Черногория. Старый город Котора. Часть 2

Продолжим путешествие по Старому Котору. В основном здесь будут рассмотрены достопримечательности вдоль городской стены, выходящей на Которский залив.
1*.
pan167

Для упрощения ориентировки на местности еще раз выкладываю схему города.
2.
DSC_0901-1

Но сначала посетим площадь напротив церкви св. Николы — площадь св. Луки, названную так по одноименной церкви. Правее церкви расположен дворец Ломбардич {67}, построенный в стиле барокко. В 1804-1806 годах во дворце располагалось Российское консульство.
3.
DSC_0891

Церковь Святого Луки [42.4254939N 18.771193E]
Церковь св. Луки {30} ведет свое происхождение с 1195 года. Довольно скромный с виду однонефный храм объединил в себе черты как романской, так и византийской архитектуры.
4.
pan031

Первоначально храм был католическим, но в 1657 году, когда много православных из долины Грбаль укрылось в Которе от турецкого вторжения после Кандийской войны, венецианская администрация города разрешила им использовать церковь для православных обрядов, поэтому здесь два находится алтаря — католический и православный. Еще 150 лет в храме одновременно велись различные службы, но со временем церковь полностью отошла православным прихожанам. И сегодня она одна из немногих в мире среди действующих храмов обладает сразу и католическим, и православным алтарями.
5*.
pan034

Ранее церковь имела богатую внутреннюю роспись, но к нашему времени от этих фресок сохранились одни лишь фрагменты на южной стене.
6.
DSC_0099

В XVII веке в церкви появился алтарь, расписанный основателем Рафаиловической школы живописи известным мастером Дмитрием Даскалом.
7.
pan035

8.
DSC_0092

Пол в храме выполнен из могильных надгробий которских горожан, поскольку вплоть до 1930 года внутри церкви велись захоронения.
9*.
pan033

В середине левой стены есть проход в пристройку с капеллой св. Спиридона с богатым иконостасом работы критского мастера, созданным в XVIII в. В мое посещение туда попасть было невозможно. В церкви по субботам в 8 утра регулярно проводятся службы.

Площадь «У тополя» [42.4251474N 18.770383E]
Название площадь получила от огромного дерева, растущего здесь уже много лет [42.4251375N 18.7703535E]. Второе название — площадь Кино, так как здесь находится кинотеатр Boka аж на 75 зрителей {49}. Черный тополь-долгожитель является особой приметой площади. Он был посажен после сильного землетрясения в 1667 году во дворе бывшего францисканского монастыря Богоматери Ангелов (таким образом, ему более 450 лет). Тополь с его переплетенными пышными ветками и узловатым стволом, был и остается любимым местом для туристов и путешественников, в то время как для многих жителей этой части города это символ детского счастья. В то время, когда здесь находился Монастырь Богоматери Ангелов, тополь был окружен стеной высотой 12 метров и скрыт от глаз общественности. Дерево является символом многочисленных культурных событий, особенно во время Которского фестиваля детских театров.
10.
pan053

Церковь св. Михаила [42.4250444N 18.7706244E]
Готический однонефный храм св. Михаила {34} был построен в Которе в конце XIV — начале XV веков на месте бывшего бенедиктинского монастыря, относящегося примерно к IX веку, но разрушенному в результате какого-то события.
11.
DSC_0178

В XV веке внутри церкви появилась фресковая роспись, которая до наших дней не сохранилась — частично из-за прошедшего времени, частично из-за последствий землетрясения, разрушившего храм в 1979 году.
12.
DSC_0183
После реконструкции в здании церкви разместился городской лапидарий — экспозиция камней и минералов с образцами старинной письменности, например, древних надгробий и памятных плит. Например, здесь выставлены экспонаты из древнеримского периода, портрет римского императора Домициана работы I века, каменные надгробия II-III веков, фрагменты раритетов раннехристианской эпохи, частицы фасадов зданий и сооружений готического и барочного стиля из Средневековья (окна, двери, гербы и надписи). Заглянув внутрь, я совершенно не проникся экспонатами лапидария и платить за вход отказался. Подобного, и бесплатно, в Риме и Стамбуле можно увидеть гораздо больше.
13.
DSC_0185

Бывший монастырь Богоматери Ангелов {58}. Сейчас здесь расположен музей кошек [42.424987N 18.7702328E]. Сам музей из себя ничего серьезного не представляет. Выставлены всевозможные фотографии, открытки и мелкие сувениры, имеющие отношение к кошачьим.
14.
DSC_0175

