В этой части речь пойдет о часовнях и прочих достопримечательностях, расположенных в главном алтаре и по правую сторону нефа. Боковые часовни были закреплены за различными лангами согласно их старшинству. Благодаря стремлению рыцарей богато украсить свои часовни, интерьер церкви превратился в уникальный образец искусства барокко. В квадратных скобках будут указываться ссылки на номера позиций в соответствии с планом собора Иоанна Крестителя.
1.
Святилище и главный престол [10]
Главный престол — центральный элемент церкви. Его украшают дары Великих Магистров и других рыцарей. Святилище претерпело изменения согласно требованиям Тридентской литургической реформы. В частности, главный престол был приподнят так, чтобы его видели все прихожане.
2.
Главный алтарь, шедевр барочного искусства, был преподнесен в дар собору Великим Магистром Грегорио Карафа в 1685 г.
3.
В верхней части алтаря на ярко голубом фоне из лазурита Вы можете увидеть символы четырёх евангелистов, а также ключи, как символ св. Петра, и книгу и меч — атрибуты св. Апостола Павла. В центре изображена сцена Тайной Вечери. Все элементы центрального мотива изготовлены из позолоченной бронзы на лазуритовом фоне.
4*.
За алтарём видна скульптурная композиция "Крещение Иисуса Христа Иоанном Крестителем", установленная в 1703 г. Автор этого шедевра — очень известный итальянский скульптор Джузеппе Мацуоли. Внутреннее напряжение наполняет каждую частицу мрамора композиции. Скульптор выразил в камне не только состояние героев, но и действие, из которого выхвачено краткое мгновение. Эта работа отличается изысканностью силуэтов и тонкостью обработки мрамора, что очень характерно для стиля высокого барокко.
5.
Перед алтарём висит серебряная лампада, поддерживаемая двумя ангелами — великолепный пример стиля барокко, символизирующий величие рыцарского Ордена на протяжении XVII в. Эта лампада была подарена племянником папы Климента X рыцарем Винченцо Роспильози в 1669 г.
6.
В святилище справа и слева установлены прекрасные резные с позолотой деревянные хоры.
7.
Над хорами возвышаются два органа.
8.
В усыпальнице под алтарём захоронены первые двенадцать Великих Магистров, возглавлявших орден на Мальте. Монумент Жана де ла Кассьера, в правление которого был построен этот Собор, символично расположен прямо под главным алтарём. В мое посещение доступ в усыпальницу был закрыт.
9.
10.
Часовня Богоматери Филермской [11]
Часовня с южной стороны церкви посвящена Богоматери и была первой часовней, получившей особую преданность. Внутрь можно войти только для молитвы. В часовне ранее хранилась икона Богоматери Филермской, по преданию созданная в 46 г. апостолом Лукой. Эта икона почиталась чудотворной и привлекала великую преданность, особенно перед битвами, когда рыцари собирались, чтобы помолиться о заступничестве Богоматери. По возвращении победоносные рыцари опять собирались в этой часовне, чтобы вознести благодарность и передать Богоматери ключи от завоеванных крепостей. Здесь и по сей день хранятся ключи от крепостей Лепанто и Патры. Сегодня в часовне находится икона, изображающая Богородицу из Ланчано, известную под названием "Богоматерь Карафская". Икона расположена на заалтарной перегородке, сделанной из драгоценных сортов мрамора в период правления Великого Магистра Жана Поля Ласкариса, чей герб можно видеть над алтарем.
11.
Внутреннее святилище отгорожено серебряными воротами, установленными в 1752 г. Два знатных рыцаря Бальи Гулиелмо де ла Салле и Бальи Франческо Роверо ди Гуарена на деньги, унаследованные ими, преподнесли Собору этот бесценный дар. Барельефы создавались поэтапно в период с 1645 по 1660 г. и украшены мотивами, имеющими глубокое символическое значение. Часть символов связана с непорочным зачатием Девы Марии и пониманием Ее Вечной Славы.
12.
Часовня ланга Овернь [12]
Часовня Овернского ланга посвящена св. Себастьяну. Все стены капеллы покрыты позолоченной резьбой в виде цветочных гирлянд, символизирующих процветание Ордена. Слева от алтаря находится монумент Великого магистра Анне де Клермон-Жессан, созданный из белого мрамора в стиле раннего барокко. В нише бюст Великого магистра, в основании которого птица, вылетевшая из фамильного герба Жан-Жака де Верделин, который, исполнив волю Великого магистра, оплатил создание этого монумента.
