Флоренция. Церковь Всех Святых. Часть 1

Церковь Всех Святых (церковь Оньисанти) была основана в 1251 г. и изначально являлась частью монастыря монахов-гумилиатов, появившихся во Флоренции в 1239 г. В XIV в. к церкви была пристроена стройная колокольня.
1.
Veduta

В 1571 г. гумилиаты покинули церковь и монастырь по воле великого герцога Козимо I, который передал здания монахам францисканцамобсервантам. Францисканцы принесли в церковь великую святыню — монашескую рясу св. Франциска Ассизского, которая была на нём в 1224 г. во время получения стигматов на горе Ла-Верна. Они отремонтировали церковь и в 1582 г. заново освятили её в честь Святейшего Спасителя и Всех святых. В начале XVII в. в монастыре были построены здание капитула, трапезная и аптека.
2.
DSC_0042

В 1637 г. храм приобрёл свой современный вид, сменив готические черты на барокко. Новый фасад был создан Маттео Ниджетти из прочного камня.
3.
DSC_0064

В 1872 г. из-за плохого состояния фасада он полностью переделан в стиле флорентийского барокко с использованием травертина Раполано — материала, чуждого флорентийской традиции. По этому случаю в первоначальный проект были внесены некоторые изменения, такие, как замена окна над центральным порталом нишей и вставка герба Флоренции на фронтоне (переделка была проведена на средства Антонио и Алессандро Медичи-Неофити, крещённых евреев, находившихся под покровительством великих герцогов и имевших идентичный герб), где первоначально был установлен греб Роббиано Медичи. Сейчас первоначальный герб находится над входом в монастырь.
4.
DSC_0070

Портал украшен люнетом с терракотовым рельефом «Коронация Девы в окружении святых», приписываемым Джованни делла Роббиа или Бенедетто Бульони и датируемым, вероятно, началом XVI в.
5.
DSC_0072

В 1866 г. монастырь был упразднен. У францисканцев осталась только церковь, получившая статус приходского храма. В настоящее время церковь и приход курируют францисканцы Ордена меньших братьев.
6. Над люнетом можно увидеть небольшой рельеф с изображением голубя Святого Духа.
DSC_0071

Для лучшей ориентировки внутри предлагаю воспользоваться планом, на котором красными цифрами помечены основные элементы церкви. Эту нумерацию я буду указывать в квадратных скобках по ходу своего рассказа.
7.
Plan01

Неф [1]
Внутреннее убранство церкви включает единственный неф размером 95×14 м и глубокий трансепт, к которым пристроены различные капеллы, и кажется почти нетронутым в слоях своей истории.
8*.
DSC_0073

Церковь освещена прямоугольными окнами, которые примыкают к оригинальным стрельчатым окнам, первоначальная форма которых теперь видна только снаружи.
9*.
DSC_0301

Неф накрыт фермами, скрытыми за подвесным потолком, на котором Джузеппе Ромеи в 1770 г. изобразил «Небесную славу св. Франциска и св. Паскуаля Байлона». Роспись свода является характерной для техники тромплёй.
10*.
DSC_0115

Правый трансепт по размерам существенно больше левого, примыкающего к клуатру монастыря, и, на мой взгляд, более торжественный и пышный.
11*.
DSC_0379

Окна и карниз, объединяющий все внутреннее пространство, датируются 1627 г. и, возможно, были спроектированы архитектором Себастьяно Петтиросси по заказу Джованни Баттиста де Амбра, герб которого можно увидеть на самом карнизе контрфасада.
12.
DSC_0347

Между окнами расположены медальоны с изображением францисканских святых, написанные Антонио Доменико Бамберини среди лепнины Аттилио Казини.
13.
DSC_0390

Аттилио Казини также создал настенные часы на правой стене.
14*.
DSC_0298

Современный пол воссоздан после наводнения 1966 г. и заменил предыдущий 1897 г., последний из тех, что восстанавливался примерно раз в столетие. Во время этой последней реставрации были удалены почти все напольные захоронения за исключением некоторых особо значимых памятников и большого герба Медичи, относящегося, однако, к обращенному еврею Антонио де Витале, который после его крещения получил от Фердинандо I Медичи привилегию использовать герб царствующего дома, что послужило источником большого семейного богатства.
15.
DSC_0083

Алтарь Благовещения [2]
Алтарь Благовещения, ранее посвященный св. Франциску, находился под покровительством семьи Карлони-Нерли.
16.
DSC_0087

