Галерея Академии изящных искусств. Гипсотека Бартолини. Скульптуры

Академия изящных искусств — первая академия живописи в Европе, основанная в 1561 г. при поддержке великого герцога Козимо I тремя известными художниками-маньеристами: Джорджо Вазари, Аньоло Бронзино и Бартоломео Амманати. В 1784 г. великий герцог Пьетро Леопольдо I преобразовал монастырский госпиталь св. Матфея в картинную галерею, чтобы студенты соседней Академии изящных искусств могли изучать величайшие произведения прошлого. Сейчас галерея является государственным музеем с одним из крупнейших художественных собраний Флоренции.
1.
1floor

Таким образом, в Гипсотеке посетители могут увидеть лучшие гипсовые слепки XIX в., выполненные одним из великих скульпторов и блестящих профессоров Академии Лоренцо Бартолини, а также его учеником Луиджи Пампалони.
2*.
DSC_2415

Произведения искусства, выставленные в Гипсотеке (что означает зал моделей), идеально воспроизводят художественную студию Бартолини, демонстрируя различные типы торжественных, частных или монументальных гипсовых моделей, часто предназначенных для оформления захоронений. В настоящее время в Зале представлены две типологии работ XIX в.: гипсовые модели Бартолини и Пампалони, а также картины и скульптуры, отмеченные Академией изящных искусств. В целом, работы в этом зале свидетельствуют об эволюции флорентийской художественной культуры от неоклассицизма к романтизму.
3.
DSC_2408

Большинство этих элегантных моделей были изготовлены из глины: через равные промежутки в модель вставлялись гвозди (штыри), которые были необходимы для получения точных ориентиров по глубине обтесывания мраморных блоков.
4.
DSC_2427

Иногда модели обрабатывали патиной, чтобы имитировать эффект терракоты, мрамора или бронзы. Частично поверхности моделей кажутся несколько выцветшими, так как они были повреждены во время наводнения 1966 г.
5*.
DSC_2406

Описать все работы этого зала почти что нереально, поэтому расскажу только о некоторых, которые чем-то, да заинтересовали меня.

Собиратель винограда (Давильщик винограда, Молодой Бахус) (Лоренцо Бартолини, 1819)
Модель была изготовлена в 1819 г. в первой студии Бартолини и отправлена в Париж для пополнения коллекции графа Александра де Порталь-Горжье. В настоящее время мраморная статуя сегодня выставлена в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. С 1844 г., когда была изготовлена копия статуи для Пинакотеки Тоси Мартиненго в Брешии, интерес критиков возродился, и скульптура стала считаться одной из самых значительных работ Бартолини, выполненных с натуры.
6.
DSC_2411

Лежащая Венера Тициана (Лоренцо Бартолини, ок.1821-1822)
Гипсовая модель мраморной статуи, возможно, заказанной в 1820 г. лордом Робертом Каслри, маркизом Лондондерри. Для создания скульптуры Бартолини воспользовался присутствием во Флоренции своего друга Жана Огюста Энгра, с помощью которого в 1821 г. он получил разрешение от администрации галереи Уффици на создание копии Венеры Тициана.
7.
DSC_2413

Нимфа Арно (Арнина) (Лоренцо Бартолини, после 1825)
Нимфа Арнина была одной из первых полноразмерных скульптур, изготовленных Бартолини по возвращении во Флоренцию. Он выполнил различные мраморные версии, единственная известная на сегодняшний день принадлежит частной коллекции в Великобритании. Как свидетельствует надпись, в 1825 г. Бартолини посвятил его президенту Академии изящных искусств Флоренции Джованни дельи Алессандри в надежде получить звание профессора скульптуры в Академии.
8.
DSC_2420