13.
Дельфин в короне является символом ланга Оверни. Великолепные украшения этой капеллы были созданы благодаря финансовой поддержке очень набожного рыцаря Жана де ла Бом де Форса.
14.
На картине над алтарем изображена мученическая смерть святого, когда он был связан и пронзен стрелами. Картина XVII в., возможно кисти художника Луки Гарнье, работавшего в то время. На художника точно оказали влияние маньеризм и техника Караваджо "кьяроскуро". Украшение вокруг алтаря датируется 1640 г. и является одним из самых старых сохранившихся в соборе, так как многие другие были заменены в XVII и XVIII в. Обращают внимание витые колонны, вошедшие в моду после того, как Бернини использовал их при создании балдахина над алтарем в базилике св. Петра в Ватикане.
15.
Оба люнета в этой часовне созданы Джузеппе д'Арена, художником, на которого огромное влияние оказало творчество Маттиа Прети и стиль высокого барокко. На люнетах изображены сцены из жизни святого. Справа — "Св. Себастьян преклоняется перед папой римским Гаем" и слева — "Мученичество св. Себастьяна".
16.
17.
Часовня ланга Арагон [13]
Величественная и богато украшенная капелла посвящена св. Георгию, покровителю рыцарей Арагона. В ланг Арагона также входили приораты Каталонии и Наварры. Это одна из самых богато убранных часовен в церкви.
18.
19.
20.
Мраморный алтарь и его обрамление претерпели изменения в XVIII в. во время правления Великого Магистра Раймона Депюи. Его рельефный портрет украшает основание мраморных колонн. Заалтарный образ — это не только первая работа Маттиа Прети в соборе, но и одна из самых лучших его работ. Богатство тональных оттенков и яркая палитра красок характеризуют стиль Маттиа Прети и высокое барокко конца XVII в. Св. Георгий на белом коне, только что убивший дракона, олицетворяет добро, мужество и благородство. Ангел в верхнем левом углу картины держит в руках флаг Арагона.
21.
Люнеты этой капеллы также расписаны Маттиа Прети сценами из жизни св. Лаврентия. Слева — " Мученичество св. Лаврентия ", приговорённого к сожжению на костре. Справа — "Встреча св. Лаврентия и Папы Римского Сикста III". Под люнетами висят ещё две картины. Слева — "Св. Франциск Ксаверий". Справа — "Св. Фирмин — покровитель Наварры".
22.
23.
24.
В Капелле Арагона находятся захоронения четырех Великих Магистров ордена госпитальеров. Ближе к алтарю слева расположен монумент Великого Магистра Мартина де Редена, правившего орденом с 1657 по 1660 г.
25.
Напротив установлен монумент Великого Магистра Рафаэля Котонер, возглавлявшего Орден с 1660 по 1663 г. Оба монумента очень скромны и выполнены в консервативной манере.
26.
После смерти Рафаэля Котонер, его сменил на этом высоком посту родной брат Никола. Монумент этого Великого Магистра слева от наружной арки часовни. Бронзовый бюст Никола Котонер окружен богатыми военными трофями. Его взгляд устремлён в центр храма, взгляд человека, преданного христианской вере. Мраморный постамент опирается на фигуры двух полуобнажённых рабов, что символизирует верховную власть Ордена над Азией и Африкой. За головой Коттонера мраморная пирамида, по обе стороны которой изображены парящие ангелы, один из них держит в руках герб Великого Магистра. В отличие от своего брата, Николас Коттонер возглавлял орден в течение 17 лет и в момент его правления было проведено основное украшение Собора.
27.
Обратите внимание на хлопок — символ семьи Коттонер — как на гербе, так и на стенах капелл.
28.
Ещё один монумент в капелле посвящён Великому Магистру Рамону Перельосу и Роккафуль, который правил Орденом с 1697 по 1720 г. Сочетание элегантного дизайна и монументальных размеров памятника делают его одним из самых величественных в соборе. Итальянский скульптор Джузеппе Мацуоли украсил саркофаг двумя аллегориями: милосердия — в виде женщины, кормящей младенца, и правосудия — в виде женщины с весами в руке. Между ними маленький ангел с пучком прутьев ликтора в руках символизирует верховную власть. Бюст самого Великого Магистра возвышается над этой композицией. И венцом всего монумента является фамильный герб Рамона Переллос с грушами — символом его семьи.