Алтарный образ Благовещения написан Бартоломео Трабаллези приблизительно в 1566-1571 гг. и характеризуется необычным представлением Бога, который поручает Архангелу Гавриилу сообщить Деве Марии радостную весть о будущем рождении Иисуса Христа. В нижней части картины, вероятно, изображены заказчики и спонсоры Бенедетто Карлони и его жена. Запрестольный образ ранее был обрамлен старинной деревянной рамой, утраченной во время наводнения.
17.
DSC_0086

Часовня Мадонны дель Альба [3]
Дверь между первой и второй капеллой слева ведет в часовню Мадонны дель Альба, прилегающую к нефу и построенному под крышей клуатра в 1581 г. по инициативе испанских герцогов Альба. Переданная в разное время разным семьям и несколько раз перестроенная, сегодня капелла показывает внешний вид, соответствующий примерно 1730-1740 гг. На алтаре находится копия иконы XVIII в. Богородицы Salus populi romani в окружении св. Бонавентуры и епископа.
18.
DSC_0095

Стены и свод украшены фресками Ринальдо Ботти и картинами Джузеппе Пинзани, изображающими на своде Коронацию Богородицы, а в овалах свв. Фридиана, Люцию, Аполлонию, Августина, Михаила и Рафаэля.
19.
DSC_0091

20.
DSC_0097

Ринальдо Ботти также расписал люнеты сюжетами о Деве Марии: Представление Девы Марии в Храме, Обручение Девы Марии, Благовещение и Поклонение волхвов.
21.
DSC_0099

Витраж в часовне.
22.
DSC_0090

Алтарь св. Троицы [4]
Алтарь Троицы, или алтарь Рустици-Бандени, оформлен фресками Ридольфо Гирландайо и Микеле Тозини, написанными около 1542 г.
23.
DSC_0108

Алтарный образ — Троица, в люнете изображена Коронование Девы Марии.
24.
DSC_0105

С 1897 г. в этом алтаре установлена крестильная купель. Современная купель изготовлена в 1942 г. архитектором Джованни Страланчи Барджиони и скульптором Джино Альдини.
25.
DSC_0103

Правее алтаря в стене находится мемориальная плита в неоклассическом стиле с захоронением Цезаря, сына рыцаря и политика Алексиса Франсуа Арто, времен королевства Этрурии (1805 г.).
26.
DSC_0111

Алтарь Успения [5]
Титульная картина алтаря Успения, или алтаря Росси-Кастелли, «Мадонна во славе со св. Иоанном Крестителем и св. Бонавентурой» написана Мейсо Да Сан Фрайано в 1571 г. (по другим данным в 1565-1570 гг.)
27.
DSC_0112

Титульная картина увенчана люнетом «Слава Ангелов», который изобразил Санти ди Тито примерно в 1580-1585 г.
28.
DSC_0360

Св. Иероним в кабинете [6]
В 1480 г. семьей Веспуччи были заказаны две схожие фрески, выполненные двумя величайшими художниками того времени: «Св. Иероним в своем кабинете» Доменико Гирландайо и «Св. Августин в своем кабинете» Сандро Боттичелли. Фрески изображали двух Учителей Церкви в своих исследованиях, с рядом предметов, которые должны были отметить их роль как предшественников гуманизма. Они украсили панели рядом с хором, который был снесен в XVIII в. По этому случаю обе фрески были сняты, перенесены в неф и размещены друг напротив друга.
29.
DSC_0114

Сходства в двух фресках очень много (не исключено, что между двумя авторами существовала своего рода конкуренция), но послание, адресованное зрителю, отличается. Гирландайо создал более спокойную и условную фигуру, сосредоточившись вместо этого на изображении предметов, выставленных на письменном столе и полках позади Учителя церкви. В этом он, возможно, был вдохновлен североевропейскими произведениями, такими как «Св. Иероним в своем кабинете» Яна ван Эйка, который находился в коллекции Лоренцо Медичи. Св. Иероним изображен с головой, опущенной на одну руку, в то время как другой рукой он пишет. Эту же позу выбрал и Ян ван Эйк. Открытые книги и картуши с греческими и еврейскими буквами соответствуют его деятельности как переводчика Библии. На письменном столе стоит дата (MCCCCLXXX), а также запечатанное письмо, стаканы, две чернильницы (с каплями чернил рядом с ними), ножницы и подсвечник. Стол покрыт восточным ковром, роскошным предметом, часто изображаемым Гирландайо и, возможно, также вдохновленным голландскими художниками. Среди предметов на полках — кардинальская шляпа, две аптекарские вазы, цилиндрический футляр, ожерелье, кошелек, фрукты, две прозрачные стеклянные бутылки и песочные часы. Свет исходит из верхнего правого угла, создавая четко очерченную тень святого на драпировке позади него; но также и с переднего плана, освещая предметы на столе.
30.
DSC_0362