Памятник Марии Луизе Бурбонской (Лоренцо Бартолини, 1823)
Гипсовая модель для памятника из мрамора на площади Наполеона в Лукке. Женская голова (Мария Луиза Бурбонская). Голова ребенка (Аллегория изобилия). Мария Луиза из дома Бурбонов вышла замуж за Людовика I Бурбонского, герцога Пармы и Пьяченцы, который позже возглавил Великое герцогство Тоскана с титулом короля Этрурии. После Венского конгресса ей было передано герцогство Лукка, которым она управляла с 1817 г. до своей смерти в 1824 г. Ее памятник был воздвигнут в том же году, хотя и не был завершен до 1843 г. На памятнике Мария Луиза изображена как правительница, держащая свиток законов в окружении ребенка с рогом изобилия — символом Изобилия и Процветания. Надпись на постаменте напоминает о ее неоценимом вкладе в строительство акведука для подачи воды в Лукку. От оригинальной гипсовой модели сохранилась только голова Марии Луизы и аллегорическая фигура рядом с ней.
9.
DSC_2407

Юнона (Лоренцо Бартолини, после 1823 до 1830)
Гипсовая модель была выполнена по заказу князя Боргезе для верхней галереи его палаццо в Риме, чтобы противопоставить ее Венере Победительнице Кановы. Бартолини намеревался изобразить Юнону, раздраженную решением Париса, который присудил яблоко с надписью «Прекраснейшей». Известно о двух незавершенных мраморных скульптурах по этой модели.
10.
DSC_2424

Юнона (Лоренцо Бартолини, после 1823-1832)
Эта гипсовая статуя является копией, сделанной с небольшой мраморной версии Юноны. Мы можем сравнить ее с гипсовой моделью большого размера, расположенной в центре комнаты. Уменьшенный размер облегчал транспортировку и размещение, способствуя распространению известных моделей.
11.
DSC_2479

Памятник Николаю Демидову (Аллегории Милосердия, Сибири, Музы Торжеств, Правды; Сыновней и Народной Благодарности) (Лоренцо Бартолини, 1830-1840)
Павел и Анатолий Демидовы решили посвятить памятник своему отцу Николаю, протагонисту флорентийской жизни во время Реставрации. Граф Первоначальный проект предусматривал, что скульптурная группа будет стоять в парке виллы Демидофф в Пратолино, недалеко от Флоренции, но затем было решено разместить ее внутри мавзолея, построенного по проекту Джузеппе Мартелли. После смерти Бартолини в 1850 г. работа была передана в дар коммуне и установлена на площади недалеко от Палаццо Серристори, где жила семья Демидовых. В центре мраморного памятника находятся Николай Демидов и его сын, гипсовая модель этой группы не сохранилась. Иконографическое значение всего памятника указывает на Николая Демидова как на Отца, окруженного внизу аллегориями Милосердия, Богатства их сибирских шахт, представленного богом Плутоном, Музой Празднеств и Истины, открывающей себя искусству. Николай Демидов, возглавлявший одну из крупнейших промышленных империй, сосредоточенных на территории Урала, приехал во Флоренцию в 1822 г. и был послом при великом герцоге Тосканском. Он прославился своей страстью к искусству, щедростью своих благотворительных дел, основав благотворительные миссии и школы для обучения бедных детей, а также роскошью своих приемов.
12.
DSC_2428

Вакханка (Дирс) (Лоренцо Бартолини, ок. 1823)
Гипсовая модель мраморной статуи в Чатсуорте, коллекция герцога Девонширского. Уильям Джордж Спенсер Кавендиш, герцог Девонширский, пополнил свою богатую коллекцию статуей Вакханки (служанки Вакха). В царстве сверхъестественного есть категория нимф, которые ухаживают за юным Дионисом (Вакхом) и поклоняются ему после достижения им совершеннолетия.
13.
DSC_2430

Нимфа Скорпиона (Лоренцо Бартолини, до 1837)
Гипсовая модель мраморной статуи, ранее находившейся в коллекции принца Шарля де Бово. Мраморная версия этой работы была выставлена на Парижском салоне 1845 г., также вызвав восхищение Шарля Бодлера. Другая версия была выполнена для российского царя и была изготовлена в 1846 г. Сегодня она находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
14.
DSC_2432

