Португалия. Дворец Келуш. Часть 1

После прихода к власти в Португалии Брагансской династии и обретением страной независимости в 1640 году, это загородное имение в Келуше неподалёку от Лиссабона наравне со многими другими было конфисковано, после чего перешло ко второму сыну короля Жуана IV. Следующим владельцем был второй сын короля Жуана V (внука Жуана IV), инфант дон Педру, впоследствии, после смерти своего старшего брата Жозе I, ставший королём Португалии. При нём загородный дом начал перестраиваться в дворец Келуш, каким мы его и увидели [38.7505733N 9.2580146W]. Строительство началось в 1747 году и длилось почти полвека, закончившись в 1790-х годах, уже после смерти короля.
1*.
p0001

В центре дворцовой площади установлен монумент в честь королевы Марии I.
2.
DSC_0019

В начале строительством руководил португальский архитектор Матеуш Висенте ди Оливейра. В 1755 году, из-за страшного землетрясения в Лиссабоне, все работы в Келуше были прерваны. При возобновлении строительства в 1758 году, руководить проектом был привлечён француз Жан-Батист Робийон, работавший в Португалии с 1749 года. В работе над декором Тронного зала, Музыкального салона и Салона послов участвовал «художник короля» Жан-Батист Пильман, живший в Португалии в 1750-1754 и 1780-1789 годах.
3. Вход во дворец
p0002

В соответствии с модой рококо и в интерьерах, и в окраске фасада преобладают нежные, палевые тона; бледно-розовый сочетается со светло-зелёным, перекликающимся с зеленью сада.
4*.
plan1

Являясь одним из последних по времени создания крупных образцов стиля рококо в Европе, дворец Келуш принадлежит к лучшим образцам европейской архитектуры XVIII века. Королевский дворец Келуш часто называют португальским Версалем — однако он гораздо камернее и изящнее.
5*. Церемониальный фасад
p0094

Дворец строился как летнее загородное, деревенское имение, где королевская семья, не обременённая строгим этикетом столицы, могла бы наслаждаться чистым воздухом и природой. Об ослаблении придворных норм поведения здесь свидетельствует сама планировка, в которой непринуждённо чередуются личные покои монархов и залы, предназначенные для собрания публики.
6. Южный фасад крыла Робийона. Барочная экстравагантность подчеркивается тем, что она расположена над более простой дорической колоннадой
p0093

В 1794 году, после пожара во дворце Ажуда, Келуш вынужденно стал постоянным местом пребывания Марии I, дочери Жозе I и вдовы Педру III. К тому королева времени королева, страдавшая душевной болезнью, уже была признана невменяемой. Сутками напролет она лежала в своих апартаментах, пугая придворных ужасными криками, которые эхом разлетались по всему дворцу.
Нумерация помещений дворца практически полностью соответствует маршруту осмотра. В дальнейшем я буду в квадратных скобках указывать номер комнаты в соответствии со схемой, которую пришлось дополнять и исправлять в ней некоторые досадные неточности.
7.
Plan3

С этой небольшой комнаты начинается осмотр дворца.
8.
p0004

Здесь можно осмотреть трехмерный макет дворца.
9.
DSC_0031

Тронный зал [1]
Тронный зал, также известный как «Большая комната», является самой большой из трех государственных комнат во дворце и датирован 1774 годом. Разработанный французским архитектором Жаном Батистом Робийоном в стиле рококо; он заменил пять бывших комнат.
10*.
p0005

Строительство Тронного зала началось в 1768 году, когда брак дон Педру I с его будущей королевой Марией I потребовало помещения большой площади для проведения официальных аудиенций и больших приемов двора.
11*.
p0006

В росписи потолка изображены аллегории Веры, Солнца, Надежды, Войны, Справедливости и Милосердия.
12.
p0007

Стены и двери украшены большими зеркалами, зрительно увеличивающими внутренний объем и так немаленького зала.
13.
DSC_0060

Окрашенный и позолоченный, кессонный потолок поддерживается золотыми кариатидами.
14.
DSC_0057

Резные работы с использованием позолоты в технике ормолу выполнены скульптором и резчиком по дереву Сильвестром де Фариа Лобо.
15.
DSC_0041

16.
DSC_0040

Музыкальный зал [2]
Эта комната, которая осталась практически неизменной до настоящего времени, была спроектирована архитектором Матеушем Висенте ди Оливейра и завершена в 1759 году. Это, следовательно, одна из старейших комнат во дворце.
17.
p0008

Также известная как Вечерняя музыкальная комната (Sala das Serenatas), она часто использовалась для представления двору оперных произведений. Здесь было проведено немало музыкальных вечеров в исполнении музыкантов, нанятых королевой Марией I в свой камерный оркестр. Здесь впервые исполнялись многие пьесы по случаю королевских дней рождения.
18.
p0011

Вместе с Тронным, Музыкальный зал также служил часовней и был выбран принцессой Карлотой Жоакиной как комната, в которой впервые официально была поцелована ее рука.
19.
p0009

