Согласно преданию, изначально на месте собора находился дворец Публия, римского правителя Мелиты, который приветствовал апостола Павла, потерпевшего кораблекрушение на берегах Мальтийского архипелага. На самом деле, апостол, как римский гражданин, после проповеди в Иудее, будучи заключенным в тюрьму в Кесарии, в 58 г. н.э. был передан прокуратором Порцием Фестом для отправки в Рим и прохождения процесса о ереси перед императором Нероном. После кораблекрушения св. Павел нашел убежище в пещере, известной теперь как катакомбы св. Павла в Рабате. При спасении от опасности и случайной остановке в пути, короткое пребывание апостола ознаменовали другие необъяснимые события, среди них укус гадюки без дальнейших серьезных последствий. В повествовании евангелиста Луки в Деяниях Апостолов Павел упоминается как целитель отца Публия, страдающего лихорадкой и дизентерией, и многих других больных на острове. Эти события лежат в основе великой веры, которая привела население к обращению в христианство, вплоть до того, что сам Публий стал горячим последователем религии и в итоге первым епископом Мальты.
1.
Первый храм на этом месте, посвященный Пресвятой Богородице, был разрушен в 870 г. с разграблением мест поклонения после нашествия Аглабидов. После нормандского завоевания в 1091 г. на мальтийских островах было восстановлено христианство. Полуразрушенный первобытный собор был перестроен в романо-готическом стиле и посвящен св. Павлу. Храмовые сооружения были впервые расширены в 1420 г. Своды с изображениями эпизодов Ветхого и Нового Заветов расписывает сицилийский живописец. В 1679 г. епископ Мигель Иеронимо де Молина и Арагонес и глава собора решили модернизировать средневековый хор и апсиду в стиле барокко, доверив проектирование и надзор за строительством архитектору Лоренцо Гафа.
2. Старый собор Мдины, изображенный на фреске во дворце Великого Магистра в Валлетте
В ходе серии землетрясений в Валь-ди-Ното в 1693 г., затронувшей большую часть Восточной Сицилии и бассейна Средиземного моря, храм был серьезно поврежден и 11 апреля 1693 г. было принято решение перестроить его в стиле барокко, снова назначив руководителем проекта Лоренцо Гафа. Хор и ризница, избежавшие разрушения, были интегрированы в новое строительство. Работы начались в 1696 г. и почти полностью завершены в 1702 г. Торжественное освящение под председательством епископа Давида Кокко Палмери состоялось 8 октября 1702 г. Строительство комплекса было завершено 24 октября 1705 г. окончанием строительства купола. В 1720 г. некоторые средневековые дома возле церкви были снесены для постройки Епископского дворца, Семинарии (сегодня это Соборный музей) и площади перед ним. При землетрясении 26 февраля 1743 г. фонарь обрушился, но в 1747 году его быстро восстановили.
3.
Политическое и экономическое превосходство Валлетты над всеми мальтийскими городами, а также значительное влияние Великих магистров Ордена рыцарей-госпитальеров в римской курии привели к тому, что титул кафедрального собора был разделен с собором Святого Иоанна в Валетте. Здание храма снова было повреждено при землетрясении 12 октября 1856 г., купол был разрушен, что привело к утрате фресок в куполе, написанных Антонио Манно.
4.
В непосредственной близости от церкви расположены архиепископство 1642 г., семинария, которая в настоящее время используется в качестве музея, двор 1620 г. и дворец губернатора Гозо. Сегодня монументальное строение является одной из главных туристических достопримечательностей Мдины, объявлено национальным памятником и занесено в Национальный реестр культурного наследия Мальтийских островов.
5*.
Двойные колокольни по обеим сторонам фасада отличаются сложными колокольными ячейками, содержащими пять колоколов. Привлекают внимание туристов часы собора, изготовленные мальтийским часовых дел мастером Микеланджело Сапиано в 1888 г.
6.
Часы имеют два циферблата — один для демонстрации дня и месяца, а второй — для показа времени. Если верить преданию, то такие часы были придуманы специально для того, чтобы ввести дьявола в заблуждение.
7.
