Биргу. Морской музей

Морской музей Мальты расположен в бывшей военно-морской пекарне на пристани города Биргу [35.8877072N 14.5207044E]. Здание, спроектированное английским архитектором и инженером Уильямом Скэмпом, было возведено между 1842 и 1845 гг. и снабжало Средиземноморский флот Королевского флота, дислоцированный на Мальте, ежедневным потреблением хлеба и выпечки.
1.
Museum

Общий объем производства морской пекарни составлял 30000 фунтов хлеба и выпечки в день. Пекарня перестала функционировать в 1950-х гг. и была преобразована в штаб-квартиру Адмиралтейской полиции.
2.
DSC_3158

Морской музей Мальты представляет 7000 лет морской истории Мальты, от доисторических времен до наших дней. Многочисленные выставленные экспонаты освещают различные эпохи истории островов и иллюстрируют глобальный характер мореплавания и его влияние на мальтийское общество. Музей также демонстрирует очарование моря в средиземноморском контексте, не забывая при этом об общем глобальном характере мореплавания. Возле здания имеется самая большая коллекция пушек на острове.
3.
DSC_3155

Морской музей Мальты был открыт 24 июля 1992 г. и сегодня является национальным хранилищем морских экспонатов, расставленных по нескольким залам, которые отражают богатую морскую историю и традиции островов. Сейчас идет расширение площадей экспозиции, и после ее завершения посетители смогут увидеть гораздо больше.
4.
DSC_3157

Один из разделов музея посвящен французскому и британскому периодам, обычаям, традиционным мальтийским лодкам и морской технике.
5.
DSC_3191

Старинная самобеглая паровая машина установлена возле входа в музей.
6.
DSC_3160

Эти часы на башне — самые старые из имеющихся на морских форпостах Мальты. На башне установлена табличка с именем производителя «Мэтью Даттон из Лондона» и датой «1810», которая фактически предшествует строительству самой пекарни. Часовой механизм изначально был разработан для часов с четырьмя циферблатами, но Скэмп спроектировал башню с часами только с трех сторон, а с четвертой стороны было сделано большое окно, пропускающее свет внутрь. Колокола были отлиты в Лондоне и являются старейшими британскими колоколами на Мальте.
7.
DSC_3392

Таможенный зал
Мальтийская таможня играла и продолжает играть жизненно важную роль в морской экономике острова. Более 90% импорта и экспорта Мальты по сей день перевозится морем. История таможенных пошлин на Мальте рассказана в оригинальных материалах, которые когда-либо касались этого учреждения. На выставке представлены официальные эталоны мер и весов, используемые мальтийской таможней, самые старые из них начала XVIII в., отмеченные гербом Великого Магистра Антониу Вильена.
8.
DSC_3178

Все гири и меры, которые использовались на Мальтийских островах, должны были быть поверены этими официальными стандартными мерами и гирями, и все они были соответствующим образом помечены соответствующими клеймами Великого Магистра.
9.
DSC_3172

Официальные печати мальтийской таможни XIX в.
10.
DSC_3179

Зал Анадриана
Морской инженерный зал расположен на двух уровнях. На нижнем уровне показаны работающий паровой двигатель тройного расширения и вспомогательные двигатели земснаряда Anadrian. Землесосный снаряд Anadrian был построен в 1952 г. и имеет размеры около 40 м в длину и 9 м в ширину.
11. Модель земснаряда
Anadrian

Поршневой паровой двигатель тройного расширения, изготовленный в 1951 г. в Глазго.
12.
DSC_3165

13.
DSC_3167

Корабль был выведен из эксплуатации в 1989 г. и затоплен на шестидесятиметровой глубине неподалеку от побережья Мальты [35.9494N 14.5078E] десятью годами позже. Также в музее представлены другие предметы, связанные с этим кораблем: инструменты для машинного отделения, запчасти, документы, модель корабля и реконструкция рулевой рубки, оснащенная всеми оригинальными системами навигации и управления. С 1954 г. этот корабль очищал мальтийские порты от военных останков, скопившихся с конца 1930-х годов.
14. Поверхностный конденсатор
DSC_3162

