Оружейная палата — витрина богатства рыцарей Ордена св. Иоанна. Управляя мальтийскими островами с 1530 по 1798 г., эти рыцари образовали уникальное братство решительных воинов-монахов, которые защищали католическую веру от беспощадных нападений османских турок. Коллекция оружия наглядно показывает, что в ту эпоху броня была не просто средством защиты тела от травм во время боя. Она была также символом статуса и средством показать свое богатство и власть. Трудоемкие и богато украшенные доспехи некоторых рыцарей отражают это явление.
1. Репродукция портрета Великого Магистра Жана Паризо де ла Валлетта, основателя столицы Мальты города Валлетта, написанного французским художником Антуаном де Фавре в 1750-х годах. Оригинал картины можно увидеть в Зале пажей Дворца Великого Магистра.
Небольшое авторское отступление. Когда я начал знакомиться с тематикой, соответствующей посту, то был весьма изумлен обилием вариантов исполнения каждой составляющей доспехов и оружия, и не только их. Они, как оказалось, подвержены моде не хуже гражданской одежды. Терминология, тем более иностранная, также весьма специфична и в обычной жизни практически не встречается. К примеру, спросите кого-то, о чем идет речь в совершенно корректной фразе: «Комплект барда включает в себя шанфрон, критнет, пейтраль, круппер и фланшард». Поэтому рассказывать в тонкостях о каждом запечатленном объекте на фотографии — это совсем уж перегрузить пост информацией, тем более, что для заинтересовавшихся книг по оружейной тематике средних веков в интернете очень много. Но кое о чем я напишу относительно подробно. Если знатоки средневекового вооружения найдут неточности в идентификации и описании отдельных элементов, готов поправить текст.
Великий Магистр Алоф де Виньякур дал жизнь этой великой коллекции оружия и военной амуниции. Коллекция стала гордостью Ордена, когда он перенес ее во дворец Великого Магистра в 1604 г. В то время здесь, помимо богатого украшения сложными трофеями оружия, хранилось достаточно оружия и доспехов для вооружения тысячи солдат. В XVIII в. Оружейная палата была перестроена под магистратуру по приказу Великого Магистра Мануэля Пинту да Фонсека.
2.
Во время французской оккупации Мальты в 1798-1800 гг. часть арсенала была вывезена во Францию в рамках «организованного грабежа художественных сокровищ и исторических сокровищ», совершенного Наполеоном. В конце 1850-х гг. арсенал был восстановлен под личным руководством губернатора Джона Гаспара Ле Маршана, и в 1860 г. он был открыт для публики в качестве музея. Около 1900 г. коллекции брони были каталогизированы сэром Гаем Фрэнсисом Лакингом, который опубликовал книгу под названием «Оружейная палата рыцарей святого Иоанна Иерусалимского».
3.
Во время Второй мировой войны зал, в котором размещался арсенал, был поврежден в ходе воздушной бомбардировки 7 апреля 1942 г. Впоследствии коллекции были перенесены на хранение в подвал дворца Великого Магистра, а потом во дворец Гирдженти. Зал был отремонтирован после войны, и арсенал был вновь открыт в 1948 г. В 1975 г. коллекция была перенесена из своего первоначального местоположения в два помещения бывших конюшен на первом этаже дворца, где и остается сегодня. Оригинальный арсенал был преобразован в зал заседаний парламента Мальты, который использовался в качестве такового с 1976 по 2015 г., пока не было построено открыто новое здание парламента около входа в Валлетту.
4.
Несмотря на то, что сохранилась лишь небольшая часть ее первоначального великолепия, Оружейная палата по-прежнему содержит богатейший исторический материал итальянских, немецких, французских и испанских мастеров из основных производственных оружейных центров Европы и по-прежнему является одной из крупнейших в мире коллекций оружия и доспехов.
5.
