовне св. Франциска (часовне Мадонны дель Пресепе) с 1571 по 2000 г. хранился хабит, в который был облачен св. Франциск Ассизский, когда он принял стигматы на горе Ла Верна (ранее хабит находился в церкви Сан-Сальваторе-аль-Монте, а сейчас перенесен в святилище Ла Верна).
51.
Хабит св. Франциска хранился за резной деревянной дверью.
52.
Здесь хранится деревянное распятие со скорбящей Мадонной, приписываемое немецкому скульптору Фейта Штосса (1502 г.), перенесенное из церкви Сан-Сальваторе-аль-Монте.
53.
54.
Фрески «Бог Отец, посылающий Святого Духа», «Благовещение» и «Возвещение пастухам» принадлежат кисти монаха Альбериго Клементе Карлини из Веллано, ученику сначала Оттавио Дандини, а затем Себастьяно Конка, и написаны ок. 1758 г.
55.
56.
Вероятно, изображены Дева Мария и Младенец передают розарии св. Доминику и св. Екатерине Сиенской.
57.
Резные деревянные дверки, закрывающие вход в капеллу.
58.
Расположенная рядом с капеллой чаша со святой водой на стене с горельефом распятого Иисуса относится к началу XVII в.
59.
Капелла св. Иоанна Капистрана [14]
Часовня, посвященная св. Иоанну Капистрану, возможно, была часовней, которая в древние времена была украшена фресками Джотто, утерянными при последующих реставрациях в 1661 и в 1690 г. Алтарный образ того времени был «Дева Мария на троне с младенцем в окружении св. Иоанна Крестителя и св. Ромуальда», написанный Ридольфо Гирландайо.
60.
В 1690 г. часовня была перестроена под руководством архитектора Антонио Ферри и посвящена канонизированному в том году францисканцу св. Иоанну Капистрану.
61.
Алтарный образ «Св. Иоанн Капистран ведет к победе христиан против турок в Белградской битве» написан Пьетро Дандини в 1691 г.
62.
Росписи на боковых стенах «Св. Иоанн Капистран и дар мудрости» и «Св. Иоанн Капистран защищает имя Иисуса» также выполнены Пьером Дандини в 1691 г.
63.
Балюстраду создал Якопо Масони, а ангелов и другие лепные украшения изваял Джованни Пассарди.
64.
На алтаре стоит скульптурное изображение св. Иосифа с Младенцем.
65.
Главный алтарь [15]
В древности главная часовня имела меньшую глубину и была лишена хора позади нее, поскольку монахи тогда оказывались строить что-либо перед алтарем. Стены были украшены фресками XIV в., выставленные сейчас в ризнице, а на главном алтаре был полиптих Оньиссанти, написанный Джованни да Милано в 1360-х гг., ныне выставленный в галерее Уффици. Расширение алтаря началось в 1574 г. при поддержке семьи Барди ди Вернио, получившей здесь право захоронения.
66*.
Сегодня главная часовня отделена балюстрадой и украшена зеркалами и инкрустациями из полихромного мрамора, которые также встречаются на монументальном главном алтаре (1593-1605 гг.), который приписывают проекту Якопо Лигоцци. Над резными деревянными дверями XVIII в., ведущими в хоры, стоят две скульптуры ангелов, высеченные Андреа ди Симоне Ферруччи ок. 1615 г.
67*.
Основная часовня украшена бронзовым распятием, изготовленным Бартоломео Ченнини в 1669-1674 гг.
68.
В восьмиугольниках фронтальной части алтаря помещены три францисканских сказания, выполненные из полудрагоценных камней: «Порциункула», «Св. Франциск получает стигматы» и «Проповедь птицам», созданные ок. 1612 г.
69.
На боковых стенах алтаря картины «Св. Бонавентура общается с ангелом», написанная Фабрицио Боски ок. 1612 г., и «Св. Клара, обращающая сарацинов в бегство» кисти Козимо Гамберуччи ок. 1605 г. Возле этих картин установлены четыре мраморных статуи францисканских святых (св.Франциск, св. Бернардино Сиенский, св. Антоний Падуанский, св. Диего из Алькалы), приписываемых руке Джованни Симоне Чиоли в 1615 г.
