В этом отчете я расскажу о небольшой прогулке по Лиссабону от железнодорожного вокзала Кайш-ду-Содре (куда мы приезжали из Кашкайша на электричке) до весьма интересной церкви Непорочного Зачатия Девы Марии.
Напротив вокзала установлен памятник Матросу у руля
Каменный памятник выполнен в 1913 г. скульптором Франсишку душ Сантосом и открыт в 1915 г. в сквере Жардим-Роке-Гамейру напротив железнодорожного вокзала Каиш-ду-Содре [38.70582N 9.1435486W]. Образное произведение, изображающее моряка или рыбака, сидящего в рыболовных сетях на корме лодки, символизирующего борьбу человека с морской силой, переданной через его напряженное тело, пытающегося противостоять волне.
1.
Памятник герцогу Терсейра
Рядом стоит еще один памятник, посвященный герцогу Терсейра [38.7065149N 9.1435593W].
2.
Первый герцог Терсейры был одним из героев мигелистских войн в 1823-1824 гг., победившим в битве при Ассейсейре против мигуэлистов.
3.
Церковь Святого тела
Первоначальное здание церкви было разрушено во время землетрясения 1755 г. Настоящая же церковь была построена в 1770 г. [38.7072935N 9.1423577W]. В XVII в. ирландские доминиканцы под руководством отца Доминика О’Дали основали в Лиссабоне церковь и семинарию для обучения молодых ирландцев, которые хотели бы стать священниками, что было невозможно у себя на родине. В то время семинария была известна как Семинария Мучеников, потому что многие священники, рукоположенные в Португалии, пришли, чтобы противостоять мученичеству Ирландии. После рукоположения семинаристы тайно возвращались в Ирландию. В 1856 г., когда Ирландия уже заключила мир с Римско-католической церковью, ирландские монахи продали монастырь и часть колледжа для строительства учебного дома в Таллахте, недалеко от Дублина. Именно в церкви Святого Тела в 1916 г. Доминиканский орден в Португалии с огромной помпой отметил 700-ю годовщину своего основания.
4.
Муниципальная площадь
Маленькая, но исключительно красивая, Муниципальная площадь вымощена черно-белым треугольным узором. Фасадом на площадь обращен Лиссабонский муниципалитет, называемый также Домом Совета. С XVIII в. в центре площади напротив городского Муниципалитета стоит Позорный столб (пелуриньо) [38.7080428N 9.1392195W]. Впрочем, говорят, что столб никогда не служил по назначению, а был установлен лишь как символ городского правосудия. Спиральная колонна столба вырезана из целого камня и увенчана позолоченной металлической армиллярной сферой.
5.
Совсем рядом с Муниципальной площадью находится Музей денег, устроенный в бывшей церкви св. Юлия [38.7086372N 9.1388923W]. Судя по сайту музея, посетить его было бы весьма познавательно, но времени на это нам не хватило. Что характерно, в примыкающем к церкви здании расположено одно из зданий банка Португалии.
6.
Площадь Коммерции
Площадь Коммерции считается одной из красивейших площадей Португалии [38.7075405N 9.1364622W]. По периметру площади сейчас располагаются несколько министерств.
7.
Эта площадь появилась после того, как королем Мануэлом I в 1511 г. был построен дворец Рибейра, ставший его новой резиденцией. В те времена площадь вполне ожидаемо называлась Дворцовой. После землетрясения в 1755 г., во время правления короля Жозе I, дворец Рибейра был разрушен и не восстановлен. Площадь после этого была полностью реконструирована.
8.
Конный памятник королю Жозе I
В центре площади Коммерции на высоком цоколе возвышается торжественно открытая в 1775 г. конная статуя короля-реформатора Жозе I, первым министром которого был маркиз де Помбал [38.7075405N 9.1364622W].
9.
10.
11.
12.
Бронзовый памятник, единственный посвященный королю Лиссабона, спроектировал Жоаким Мачадо де Кастро, известный португальский скульптор того времени. Король на коне символически сокрушает змей на своем пути.