Нимфа пустыни (Лоренцо Бартолини, до 1840)
Гипсовая модель мраморной скульптуры, ранее находившейся в замке Патроне в Кастильончелло. Известная также как Нимфа Змеи, Ломбардская нимфа, Добродетель, соблазненная пороком или Помощью, работа была заказана до 1840 года Маркизом (Филиппо?) Ала Понцоне из Милана. В письме Бартолини сообщает, что: «Пустыня — это не что иное, как этот мир: нимфа — это добродетель, на которую нападает порок, змея, от которой она защищается, призывая Бога, чтобы спасти чистоту своей души». После смерти Бартолини мрамор был передан Джованни Дюпре, который дополнил его несколькими изменениями.
15.
DSC_2434

16.
DSC_2475

Любовь, Порок и Мудрость (Сон Злополучной Добродетели и Похотливого Богатства; Диск Любви; Мир) (Лоренцо Бартолини, до 1845)
Работа, заказанная до 1845 г. князем Анатолием Демидовым, известна под разными названиями. Тема произведения взята из сатир (IV, VI, VII) «Трактата о возвышенном» Николя Буало Деспро; смысл композиции несколько сложен и, отчасти, неясен. Это, однако, аллегория мира (представленного округлостью диска), где Добродетель спит, раздавленная Пороком (ребенок, лежащий с чашей, которая выскальзывает у него из рук); третья фигура в середине, указывающая вверх, считается Любовью, как силой, которая доминирует в мире. Мраморная скульптура выставлена в Музее Метрополитен.
17.
DSC_2436

Девочка с горлицами (Невинность) (Луиджи Пампалони, 1831)
Работа, имевшая большой успех у Пампалони, после ее демонстрации в Академии изящных искусств в 1831 г. получила высокую оценку за движение фигуры, настолько естественное, что казалось отлитым с натуры. Великий герцог Леопольд II заказал мраморную статую для князя Меттерниха. «Девочка с горлицами» была высечена в мраморе в различных версиях вплоть до 1840-х гг., подтверждая европейский успех Пампалони и признавая его талант выражать детскую грацию.
18.
DSC_2438

Мальчик с собакой (Луиджи Пампалони, 1827)
Гипсовая статуя была представлена на ежегодном конкурсе в Академии изящных искусств в 1827 г., а уже в следующем году для Англии была высечена мраморная версия вместе с еще одной скульптурой — «Сидящим мальчиком, предлагающим цветы». Обе статуи, по всей видимости, создавались для украшения садов. Мраморная статуя, датированная 1827 г., действительно была установлена в саду в Эдинбурге, а сейчас входит в частную коллекцию в Шотландии.
19.
DSC_2439

Памятник Вирджинии де Блазис (Луиджи Пампалони, 1839)
Гипсовая модель для мраморного памятника, установленного на кладбище Санта-Кроче, Флоренция. Певица сопрано Вирджиния де Блазис изображена в театральной позе в своем сценическом костюме, когда она поет один из своих великих триумфов из оперы «Беатриче ди Тенда» Винченцо Беллини: «Если урна мне дана, не оставляйте ее без цветов». Критики высоко оценили композиционную естественность этого романтического памятника и, более того, отметили отказ от привычных в те времена аллегорических олицетворений муз или плачущих гениев.
20.
DSC_2442

Памятник Леону Баттиста Альберти (Лоренцо Бартолини, после 1838-1848)
Гипсовая модель для мраморной скульптуры в базилике Санта-Кроче. В 1838 г. во исполнение воли одного из потомков, сознававшего необходимость чтить великих людей нации, был заказан памятник ученому, архитектору и писателю Леону Баттиста Альберти. Мраморная статуя была открыта в 1851 г. уже после смерти Бартолини. Альберти изображен между двумя ангелами: один с зажженным факелом, символизирующим душу, летящую к вечности; другой с лавровым венком — ангел-хранитель, олицетворяющий мудрость. Скульптор сочетает в этой скульптуре неоклассическую торжественность с христианскими аллегорическими фигурами.
21.
DSC_2451

