Собор св. Иоанна Крестителя в Валлетте имеет статус со-кафедрального, а главный кафедральный собор Мальты находится в древней столице Мдине — собор св. Павла. Св. Иоанн Креститель является небесным покровителем Мальтийского Ордена Госпитальеров.
1.
Строительство церкви было начато в 1572 г. по распоряжению Великого Магистра Жана де Ла Кассьера и по проекту знаменитого мальтийского военного архитектора Джираломо Кассара. Со-кафедральный собор посвящён св. Иоанну Крестителю — покровителю Ордена и является уникальным историческим памятником международного значения [35.8976808N 14.512623E]. Строительство Собора было завершено в 1577 г.
2. Праздничная процессия, посвященная св. Иоанну Крестителю.
Внешний вид собора построен в стиле маньеризма, типичного для его архитектора Джироламо Кассара. Его фасад довольно прост, но пропорционален и ограничен двумя большими колокольнями.
3.
Дверной проем окружен дорическими колоннами, поддерживающими открытый балкон, с которого Великий магистр обращался к людям в важных случаях. По сторонам от главного портала вмонтированы две пустые ниши. Ниши и колонны — это разрыв с остальной частью внешней архитектуры маньеризма.
4*.
В целом, внешний вид довольно строг и напоминает крепость, отражающую как стиль Кассара как военного инженера, так и боевой дух Ордена в годы после Великой осады Мальты в 1565 г. На правой колокольне установлены весьма необычные часы с тремя циферблатами. На них отображаются часы, минуты, день недели и число месяца (от 1 до 31).
5.
Бронзовый образ Иисуса Христа был заказан болонскому скульптору Алессандро Альгарди, работающему в Риме, за счет рыцаря Фра Алессандро Замбеккари. Статуя датируется 1639 г. и сначала была установлена в большой отдельно стоящей нише в Великой гавани Мальты. Первоначально бронзовый образ был больше: Христос держал земной шар в одной руке, а другой благословляя тех, кто прибыл и покинул Великую Гавань. В XVIII в. скульптура была модифицирована и размещена на фронтоне фасада церкви св. Иоанна.
6.
Вход в собор осуществляется через боковой вход со стороны площади Великой осады.
7.
В центре площади установлен монумент, посвященный Великой осаде Мальты в 1565 г. [35.8980295N 14.5125157E] Памятник Великой Осады был создан известным мальтийским скульптором Антонио Шортино в 1926 г. и открыт 8 мая 1927 г. Монумент состоит из трех бронзовых фигур, стоящих на гранитном основании и символизирующих Веру, Доблесть и Цивилизацию.
8.
Неподалеку от бокового входа в собор установлен бюст папы римского Пия V. Наибольшим успехом Пия V было создание Священной антитурецкой лиги, армада которой, состоящая из союзных венецианских и испанских кораблей, разбила в ходе битвы при Лепанто флот султана Селима II.
9.
Вход в собор
10.
Для дальнейшего рассказа более удобным будет использование плана собора. В дальнейшем я буду ссылаться на нумерацию именно по этому плану.
11.
Войдя в дверь, можно купить билеты. Здесь же дежурит персонал, готовый предложить помощь. В оформлении как этого помещения, так и всей церкви, использовалось бесчисленное количество изображений мальтийского креста. У меня сложилось впечатление, что этих восьмиконечных крестов в общей сложности можно найти несколько тысяч.
12.
13. Традиционно католики при входе в храм окунают пальцы в кропильницу со святой водой и крестятся.
Неф [1]
В XVII в. с появлением в искусстве стиля барокко, Великий Магистр Никола Котоне распорядился реставрировать и украсить интерьер церкви. Рыцари были готовы соперничать с самыми богатыми и знаменитыми церквями Рима, что отражало яркий и демонстративный характер той эпохи. Они жертвовали для церкви подарки высокой художественной ценности и старались обогатить её лучшими произведениями искусства.
14.
Известный художник из Калабрии Маттиа Прети был приглашён на Мальту для работы по превращению интерьера собора в триумф стиля барокко. В поразительном контрасте между аскетичной скромностью фасада церкви и празднично-барочного интерьера заключается уникальность этого историко-архитектурного памятника.
15*.
Неф длиной 53 м и шириной 15 м, по обе стороны к нему примыкают боковые пределы-часовни. Часовни принадлежали различным лангам ордена госпитальеров по старшинству. французский, итальянский и ланг Арагона, будучи самыми выдающимися, были размещены ближе к главному алтарю.
16*.
Между боковыми часовнями имеется узкие проходы.
17.