13.
Эта бронзовая статуя является одним из самых важных памятников Лиссабона.
14.
Триумфальная арка Руа Аугуста
Вдохновленные французской архитектурой португальцы во время восстановления города после землетрясения 1755 г., решили построить Триумфальную арку на площади Коммерции [38.7084112N 9.1368216W]. Хоть арку и начали строить сразу в 1755 г., закончили ее только к 1873 г. Арку оформляли сразу несколько скульпторов, стремившихся доказать всем, что, сколько бы землетрясений ни случилось, лиссабонцы все равно построят город заново. Арка была первоначально спроектирована Сантушем де Карвалью, чтобы отпраздновать стремительное восстановление города после землетрясения.
15.
Строительство триумфального памятника началось в 1759 г., но вскоре работы были остановлены. Проект был возобновлен в 1843 г., когда был выбран новый проект архитектора Вериссимо Хосе да Коста.
16.
Четыре статуи над колоннами, сделанные скульптором Виктором Бастосом, представляют Нуно Альвареша Перейру и Маркиза де Помбал справа и Васко да Гама и Вириата слева. Две лежащие фигуры представляют реки Тежу и Дору.
17.
18.
Из-за большой высоты верхнего карниза (более 30 м) фигуры над ним должны были быть колоссальными. Женская аллегория Славы французского скульптора Целестина-Анатоля Кармеля высотой 7 метров, одетая в пеплум, стоит на трёхступенчатом троне и держит две короны. Доблесть олицетворяет собой амазонку, частично покрытую хламидой и в шлеме с высокими гребнями с рисунком дракона, которые были символами Дома Браганса. За Доблестью стоит трофей с флагами. По левую руку от Славы находится статуя Гения в виде Юпитера, держащего паразониум.
19.
20. Триумфальная арка, вид с противоположной стороны.
Церковь Непорочного зачатия
Церковь Непорочного Зачатия Девы Марии (Nossa Senhora da Conceição) — это церковь в лиссабонской фрегезии Мадалена [38.7088465N 9.1342574W]. Церковь Непорочного Зачатия Девы Марии примечательна тем, что является одним из немногих архитектурных произведений в стиле мануэлино, сохранившихся до наших дней. В XV в. вдовой короля Жуана II Леонорой Ависской на месте старой синагоги была основана Церковь Божией Матери Милосердия, которая была разрушена во время землетрясения 1755 г. После катастрофы король Жозе I в 1770 г. поручил архитектору Франсиско Антониу Феррейре при участии Онорато Хосе Коррейи восстановить здание. Как только реконструкция была завершена, Церковь Непорочного Зачатия заняла место Церкви Милосердия.
21. Изображение церкви в стиле азулежу на Большой панораме Лиссабона
Фасад церкви, также как монастырь Жеронимуш и башня Белем, по праву считается одним из лучшим архитектурных произведений в стиле мануэлино, сохранившимся после землетрясения.
22.
Фронтиспис, обращенный на юг, состоит из угловых пилястр, увенчанных треугольным фронтоном, с тимпаном, отмеченным эллиптическим окулюсом. Портик обрамлен мануэлиновым убранством, с двойными арочными дверями с нишей, обрамленными рельефными пилястрами, украшенными орнаментом, со скульптурами Ангела Гавриила (справа) и Девы Марии (слева) в нишах, объединенных римской аркой. Выше находится перемычка, увенчанная двумя армиллярными сферами и крестом ордена Христа. В тимпане, в глубоком рельефе фигура Богоматери Милосердия.
23*.