Памятник Лаццаро Папи (Луиджи Пампалони, 1834)
Гипсовая модель мраморного памятника в церкви Сан-Фридиано в Лукке. Памятник изображает Музу Каллиопу, обнимающую бюст Лаззаро Папи; возле основания находятся Лебедь и книги. Работа была заказана в 1834 г. городом Лукка в честь Лаццаро Папи — писателя, историка, литератора, полковника бенгальских конных копейщиков и коммерсанта, долгие годы жившего и работавшего в Лукке.
22.
DSC_2465

Памятник Марии Радзвилле Красиньской с сыном Зигмундом (Луиджи Пампалони, 1839)
Гипсовая модель для мраморного памятника в семейном склепе церкви в Опиногуре. Законченная в 1839 г. гипсовая модель была заказана графом Винценто Корвином Красинским, в память о своей жене Марии, изображенной вместе с их маленьким сыном Зигмунтом, который позже стал известным поэтом. Выполненная в мраморе в 1841 году, эта работа является высоким выражением сентиментального реализма Луиджи Пампалони.
23.
DSC_2467

Памятник Ванде Ванькович Тышкевич (Луиджи Пампалони, 1842-1845)
Гипсовая модель для мраморного памятника в церкви замка Тышкевичей в Раудондварисе. Коллекционер и меценат, граф Бенедикт Тышкевич заказал погребальный памятник в честь своей жены Ванды, умершей во время родов. Кроме этого памятника, Пампалони изготовил для семьи Тышкевичей другие скульптуры, включая копию «Лежащего мальчика» в память об их сыне Михале, который родился и умер в 1832 г. Считалось, что памятник был утрачен после Первой мировой войны и обнаружена во время недавней реставрации старой часовни. Статуя «Лежащего мальчика» также была найдена и теперь находится рядом со статуей его матери.
24.
DSC_2469

Медальон с портретом Джироламо Сегато (Лоренцо Бартолини, 1838-1844)
Гипсовая модель для погребального памятника из мрамора на кладбище Санта-Кроче. Созданный после смерти натуралиста, картографа и анатома Джироламо Сегато, памятник прошел многочисленные подготовительные исследования. Кенотаф, все еще незаконченный в 1846 г., был возведен только в 1877 г., включая установку медальона с портретом Сегато на саркофаг. Змеи, появляющиеся из-за головы ученого, намекают на его эксперименты по минерализации человеческих тканей, превращающей останки в подобие мрамора. Сегато унёс тайну этого процесса с собой в могилу. На его саркофаге можно прочесть эпитафию: «Здесь лежит Джироламо Сегато — тот, кто будет нетленным, если секрет его искусства не умрет вместе с ним«.
25.
DSC_2472

Памятник Зофии Замойской (Лоренцо Бартолини, 1837-1844)
Гипсовая модель мраморного памятника в Санта-Кроче. Памятник Зофии Чарторыйской Замойской, заказанный после ее смерти ее мужем князем Станиславом и их детьми, демонстрирует острое раскрытие естественной данности в фигуре женщины, хотя архитектурная планировка гробницы аналогична самому известному захоронению XV в. в Санта-Кроче. Заказ был одним из многочисленных, сделанных польской колонией, образованной во Флоренции в 1830 г. под руководством Станислава Понятовского и князя Адама Ежи Чарторыйского.
26.
DSC_2474

Погребальный памятник семьи Унгер (Лоренцо Бартолини, ок. 1841-1843)
Гипсовая модель для мраморного памятника в первом клуатре церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Венская певица Каролина Унгер Сабатье, вышедшая замуж за французского филармониста Франсуа Сабатье, заказала эту работу в память о своих родителях. Она изображена в акте возложения кифары на алтарь, что намекает на скорбь, но, возможно, также и на ее решение уйти со сцены в 1843 г. После своего успеха в качестве контральто, с первым исполнением Девятой симфонии Бетховена в 1824 г., Каролина Унгер начала блестящую карьеру в Италии, став популярной главным образом как интерпретатор Россини.
27.
DSC_2477

