Кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии в Виктории — главный храм епархии Гозо на Мальте [36.046167N 14.2398423E]. Он посвящен Успению Пресвятой Девы Марии и является местом архиепископа епархии Гозо с момента ее создания в 1864 г.
1.
В доисторические времена Циттаделла острова Гозо была местом обитания человека, а позже, во времена Рима, там был построен храм Юноны, остатки которого до сих пор существуют как часть собора. После христианизации Мальты и Гозо храм был преобразован в церковь, посвященную Деве Марии. Позже, вероятно, здесь была построена византийская церковь, которая существовала до арабского правления на Мальте.
2.
После изгнания арабов здесь была построена еще одна церковь. Самые ранние упоминания о приходской церкви внутри Циттаделлы относятся к 1299 г. В XV-XVI вв. храм был расширен. Во время вторжения в 1551 г. церковь была завоевана и осквернена турецкой армией, но была открыта в сентябре 1554 г. Она была снова повреждена землетрясением в 1693 г., после чего было принято решение снести старое здание и возвести новое в этом месте.
3.
Краеугольный камень существующей церкви был заложен 21 сентября 1697 г.. Здание было спроектировано мальтийским архитектором Лоренцо Гафа. Инаугурационная месса состоялась 14 августа 1711 г., а освящена церковь была 11 октября 1716 г. Собор был построен в стиле барокко и в плане имеет форму латинского креста. Фасад здания аналогичен фасаду церкви Иль Джезу в Риме.
4.
Фасад окружен угловыми пилястрами, увенчанными перевернутыми урнами. В этом каркасе две внешние глухие панели окружают доминирующий двухэтажный центральный элемент, разделенный сплошным карнизом. Он оттеняется с помощью тройных коринфских пилястров и увенчан треугольным фронтоном в виде занавеса, что придает впечатляющий масштаб этому, на самом деле, скромному зданию. Над входом установлены два мраморных герба — Великого Магистра Рамона Переллоса и епископа Давиде Кокко Пальмиери; посередине немного ниже — герб епископа Гозо.
5.
Богато оформленный вход с фронтоном на верхнем этаже в глубоко врезанной нише украшен статуей Девы Марии (1851), которой, вместе со св. Урсулой, посвящается собор.
6.
По бокам фасада нет башен; вместо этого к северо-восточной стороне собора добавлена пропорционально сложенная кампанила. Колокольня имеет набор из пяти колоколов, изготовленных в 2003 г. компанией «Джон Тейлор Беллфоундерс Лимитед» из Лафборо, Великобритания, — крупнейшим литейным заводом в мире. Самый большой из колоколов весит 4821 кг.
7.
Вероятно, эта небольшая башня рядом с собором ранее выполняла функцию часовой. Но на момент моего посещения красивый циферблат был, а стрелки отсутствовали.
8.
9.
Перед входом в церковь стоят два похожих памятника, посвященные Папам Римским Пию IX и Иоанну Павлу II.
10.
Внутренняя часть собора имеет форму латинского креста, с нефом, пересеченным трансептом, и двумя боковыми нефами. В боковых нефах собора устроены часовни. В дальнейшем я буду указывать ссылки на позиции плана церкви.
11.
Интерьер собора пропорционален, содержит пилястры, поддерживаемые высокими основаниями. В здании есть отверстие для купола, но оно закрыто плоским потолком, покрытым росписью-обманкой. Во время моего посещения собора эта роспись реставрировалась, поэтому внутри стояли высокие леса, частично не позволившие сделать собственные фотографии, поэтому для полноты и качества несколько кадров был вынужден позаимствовать из Википедии.
12*.
Пол в нефе облицован великолепными мраморными надгробиями [1], выполненными местными мастерами с XVII по XIX в. Они не имеют аналогов на Гозо. Последнее захоронение внутри собора состоялось в 1934 г.
13. Фотография заимствованная, наглядно показывающая вред использования фотовспышки.
Перед ступенями к пресвитерию находится могильная плита Михаила Буттигига, первого епископа Гозо.
14.
Картины на центральных панелях потолка нефа [16] и в апсиде контрфасада [15] изображают эпизоды из жизни Пресвятой Девы Марии.
15*.
16.
На боковых панелях над окнами изображены апостолы, а между окон — пророки и ангелы. Все картины были написаны Джанниего Велла в 1909-1917 гг.
17*.
Вход в собор [2]
Купель для крещения (слева от входа) в 1742 г. высечена из цельного куска оникса, добытого на острове Гозо в 1738 г.
19.
На противоположной стороне находится ее копия.
20.
Орган, размещенный на галерее контрфасада, был спроектирован Джузеппе Галеа и изготовлен в 1955 г. немецкой компанией «Werner Bosch Orgelbau» из Гессена.
21*.
22.
Скульптурное оформление входного портала изнутри.
23.