15. Центробежный насос
DSC_3163

16. Топка
DSC_3169

17. Стенд с инструментами
DSC_3170

Носовая (гальюнная) фигура со 110-пушечного корабля первого ранга HMS Hibernia. Hibernia была флагманом британского Средиземноморского флота с 1816 по 1855 г., когда она стала флагманом базы Королевского флота на Мальте и базировалась в Великой гавани. Она оставалась в этой роли, пока не была продана в 1902 г.
18.
DSC_3197

Древнее судоходство представлено коллекцией подлинных римских свинцовых якорей, а также различными акварелями других древних кораблей.
19.
anchors

20. Реконструкция старинного якоря.
anchor2

Каики, принадлежащие Великим Магистрам Ордена. Очень похожи на каики, экспонирующиеся в Морском музее Стамбула.
21.
caique

22.
caique2

Коллекция моделей традиционных на мальте рыбацких лодок. В разное время на Мальте были популярны несколько их типов. На первый взгляд, все лодки похожи, но каждая имеет свои отличия.
23*. Сперонара 1740 г., сперонара 1832 г., ферилья, гозитанская лодка, каджик, луццу, дайса.
boats

Наиболее известны были сперонары. Сперонара — это тип небольших торговых судов, происходящих из Мальты, которые использовались в Средиземноморье с XVI до начала XX вв.
24. Сперонара на фоне кормы английского корвета.
Speronare

Суда обычно не имели палубы и были оборудованы только одной мачтой, часто с латинским (https://en.wikipedia.org/wiki/Lateen) или шпринтовым (https://en.wikipedia.org/wiki/Spritsail) парусом. Некоторые более крупные суда имели до трех мачт.
25.
boats1

26.
boats2

27.
boats3

Дайса — традиционное водное такси на Мальте. Строительство дайса, как и другой традиционной мальтийской лодки — луццу, вероятно, восходит к финикийским временам, хотя на протяжении веков его постоянно модернизировали, особенно во время британского правления на Мальте. Лодки дайса использовались в основном в Великой гавани для перевозки пассажиров. Они приводились в движение одним человеком, стоящим лицом к носу лодки, на двух веслах. Высокие части носа и кормы кажутся декоративными, но они полезны для управления лодкой, а также для посадки и высадки пассажиров. Декоративные символы различаются от лодки к лодке, в зависимости от творческих способностей владельца. До наших дней сохранилось всего около 12 оригинальных лодок, которые используются как туристические достопримечательности. Некоторые из них были оснащены двигателями.
28.
Historic_Boat

Период Ордена св. Иоанна представлен в музее, среди прочего, важной коллекцией моделей старинных судов, некоторые из которых изначально принадлежали Конгрегации галер. Конгрегация галер — это своего рода верховное командование флотом (морской штаб), в состав которого входили ведущие капитаны судов. Капитаном флота, как правило, назначался приор ланга (языка) Италии.
29.
galley

Около 1700 г. строительство и обслуживание корпуса галеры стоило Ордену св. Иоанна в среднем 1050 скудо на каждую из семи галер в эскадре. Спустя восемь лет галера переставала быть пригодной для активной военно-морской службы из-за выветривания и постоянного ремонта по разным причинам. Еще в 1598 г. был заложен фонд для восстановления галер, чтобы гарантировать наличие средств для строительства новых галер взамен старых. Различные рыцари принимали участие в строительстве галер и основали фонды, чтобы гарантировать финансирование этой цели. Всего было заложено семь фондов для постройки корпуса галеры и/или даже для его полного оснащения. Фонды носили имена их основателей — знатных рыцарей и Великих Магистров Ордена. Фонды оговаривали такие условия, что название самого фонда должно было быть читаемым на новой галере на видном месте. Например, фонд Великого Магистра Ласкариса, помимо финансирования корпуса галеры, предоставил все необходимое для ее оснащения, в том числе бронзовое вооружение. Одна из этих пушек, известная как мояна, датированная 1655 г. и украшенная надписью в память об фонде и гербом великого магистра, выставлена в музее.
30.
DSC_3185

