Площадь Сан-Паулу и церковь св. Павла были построены в 1768 г. по проекту архитектора Франциско Ремиджо де Абреу, его помощника Эугенио душ Сантуша и являются двумя прекрасными образцами стиля помбалино [38.7079465N 9.1453832W]. Архитектура современной церкви частично навеяна дворцом Мафра.
1.
Нынешнее здание заняло место старой церкви значительных размеров, которое можно увидеть на старинных рисунках, на которых изображен город Лиссабон. Согласно источникам, самая древняя церковь датируется 1412 г., о чем свидетельствует памятная табличка на фасаде оригинального храма. В 1755 г. церковь была разрушена во время мощнейшего землетрясения.
2.
Главный фасад, полностью покрытый каменной кладкой, увенчан треугольным фронтоном, отделенным тосканскими пилястрами монументального порядка от двух башен с часами, которые визуально как бы окружают его.
3.
Три портала разделяют этот фасад; центральный, более крупный, увенчан сломанным изогнутым фронтоном, в тимпан которого вписан скульптурный медальон «Обращение св. Павла».
4.
На боковых сторонах зрителя приветствуют каменные статуи апостолов Петра и Павла.
5.
Полностью пост читать здесь.В центре площади перед церковью, покрытой традиционным португальским булыжником, находится питьевой фонтан 1848 г. в форме обелиска, увенчанного железной армиллярной сферой. Любопытно, что носик фонтана, обращенный к фасаду церкви, был зарезервирован для моряков.
6.
Интерьер выложен из белого и розового известняка и разделен на пять полотен колоссальными тосканскими пилястрами. Пол единственного нефа вымощен каменными плитами и покрыт плоской крышей. Плоский потолок расписан в стиле тромплей, создавая эффект удлинения пилястров нефа.
7*.
Роспись деревянного потолка приписывается Херонимо де Андраде. В центральной части изображена монументальная картина «Апофеоз св. Павла».
8*.
В высоком хоре установлен орган прямоугольной формы в деревянном корпусе, с маленькими золотыми фризами. В центре установлен большой деревянный канделябр.
9.
Под высоким хором возле входного портала находятся полусферические резервуары святой воды, опирающиеся на колонну, украшенную различными растительными мотивами.
10.
Традиционно слева возле входа находится баптистерий, защищенный решеткой из кованого железа с розетками и золотым акантом. Внутри находится купель для крещения в форме перевернутого колокольчика, поддерживаемого колонной. Алтарная картина кисти Педро Александрино Карвальо изображает «Крещение Христа».
11.
Портал напротив баптистерия представляет собой Часовню Владыки Ступеней, традиционную и часто встречаемую в храмах Португалии.
12.
Четыре боковые часовни схожи между собой и представляют из себя идеальную нишу с круглой аркой, основанной на пилястрах Тосканы, куда вставлены ретабулярные конструкции из известняка различных цветов (синего, красного и белого). В центре часовен находятся картины маслом на холсте с аллюзией на оракулов. Фронтоны капелл украшают скульптурные изображения ангелов. В роспись боковых часовен также внес вклад Педро Александрино Карвальо.
Капелла св. Иоанна Крестителя
На ретабло часовни св. Иоанна Крестителя (первая слева) изображен святой, проповедующий в пустыне. В центре фриза имеется изображение Агнца Божьего.
13.
Капелла Святого Причастия
Часовня Святого Причастия (вторая слева) защищена позолоченной решеткой. На горизонтальной поперечине находится табличка с надписью «CARO MEA. VERA EST CIBUS», окруженная гирляндами и увенчанная светящейся дельтой во славе. Алтарь оканчивается прерывистым фронтоном с двумя аллегорическими женскими фигурами, представляющими Веру и Надежду, с их соответствующими атрибутами — чашей и якорем.
14.
Капелла св. Михаила
Ретабло часовни (вторая справа), посвященной св. Михаилу, представляет полотно, на котором святой спасает души из чистилища.
15.
Капелла Богоматери Милосердия
Сюжет ретабло — эпизод Страстей Христовых — Оплакивание Христа Девой Марией. Скульптура в капелле изображает разновидность Оплакивания — Пьету.
16.
Главный алтарь
Самая впечатляющая часть церкви — это главный алтарь.
17*.
Потолок алтаря XVIII в. украшен красивой лепниной в стиле барокко, выполненной лиссабонским скульптором Жуаном Гросси. На паре медальонов в бело-золотых тонах изображены св. Петр и св. Павел.
18.
Центральная часть потолка — картина португальского художника XVIII в. Хоакима Мануэля да Роча «Поклонение Блаженному Причастию».
19*.
Изразцовая стена образует вогнутую нишу, опирающуюся на тосканские колонны с пилястрами. Внутреннее пространство расписное и украшено позолоченной резьбой по дереву. В центре алтаря находится скульптура св. Павла.
20.
Трибуна с изогнутой рамой увенчана разорванным фронтоном с раковинами, пальмовыми листьями и херувимами.
21.
Трибуна увенчана небольшим распятием.
22.
Элементы оформления главного алтаря.
23.
24.
Справа от главного алтаря находится еще одна небольшая часовня. Ее наименование выяснить не удалось.
25.
26.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.