Площадь Оружия
Самая большая и известная городская площадь в Которе — это Оружейная (Trg od Oruzja). Название появилось в венецианский период одновременно со строительством здания арсенала. Кроме него, на этом месте, расположенном сразу за Морскими воротами у входа в город, сегодня сосредоточено большое число других достопримечательностей — Княжеский дворец, Наполеоновский театр, часовая и сторожевая башни.
15.
DSC_0210

16.
pan122

Возле бастиона Карампана {6}, одной стеной выходя на площадь Оружия, стоит бывший Наполеоновский театр [42.4254721N 18.7694871E] {41}.
17.
pan054

Помимо богатого средневекового, в основном венецианского, архитектурного наследия, в Старом Которе сегодня можно встретить шедевры, принадлежащие и к иным историческим эпохам. В частности, непродолжительное по времени французское присутствие в Которской бухте оставило в память о себе здание Наполеоновского театра, перестроенное под эти нужды в начале XIX века.
18.
pan127

Само здание было построено еще в XVIII веке, а театром оно стало в 1810 году, когда французские оккупационные власти решили реконструировать его, чтобы открыть в здании постоянно действующий театр, кстати, один из первых в Черногории. Для театральных нужд был разобран и заново перестроен северный фасад. В честь французского императора новый театр был назван Наполеоновским. После закрытия театра в нем долгое время располагалась городская Ратуша, а сегодня в здании находится отель.
19.
DSC_0807

Здание арсенала [42.4254246N 18.7697071E]
Сам по себе, Арсенал не является сколько-нибудь выдающимся произведением архитектурного искусства — это здание было построено в обычном для средневекового периода стиле для разгрузки, хранения и ремонта различных вооружений. Расположен арсенал между Наполеоновским театром и домом Беладиновичей.
20.
square-05

Княжеский дворец [42.4250306N 18.7696561E]
Официальная резиденция венецианского наместника или «провидура» в Которе не отличается особенными изысками архитектурного исполнения, даже о его барочном стиле не говорит почти ничего, кроме фигурных кронштейнов, поддерживающих длинный балкон {40}. Княжеский дворец был построен в XVIII веке, и вместе со сторожевой башней он образовал «фасад» Старого Котора со стороны моря. Прежнюю наместничью палату, располагавшуюся на площади Святого Трифона, разрушило землетрясение 1667 года.
21.
pan056

Новый дворец решили построить на новом месте у западной городской стены. Барочный архитектурный стиль постройки выразился в украшенных орнаментом кронштейнах, на которые опирается балкон второго этажа, в прежние годы он был сделан из дерева, но потом заменен на железобетонный. В этом здании венецианские наместники жили и работали до 1788 года, пока дворец не был переоборудован в солдатские казармы и склады. Дворец получил чрезвычайно вытянутую форму — 60 м в длину при ширине всего 6 м, что сделало его также весьма уязвимым для всех последующих землетрясений. Во время последнего сильного катаклизма в 1979 году Княжеский дворец был почти полностью разрушен.
22.
pan123

Завершается Княжеский дворец Морскими воротами {42} [42.424789N 18.769742E] и вплотную примыкающей Башней городской стражи {56} [42.4247098N 18.7697661E]. Подробно о воротах и башне рассказано здесь (https://vgrigoriev.ru/2018/montenegro-kotor1/).
23.
DSC_0331

24.
DSC_0330

Византийский дворец XVII в. {57}
25.
pan058

Часовая башня [42.4248444N 18.7700048E]
Один из символов Старого Котора, встречающий гостей города сразу у центрального входа, — это трехэтажная часовая башня, возведенная на этом месте в начале XVII века {39}. Башня успешно пережила несколько веков и множество разрушительных землетрясений, продолжая исправно служить всем местным жителям и многочисленным туристам главными городскими часами.
26.
pan057

Часовая башня была построена в 1602 году, во время правления венецианского наместника Антонио Гримальди — его инициалы выгравированы на гербе над передней дверью. За основу был взят архитектурный стиль барокко, правда, северная и восточная стороны конструкции содержат также элементы готического стиля. При строительстве башни использовалась традиционная для эпохи Возрождения каменная кладка «bunjato» — массивные каменные блоки с вогнутыми краями.
27.
DSC_0207

Как это часто бывает на Балканах, возведенная башня сразу не была надлежащим образом закреплена, и во время землетрясения 1667 года на 20 см накренилась к западу, в сторону моря. Позже были предприняты попытки выровнять ее, но они не увенчались успехом. После сильного землетрясения 1979 года, когда была проведена масштабная реконструкция, наклон башни был полностью устранен. Но сегодня башня снова наклонена в сторону Морских ворот на 20 сантиметров, что видно даже невооруженным взглядом.
28.
DSC_0329

