Лиссабон. Церковь святого Павла

Площадь Сан-Паулу и церковь св. Павла были построены в 1768 г. по проекту архитектора Франциско Ремиджо де Абреу, его помощника Эугенио душ Сантуша и являются двумя прекрасными образцами стиля помбалино [38.7079465N 9.1453832W]. Архитектура современной церкви частично навеяна дворцом Мафра.
1.
Igreja_de_Sao_Paulo_Lisboa

Нынешнее здание заняло место старой церкви значительных размеров, которое можно увидеть на старинных рисунках, на которых изображен город Лиссабон. Согласно источникам, самая древняя церковь датируется 1412 г., о чем свидетельствует памятная табличка на фасаде оригинального храма. В 1755 г. церковь была разрушена во время мощнейшего землетрясения.
2.
Ruinas

Главный фасад, полностью покрытый каменной кладкой, увенчан треугольным фронтоном, отделенным тосканскими пилястрами монументального порядка от двух башен с часами, которые визуально как бы окружают его.
3.
p1345

Три портала разделяют этот фасад; центральный, более крупный, увенчан сломанным изогнутым фронтоном, в тимпан которого вписан скульптурный медальон «Обращение св. Павла».
4.
DSC_7805

На боковых сторонах зрителя приветствуют каменные статуи апостолов Петра и Павла.
5.
p1346

Полностью пост читать здесь.В центре площади перед церковью, покрытой традиционным португальским булыжником, находится питьевой фонтан 1848 г. в форме обелиска, увенчанного железной армиллярной сферой. Любопытно, что носик фонтана, обращенный к фасаду церкви, был зарезервирован для моряков.
6.
DSC_7796

Интерьер выложен из белого и розового известняка и разделен на пять полотен колоссальными тосканскими пилястрами. Пол единственного нефа вымощен каменными плитами и покрыт плоской крышей. Плоский потолок расписан в стиле тромплей, создавая эффект удлинения пилястров нефа.
7*.
p1334

Роспись деревянного потолка приписывается Херонимо де Андраде. В центральной части изображена монументальная картина «Апофеоз св. Павла».
8*.
p1339

В высоком хоре установлен орган прямоугольной формы в деревянном корпусе, с маленькими золотыми фризами. В центре установлен большой деревянный канделябр.
9.
p1343

Под высоким хором возле входного портала находятся полусферические резервуары святой воды, опирающиеся на колонну, украшенную различными растительными мотивами.
10.
DSC_7756

Традиционно слева возле входа находится баптистерий, защищенный решеткой из кованого железа с розетками и золотым акантом. Внутри находится купель для крещения в форме перевернутого колокольчика, поддерживаемого колонной. Алтарная картина кисти Педро Александрино Карвальо изображает «Крещение Христа».
11.
p1333

Портал напротив баптистерия представляет собой Часовню Владыки Ступеней, традиционную и часто встречаемую в храмах Португалии.
12.
DSC_7755

Четыре боковые часовни схожи между собой и представляют из себя идеальную нишу с круглой аркой, основанной на пилястрах Тосканы, куда вставлены ретабулярные конструкции из известняка различных цветов (синего, красного и белого). В центре часовен находятся картины маслом на холсте с аллюзией на оракулов. Фронтоны капелл украшают скульптурные изображения ангелов. В роспись боковых часовен также внес вклад Педро Александрино Карвальо.

Капелла св. Иоанна Крестителя
На ретабло часовни св. Иоанна Крестителя (первая слева) изображен святой, проповедующий в пустыне. В центре фриза имеется изображение Агнца Божьего.
13.
p1335

Капелла Святого Причастия
Часовня Святого Причастия (вторая слева) защищена позолоченной решеткой. На горизонтальной поперечине находится табличка с надписью «CARO MEA. VERA EST CIBUS», окруженная гирляндами и увенчанная светящейся дельтой во славе. Алтарь оканчивается прерывистым фронтоном с двумя аллегорическими женскими фигурами, представляющими Веру и Надежду, с их соответствующими атрибутами — чашей и якорем.
14.
p1336

Капелла св. Михаила
Ретабло часовни (вторая справа), посвященной св. Михаилу, представляет полотно, на котором святой спасает души из чистилища.
15.
p1338

Капелла Богоматери Милосердия
Сюжет ретабло — эпизод Страстей ХристовыхОплакивание Христа Девой Марией. Скульптура в капелле изображает разновидность Оплакивания — Пьету.
16.
p1337

Главный алтарь
Самая впечатляющая часть церкви — это главный алтарь.
17*.
p1340

Потолок алтаря XVIII в. украшен красивой лепниной в стиле барокко, выполненной лиссабонским скульптором Жуаном Гросси. На паре медальонов в бело-золотых тонах изображены св. Петр и св. Павел.
18.
ceiling

Центральная часть потолка — картина португальского художника XVIII в. Хоакима Мануэля да Роча «Поклонение Блаженному Причастию».
19*.
p1342

Изразцовая стена образует вогнутую нишу, опирающуюся на тосканские колонны с пилястрами. Внутреннее пространство расписное и украшено позолоченной резьбой по дереву. В центре алтаря находится скульптура св. Павла.
20.
p1341

Трибуна с изогнутой рамой увенчана разорванным фронтоном с раковинами, пальмовыми листьями и херувимами.
21.
DSC_7785

Трибуна увенчана небольшим распятием.
22.
DSC_7788

Элементы оформления главного алтаря.
23.
DSC_7789

24.
DSC_7790

Справа от главного алтаря находится еще одна небольшая часовня. Ее наименование выяснить не удалось.
25.
p1344

26.
DSC_7795

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.