Большой императорский дворец в Константинополе служил не только домом для правящего семейства, но и центром государственного правительства для проведения гражданских и религиозных церемоний. Дворец, ограниченный с северо-запада собором св. Софии и Ипподромом, занимал обширное пространство на склоне холма, круто спускающегося к берегу Мраморного моря.
1.
В пределах дворцовых стен располагалось множество зданий. Помимо семи дворцов, в состав комплекса входили официальные резиденции императора и императрицы, служебные помещения, множество церквей и часовен. Все эти сооружения размещались среди роскошных садов и парков, террасами спускавшихся от Ипподрома до побережья, где находился императорский порт с маяком Фарос. Строительство дворца, начавшееся при Константине I, поэтапно продолжалось вплоть до XII в., а в XIII в. он пришёл в запустение, так как двор обосновался во Влахернском дворце, стоявшем на самой высокой точке города, у залива Золотой Рог. Время, землетрясения и пожары сделали своё дело, и теперь от Большого дворца на поверхности земли не осталось практически ничего.
2. План дворца
В 1933 г. при проведении строительных работ ниже Базара Араста (за современной Голубой мечетью) случайно обнаружили фрагменты мозаичного пола. Проведенные археологические раскопки (1935-1938, 1951-1954 годы) позволили идентифицировать обнаруженное сооружение как покрытый мозаикой большой перистиль площадью 1872 кв. м, принадлежащий Большому дворцу.
3*.
5.
6*.
8.
Мозаики, вероятно, датируются правлением византийского императора Юстиниана I, хотя при дальнейшем анализе исследователи устанавливают более поздний срок, возможно даже времен правления императора Ираклия I.
9.
10.
11.
12.
Сейчас, в открытом на этом месте Музее мозаик можно увидеть редчайшие образцы византийской мозаики V-VI вв. Изображения выполнены с величайшим искусством из цветных известковых, терракотовых и стеклянных пятимиллиметровых кубиков, количество которых на квадратный метр достигает порядка 40 тысяч. Размеры сохранившихся фрагментов мозаик от одного до шести метров.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Найденные фрагменты (90 сценок и 150 фигур людей и животных), видимо, украшали пол зала дворца и портик крытой галереи.
23.
24.
25.
26.
27.
В те древние времена рисунок мозаики выкладывался на толстый дренажный слой, состоящий из битой керамики. Поверх дренажного слоя насыпалась грунтовая смесь (смесь глины, угля и песка), затем выливался цементный раствор и уже на него выкладывался рисунок.
28. Вождь варваров
29.
30.
31.
32.
На сохранившихся мозаиках перистиля дворца изображены жанровые сцены с пастухами, крестьянами и охотниками, различные животные, а также мифологические сюжеты. Все изображения выполнены с исключительным мастерством и поражают своим разнообразием и живостью рисунка.
33. Мальчики на верблюде
34.
35.
36.
37.
38.
Небольшой фильм, рассказывающий о музее, но несколько с другой точки зрения.
Vasya says:
А я тут уже был. Не очень удобно, что не видно остальных комментариев. Но мозаикой вновь восхитился. Только тигра на охоте чё-то жалко.)
grigova says:
А других комментариев, собственно, и нет пока что. 🙂