Коллекции Оружейной палаты включают в себя:
— доспехи, принадлежащих рыцарям Ордена св. Иоанна, в основном датируемые примерно 1550-1650 гг. К ним относятся личные доспехи Великих Магистров Мартина Гарсеса и Алофа де Виньякура, а также великого полководца Жана-Жака де Верделина;
— множество комплектов боевой брони для обычных солдат, датируемых примерно с 1550 по 1650 г. Они были в основном произведены в Италии, но некоторые изготовлены на Мальте, а также во Франции, Испании или Германии;
— множество огнестрельного оружия, мечей и другого вооружения XVI-XVIII вв. К ним относятся османское вооружение, захваченное во время Великой осады Мальты в 1565 г.;
— несколько орудий и другой артиллерии, которые использовались для оснащения различных укреплений Мальты. Они датируются XV-XVIII вв. Две пушки были извлечены из моря в 1964 г. с затонувшего в результате крушения судна.
В своем рассказе я, несколько бессистемно и не полностью, покажу эту коллекцию доспехов и вооружения. Очень условно своим волюнтаристическим решением разделю все экспонаты музея на доспехи и латы (средства защиты) и оружие (средства нападения), сделав два различных и взаимно дополняющих друг друга поста.
6.
Различные трофеи, отвоеванные у турецкой армии времен Великой осады Мальты 1565 г.
7.
Осадные доспехи
Определенные задачи на войне требовали очень хорошей защиты. Осадные инженеры, саперы и бомбардиры, среди прочих, чьей задачей было копать траншеи и строить полевые оборонительные сооружения и огневые позиции во время осады, регулярно обстреливались из-за своей близости к противнику.
С конца XVI в. и вплоть до XVIII в. была разработана специальная противоударная «Осадная броня», предназначенная главным образом для оснащения специальных подразделений, участвующих в осадных работах. Осадная броня отличалась большим весом и толщиной, а также имела особый дизайн, обеспечивающий максимальную защиту. Обычно она состояла из простого корсета, в основном нагрудника и наспинника и тяжелого шлема типа бургонет. Осадная броня довольно часто была из не самой качественной стали, функционального качества, конечно, не предназначенной для парадов. У шлема обычно был простой округлый корпус с тяжелыми наушами, прикрепленными по бокам. Чаша и науши в большинстве представленных примеров защищены двойными пластинами. Интересно отметить, что некоторые экспонаты имеют «контрольную отметку» — вмятину, полученную контрольной пулей, выпущенной на заданном расстоянии, как доказательство прочности броневой плиты. Носить эту необычайно тяжелую и громоздкую броню было очень неудобно, однако, поскольку мобильность не была приоритетом при работе в таких опасных ситуациях, безопасности и некоторой гарантии выживания уделялось должное внимание.
8.
Бургонеты и падающий буффе
Бургонет был типом легкого шлема с открытым лицом, который носила пехота; также он пользовался популярностью у легкой кавалерии в качестве альтернативы тесному шлему. Он широко применялся в Европе с 1520 по начало 1600-х гг. Этот тип шлема заметно выделяется на картинах Великой осады Мальты, написанных Маттео Д’Алеччио. Бургонет состоял из гребенчатого полусферического корпуса, снабженного козырьком на лбу, шейным щитком и шарнирными нащечниками. Ранние и более качественные бургонеты обычно изготавливались из одного листа металла. Более поздние модели были сделаны из двух соединяющихся половинок, которые затем были скреплены вдоль гребня. Интересным вариантом бургонета был бургонет-морион, единственный пример которого также показан на этом стенде. У этого особенного стиля был корпус миндалевидного дизайна, заканчивающийся тульей с заостренным острием и хвостом, как в современном остроконечном испанском кабассете.
9.
Бургонет часто носили с буффом (наподбородником). Это была защита в форме подбородка для нижней части лица, включающая пластину горжета. Это был отдельный кусок доспеха, который крепился к шлему с помощью выступов по бокам и застегивался ремешком на шее. Популярной формой буффа был «падающий буфф» (откидной наподбородник), изготавливаемый из нескольких пластин, удерживаемых пружинными защелками или шипами, и сочлененных с помощью скользящих заклепок. Отпускание пластин позволяло лучше дышать и видеть. Добавление буффа или падающего буффа давало солдату, носящему бургонет, такую же защиту, как и тесный шлем.