29.
В капелле хранились многие ценные реликвии рыцарей, в том числе десница св. Георгия, фрагмент Креста Господня и тело св. Фиделия мученика, которое до сих пор находится под алтарём капеллы. Выделяется небольшая дверка табернакля, на которой "Св. Викентий Феррер держит миниатюрный портрет Великого Магистра Рамона Перельос".
30.
Атриум перед захоронением рыцарей [14]
Согласно надписи на барельефе над карнизом, Орас Блакас, бэйлиф приората Тулузы, оплатил украшение этой части церкви в XVII в.
31.
Узоры в виде его фамильного герба представлены в позолоте на стенах атриума.
32.
Через атриум можно попасть во внутренний двор церкви, где находится обелиск над захоронением рыцарей, героически погибших во время Великой осады 1565 г. Однако во время моего посещения вход во внутренний двор был закрыт.
33. Проход между боковыми часовнями
Часовня ланга Кастилии, Леона и Португалии [15]
Часовня Кастильского, Леонского и Португальского ланга посвящена св. Иакову — покровителю Испании. Настенные барельефы с позолотой были заказаны в 1661 г.
34.
Алтарная картина "Св. Иаков Старший", еще одна работа Маттиа Прети, изображает этого святого самым эстетически приятным образом, его теплые цвета и изысканное мастерство делают его шедевром искусства барокко. На груди св. Иаков носит раковину гребешка. Это атрибут паломников, которые посещают его храм.
35.
Люнеты украшены картинами "Св. Иаков, стоящий на коленях у ног Девы Марии Пилар", а на другой — "Св. Иаков, изгоняющий мавров из Испании". Оба люнета также принадлежат кисти Маттиа Прети.
36.
В этой часовне похоронены два Великих Магистра. Слева от алтаря находится памятник португальскому дворянину Великому Магистру Антонио Маноэлю де Вильена, правившему с 1722 по 1736 г. Памятник создан известным флорентийским скульптором Массимилиано Солдани Бенци. Памятник представляет собой смесь бронзы и зеленого мрамора и украшен ангелами. На верхней части ангел славы дует в трубу, а херувим держит плащ смерти. Четыре молодых человека сидят на саркофаге, оплакивая смерть Великого Магистра. В центре саркофага находится рельеф, на котором изображен сам Великий Магистр с планами форта Маноэль, который он приказал построить и который до сих пор носит его имя.
Памятник в честь Великого Магистра Мануэля Пинто да Фонсека находится слева от арки, ведущей к нефу. Это простое, но элегантное выражение с ноткой неоклассической сдержанности, которое мало что говорит о Великом Магистре, который оказался одним из самых ярких правителей. Он объявил себя принцем Мальты и первым принял закрытую корону, которую вы можете увидеть на его гербе в нижней части памятника. Саркофаг отделан драгоценными камнями и украшен мозаичным портретом Великого Магистра Пинто. На вершине лежит ангел славы, великолепный образец из чистого белого мрамора.
37.
Проход в Ораторий [16]
Перед входом в ораторий обращает на себя внимание большой деревянный крест на стене.
38.
39.
В 1532 г. в старой церкви в Биргу произошёл сильный пожар, было утрачено огромное количество ценностей и сокровищ Ордена, в том числе и огромный деревянный крест. По заказу рыцарей итальянский художник Полидоро да Караваджо создал новое, впечатляющее своими размерами и при этом очень выразительное распятие Иисуса Христа.
40.
Ящик для реликвий под крестом.
41.
Пара интересных настенных могильных плит у выхода из собора.
42.
43.
В этом рассказе (также как и в остальных частях) частично использовалась текстовая составляющая с официального сайта собора св. Иоанна. Должен отметить высочайшее качество контента сайта. Там же выложены высококачественные круговые панорамные съемки важнейших частей собора, настоятельно рекомендую их посмотреть. Почти вся информация доступна в том числе на русском языке. Честь и хвала создателям сайта! И огромное спасибо за их титанический труд!
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.