Перед часовой башней со средних веков стоит Позорный столб — специальное место, куда привязывали преступника таким образом, чтобы все которские граждане могли лично увидеть его и ознакомиться с его преступлением.
29.
DSC_0203

С площади Оружия очень хорошо видна крепость св. Иоанна.
30.
DSC_0332

Дом Менегело [42.4249969N 18.7699592E]
31.
pan126

32.
pan055

Дом Беладиновичей [42.4252959N 18.7698492E] {65}
33.
pan125

С площади Оружия пойдем по узкой улочке в направлении кафедрального католического собора св. Трифона.
Фасад дворца семьи Бескуча {64} выходит на узкую улочку [42.4245752N 18.7702113E]. Здание не отличается вычурными формами и не имеет каких-либо декоративных элементов за исключением одного — готического барельефа над главным входом во дворец. Этот портал сегодня считается настоящим шедевром цветочной готики; он был изготовлен в XV веке и, по всей видимости, достался дворцу Бескуча «по наследству» от прежнего здания. Самое интересное заключается в том, что этот барельеф в виде льва изображает герб другой известной которской семьи Бизанти, возможно, они и владели этим участком до строительства дворца Бескуча.
34.
DSC_0215

Улочка выводит нас на Мучную площадь. На этой площади расположено одно из самых примечательных зданий — дворец Пима, построенный в эпоху Возрождения на стыке архитектурных стилей ренессанса и барокко [42.4243178N 18.7706995E].
35.
pan082

Фасад дворца {61} с нижней террасой были построены в стиле ренессанс, а окна и верхний балкон — уже в стиле барокко. Основная концепция здания — доминирующие крыльцо с террасами спереди и система лестниц и галерей на заднем дворе. Верхний балкон — самая ценная деталь экстерьера, он крепится на 12 каменных опорах из корчульского камня, украшенного резным орнаментом, а чугунные перила — это искусная работа которских кузнецов.
36.
pan059

Над главным входом в здание изображен герб семьи, его держат с обеих сторон два парящих ангела.
37.
DSC_0220

И вот мы выходим на площадь св. Трифона [42.4241832N 18.7713861E]. Доминирует на площади, естественно, собор.
Главный храм черногорских католиков и, одновременно, центральная достопримечательность древнего Котора — это собор св. Трифона, одна из старейших церквей всего Адриатического побережья {28}. Св. Трифон, мощи которого ныне хранятся в соборе, является святым покровителем которских горожан, моряков и всей бухты в целом, поэтому он одинаково почитается всеми живущими здесь христианами.
38.
pan081

Официальной датой постройки храма считается 19 июля 1166 года (строить начали в 1124 году), однако, еще до его возведения на этом месте существовала старая церковь, также посвященная св. Трифону. Первую церковь заложил в 809 году знатный горожанин Андрий Сараценис, выкупивший у византийских купцов мощи этого святого. Собор относится к памятникам архитектуры византийско-романского стиля. Но за долгую историю храм не раз перестраивался, так как часто разрушался после сильных землетрясений, поэтому некоторые элементы впитали в себя черты более поздних стилей, например, ренессанса и барокко. В 1667 году были разрушены обе высокие колокольни, и их пришлось строить заново, причем средств на восстановление не хватало, поэтому башни сегодня заметно отличаются друг от друга.
39.
DSC_0770

С фронтальной части собор св. Трифона сегодня состоит из двух высоких башен (высотой 33 м и 35 м), соединенных аркой, которая образует портик над центральным входом. Центральный фасад также украшен красивым окном-розеткой. После многочисленных перестроек от первоначального храма многое не сохранилось, в частности, был удален центральный купол и свод с западной стороны.
40.
DSC_0654

Апсида собора
41.
pan115

Рядом с собором находится епископский дворец {59}, построенный в XIV-XV в. [42.4243415N 18.7713218E].
42.
pan061

43.
pan062

Напротив собора левее находится скупщина општины (общины) Котор [42.4240584N 18.7710482E], по своим задачам аналогичная мэрии города {43}.
44.
DSC_0233

Ничем не примечательное здание Исторического архива, в котором хранится большое число документов, в основном касающихся Котора {44} [42.4242564N 18.771024E].
45.
archiv

При создании этого поста частично были использованы материалы сайта www.travel-mne.ru.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.