Построенный в XVIII в. по приказу короля Жуана V Королевский монастырь и дворец Мафры — самый важный памятник барокко в Португалии. Здание, построенное из известняка и мрамора регионов Перe-Пиньейру и Синтра, занимает площадь почти четыре гектара и включает 1200 комнат, более 4700 дверей и окон, 156 лестниц и 29 внутренних дворов и дворов. Все 1200 комнат, естественно, туристам недоступны. К сожалению, почти вся оригинальная мебель из дворца была вывезена в Бразилию. Но даже то, что можно увидеть сегодня, более чем достойно для осмотра. Дворцовый комплекс включен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Совершим же небольшую экскурсию по дворцу.
1.
Начинается осмотр дворца сразу после посещения монастырских помещений; доступен (и то частично) только второй этаж. Первое помещение — Зал богини Дианы.
2.
3.
Роспись потолка изображает лесную сцену с богиней растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия Дианой создал португальский художник, скульптор и архитектор Сирилло Волкмар Мачадо, вдохновленный картиной Доменикино «Охота на Диану», выставленной в галерее Боргезе в Риме. Эта фреска является частью кампании по украшению дворца, заказанной королем Жуаном VI в 1796 г.
4*.
Гобелен из шерсти и шелка «Александр Македонский принимает королеву амазонок Талестрис«. Миф гласит, что Талестрис привела к Александру 300 женщин в надежде породить детей, таких же сильных и умных, как он. Согласно легенде, она оставалась с македонским царем в течение 13 дней и ночей в надежде, что великий воин станет отцом ее дочери. Гобелен создан в брюссельской мастерской Яна Лейнерса во второй половине XVII в. Он принадлежит к коллекции гобеленов, которая украшала стены Королевского дворца во времена его основателя.
5.
Тронный зал
Ослепительный Тронный зал — это место, где проходили официальные аудиенции короля. Отсюда происходит другое название зала — зал аудиенций. Яркие настенные фрески, украшающие зал, принадлежат кисти придворного художника Домингоса Секейры и представляют Королевские добродетели (слева направо): Совершенство, Спокойствие, Доброту, Знание, Щедрость, Согласие, Постоянство и Совесть.
6*.
Из скудной обстановки можно выделить только резное кресло из бакаута XVIII в., обитое красным бархатом.
7.
Заметим, что левая дверь возле кресла, как и две статуи, всего лишь нарисованы и являются обманкой.
8*.
Главное в Тронном зале — это богато украшенный кессонный потолок, от которого у посетителя может закружиться голова. На потолке кисти Сирилло Волкмаром Мачадо изображена аллегория «Лузитании«. По словам художника, в центральной части изображен ангел Португалии, защищающий своим щитом короля Жуана VI: «Действие, которое мы наконец-то увидели, состоялось с конца ноября 1807 г. до сегодняшнего дня, когда Небеса сохранили всю королевскую семью от ловушек самых наглых и коварных из всех тиранов». Эта картина напоминает об отъезде португальской королевской семьи в Бразилию в ноябре 1807 г. во избежание свержения короля Наполеоном, «коварным тираном».
9*.
Капелла Жуана VI
Частная часовня короля Жуана VI, прилегающая к тронному залу, украшена еще одной менее экстравагантной росписью потолка работы Сирилло Мачадо.
10*.
Алтарная картина с относительно редким вариантом Святого Семейства (Inácio de Oliveira Bernardes, XVIII в.). В западном искусстве встречается мотив, где юный Иисус работает в плотницкой мастерской Иосифа.
11.
12.
Отдельные украшения капеллы.
13.
14.
Медная корона, заказанная монахами-францисканцами для похоронной церемонии короля Жуана V в 1750 г.
15.
Фронтальная галерея протяженностью 232 м от башни до башни использовалась в качестве придворной «набережной». Здесь придворные демонстрировали украшения и платья, намечали романтические свидания и плели политические интриги. Муралы кисти Сирилло Волькмара Мачадо являются частью кампании по декорированию, которую проводил принц-регент.
Зал открытий
В Зале открытий, или Зале героев Португалии, на потолке увековечены португальские морские достижения: Васко да Гама изображен сражающимся с гигантом Адамастором. Также на мурале представлены первооткрыватель Америки Христофор Колумб, первооткрыватель Бразилии Педру Альвариш Кабрал и организатор многих португальских морских экспедиций принц Генрих Мореплаватель.