В центральной части фасада находится главный портал, увенчанный рельефными изображениями гербов города Мдины, Великого Мастера Рамона Переллоса и Роккафула и епископа Давиде Кокко Пальмери, выполненные Джузеппе Дарманином. В центре портала, на арочном тимпане, находится цветной герб архиепископа Чарльза Сциклана.
8.
9.
Интерьер
В плане собор имеет форму латинского креста с центральным нефом, покрытым сводчатым потолком. К центральному нефу прилегают два ряда сообщающихся боковых часовен с апсидами.
10*.
Пышный интерьер собора во многом похож на сокафедральный собор св. Иоанна в Валетте.
11*.
Большая часть пола собора состоит из инкрустированных мраморных надгробных плит или памятных плит, похожих на те, что были найдены в соборе св. Иоанна в Валлетте и Успенском соборе в Виктории. В соборе захоронены останки нескольких епископов и канонов, а также мирян из дворянских семей. Под некоторыми из плит находятся настоящие захоронения, другие являются просто мемориальными табличками.
13.
13a.
14.
В 1794 г. своды потолка были украшены циклом фресок с изображением эпизодов из жизни св. Павла, написанных Антонио Манно совместно со своими братьями Франческо и Винченцо. Именно Винченцо достиг высочайшего художественного уровня, используя технику воспроизведения эскизов на картоне, разработанную его братом Антонио. Работа «Слава святых в раю» была завершена до землетрясения 12 октября 1856 г.
15*.
16.
Потолок украшают три витража, изображающие Крещение св. Павла, Непорочное зачатие и св. Иосифа. Они были изготовлены в мастерской Виктора Геста в Тулузе в 1877 г.
17.
Над трансептом установлен легкий восьмиугольный купол, опирающийся на барабан с ребрами, украшенный изящными волютами и завершающийся фонарем.
18.
Новые фрески купола были отреставрированы Джузеппе Галлуччи в 1860 г., позже восстановлены Джузеппе Кали. Картины Галлуччи и Кали были уничтожены в ходе ремонтных работ, проведенных в 1927 г., а затем заменены фреской, изображающей «Славу святых Петра и Павла» и написанной в 1952 г. художником Марио Каффаро Роре. Потолок был восстановлен Самуэлем Бугеджа в 1956 г.
19*.
Важным элементом оформления в главном нефе, примыкающем к главному порталу, является мраморная статуя св. Публия, почитаемого как первый епископ Мальты, выполненная Джузеппе Валенте в 1885 г.
20.
Мраморная купель, пожертвованная епископом Валгуарнером в 1495 г., украшена медальонами с изображением св. Павла и эпизода крещения Христа. На ней также изображены гербы городского совета и епископа. Над купелью находится богатый вырезанный восьмиугольный пирамидальный купол, увенчанный деревянной статуей св. Павла и двумя вырезанными сценами крещения Христа и обезглавливания св. Павла.
21.
Большая часть мебели собора, включая купол крестильной купели 1495 г., подаренной епископом Джакомо Вуальгерой, сделана из ирландского дерева в стиле поздней готики — раннего ренессанса.
22.
Часть мрамора, использовавшегося для украшения собора, была взята из римских руин Карфагена и Мелиты.
23*.
Главный алтарь
На главном алтаре экспонируется картина «Обращение Савла на пути в Дамаск», написанная Маттиа Прети. После обращения и последующего за ним крещения Савл получил имя Павла.
24*.
Картина заменила оригинальный полиптих, известный как Retablo di San Paolo и приписываемый мастерской Луиса Борассы, датируемый первыми десятилетиями XV в. Этот шедевр сейчас хранится в Пинакотеке Музея Кафедрального Собора.
25.
В котловине апсиды того же священника находится фреска Матиа Прети с изображением кораблекрушения св. Павла на мальтийском побережье, написанная по заказу канона Антонио Тестаферрата и сохранившаяся после землетрясения.
26.
На больших картинах, размещенных над скамьями хора, изображены соответственно св. Павел, укушенный гадюкой, и св. Павел, накладывающий руки на больного отца св. Публия. В алтаре также находятся фрески с изображением мученичеств св. Петра и св. Павла, а также св. Павла, побуждающего мальтийцев напасть на турок. Скамьи хора с фигурами апостолов на спинках были исполнены Фредериком Овербеком из Рима, но верхний фриз и одно панно являются частью хора 1481 г., изготовленного в Катании братьями Калатура.