10.
Комплект доспехов французского или испанского производства изготовлен около 1625 г. Состоит из нагрудника и наспинника, наплечников с полной защитой рук с шарнирными пластинами во внутреннем изгибе локтя, полной отделкой, большими ламинированными тонами, горжетом и закрытым шлемом. Украшение доспехов незатейливое, с простыми позолоченными полосами, хотя первоначальный цвет поверхности был голубого и золотого цвета. При реставрации доспехи были очищены и покрыты тонированным защитным лаком.
11.
Коллекция шлемов типа кабассет.
12.
Различные типы шлемов
13.
Комплект доспехов Великого Магистра Алофа де Виньякура
Эти доспехи выполнены по итальянской моде и, по всей вероятности, их создал миланский оружейник Джеронимо Спачини. Они состоят из нагрудника и наспинника, полных рук и полукруглых наплечников, на которых изображены ламинированные пластины в изгибе рук, горжета, закрытого шлема, набедренных щитков, наколенников, наголенников, сабатонов и доспехов, защищающих поясницу. Сопровождение костюма доспехов — круглый баклер, шанфрон и укрепляющая пластина для левого плеча.
Художественное оформление доспехов чрезвычайно богато. В центре нагрудника выгравирована фигура Рыцаря св. Иоанна, внизу которой изображены флер-де-лис, в то время как на баклере выгравирована и позолочена, инкрустирован серебром герб семьи Виньякур. В этой витрине также показаны детали из сапинговой брони, изготовленной для Великого Магистра Алофа де Виньякура, состоящей из круглого щита. нагрудника и заднего щитка, горжета, шапели, набедренных щитков и наплечников.
14.
Шанфрон, Италия, ок. 1590 г.
Этот шанфрон (защита головы лошади) состоит из основной пластины с ушными вкладышами и имеет прикрепленный на петлях криньер (защиту гривы). К основной пластине прикреплены рог единорога и держатель плюмажа. Шанфрон украшен полосами с изображением военных трофеев и усеян заклепками с медными головками. Вариант шанфрона, закрывающий только верхнюю часть головы лошади, стал популярным в середине XVI в.
15.
Эта полная кавалерийская броня является довольно редким примером, на котором имеется печать ее оружейника — крошечный замок.
16.
Ко времени Великой осады 1565 г. талия в доспехах сохранялась только на длинной форме нагрудника, а типичный нагрудник имел резко выступающий центральный гребень. После 1560 г. линия талии стала более V-образной и становилась все более заметной, следуя современной гражданской моде. Становясь более выраженной, она превратилась в пансерон. Художественное оформление доспехов теперь наносилось на доспехи обычно более высокого качества и, как правило, состояло из полос травленого орнамента, чаще всего, из непрозрачной завитой листвы или гротесков. Это раннее украшение было довольно сдержанным по сравнению с более динамичным, смелым украшением конца XVI в.
17.
18.
Офицер армии ордена св. Иоанна времен конца XVI в.
19.
Интересное украшение нагрудника доспехов в виде вытравленного и позолоченного медальона. Судя по рисунку гравировки, горжет и тарджет входили в тот же комплект защиты.
20.
В этой витрине представлены оружие и доспехи середины XVI в., которые обычно использовались в период Великой осады Мальты. Наряду с разнообразием доспехов, представлен выбор нормального типа надежного, функционального оружия для вооружения рыцарей и солдат. Здесь можно увидеть более тонкую, украшенную броню, которую использовали рыцари, а также более простую серийную броню, изготавливаемую для обычных войск.
21.
22.
23.