Резные работы в стиле рококо на потолке, изображающие музыкальные мотивы, выполнил скульптор и резчик по дереву Сильвестр де Фариа Лобо.
20.
DSC_0087

Над имперским роялем с позолоченными аппликациями, изготовленным в Англии в 1810 году, находится портрет королевы Марии I, приписываемый кисти придворного художника Джузеппе Трони (последняя четверть XVIII в.).
21.
p0010

Зеркало в резной позолоченной дубовой раме изготовлено в конце XVIII в.
22.
DSC_0086

Часовня [3]
Во время пребывания во дворце дона Педру I и королевы Марии I часовня занимала центральное место в повседневной жизни их двора. Не случайно, что часовня, спроектированная Матеушем Висенте ди Оливейра, была первой частью дворца, которая была завершена и освящена еще в 1752 году. Религия была одним из основных интересов королевской семьи. Интерес королевы к религии был не менее искренним, чем у ее мужа — пара посещала мессу несколько раз в день. После смерти мужа королева отказалась от всех торжеств во дворце, а государственные приемы приняли атмосферу религиозных церемоний.
23*.
p0013

Алтарь главной часовни в честь Богоматери, а на панелях на боковых алтарях кисти Андре Гонсалвеса и Педро Александрино изображены святые Петр, Павел и Франциск из Паолы. Некоторые картины около главного алтаря были написаны Бенедиктой Португальской, сестрой королевы Марии I.
24.
DSC_0104

Покрытый снаружи медью купол выполнен в среднеевропейском стиле.
25.
DSC_0105

Позолоченная резьба в стиле рококо была выполнена под наблюдением Сильвестра де Фариа Лобо, а стены и потолки были расписаны в технике имитации мрамора и лазури.
26*.
p0014

На верхнем уровне часовни есть находящаяся за решетчатым экраном галерея, в которой молились королевские особы, сидящие отдельно от остального двора. В одной из галерей находится небольшой орган также в стиле рококо.
27.
p0015

Комната с плафоном [4]
Через эту комнату, также известную как Темная комната, королевская семья получала доступ к верхней галерее, благодаря которому они могли посещать религиозные церемонии, не будучи видимыми. На портретах изображены принцесса Мария Франсишка де Браганса, король Мигел I и принц Дон Карлос старший. Рояль изготовлен в Париже в 1834 г.
28.
p0012

Врезка в потолок плафона было выполнено по приказу генерала Жюно, бывшего в 1807 году во время Пиренейских войн генерал-губернатором Португалии. Насколько я понял, в связи с отсутствием в комнате окон, до врезки плафона там было на самом деле весьма темно, даже в солнечный день.
29.
p0016

Апартаменты принцессы Марии Франсишки Бенедиты [5]
Частные апартаменты принцессы Марии Франсишки Бенедиты, принцессы Бразильской и младшей сестры королевы Марии I, включают Малую комнату (Будуар), Спальню Королевы Марии, Имперскую спальню и Ораторий. Это крыло небольших комнат с интимным характером упоминается в дворцовом плане, датированном 1795 годом. Принцесса Мария Франсишка Бенедита жила в этих апартаментах после того, как стала вдовой.

Будуар [5a]
Нынешнее оформление этих палат в неоклассическом и ампирном стилях с потолками и расписными полотнами является результатом реконструкции, проведенной во время правления короля Жуана VI. Декорирование комнат вдохновлено помпейскими темами.
30.
p0017

Портреты принцессы Марии Франсишки Бенедиты и ее мужа, Жозе, принца Бразильского
31.
p0018

Принцесса была хорошо образована. Учителем музыки у принцессы был Давиде Перес, а живописи Бенедита обучалась у Домингоса Секейры. На фото, возможно, китайская коробка для швейных принадлежностей.
32.
DSC_0145

Спальня Доны Марии [5b]
Спальня оформлена в стиле Доны Марии, вдохновленной помпейскими темами с пальмовыми листьями, крылатыми сфинксами и гирляндами.
33.
p0022

На картине над кроватью, написанной придворным живописцем португальского Королевского двора Домингосом Секейра, изображена святая Мария Магдалина (Рим, 1789).
34.
p0019

На полочках больших зеркал по бокам спальни под стеклянными колпаками стоят терракотовые фигурки, изображающие Бичевание Христа (слева) и Господа из Кана-Верди (справа)
35.
p0021

36.
p0020

Имперская спальня [5c]
Спальня оформлена в стиле французской Империи, отражающей стиль моды, преобладавшей во Франции в начале XIX века.
Комната с колыбелью — небольшое помещение, прилегающее к Имперской спальне, когда-то было частью «Часового коридора», альтернативным средством доступа из комнаты послов к часовне, минуя помещения для царственных особ и благородные спальни. Этот служебный коридор также использовался горничными, нянями, камергерами и другими сотрудниками дворцовой службы и подвергся изменениям и модификации в череде строительных проектов на протяжении XIV-XX веков.
37.
p0023

