Окончание рассказа. Начало читать здесь.
Комната Пиренейской войны
Комната Пиренейской войны, в которой участвовали как французские, так и британские войска, занимавшие здание дворца во время оккупации.
1*. Плафон комнаты
Картины, что вполне очевидно, в основном на военную тематику.
2.
3.
4.
Комната короля Жуана VI
Помещение названо так в честь картины с изображением аллегории короля Жуана VI, написанной, вероятно, Arcângelo Foschini в XIX в.
5.
Комната камергеров
В комнате Чемберлена на потолке изображена аллегория Плодородия, в очередной раз работа Сирилло Воклмара Мачадо. По словам художника, это аллегория празднования потомками короля Жуана VI после 8 лет совместной жизни. Дворец Мафры был построен во исполнение обета правопреемства короля Жуана V. Любопытно, что почти сто лет спустя его праправнук заказал картину с тем же намерением.
6.
\
Южная башня
Здесь находились частные апартаменты королевы с ее собственной кухней в подвале, кладовыми на первом этаже, комнатами фрейлин на первом этаже, покоями королевы на втором этаже и помещениями горничных на чердаке. После смерти королевы Марии II в 1853 г. вся королевская семья переселилась в это крыло, оставив в северной башне апартаменты для важных гостей, посещавших Мафру. Коллекция живописи, заказанная в Италии королем Жуаном V для монастыря, была перенесена в Королевский дворец после запрета религиозных орденов в Португалии в 1834 г.
7.
Коронация Богородицы. Святое семейство (Агостино Масуччи, 1721). На правом краю картины изображен Масуччи изобразил себя. Святое Семейство и Иоанн Креститель (Vieira Lusitano, XVIII в.)
8*.
Распятие. Коронация Богородицы (Джованни Одацци)
9.
Спальня
Это одна из самых исторических комнат во дворце, не столько потому, что это была спальня королевы Амелии Орлеанской, а потому, что именно в этом зале последний португальский монарх Мануэл II после провозглашения республики 5 октября 1910 г. провел ночь перед отплытием в изгнание из Португалии в Англию. Изгнанный монарх прожил остаток своих дней в Лондоне и умер в 1932 году. Прочная кровать XIX в. оформлена в романтическом стиле и сочетается с туалетным столиком конца из розового дерева и комодом из бакаута XVIII в.
10.
Портрет печального короля Мануэла II стоит на мольберте у подножия кровати. По некоторым данным, портрета написал Жузе Мальоа в 1908 г.
11.
Ванная комната
12.
Гостиная
13.
Часовня
В часовне на плафонной картине, опять-таки написанной Сириллом Волькмаром Мачадо, изображены св. Иоанн Креститель, св. Чарльз Борромео и св. Антоний перед св. Троицей, ходатайствующие о потомках будущего короля Жуана VI. Алтарный образ — св. Дева Мария Избавительница (приписывается Inácio de Oliveira Bernardes, 1730).
14.
Южное крыло дворца
Это крыло дворца использовалось в XIX веке, так как было солнечно и тепло. Эти изменения соответствуют новой концепции конфиденциальности семьи и общественной жизни.
15.
Неапольская комната
Комната названа Неапольской по картине на южной стене «Прибытие короля Педру V вместе со своим братом Луишем в Неаполь во время своего первого путешествия в Европу 4 июля 1855 г.» (Паскуале Маттей, 1859). Конный портрет на противоположной стене «Король Жуан VI верхом на португальском коне Альтере» написал придворный живописец Жозе да Кунья Таборда в XIX в.
16.
Комната короля Педру V
Комната названа так из-за конного портрета короля (Генри Пети, 1855).
17.
В то время эта комната была также известна как «Зал ожидания», потому что здесь посетители ждали, когда их примет королевская семья в Музыкальной комнате. Картины принадлежат частной коллекции короля Карла I.
Основные картины: «Водопад» (Абель Кардосо, 1901) и «Маленькие девочки собираются на причастие» (Карлос Рейс, 1893).
18.
Музыкальная комната, или Зал приемов
Музыкальная комната, самая симпатичная и гармоничная из всех государственных комнат, названа в честь главных фигур — рояля, созданного Джозефом Киркманом из Лондона около 1860 г. и квадратного пианино у стены, созданного лондонской фирмой Коллард и Коллард в Лондоне около 1820 г. Освежающе светлый и просторный салон украшен гарнитуром стульев и шезлонгов, обтянутых тканью горчичного оттенка. Чувство элегантности усиливается серией картин и литографий XIX века, одна из которых принадлежит австрийцу Йозефу Антону Штрассгшвандтнеру. На дальней стене висит два портрета: Император Бразилии Педру II (Эмиль Вотье-Канне, 1890) и Императрица Бразилии Амелия де Богарне со своей дочерью Марией Амелией (Дюрк, 1839).