У собора нет купола, хотя, как это ни парадоксально, он как бы присутствует. 24 марта 1739 г. сицилийский художник-сценограф из Мессины Антонио Мануэле по прозвищу «Пиппи» создал триумфальный купол [17] в стиле тромплёй. Купол Гозо обладает фантастическим ощущением перспективы и пространства и убедительно реалистичен, даже в таких мелочах, как геккон, похожий на живого, взбирающийся по оконному стеклу.
24. Как же мне не повезло, что купол был полностью закрыт строительными лесами. Приличной по качеству фотографии я не нашел, но выкладываю скан открытки, раздаваемой в соборе.
Капелла св. Филипа Нери [3]
Первая часовня посвящена Рождеству и св. Филипу Нери. Алтарную картину написал Томмазо Мадиона в 1852 г. Мраморная плита у подножия алтаря закрывает вход в склеп Братства св. Филиппа Нери, которое с 1689 г. духовно и материально помогало священникам на Гозо.
25.
На небольшом куполе изображен Христос в окружении детей. На четырех парусах написаны учитель церкви св. Франциск Сальский, основатель ордена салезианцев св. Иоанн Боско, св. Жан Батист де ла Салль и первый мальтийский святой Джордж Прека. Купол и люнеты в этой и других боковых часовнях изобразил местный художник Павел Камиллери-Каучи в 1990-2005 гг.
26.
Статуя покровительницы собора [4]
В нише с левой стороны часовни находится статуя Успения Пресвятой Девы Марии, покровительницы собора. Статуя, сделанная в Риме в 1897 г., была подарена кафедральному собору в 1956 г. Филармоническим обществом г. Леон. Ее проносят в торжественной процессии с участием епископа Гозо 15 августа, в праздник Успения Пресвятой Девы Марии.
27.
Капелла северного входа [5]
На небольшом куполе внутри изображены святые покровители четырнадцати городов и деревень Гозо. Каждый из них держит в руках миниатюру приходской церкви. Четыре паруса содержат изображения папского государственного секретаря кардинала Алессандро Франки, первого епископа Гозо Михаэля Буттиджига, третьего епископа Гозо Пьетро Паче и министра юстиции Мальты сэра Адриана Дингли — все четверо в той или иной мере способствовали созданию епархии Гозо. На люнетах слева изображена делегация Гозо в Ватикан папе Пию IX с ходатайством об учреждении епархии Гозо (1855), а справа — торжественное введение первого епископа Гозо во вновь созданный собор (1864). Эти работы были написаны в 2004-2005 гг. художником Павлом Камиллери-Каучи.
28.
Капелла св. Иосифа [6]
Часовня первоначально была посвящена Святому Кресту и также известна как «Часовня Агонии». Алтарная картина, изображающая побег Святого Семейства в Египет, написана Мишелем Басуттилем в 1792 г. Купол изображает покровительство св. Иосифа и показывает святых и писателей, которые прославляли его добродетели. На парусах в 1990 г. написаны: св. Аврелий Августин, папа римский Иоанн Павел II, св. Ефрем Сирин и папа Лев XIII.
29.
Левый трансепт [7]
В алтаре левого трансепта находится картина «Тайная вечеря», написанная в 1703 г. мальтийским художником Джузеппе д’Арена по прозвищу «il Romano». Это, вероятно, его последняя работа, одна из лучших в соборе. Ниже находится небольшая овальная картина св. Луции, напоминающая о посвящении часовне в средневековой церкви. Скульптурное оформление алтаря выполнил Либерато Борг.
30.
Роспись потолка над трансептом изображает «Поклонение пастухов».
31.
Большое распятие используется во время праздничных процессий.
32.
Часовня Святого Причастия [08]
Последняя часовня по левой стороне нефа также известна как Часовня Одинокой Богородицы.
33.
Картина на алтаре, изображающая деву Марию, стоящую на коленях в одиночестве под пустым Крестом, написана мальтийским художником Франческо Захри в 1751 г. Этот художник также является автором овальной картины над алтарным образом «Святое Сердце Иисуса». В скинии на алтаре хранится Святое Причастие.
34.
Слева установлен памятник 1550 г., установленный в 1717 г. в память об основателе часовни св. Екатерины в старой церкви Джованни Кастеллетти.
35.
Напротив расположено монументальное надгробие шестого епископа Гозо Джузеппе Паче, созданное римским скульптором Карло Пизи в 1962 г. (Список епископов Гозо допускает двоякое осмысление. Некоторые исследователи в список включают также администраторов Гозо, поэтому Джузеппе Паче в английской Википедии считается седьмым епископом.)
36.
Картина на куполе изображает чудо Манны небесной в пустыне. В парусах изображены четыре евангелиста, а изображение на полукруглом люнете означает Авраама, приносящего в жертву своего сына Исаака. Все эти картины были написаны в 1897 г. римским художником Филиппо Венути. Сфотографировать купол я, к своему глубокому сожалению, забыл.
В пресвитерии собора [19] находится антепендиум, сделанный в 2000 г. из блока каррарского мрамора с элементами позолоченной бронзы. Сидения хора для 24 канонов и, на более низком уровне, для 14 священников, изготовлены из древесины грецкого ореха и расположены между главным алтарем и апсидой.