Памятник Гортензии де Богарне (Фигура Гортензии на коленях; рельефы на основании: Венера и Марс, Благотворительные дела, Смерть во время изгнания) (Лоренцо Бартолини, 1838-1845)
Гипсовая модель для мраморного памятника, установленная в музее Наполеона в Арененберге. Модели соответствуют памятнику Гортензии де Богарне, жене младшего брата Наполеона Луи Бонапарта, умершей в 1837 г. Первоначально расположенная во Франции в церкви Рюэй, скульптура была в 1854 г. заменена другим памятником, выполненным Жаном Огюстом Барре, когда Наполеон III решил перенести ее в Арененберг.
28.
DSC_2483

Памятник Мэри Темпл Боудуин (Лоренцо Бартолини, ок. 1822)
Гипсовая модель, изготовленная для мраморного погребального памятника на Английском кладбище в Ливорно. Страсть к музыке и живописи Мэри Темпл Боудойн, умершей в Пизе в 1821 г., отражена в барельефе кифарой и палитрой, висящей на камне. Модель имеет следы темной окраски, то есть патины, которая использовалась для имитации цвета бронзы и наносилась непосредственно на штукатурку без предварительной основы.
29.
DSC_2486

Молящийся Ангел (Лоренцо Бартолини, ок. 1840-1850)
Гипсовая модель неопознанного памятника. Модель молящегося ангела нельзя с полной уверенностью отнести ни к одной работе Бартолини, хотя стилистически она очень похожа. Возможно, ее следует связать с фигурой Ангела, созданной для памятника в Малаге, а также и с Молящимся Ангелом с чертами девушки, созданным для маркизы Терезы Паллавичини в середине XIX в.
30.
DSC_2488

Памятник Адаму Альберту фон Нейппергу (средняя группа с Эпосом и Гением Смерти; рельеф с профилем генерала для венчающего люнета) (Лоренцо Бартолини, 1829-1841)
Гипсовые модели для мраморного памятника в Санта-Мария-делла-Стекката в Парме. Гипсовые статуи относятся к длительным этапам создания мавзолея, заказанного Марией Луизой Пармской в память о ее втором муже, графе Нейпперг. В 1832 г. первоначальная идея увенчать памятник бюстом Нейпперга в высоком мундире была заменена портретом в профиль. Гипсовая модель этого бюста, в дополнение к другой в героическом стиле, выставлена в этом же зале.
31.
DSC_2489

Амур в засаде (Луиджи Пампалони, 1833)
Гипсовая модель скульптуры из мрамора, ранее принадлежавшей маркизу Козимо де Конти, принцу Тревиньяно. Модель демонстрировалась на ежегодной выставке Академии изящных искусств Флоренции в 1833 г. Архитектор Луи Камбре-Диньи подарил копию Амура критику и коллекционеру Мельхиорре Миссирини, который сделал ее дополнением к «Хлое», гипсовая копия которой выставлена в этом же зале.
32.
DSC_2515

Амур с лебедем (Луиджи Пампалони, после 1834)
Модель, вероятно, была заказана для мраморной скульптуры в фонтане в Санкт-Петербурге и последовала за успехом статуи «Амур в засаде». Она показывает влияние вкуса, который в общем можно назвать эллинистическим, но опосредованно знакомым с произведениями флорентийского раннего Возрождения.
33.
DSC_2517

Множество русских, английских и польских знатных семей заказывали бюсты и медальоны у Лоренцо Бартолини, а также восхитительные портреты младенцев у Луиджи Пампалони. Их избранная европейская клиентура восхищалась обоими скульпторами за известную способность выражать грацию и красоту, добавляя тонкий психологический анализ характера.
34*.
DSC_2447

Большинство статуй и бюстов отображают прически и моду в соответствии с эстетическим вкусом XIX в. В первой половине XIX века во Франции были в моде следующие тенденции: скромный объем прически и простые вертикальные линии, которые определяли женские туники и платья в период неоклассицизма и ампира. Прически почти всегда соответствуют общему стилю моды; решение следовать определенному стилю раскрывает чувствительность, вкус и идеологию, преобладающую в тот исторический момент, который он отражает.
35*.
DSC_2443

В первой половине 1800-х гг. во Франции особую роль стала играть мода на прически, особенно у дам. Размер и объем прически были элементом, который уравновешивал или подчеркивал объем одежды. На примере выставленных бюстов можно отследить основные тенденции и завихрения моды того периода.