31. Герб Великого магистра Жана де Ласкариса-Кастеллар.
DSC_3191

Трехмачтовая каравелла с косым латинским парусным вооружением. Каравелла была очень распространена в Европе во второй половине XV — начале XVII в. Один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.
32.
caravel

Каракка
По прибытии на Мальту в 1530 году у Ордена Святого Иоанна было две каракки — Санта Мария и Санта Анна, которые вызывали зависть всех военно-морских сил Европы и Северной Африки. Изначально Санта Мария была самым грозным из мусульманских кораблей под названием Мограбина (Королева морей). Построенная в конце XV в., она была захвачена флотом Ордена после единственного пушечного выстрела, в результате которого погибло все командование судна. Трофей прибыл на Родос в 1507 г. и был переименован в Санта Мария, став флагманом Ордена. Ее нос и корма были выше, чем мачты самых больших галер. Помимо экипажа, Санта Марию защищали 2000 солдат. Основное вооружение корабля составляло 100 орудий. Санта Мария пережила осаду Родоса и именно на ней были вывезены сокровища Ордена в 1523 г. На этом корабле Великий Магистр Филипп Вилье де Лиль-Адан покинул Родос в поисках нового пристанища для Ордена. Санта Мария погибла 5 октября 1531 г., когда мальчик-раб (!), играя (!!) с черным порохом (!!!), спровоцировал сильнейший взрыв, снесший верхнюю палубу. Вследствие пожара заряженные пушки на палубах начали стрелять наугад. Чтобы устранить дальнейшие возможные повреждения, было решено открыть орудийный огонь по Санта Марии, и в итоге она полностью погрузилась на дно в Галлей-Крик (бухта напротив Морского музея), где до сих пор и находится.
33.
DSC_3180

После гибели Санта Марии, у Ордена остался один из лучших кораблей в мире — Санта Анна, которая была спущена на воду уже после потери Орденом Родоса. В 1530 г. обе каракки перевезли на Мальту большую часть людей и имущество Ордена. Санта Анна могла похвастаться большой часовней, комфортабельными рыцарскими покоями, кормовой оранжереей с овощами и цитрусовыми деревьями и пекарней, в которой выпекали свежий хлеб на каждый день, чем не могло похвастаться ни одно другое судно того времени. Вооруженная более чем 50 пушками, каракка могла дать отпор 50-галерной эскадре. Подводная часть корпуса Санта Анны была полностью обшита свинцовыми листами. Выше ватерлинии две из шести палуб также были бронированы свинцовыми пластинами, которые крепились к деревянному корпусу бронзовыми гвоздями. В 1535 г. в Тунисе стены Голетты рухнули после первого же орудийного залпа. Это была одна из многих побед Санта Анны за время ее службы. Из-за финансовых ограничений в 1540 г. Орден списал каракку, и ее оставили гнить также в Галлей Крик. В конце концов, деревянный корпус корабля сломался. Некоторые из ее скульптур и расписных панелей были спасены как произведения искусства.
34.
DSC_3183

Один из кораблей третьего ранга, специально построенных для Мальтийского ордена.
35.
DSC_3187

36. Модель танкера.
tanker

Несколько картин маслом, акварелей и гравюр, датируемых XVI-XVIII вв., изображают морские сражения, кампании и другие важные события Ордена. Одна из самых великолепных картин — это вид на пристань Валлетты, который полон деталей о мальтийской морской торговле, увиденной глазами неизвестного мальтийского художника середины XVIII в.
37.
DSC_3192

38. Традиционная форма морских офицеров ордена госпитальеров.
DSC_3189

39. Герб Великобритании с кормы военного парусника.
DSC_3194

40. Палубные мортиры.
DSC_3195

Дуговой ртутный выпрямитель типа экситрон использовался для преобразования переменного тока в постоянный. Такой прибор использовался, когда корабли находились в сухих доках. Прибор отличается сравнительно низким падением напряжения (15—20 В) при значительных выпрямленных токах (сотни ампер).
41.
DSC_3199

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.