27.
Два итальянских овальных портрета, датируемых 1873 г., на передней части колонн представляют собой мраморные мозаики, с высокой точностью изображающие св. Петра и св. Павла. Мозаики созданы в 1873 г. Луиджи Моглиа по мотивам картин фра Бартоломео делла Порта.
28.
29.
В пресвитерии находятся две мраморные статуи с изображением св. Иоанна (слева), отмеченные орлом, и св. Луки (справа) с силуэтом крылатого быка, созданные палермским скульптором Джузеппе Валенти.
30.
31.
Слева от главного алтаря расположена Часовня Святых Таинств, или Часовня Богородицы. Богатые резные позолоченные деревянные ворота, созданные Франческо Захра, были установлены в 1757 г.
32.
Купол, люнетты и подвески представляют эпизоды св. Евхаристии, созданные Франческо Захра. На полу находятся художественные надгробия епископов Хоакина Каннавеса, Давида Кокко Пальмиери и Бартоломео Руля.
33.
В алтаре находится одно из самых ценных произведений собора — икона византийского происхождения XIII в. с изображением Пресвятой Богородицы с младенцем. Расписной набор в серебряной рамке, вставленный, в свою очередь, в великолепный мраморный навес. Спонсирован архиепископом Павлом Алфераном де Буссан в 1755 г.
34.
Монументальная серебряная дарохранительница была изготовлена мастерами по серебру семьи Челлини.
35.
Справа от главного алтаря находится Часовня Святого Распятия, или Часовня Реликвий. На алтаре стоит деревянная скульптура, изображающая Распятие, созданное фра Инноченцо Петралия из Сицилии. Почитаемый образ был подарен епископом Мигелем Хуаном Балагуэром Камарасой 4 мая 1648 г., поэтому его изготовление началось несколько раньше. По бокам от Распятия стоят деревянные статуи с изображением Богоматери Скорбящей и св. Иоанна Богослова. За алтарем находится большой реликварий. Инкрустированный мраморный пол был изготовлен в 1765 г. Клаудио Дуранте по проекту Франческо Захра. На левой стене находится большая серебряная риза, укрывающая изображение св. Павла, возведенного на престол и держащего в руках меч и книгу, написанная мастером сиенской школы. Она была подарена каноном Метехиором Напулоном в 1767 г. и стоила 1115 скудо. Оригинальная картина в настоящее время выставлена в Музее Кафедрального Собора. На правой стене находится старинная копия картины Маттиа Прети «Снятие с Креста».
36.
Орган
Орган в соборе Мдины был построен в 1774 г. известным неаполитанским мастером Доменико Антонио Росси. Инструмент расположен в восточной части северного трансепта. Росси построил несколько органов для мальтийских церквей, но орган в кафедральном соборе Мдины является его самым большим проектом на Мальте. Этот орган обладает некоторыми конструктивными особенностями, которые довольно необычны для неаполитанского органостроения XVIII в. и которые стали нормой лишь несколько десятилетий спустя. Самый интересный пример — «полная» нижняя октава в мануальном и педальном инструменте. Это редкий случай для таких органов, так как обычной практикой была «короткая» октава в басах. Еще одна интересная особенность — удлинение клавиатуры на 2 ноты по сравнению с аналогичными инструментами. На протяжении всей своей жизни орган претерпел значительные изменения, особенно в первой половине XX в. Были заменены оригинальные сильфоны, клавиатура, педальная доска и стоп-кнопки (при этом оригинальные были утеряны), были изменены стоп-акции и произведены некоторые тональные изменения, которые в итоге несколько ухудшили функциональные и тональные качества органа. Восстановление инструмента началось в 2003 г. с учетом договора купли-продажи, заключенного в 1774 г. между Росси и собором. Этот документ содержит подробное описание органа, который должен был построить Росси, что оказалось очень полезным для проверки, определения и подтверждения некоторых аспектов его конструкции.
37.
д
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.