70*.
Купол главной часовни «Хор Ангелов и Серафимов» расписан юным Джованни да Сан Джованни в 1614 г. (по другим данным около 1616 г.).
71.
Хоры [16]
Через две резные деревянные двери XVIII в. мне повезло попасть в хоры, отреставрированные по проекту Бернардино Чурини в 1737 г. Фреска на задней стене «Изгнание торговцев из храма» была написана Джузеппе Пинзани в 1740 г. К сожалению, из-за сквозняков она была сильно испорчена и в значительной мере переписана Гаспаро Мартеллини в 1844-1845 гг. Над фреской установлен герб семьи Барди, профинансировавшей перестройку алтаря.
72*.
Картины на боковых стенах.
73.
74.
Капелла св. Паскуале Байлон [17]
Небольшая часовня св. Паскуале Байлона (ранее капелла св. Фомы или семьи Бартоли) была перестроена в 1691 г. по проекту Антонио Мария Ферри.
75.
Мраморный фасад создал Джованни Гарджоли.
76.
Алтарный образ «Св. Паскуаль Байлон, поклоняющийся Евхаристии» написал Пьетро Дандини в 1691 г.
77.
Картины на боковых стенах «Исцеление больных и одержимых во время празднования мессы» и «Смерть св. Паскуаля Байлона и его вознесение к небу на колеснице» также принадлежат кисти Пьетро Дандини, написавшем их в 1691 г.
78.
Статуя коронованной Девы Марии.
79.
Капелла св. Розы Витербо [18]
Часовня, посвященная францисканке-терциарке св. Розе из Витербо, ранее посвященная св. Люции (капелла Порчеллини), оформлена Джованни Чинкви, учеником Пьетро Дандини.
80*.
Алтарный образ «Св. Роза в одеянии терцианок проповедует еретикам» написан Джузеппе Пинзани ок. 1714-1715 г.
81.
В своде капеллы изображена «Слава св. Розы».
82.
В люнетах у свода можно рассмотреть «Крещения Христа» и «Проповедь баптиста».
83.
84.
Картины на боковых стенах рассказывают о двух чудах св. Розы: «Св. Роза воскрешает женщину» и «Св. Роза вышла невредимой из костра». Обе работы написаны ок. 1715 г.
85.
Над аркой у входа в часовню изображен св. Антоний Падуанский работы Бенедетто Вели 1610-1611 г.
86.
Капелла святого Причастия [19]
Часовня св. Причастия также известна по имени покровительствующей семьи Лензи. Ранее здесь находился примитивный ораторий гумилиатов.
87.
Первоначально часовня была расписана фресками Бичи ди Лоренцо и его сына Нери ди Бичи. Работа была завершена в 1451 г., однако до наших дней сохранился только фрагмент с фигурой эдикулы на левой стене возле капеллы.
88*.
Погребальная плита знатного флорентийского купца Лоренцо Ленци, проживающего в соседнем дворце, с типичным гербом с головой быка была, вероятно, создана Лоренцо Гиберти в 1442 г.
89.
Алтарный образ «Св. Елизавета Венгерская вступает в орден терциариев» написан Джузеппе Пинзани ок. 1730 г.
90.
На боковых стенах две картины Маттео Росселли, перенесенные в часовню из нефа: «Мученичество св. Андрея» (1619-1620 гг.) и «Св. Изабелла Португальская исцеляет слепую девочку» (1625 г.).
91.
Свод «Слава Евхаристии» и паруса «Жертва Исаака», «Жертва Мелхиседека», «Жертва агнца», «Моисей и манна небесная» расписал Раньери дель Пейс в 1719-1721 гг.
92.
Небольшой орган создал Доменико Франческо Кациоли в 1743 г.
93.
Рождественский вертеп, размещенный в капелле.
94.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.