Алтарь св. Антония Падуанского [7]
Алтарь св. Антония Падуанского (или алтарь Треви) включает в себя деревянную статую святого с младенцем, вероятно, выполненную перуджийским скульптором Арриго Покчетти и датируемую примерно 1620 г. (по другим данным 1653 г.).
31.
DSC_0364

Св. Антоний Падуанский — католический святой, проповедник, Учитель Церкви, один из самых знаменитых францисканцев. Часто изображается с ребенком, сидящим на правой руке.
32.
DSC_0121

Алтарь Распятия [8]
Алтарь Распятия (или алтарь Маннуччи) содержит деревянный крест, созданный, возможно, путешествующим немецким скульптором ок. 1340-1350 гг.
33.
DSC_0370

34.
DSC_0369

Кантория (хоры певчих) над алтарем Распятия, включая аллегорические фигуры, приписывается работе Баттисте Лоренци и его ученикам (по другой версии — Ромуальдо ди Антонио) и создана около 1569 г. Сейчас здесь размещен орган Тамбурини, созданный в 1967 г. Производитель — фабрика Тамбурини, основанная в 1893 г. известным итальянским органным мастером Джованни Тамбурини.
35.
DSC_0125

Алтарь св. Бернардино Сиенского [9]
Алтарь св. Бернардино Сиенского, или алтарь Морони, содержит урну под алтарным образом, в которой хранились кости мученика св. Валентина.
36.
DSC_0127

Панно с изображением св. Бернардино Сиенского, которого ангелы возносят на небеса, написано Фабрицио Босчи около 1626 г.
37.
DSC_0372

В этой части церкви находится мраморный надгробный памятник блаженному Луке Манцуоли, монаху-гумилиату и кардиналу, скончавшемуся в 1411 г.; некоторые останки монаха помещены высоко на стене.
38.
DSC_0126

Алтарь св. Маргариты да Кортона [10]
Алтарь св. Маргариты да Кортона ранее был посвящен св. Антонию Падуанскому и украшен алтарем Винченцо Дандини, перенесенным в другое место.
39.
DSC_0142

Современный алтарный образ «Св. Маргарита да Кортона в блаженстве перед Христом, утешенная ангелами» был написан Пьетро Марчезини из Пистойи в 1728 г.
40.
DSC_0375

Над алтарем экспонируется картина «Видение св. Маргариты да Кортона».
41.
DSC_0145

Капелла Гуччи Дини [11]
На фоне трансепта находится часовня Гуччи Дини, единственная, в которой сохранились некоторые остатки церкви XIV в.
42.
DSC_0137

В частности, в этой капелле сохранилось захоронение, созданное из песчаника сорта pietra serena в 1375 г. и украшенное изображениями пророков Осии и Исайи.
43.
DSC_0377

В этой части трансепта выделяется большой Крест Всех Святых. Впервые автором Креста назвал Джотто Лоренцо Гиберти, который в своих Комментариях нашел сходство с другими работами художника на алтаре церкви Всех Святых, такими как Мадонна Оньисанти и Успение Богородицы. Первоначально предполагалось, что большое деревянное распятие (468×375 см) будет размещено в пресвитерии, таким образом, доминируя над нефом и верующими. Тщательная реставрация Креста в 2005 г. однозначно подтвердила авторство Джотто и датировала работу примерно 1315-1320 г. В ноябре 2010 г. распятие было перенесено внутрь левого трансепта в верхнюю часовню, оснащенную специально разработанным освещением.
44*.
DSC_0380

Большое распятие изначально было еще выше, с ныне потерянным сопданом, который должен был схематично изображать Голгофу. Типология креста напоминает распятия в Римини и Падуе со смешанным линейным силуэтом и фигурой Христа с изможденным и вытянутым телом, с мягкими и выверенными переходами цвета и элементами виртуозности, такими как полупрозрачная набедренная повязка. Свет одновременно интенсивный и мягкий, он подчеркивает аккуратно прорисованные конечности, а также показывает вены, сухожилия и костный узор грудной клетки. Выражение Христа — страдание, но достойное выражение великой духовности. Особо стоит отметить использование очень дорогой в те времена синей ляпис-лазури. На боковых оконечностях распятия четырехлепестковые квадрифолии с изображением оплакивающих Девы Марии и св. Иоанна, а вверху — фигура благословляющего Искупителя.
45.
DSC_0383

Сцены из жизни св. Франциска датируются 1925 г. и подписаны «Р. Креши».
46.
DSC_0381

Оформление свода левого трансепта.
47.
DSC_0171

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.