Доспехи Великого Магистра Жана Паризо де ла Валлетта
Нагрудник и наспинник с ламинированной шиной внизу. Они украшены тремя широкими вертикальными полосами, на которых в центре изображена фигура св. Иоанна и Агнца, с надписью ECCE AGNUS DEI (Вот Агнец Божий), а внизу — герб Великого Магистра Жана Паризо де ла Валлетта. Доспехи, в том числе буфф, изготовлены в Италии около 1560 г.
24.
По некоторым данным, эти полные доспехи сделаны для Великого Командора Жана Жака де Верделина. Этот комплект доспехов художественно оформлен широкими полосами и круглыми панно с запечатленными на них романскими головами, трофеями оружия, полосами с орнаментом в виде завитков на белом или осветленном поле. Доспехи имеют итальянское происхождение, изготовлены около 1580 г., вероятно, мастером Люсио Пичинино из Милана.
25.
Первая половина XVI в. была последним периодом, когда в бою носили полную броню. При этом появился новый стиль легкой брони, специально разработанный для общего использования более подвижной пехотой и легкой кавалерией, типичной для того периода. Оружейные центры Европы производили большое количество недорогой амуниции, которая хорошо соответствовала растущему спросу. Естественно, более старые стили брони продолжали развиваться, и постепенно переходили к более обтекаемой версии.
26.
Костюм брони, который, как говорят, носил Великий Магистр Мартино Гарсес, является лучшим с точки зрения оружейного искусства в коллекции Оружейной палаты. Вполне возможно, что он мог быть его собственностью, поскольку, за исключением доспехов Виньякурта, принадлежал владельцу, первоначально заказавшему его. Доспехи изготовлены в Германии около 1560 г., вероятно, оружейником Вольфгангом Гроссшеделем.
27.
Половинный костюм миланских доспехов, около 1590 г.
Этот доспех миланского производства выполнен в соответствии с тенденциям моды конца XVI в. Он состоит из нагрудника в форме пансерона, наспинника, полной защиты рук с наплечниками, коротких наборов защиты кистей, перчаток без пальцев, горжета, шлема типа кабассет и круглого тарджета или баклера. Вся поверхность костюма разделена на полосы, украшенные узором, полученным травлением в азотной кислоте по ранее позолоченной подложке. В центре нагрудника находится овальная панель с надписью POMPE, вероятно, подпись производителя, Pompeo della Chiesa, ок. 1590 г., а на задней панели виден медальон с изображением Гая Муция Сцеволы перед Ларсом Порсенной. На наплечниках изображены рельефы в виде львиных голов. Этот костюм, хотя и эффектный в оформлении, демонстрирует упадок в оружейном искусстве, поскольку можно заметить, что набедренные щитки, хотя и внешне состоящие как бы из 11 отдельных пластин, на самом деле тиснены из одного куска металла: обман, широко распространенный в XVII в.
28.
Варианты миланских доспехов различных годов изготовления.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
Отдельные элементы доспехов (нагрудники, наплечники, горжет, налокотники)
38.
Представленная здесь группа нагрудников и наспинников отражает тип ранних доспехов, характерный для начала и середины XVI в. Нагрудные пластины имеют слегка шаровидную форму, обычно используемую в тот период; некоторые из нагрудных пластин имеют многослойную шину в основании. Как правило, к концу XVI в. их использование было менее распространено. Ярко выраженный стиль пансерона, столь модный в конце 1500-х и в начале 1600-х гг., еще не очевиден, а богатое украшение еще не было обязательным. Как видно из экспонатов, украшение гравировкой, которое должно было стать более смелым и обильным в последующие годы, здесь более тонкое и сдержанное.
39.
Примеры ранних шинной защиты доспехов. Здесь показана типичная форма шинной защиты нагрудника с подвижными клиньями на проймах для дополнительной защиты. Эти нагрудники имели узкую подвижную талию или шину в основании. Эта особенность дала лучшим качественным доспехам относительную степень гибкости, и нет ничего необычного в том, что периодически встречаются нагрудники, оснащенные более чем одной шарнирной пластиной для большей простоты движений. В основании нагрудника была латная юбка, к которой пряжками прикреплялись шарнирно защищенные бедра. На ранних вариантах края шин часто были художественно профилированы.