19.
Комната для игр
Бильярдная лампа из железа и бронзы изготовлена во Франции во второй половине XIX в. Столы для русского бильярда и для французского бильярда, XIX в.
20.
Китайский бильярдный стол также изготовлен во Франции в XIX в.
21.
Музыкальная комната для струнных инструментов
Справа на стене надо обратить внимание на морской пейзаж, написанный королем Карлушем I.
22.
Коллекция музыкальных инструментов, изготовленных Аугусто Мерсеано да Коста из Мадейры, приобретенная королем Карлушем I и королевой Амелией во время посещения острова в 1901 г.
23.
Еще один зал, примыкающий к Музыкальной комнате.
24.
Зал охотничьих трофеев
Королевская семья часто устраивала охоту в близлежащих обширных охотничьих угодьях дворца. Зал трофеев, или Сала да Кака, была устроена для демонстрации охотничьих трофеев и представляет собой гротескную коллекцию из почти ста наборов рогов и нескольких голов кабанов на настенных подставках.
25*.
26.
Но что действительно шокирует борцов за права животных, так это мебель, сделанная из пантов и обитая оленьими шкурами.
27.
28.
Наибольший интерес может представлять люстра, сделанная из оленьих и лосиных рогов и выделанных голов животных.
29.
Помещение за этим экстравагантным залом предназначалось для наставника принца или знати на королевской службе.
30.
31.
Обеденный зал
Шкафы в стиле королевы Марии, с китайским, французским и португальским фарфором XVIII века. Коллекция хрусталя и стекла XVI-XVIII веков и португальское серебро XVIII-XIX веков.
32.
Стол и стулья изготовлены в конце XIX в. в Лиссабонской тюрьме и подарены королю Карлосу I.
33.
Подсобное помещение для поваров и официантов, украшенное охотничьими трофеями.
34.
Коридор с машиной для очистки ножей
Запатентованная 12 июня 1844 г. машина для чистки ножей Кента была невероятно популярной в середине XIX и начале XX вв. вплоть до изобретения нержавеющей стали. Поскольку ножи подвергались воздействию кислых продуктов, их нужно было ежедневно чистить и полировать, чтобы они не ржавели и не тускнели. Слуга вставлял ножи в пазы в верхней части деревянного барабана, засыпал наждачный порошок Кента, продаваемый вместе с машиной, в желоб барабана и крутил чугунную рукоять привода. Внутри машины деревянные диски, покрытые чередующимися рядами щетинок и полосок кожи, проворачивались и терлись об обе стороны ножей. Наждачный порошок прилипал к щетинкам и полоскам и полировал стальные столовые приборы.
35.
Футляр с бархатной укладкой для чего-то ценного.
36.
Галерея
Путь к, пожалуй, самому значимому помещению в Королевском дворце, проходит по галерее, в которой можно ознакомиться с некоторыми документами и справочными материалами.
37.
Там же есть и несколько интересных объектов. Например, гипсовый бюст короля Жуана V (Алессандро Джусти, 1748-1749).
38.
Рельеф, изображающий Богоматерь с ребенком и (возможно) со св. Франциском Ассизским в окружении херувимов.
39.
Библиотека
Великолепная библиотека — несомненная изюминка дворца Мафры и одно из самых знаменитых книжных хранилищ в Европе. Построенная Мануэлем Гаетано де Соуса, это самая большая и благородная из комнат дворца. Его мраморный пол, выполненный в виде креста, имеет длину 90 м и ширину 9,5 м. Высота потолка библиотеки 13 м.
40*.
Деревянные книжные шкафы в стиле рококо содержат бесценную коллекцию из более чем 40000 книг в кожаных переплетах с золотым тиснением. Среди наиболее заметных томов, размещенных здесь, — «Нюрнбергская хроника», датированная 1493 г., и копия «Театрум Орбис Террарум» 1595 г. Абрахама Ортелиуса, который считается первым настоящим современным атласом.
41*.
Здесь также хранится трехъязычная копия Библии 1514 года, в то время как ценное первое издание Лузиады (1572) португальского поэта Луиса де Камоэса считается национальным достоянием. Неудивительно, что публика не имеет права просматривать какие-либо книги и может пройти только короткий путь от входа в библиотеку. Но этого достаточно, чтобы восхититься роскошным интерьером и размышлять над тем фактом, что ценное содержимое защищено от заражения насекомыми колонией летучих мышей, живущих в карнизе.
42*.
43.
Завершается осмотр Королевского дворца Мафры монастырским клуатром [26].
44.
45.
46.
Напоследок, завершая рассказ о Дворцово-монастырском комплексе Мафры, предлагаю взглянуть на него с высоты птичьего полета.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.