37.
На заднем плане главный алтарь 1855-1858 гг., украшенный малахитом и обрамленный позолоченным металлом. Серебряная скиния была изготовлена в 1971 г. Алтарный образ — «Успение Божией Матери».
38.
Над хором на боковых стенах размещены две большие работы Микеле Басуттиля, написанные в 1793 г.: «Рождество Пресвятой Девы Марии» и «Непорочное Зачатие».
39.
40.
Часовня святых реликвий [9]
Алтарный образ представляет Преображение Господне, написанное неизвестным римским художником в 1736 г.
41.
Вокруг картины расставлены многочисленные реликвии. Наиболее почитаемая реликвия — плечевая кость, расположенная на полуфигурке св. Урсулы, которой поклонялись на Гозо с 1614 г. У подножия алтаря собраны останки св. Люции, перевезенные с римского кладбища Сан-Сатурнино.
42.
На левой стороне часовни установлена гробница Николы Коучи, седьмого епископа Гозо, созданная А. Камиллери-Каучи в 2012 г.
43.
Чаша для омовения рук в часовне.
44.
Правый трансепт Богоматери Розария [10]
На алтаре — картина неизвестного римского художника ок. 1716 г., на которой изображена Дева Мария Розария. Мария и Младенец вручают св. Доминику чётки розария, а св. Екатерине Сиенской — венок из роз. Овальная картина ниже изображает св. Екатерину Александрийскую, напоминая о посвящении часовни в средневековом храме. На ступенях алтаря находится лежащая статуя папы Пия IX в оригинальных папских облачениях, изготовленная в 2007 г. Джозефом Сагоном. Замечательную скульптуру над ретабло сделал Либерато Борг.
45.
Роспись потолка над трансептом изображает «Поклонение волхвов».
46.
Часовня св. Урсулы [11]
В алтаре этой часовни находится картина мальтийского художника Джузеппе Хайзлера «Св. Урсула, покровительницы Гозо», написанная в 1851 г. В полу перед алтарем находится надгробная плита второго епископа Гозо Антония Тестаферрата, а под аркой часовни — надгробная плита четвертого епископа Гозо Джованни Марии Камиллери, созданная Карло Пизи в 1973 г.
47.
На куполе часовни изображена вотивная месса. Четыре паруса вокруг, написанные в 1993 г. Павлом Камиллери-Каучи, изображают св. Екатерину, св. Агату, св. Марину Антиохийскую и св. Луцию. На двух полукруглых люнетах, созданных Майклом Тосто в 1778 г., написаны «Св. Урсула проповедует гуннам» и «Святая Урсула со своими спутниками, покидающими Британию по пути в Европу».
48.
Часовня с входом в ризницу [12]
В часовне нет алтаря, есть только дверь в стене, ведущая в ризницу. Над дверью установлена мемориальная доска, посвященная учреждению епархии Гозо 16 сентября 1864 г. Под аркой стоит бюст пятого епископа Гозо Микиэля Гонзи, созданный мальтийским скульптором Винченцо Апапом в 1976 г. На небольшом куполе изображено пожертвование собору статуи Успения Богоматери. Священнослужители, связанные с этим событием, представлены на четырех парусах: епископ Джованни Мария Камиллери, епископ Николь Джузеппе Каучи, кардинал Франьо Шпер и епископ Джузеппе Паче. На полукруглых люнетах изображены: Операция «Пьедестал» (14 августа 1942 г.) и Откровение в Та’Пину (22 июня 1883 г.), написанные Павлом
Камиллери-Коучи в 1997 г.
49.
Часовня св. Франциска из Паолы [13]
Часовня посвящена св. Франциску из Паолы. Алтарный образ «Чудесный поход св. Франциска» написан в начала XVIII в.; авторство приписывается Джузеппе Д’Арена или Стефано Эрарди (1711). Под полом перед алтарем находятся останки архиепископа Николо Кассия-Магри (1662-1729), строителя этого собора.
50.
На куполе изображена Тайная вечеря. В парусах в 2001 г. Павлом Камиллери-Каучи написаны Папа Римский св. Пий X, св. Фома Аквинский, отец Алвига Велли из Гозо и св. Петр Юлиан Эймар. Сюжеты двух полукруглых люнетов: «Св. Франциск воскрешает жертв чумы в Провансе» и «Св. Франциск дает милостыню»; оба написаны Джио Никола Бухаджиара в 1742 г.
51.
Скульптура Падения Иисуса под тяжестью креста [14]
В нише с правой стороны часовни находится созданная из папье-маше около 1700 г. фигура Падения Иисуса под тяжестью креста. Она — одна из семи фигур, используемых в торжественной процессии в Великую пятницу или в предыдущее воскресенье в страстной процессии по улицам города Виктория.
52.
Традиционно на стенах католических храмов помещаются по периметру четырнадцать картин или скульптурных композиций, соответствующих четырнадцати стояниям крестного пути. Кафедральный собор в Виктории — не исключение из этого правила.
53*.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.