Мода в 1796 — 1805 гг.
В период Французской революции самые смелые женщины стригли волосы в стиле древних римлян: короткая прическа а-ля Тит была одним из самых ярких аспектов новой женской фигуры. Женщины освободились от корсетов и обручей, а одежда с высокой талией, опускающаяся чуть ниже бюста, подчеркивала грудь и обнажала руки и ноги. Большинство женщин выстригали волосы вокруг лба и висков, оставшиеся располагали в «случайном беспорядке».

Мода в 1805-1812 гг.
С началом империи Наполеона более короткие волосы, обрамлявшие лицо, превратились в аккуратные и часто симметричные завитки, выходящие из-под диадем, надетых на лоб. Предыдущий клубок заплетенных волос теперь стал более округлым и более аккуратным, удерживаемый на месте дорогими гребнями, которые позволяют модно выскользнуть только случайным завитым локонам. Высокая талия подчеркивает грудь; линия платья немного более жесткая. Шляпки и шляпки становятся неотъемлемыми предметами одежды.
36.
DSC_2513

Мода в 1812-1828 гг.
Короткие завитки вокруг висков становятся более полными и объемными в результате завивки на бумажных валиках в течение ночи. Объем более длинных волос собран выше на голове, даже в асимметричных узлах. С 1827 г. стало официальным возвращение к парикам, тупеям и металлу: волосы стали укладывать в причудливые прически. Начиная с 1820 г. талия в женской одежде начинает медленно «опускаться» к естественной линии, в то время как верхняя часть рукавов и подол юбки становятся более полными.

Мода в 1828-1835 гг.
В 1830 г. прически достигают непредсказуемой и невероятной высоты и формы; прическа «узел Аполлона» вошла в моду после премьеры оперы Россини «Вильгельм Телль» в 1829 г. Она часто представляла собой корзину из косичек, из которой торчали цветы и перья. Пышность рукавов и юбок, раздутых подкладкой и кринолинами, уравновешивалась предельной вертикальностью причесок.

Мода в 1835-1845 гг.
Короткие волосы спереди становятся длиннее, образуя локоны с каждой стороны лица. Первоначально они заканчиваются чуть ниже ушей, но примерно в 1837 г. уже доходят до плеч. Пряди более плоские, оставляющие меньшую голову с косами, собранными в пучок на затылке. Тяжелые волосы падают на шею, приобретая объем по бокам лица. Линии женской фигуры неестественны; огромные каркасы под крошечной затянутой талией поддерживают куполообразную юбку. Такое бесполезное украшение, похоже, стало неотъемлемой частью женственности.
37*.
DSC_2510

Мастерство Лоренцо Бартолини в портретной скульптуре и формальное совершенство его моделей были высоко оценены его английской клиентурой, которая в основном состояла из аристократов с важной политической карьерой и коллекционеров изобразительного искусства. В начале 1820-х гг. было фактически правилом хорошего тона позировать скульптору во время флорентийского этапа Большого тура, следуя примеру лорда Бюргерша, посла Великобритании в Великом герцогстве Тоскана, и его жены Присциллы Энн Уэлсли-Поул, племянницы Артура Уэлсли, первого герцога Веллингтона. Заказ портретов супружеской пары или родственников на отдыхе также сопровождался покупкой мебели для загородных домов и скульптур для частных коллекций произведений искусства, как в случае с престижной коллекцией Девоншира в Чатсворте.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.