После Контрреформации интерьер собора был богато украшен преимущественно в барочном стиле, характерном для семнадцатого столетия. Его броский и эффектный облик создан за счет использования богатых материалов.
18*. Вид на неф со стороны главного алтаря. Над дверями виден большой балкон, доступный для посещения туристами.
Самым значительным после украшения свода дополнением, превратившим церковь в симфонию барочного великолепия, стало создание настенных барельефов. Простые стены нефа и часовен были украшены затейливыми мотивами, характерными для барочных орнаментов, превратив их в буйство богато позолоченной листвы, цветов, ангелов и всевозможных символов триумфа. Пилястры, поддерживающие центральный неф, облицованы прекраснейшим зеленым мрамором и увенчаны гербами Великого Магистра Никола Котоне.
19*.
20. Богато украшенная резная кафедра органично вписалась в интерьер церкви.
21. Мраморная крестильная купель.
Уникальны инкрустированные мрамором надгробные плиты на полу собора св. Иоанна. Весь пол нефа, часовен и оратория покрыт надгробными плитами. Они увековечивают память славных рыцарей Ордена. Все надгробия изобилуют надписями о триумфе, славе, победе и смерти. Символы, как церковные, так и мирские, составляют яркий визуальный язык цвета и дизайна. Один из самых популярных символов — изображение смерти в виде скелета, часто с косой и песочными часами, символизирующими течение времени. Популярным символом также является ангел славы, которого часто изображали трубящим в трубу в честь усопшего. Каждая надгробная плита изготовлена по оригинальному дизайну и инкрустирована разноцветной мраморной мозаикой. Они относятся к продолжительному периоду времени — от начала XVII до конца XVIII в. Список захоронений в соборе включает 405 записей!
22*.
Свод главного нефа собора [5]
Главной задачей знаменитого итальянского художника Маттиа Прети, приглашённого Великим Магистром Мартином де Реденом в 1660 г. на Мальту, была роспись свода собора. Именитый автор отказался от общепринятой в то время техники фресок и использования красок на водной основе, заменив это непосредственным нанесением масляных красок на камень.
23*.
В полукруглом люнете над главным входом в храм Маттиа Прети изобразил аллегорию Ордена в образе Минервы — богини войны и мудрости, сокрушающей турецких рабов. Справа и слева от центра два Великих Магистров Рафаэля и Никола Котоне, на чьи пожертвования было проведено основное украшение Собора. Здесь же можно видеть рыцарей, погибающих на полях сражений, и ангелов, спускающихся с небес с пальмовой ветвью в руках — символом мученической смерти.
24.
В течение шести лет расписывал художник свод Собора. Он разделил его на шесть полукольцевых ниш и каждую из ниш на три части, в которых изобразил сцены из жизни Иоанна Крестителя. Отсчет ниш ведется от входа.
25*.
Слева от главного входа в храм начало этого повествования. Священник Захария, отец Иоанна Крестителя, получает весть от ангела.
26*.
Справа от алтаря, в самой дальней части свода можно видеть момент смерти Иоанна Крестителя.
27*.
Первая ниша: Священник Захария получает весть от ангела; Мария посещает Елизавету — мать Иоанна Крестителя; Рождение Иоанна Предтечи.
Вторая ниша: Иоанн в пустыне; Елизавета молится в сопровождении двух ангелов; Иоанн узнаёт в Иисусе Мессию.
Третья ниша: Иоанн проповедует в пустыне; Благословление Бога-Отца; Крещение Иисуса.
28*.
Четвёртая ниша: Священники допрашивают Иоанна; Иоанн кидает монету охранникам; Креститель арестован по указу Ирода.
Пятая ниша: Иоанн обвиняет Ирода в безнравственности; Саломея держит голову Иоанна Крестителя на блюде; Иоанн направляет к Иисусу двух апостолов.
Шестая ниша: Саломея танцует перед Иродом; Группа ангелов; Усекновение головы Иоанна Крестителя.
29*.
В апсиде за центральным алтарём Иоанн Креститель с флагом Ордена в руках предстаёт пред Создателем в сопровождении Иисуса Христа.
30.
С балкона над входом открывается прекрасный вид на неф собора.
31.
33.
В этом рассказе (также как и в остальных частях) частично использовалась текстовая составляющая с официального сайта собора св. Иоанна. Должен отметить высочайшее качество контента сайта. Там же выложены высококачественные круговые панорамные съемки важнейших частей собора, настоятельно рекомендую их посмотреть. Почти вся информация доступна в том числе на русском языке. Честь и хвала создателям сайта! И огромное спасибо за их титанический труд!
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.