Клуатр каноников
Главный клуатр, принадлежащий базилике Сан-Лоренцо, известен как Клуатр каноников и восходит к последней фазе реконструкции комплекса XV в., заказанной семьей Медичи. Базилика, обслуживаемая канониками и посвященная св. мученику Лаврентию, была основана в древности и освящена св. Амвросием в 393 г. н.э.
1.
В 1418 г. капитул каноников заказал Филиппо Брунеллески работы по ремонту и расширению базилики. Работы начались в 1419-1420 г. и были завершены после смерти мастера в 1457-1462 гг. его учеником Антонио Манетти Чиаччери, который придумал двухэтажную лоджию с круглыми арками на первом этаже и архитравом на верхнем.
2.
Просторный и хорошо сложенный клуатр состоит из двух ордеров, покоящихся на изящных ионических колоннах. Высокие и изящные аркады на нижнем этаже клуатра имеют закругленные арки, а верхний этаж имеет форму трапеций.
3.
Комнаты каноников и настоятеля, кухня, трапезная и капитул — все они выходили во внутренний двор клуатра, и мы до сих пор можем различить буквы алфавита, обозначающие каждую комнату над дверью.
4.
При входе в клуатр справа на стене сразу же виден барельеф Мадонны с младенцем в стиле Дезидерио да Сеттиньяно. Гипсовый рельеф окружен глазурованной терракотовой рамой и датирован 1513 г.
5.
Вдоль той же стороны расположены многочисленные погребальные доски.
6.
В первую очередь стоит обратить внимание на мемориальную табличку, посвященную реконструкции, проведенную в базилике в 1742 г. по заказу Анны Марии Луизы де Медичи.
7.
В углу, в дальнем конце этой стороны клуатра, находится лестница на верхний этаж и вход в Библиотеку Лауренциана. В нише в стене слева у основания лестницы стоит мраморная статуя историка, географа, придворного врача римских пап и коллекционера, епископа Комо Паоло Джовио, созданная Франческо да Сангалло в 1560 г.
8.
Дальше по клуатру, слева от лестницы, находится вход в склеп, в котором находятся гробницы Козимо де Медичи Старшего и скульптора Донателло, а за остроконечной дверью — часовня капитула каноников с резными деревянными скамьями конца XV в.
9.
10. Надгробие семьи Мариньолли.
11. Св. Кристофор
12. Фреска Благовещения
Вестибюль
Вестибюль библиотеки Лауренциана является парадным входом в помещения библиотеки, основная коллекция которой состоит из рукописей, собранных Козимо Старшим с помощью некоторых из самых известных гуманистов того времени, в том числе Роберто де Росси и Никколо Никколи. Эта коллекция значительно выросла при Лоренцо Великолепном и была открыта для публики, согласно пожеланиям его племянника Джулио, взошедшего на папский престол под именем Климента VII. Задача проектирования и строительства библиотеки была поручена Микеланджело Буонарроти. Работы начались в 1524 г. и продолжались до 1534 г., когда Микеланджело покинул Флоренцию и умер папа Климент VII. При Козимо I строительство библиотеки было возобновлено под руководством Джорджо Вазари и Бартоломео Амманнати, и в 1571 г. она была открыта для публики.
13.
Главная особенность вестибюля — его вертикальность: стены разделены на три части, украшенные двойными колоннами, завитками, остроконечными нишами, обрамленными пилястрами, которые обычно сужаются вниз. Микеланджело задумал Вестибюль быть темной прелюдией к яркости Читального зала. Он оставался незавершенным до начала XX в., когда, наконец, был завершен фасад серией слепых окон. Тогда же был покрыт тканью потолок, расписанной болонским художником Джакомо Лолли и имитирующей резной деревянный потолок Читального зала.
14.
Лестница, первоначально задуманная Микеланджело из орехового дерева, была реализована Бартоломео Амманнати в 1559 г. из серого песчаника pietra serena по восковой модели самого Микеланджело. Ее трехсторонняя структура, включая центральный пролет со ступенями эллиптической формы, весьма уникальна.
15.
Читальный зал
В Читальном зале, который, в отличие от Вестибюля, развивается горизонтально, расположены две серии деревянных скамеек, которые служили как кафедрами, так и книжными полками. Они были спроектированы Микеланджело и, по словам Джорджо Вазари, были изготовлены Джована Баттиста дель Чинкве и Чапино.
16*.
Коллекция, когда-то хранившаяся здесь, была уникальна своей филологической и художественной ценностью. Рукописи и печатные книги лежали горизонтально на кафедрах и на полках и были распределены по предметам (Патристика, Астрономия, Риторика, Философия, История, Грамматика, Поэзия, География).
17.
18.
На деревянных панелях, размещенных с одной стороны каждой скамейки, были указаны названия прикрепленных к ним предметов. Эта экспозиция сохранялась до начала XX в., когда рукописи (печатные книги были переданы библиотеке Мальябеки, ныне Национальной центральной библиотеке Флоренции) были перенесены вниз, в подвалы, где они хранятся до сих пор.
19.
20.
По словам Вазари, потолок был вырезан из дерева липы в 1549-1550 гг. Джованни Баттиста дель Тассо и Антонио ди Марко ди Джано (также известным как «Иль Карота») по ранним рисункам Микеланджело.
21.
22.
Пол из красной и белой терракоты был выполнен в 1548 г. Санти Бульони по проекту Николо Триболо. Его центр перекликается с орнаментальными и символическими узорами на потолке, отсылающими к династии Медичи.
23.