Главный вход и окна декорированы в стиле Ренессанса. Мануэлиновые элементы, сконцентрированные на главном фасаде, реконструированы из руин бокового (южного) фасада церкви Мизерикордия, разрушенных во время Лиссабонского землетрясения, и были повторно использованы для этого проекта. В первую очередь, этими элементами были украшения на внутренних гранях портика (урны, медальоны, маски, рог изобилия, фантастические животные, сфинксы и птицы), растительные формы (листья, цветы) и зооморфные элементы (птицы, драконы и собаки). Двойная арка внешне ограничена колоннами и прямоугольными рамами и украшена фитоморфными мотивами. Столб, разделяющий две арки, украшенный геометрическими фигурами, включает небольшую нишу с изображением Юстиции или, возможно, Архангела Михаила, держащего весы в правой руке и меч в левой.
24*.
Тимпан главного входа церкви украшен ликом Милосердной Девы Марии: ее мантия, которую держат два ангела, защищает короля Мануэла I, королеву Элеонору, Леонору Ависскую (сестру короля Мануэла и основательницу Ордена Милосердия), Папу Александра VI, Епископа Лиссабонского и других религиозных деятелей.
25.
Окна, расположенные по бокам портика, также следуют тем же мотивам. Они украшены растительными мотивами, с колоннами, которые простираются до вершин и увенчаны цветком. Боковые столбы снабжены канделябрами, украшенными с помощью веревок и растительных элементов, над основами, украшенными зооморфными и растительными элементами, и фризом листвы. В каждом косяке есть ниша с растительными поясами и зооморфными элементами, с изображениями св. Андрея и св. Тьяго (справа), а также св. Варфоломея и св. Иеронима (слева).
26*.
Церковь состоит из двух расположенных рядом прямоугольных пространств, включающих в себя один неф и пресвитерий, с примыкающими ризницами, складскими помещениями, боковыми дворами и коридором. Горизонтально сочлененные объемы покрыты плиткой разных техник. Слева от главного алтаря находится баптистерий.
27.
Всего в нефе устроено шесть боковых часовен, а также приподнятая кафедра слева от алтаря. Вогнутые часовни спроектированы в рамках римской арки и включают позолоченные столы, покрытые растительными элементами. Последний алтарь слева, более глубокий, чем остальные, включает в себя изображение Тайной Вечери и потолочную роспись Святого Духа.
Часовни по левой стене нефа.
28.
29.
30.
Часовни по правой стороне нефа.
31.
32.
33.
Крыша со сводчатым потолком расписана с помощью «Триумф Богоматери Непорочного зачатия» и включает в себя литые и обрамленные элементы, а также перстень Девы Марии. Этот образный и символический потолок, выполненный в синем, золотом и охряном цветах, изображает фигуру ангела с копьем, убивающего дракона над земным шаром. Дева расположена над лунным полумесяцем, увенчанном звездами, благословенным Богом, с облаками и головами ангелов, заполняющими остальное пространство. Основную сцену обрамляют архитектурные мотивы, головы ангелов, выборочно размещенные по сторонам света, и арки, образующие архитектурный фриз. Снаружи медальон украшен флористами, их центры открыты растительным мотивам (в основном листьям), а область над пресвитерией наиболее украшена. Здесь есть надпись «М» и корона. Между арками находятся другие изображения: ангел с весами в правой руке и мечом в другой; ангелы с цветами; ангелы с трубами; солнце и ангел, держащий кадило в его правой руке, с цветами, окружающими группу.
34*.
Трехэтажный симметричный алтарь и пресвитерий обрамлены триумфальной римской аркой с фронтоном, выходящим на алтарь.
35.
Пресвитерий имеет ритмичные мраморные стены с пилястрами, увенчанными сводчатым потолком, с расписными панелями, охраняющими позолоченный стол и алтарь с изображением Богоматери зачатия.
36.
37.
По бокам алтаря с обеих сторон вмонтированы двери, над ними две ниши с изображениями свв. апостолов Петра и Павла.
38.
Над фронтоном установлен большой резной позолоченный щит с Королевским гербом, увенчанным короной.
39.
На верхних хорах можно увидеть большое распятие и весьма компактный орган.
40.
Небольшое видео, рассказывающее о недавно проведенной реставрации церкви.