На картине маслом кисти Домингоса Секуейра изображен Принц-регент, будущий король Жуан VI, верхом на лошади, инспектирующий войска в Азамбуже (Португалия, 1803).
38.
DSC_0177

Ораторий [между 5c и 5d]
Небольшой Ораторий, также известный как Часовня Носсы Сеньора дель Кармен, был построен в 1788 г. Другое название ораторий получил из-за образа Богоматери, который особо почитала королева Карлота Жоакина, слушавшая здесь ежедневно мессу. Алтарь выполнен резчиком по дереву Антонио Энжело.
39.
p0024

Скульптурная студия, комната для курения и кофейная комната, хоть и расположены в том же крыле дворца, но не относятся к апартаментам принцессы Марии Франсишки Бенедиты. Они получили свои названия в соответствии с назначениями, которые они имели в XIX веке, когда король Луиш I и королева Мария Пиа Савойская ненадолго остановились во дворце.

Студия скульптур [5d]
Эта комната носит такое название, так как именно здесь королева Мария Пиа Савойская создала свою студию скульптуры.
40.
p0025

Портреты кисти Мигеля Антонио до Амарала: короля Жозе I и его жены, королевы Марианны Виктории Испанской (Португалия, третья четверть XVIII в.).
41.
p0026

Напольные часы работы английского часового мастера Джона Монкхауса (Лондон, третья четверть XVIII в.).
42.
DSC_0201

Бюст королевы Марии I из глазурованной глины (Португалия, вторая половина XVIII в.).
43.
DSC_0199

Зеркало (Португалия, третья четверть XVIII в.).
44.
p0027

Небольшая комната, напрямую соединяющая Фарфоровую комнату и Студию скульптур [5e].
45.
p0033

Комната для курения [6]
Использовалась как курительная комната во второй половине XIX века, в период, когда курение после еды составляло часть повседневной жизни при дворе.
46.
p0028

47.
p0030

Портреты Амелии Богарне герцогини Лейхтенбергской и принца Жуана, будущего короля Жуана VI, написанные в 1803 г. и в последней четверти XVIII в.
48*.
p0029

Игральный столик (Португалия, конец XVIII в.) и ящик для настольных игр (Китай, около 1800 г.).
49.
DSC_0216

Кофейная комната [7]
Традиция XVIII в. употребления экзотических напитков, таких как кофе, привела к тому, что для этой цели была выделена специальная комната. Меня весьма удивило кресло, в котором непонятно как сидеть.
50.
p0031

Столовая [8]
Название этой комнаты является новым, возникшим в XIX веке в результате использования его последними монархами, жившими во дворце. Фактически, сама идея столовой как предопределенного пространства, — относительно недавняя концепция. За исключением Чайной комнаты, более интимного пространства, расположенного в павильоне Робийон в самом сердце королевских частных апартаментов, место, где располагался обеденный стол, варьировалось в зависимости от случая, личных предпочтений монархов и месторасположения их частных апартаментов.
51.
p0032

52.
DSC_0232

53.
DSC_0252

Натюрморт кисти известного нидерландского художника, специализирующегося на натюрмортах, Яна Давидса де Хема.
54.
DSC_0234

Настенное бра (Венеция, середина XVIII в.)
55.
p0035

Фарфоровая комната [9] и вид на Патио выдры [10]
В зале, примыкающем к столовой, находится музейная экспозиция европейского и восточного фаянса и фарфора, в основном из королевских коллекций, включающая в себя предметы из сервизов Королевского дома, которые использовались во Дворце. Это пространство выходит на небольшой и уютный внутренний дворик, в котором было устроено небольшое озеро и носит любопытное название Патио выдры, вероятно, из-за того, что в определенное время суток это животное выходило на берег и его можно было увидеть.
56.
DSC_0239

Проходная комната [8a]
Не имеющая какого-либо конкретного использования, эта комната служит проходом от бывшего входа напротив старой кухни в висячий сад, или, как его еще называют, сад Нептуна.
57.
p0037

58.
p0036

Натюрморт, написанный частично на холсте, частично на стекле (Португалия, XVII-XVIII в.).
59.
DSC_0257

Мраморный бюст мадам дю Барри (Франция, вторая половина XVIII в.)
60.
DSC_0258

Угловая комната [5b]
Название этой комнаты связано с ее расположением на пересечении двух крыльев во дворце Келуш.
61.
p0038

Портрет принцессы Карлоты Жоакины кисти художника, дизайнера, гравера и директора Политехнической академии Порту Жуана Баптиста Рибейры (Лиссабон, 1824). Слева на стене небольшой портрет принца Педро Карлоса (Португалия, конец XVIII в.)
62.
p0039

Забавные настенные часы (Англия, XVIII в.).
63.
DSC_0286

Продолжение во второй части.

queluz1 queluz2

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.