Великолепные витражные окна, которые были последней частью Библиотеки, требовавшей завершения, демонстрируют орнаментальный массив геральдики Медичи, относящийся к папе Клименту VII и великому герцогу Козимо I. Витражи, вероятно, были созданы во фламандской мастерской по рисункам Джорджо Вазари.
24.
Украшенные окна в читальном зале являются настоящим шедевром стекольного мастерства. Первоначально окон было 30, по 15 с каждой стороны читального зала, чтобы освещать два ряда деревянных скамеек. Сегодня в своем «первоначальном» состоянии сохранились только 27 окон; два окна «слепые», а одно утеряно, потому что в 1841 г. при строительстве Ротонды д’Эльчи исходное расположение помещения было изменено. Изысканный многоцветный декор был выполнен в технике гризайль и желтого серебра и, вероятно, четырьмя повторяющимися узорами. Витражи содержат геральдические изображения Медичи — эмблемы, гербы, крылатые путти, которые можно отнести к Клименту VII и Козимо I. На большом количестве окон указан год их открытия (1558, 1567, 1568 и т.д. вплоть до 1695).
25*.
Трибуна д’Эльчи
Эта Ротонда была пристроена к первоначальной библиотеке, спроектированной Микеланджело, в первой половине XIX в. для размещения богатой книжной коллекции, когда-то принадлежавшей флорентийскому библиофилу и ученому Анджело Марии д’Эльчи, в Лауренциане. Д’Эльчи собрал первые печатные издания классических произведений, и его библиотека содержала большое количество инкунабул и изданий, напечатанных Альдо Мануцием и его преемниками.
26.
Книги датируются XV-XVIII вв. и переплетены в разные цвета: красная кожа для инкунабул и зеленая для всех более поздних книг. На рубеже XVIII в. все книги д’Эльчи были восстановлены в соответствии с модой, распространенной в то время в Англии и Франции. Проект Ротонды был поручен архитектору Паскуале Поччанти, который, чтобы соединить новое пространство с уже существующей библиотекой, частично переделал правую стену последней: два окна были замурованы, два других застеклены, а одно заменено входом в саму Ротонду. Неоклассический стиль зала перекликается с преобладающими элементами в архитектуре и убранстве библиотеки: колоннами, двухцветными стенами и терракотовым полом.
27.
Ротонда была открыта в 1841 г. и была читальным залом библиотеки до 1970-х гг. В настоящее время коллекция д’Эльчи хранится в другом месте — в условиях, более подходящих для целей сохранения, — и комната используется для семинаров, совещаний и инаугураций.
28. Бюст Анджело Марии д’Эльчи
Над бюстом основателя богатой библиотечной коллекции установлена мемориальная табличка в честь короля Италии Умберто I.
29.
Далее за читальным залом было открыто несколько помещений, в которых выставлена коллекция старинных гобеленов. По мере возможности я зафиксировал и даю информацию о них.
Портьера с крепостью и трофеями. По рисунку и картону Августина Мелисси (Флоренция, Мануфактура Медичи, Пьетро Февер, 1653-1654). 245×175 см.
30.
Сопричастность закону (из историй о Моисее). По рисунку и картону Винченцо Дандини, 1662. (Флоренция, Мануфактура Медичи, Джованни Полластри Стефано Термини, 1663 или 1664). 275×230 см.
31.
Центральная часть фриза с изображением двух пальмовых ветвей, переплетенных вокруг эмблемы Медичи в виде сферы с геральдическими лилиями внутри щита. По рисунку и картону Ринальдо Ботти, 1711 г. (Флоренция, Мануфактура Медичи, Джованни Термини, 1711-1717). 131×126 см.
32.
Козимо III де Медичи в цветочной гирлянде (Франческо Петруччи и Андреа Скаччиати). Масло по меди. 16×13 см.
Козимо III де Медичи — молодой человек в доспехах. (Лоренцо Липпи). Масло по холсту. 78×63 см.
Козимо III де Медичи в облачении канона св. Петра. (Флорентийский художник начала XVIII в., последователь Карло Маратта). Масло по холсту. 36,2×23,4 см.
33.
34. Неопознанный гобелен.
Два крылатых путти, поддерживающие медальон с изображением мира. По рисунку и картону Микеланджело Чинганелли и мастерской, 1622. (Флоренция, Мануфактура Медичи, Пьетро Февер,1653-1654 или Джованни Полластри, 1659). 244×190 см.
35.
36.
Передача ключей от рая апостолу Петру. По рисунку и картону Рафаэля и мастерской, 1622. (Антверпен, Филип Ваутерс,1670-1685). 300×300 см.
37.
Иаков изгоняет Вениамина. По рисунку и картону Микеланджело Чинганелли и мастерской, 1622. (Фламандия, Антверпен или Брюссель, середина XVII в.). 315×210 см.
Благоразумие. По рисунку и картону Баччо дель Бьянко, 1637-1638. (Флоренция, Мануфактура Медичи, Пьетро Февер, 1638-1640). 310×230 см.
38.
И напоследок еще несколько неопознанных гобеленов.
39.
40.
41.
Фламандский художник Джусто Ютенс стал известен благодаря серии люнетов, написанных им для великого герцога Фердинандо I. В люнетах были изображены различные виллы Медичи (к настоящему времени сохранилось 14 произведений из 17 написанных). На люнете, хранящемся в Библиотеке, в 1599 г. можно узнать Виллу ди Кастелло. В то же время есть информация, что все люнеты выставлены в галерее Виллы ла Петрайя, так что где выставлен оригинал, а где копия — непонятно.
42.
43.
44.
Напоследок можно посмотреть небольшое видео, рассказывающее о Библиотеке Лауренциана.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.