16*.
Зал Судьбы
Лучший способ полюбоваться красивейшей росписью потолка в Зале Судьбы — лежа на спине на полу. Фреска является характерным примером использования художником техники trompe-l’œil (обманки).
17.
Это удивительно яркое произведение искусства — еще одна аллегория Лузитании (Португалии), окруженной всеми королями Португалии вплоть до конца XVIII в.
18*.
Первый король Португалии Афонсу I, изображен сжимающим книгу судьбы, в окружении короля Франции Гуго Капета и своего отца Генриха Бургундского.
19*.
Портрет королевы Марии I (неизв. автор, холст, XVII в.).
20.
Аллегория о возвращении короля Жуана VI из Бразилии (Максимо Паулино душ Рейш, 1816). На картине изображен лорд Веллингтон, возвращающий королю Жуану VI после победы над войсками Наполеона Лузитанию.
21.
22. Бюст короля Педру V
Комната охраны
Комната охраны была одним из главных входов во дворец. Здесь несла службу королевская гвардия, когда семья монарха находилась в Мафре.
23.
Живописная картина Фолькмара Мачадо изображает «Пропасть Фаэтона», сцену из греческой мифологии, показывающую бога Зевса, хранителя вселенной, ударом молнии уничтожающего Фаэтона, сына Гелиоса, для поворота колесницы Солнца.
24*.
Принц Жозе I (Пьер-Антуан Уиллард, 1732) и король Жуан VI (неизв. автор, XVIII в.)
25.
Эней спасает своего отца, Анхиса, с сыном Аскаганом и женой Креусой от горящей Трои (Мануэль Антонио да Фонсека, 1855).
26.
Большой салон королевских апартаментов
27.
28.
Четыре портрета, выполненных в одном стиле, но выставленные в разных помещениях.
29*.
Покои короля Жуана V
Великолепная французская гондольная кровать в стиле ампир из дерева махагони с согласующимися по стилю боковыми столиками — центральная часть этой визуально приглушенной комнаты.
30.
31.
Выставленные весьма скромные серебряные изделия, сделанные португальскими мастерами в XIX в., включают в себя одну чашу и сосуд для благовоний.
32.
Портрет пухлого и довольно застенчивого короля Жуана VI, написанный Хосе Инасиу де Сампайо в 1824 г., печально смотрит на комод и зеркало для переодевания, также выполненные из красного дерева.
33.
34.
Картина над кроватью с неопознанным названием.
35.
К покоям короля относятся еще несколько комнат в глубине крыла.
Эта комната использовалась в качестве кабинета.
36.
37.
Санитарная комната в дополнительном описании не нуждается.
38.
39.
40.
Королевская гардеробная.
41.
42.
Небольшая комната, открывающая доступ в центральную часть фасада.
43.
44.
Комната благословения
Эта комната является центральной точкой фасада. Из окон комнаты королевская семья могла наблюдать за религиозными церемониями, а с внешнего балкона король Жуан V обычно приветствовал граждан.
45*.
Бюст короля Жуана V. Его интерес и покровительство науке и искусству представлены аллегорическими фигурами на базе (мрамор, Алессандро Джусти, 1748). Кованые железные и бронзовые факелы изготовлены фирмой Слотц и Гарнье в XVIII в.
46.
Королевская галерея
От Комнаты благословения к Южной башне ведет относительно скромная по убранству Королевская галерея, знаменитая коллекцией живописи, в том числе портретов монархов и их жен.
47.
48.
Король Луиш I (Хосе Родригес де Карвальо, 1863). Король Карлуш I (Колумбано Бордалу Пиньейру, 1892). Королева Мария Пиа Савойская, жена короля Луиса I (Луис Метерлинк, конец XIX в.)
49.
Королева Мария II (копия) (Джон Симпсон, 1834). Король Педру V (Хосе Родригес де Карвальо, 1862). Король Саксен-Кобург Фернанду II (Мигель Анджело Лупи, 1875). Неизвестный групповой портрет
50.
Окончание рассказа о Королевском дворце Мафры в следующей части.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.