40.
Наряду с закругленным нагрудником, итальянцы также использовали довольно уплощенную форму с небольшим центральным выступом. На этом стенде представлен более ранний стиль доспехов, характерный для начала XVI в., который напоминает крепкие, округлые формы итальянских доспехов XV в. Эти нагрудники часто снабжены подвижными шинами у основания. В 1540-х годах нагрудник заметно удлиняется, а линия талии становится более центральной. Хотя им не хватает экстравагантного орнамента, нанесенного на более поздние доспехи, они обладают сдержанной красотой из-за их мощной формы и сильных, но изящных линий.
41.
Кольчужная рубашка, или хауберк. Европа, XV в.
Европейская кольчуга неизменно состояла из колец, расположенных так, что через каждое из них было связано четыре других кольца. Кольца всегда бывают одного из двух типов: клепаные, то есть изготовленные из короткой проволоки с концами, сплющенными, перекрывающимися и соединенными заклепкой, или сплошные, то есть изготовленные без соединения.
Эта кольчуга имеет чередующиеся ряды сплошных и клепаных колец, что не было обычным явлением после 1400 г. При ближайшем рассмотрении выясняется, что в этом случае использовались двойные заклепки. Кольчуга, как правило, играла второстепенную роль в броне и к XVI в. использовалась в Западной Европе, в основном, в качестве подкладки. Однако в Восточной Европе и на Ближнем Востоке кольчуга часто служила главной защитой воина до конца XVII в.
42.
Налокотники. Германия, начало XVI в. Эти налокотники, по-видимому, были немного доработаны, чтобы соответствовать более поздней моде, однако, очевидно, они происходят от ранних доспехов в рифленом немецком стиле XV и начала XVI в. К концу XV в. немецкие оружейники разработали стиль, отчетливо отличающийся от закругленных итальянских доспехов с гладкой поверхностью. Вся броня приобрела более угловатый, остроконечный вид с тиснеными ребрами жесткости на большей части брони. Этот стиль позже стал довольно распространился и сегодня называется «готическим». Готические доспехи производились в основном в главных немецких центрах брони: Инсбруке, Аугсбурге и Нюрнберге.
Корпус итальянского салада имеет тонко сформированную корону, отделанную низким гребнем, в котором сохраняются следы нежного орнаментального рисунка листьев аканта. Задняя часть корпуса изящно изогнута, образуя защиту для шеи. Глубокий козырек имеет форму сильфона с дыхательными отверстиями. Этот прекрасный и редкий салад типичен для рыцарского шлема Италии и почти всей христианской Европы в течение XV и начала XVI в., позднее он постепенно уступил место более совершенным формам плотного шлема. Этот стиль салада часто изображается на картинах Боттичелли, Беллини и Джорджоне.
Горжет (Италия, ок. 1520-1530 г.) был частью старинных доспехов, представляя собой стальной воротник для защиты шеи и горла, и предназначался для защиты от мечей и других видов холодного оружия. Большинство средневековых горжетов были простыми щитками для защиты шеи, которые носили под нагрудником и наспинником. Эти пластины поддерживали вес носимой на них брони и зачастую были оборудованы ремнями для крепления других частей доспехов.
43.
Редко встречаемая броня типа Бригандина. Бригандина использовалась с XIV в. и была дорогой в изготовлении, поэтому была доступна только феодалам. Это была очень гибкая защита корпуса, построенная из небольших перекрывающихся стальных пластин, наклепанных под суконную или стёганую льняную основу. Основа рыцарских бригантин нередко покрывалась бархатом или другими дорогими и красивыми тканями, иногда с гербами, а заклёпкам придавалась декоративная форма, головки их часто золотили.
44. Бригандина со шлемом типа барбют
45. Бригандина со шлемом типа кабассет
Другой взгляд на коллекцию брони Оружейной палаты Валлетты.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.