Археологический музей Стамбула. Часть 2. Павильон Чинили

Изразцовый павильон (Майоликовый павильон, Павильон Чинили) — двухэтажный летний дворец на территории первого двора дворца Топкапы, сегодня музей турецкой керамики, часть Археологического Музея Стамбула.
1.
DSC_2508

В 1453 году, после завоевания турками Константинополя, османский султан Мехмед Завоеватель первоначально поселился в построенном для него дворце в районе нынешней стамбульской площади Баязид на месте византийской площади Быков. От этого дворца ничего не сохранилось, однако гарем старого дворца с самого начала располагался в Топкапы рядом с парком Гюльхане. Его создателем был, вероятно, персидский архитектор Камеледдин (по другим данным османский архитектор Аттик Синан). Из-за использования во внешней и внутренней отделки прекрасных изразцов, по-турецки произносимые приблизительно как «чиниси», павильон стали называть Чинили кёшк.

2.
DSC_2467

Павильон Чинили сам по себе представляет уникальное собрание турецких изразцов первого (Изникского) периода. Передний фасад здания украшен мраморным портиком с 14 колоннами, а арочное пространство над входом выложено белыми и голубыми изразцами со звездообразными узорами. Фраза с обеих сторон этой арки — «Мы полагаемся на волю Аллаха» выполнена в виде геометрического узора квадратными изразцами светло-бирюзового и белого цветов. Слово «Аллах» выписано и среди цветочного орнамента на изразцовом бордюре.
3.
pan348

Для публики павильон Чинили снова открыли в 1953 г. уже под названием Музей Фатиха, в котором экспонировались турецкие и исламские произведения искусства. Сейчас в шести комнатах и центральном зале павильона разместились коллекция керамики, демонстрирующая эволюцию этого искусства начиная с изразцов из Дамаска и Изника (XV-XVI вв.) и до изделий из мастерских Кютахьи и Текфур Сарайы (XVIII в.). В общей сложности в залах и хранилищах музея собрано сегодня около 2 тыс. произведений искусства.
4.
pan351

За колоннадой террасы скрыто богатство внутреннего убранства, в котором главное место занимают цветные керамические облицовки с разнообразными растительными мотивами и каллиграфическими декоративными надписями. Внутренние помещения павильона отделаны изразцами синего, голубого и белого цветов шестиугольной, квадратной, треугольной и прямоугольной формы. После того, как плитки были сформированы, рисунки были выгравированы или напечатаны, их обжигали, затем наносили цветную глазурь, и снова обжигали. Чтобы цвета не сливались друг с другом во время обжига, между ними закладывался воск или смесь растительного масла и марганца.
5.
DSC_2496

6. В центральном зале находится роскошный михраб из мечети Ибрагим-бея в Карамане, покрытый изникскими изразцами.
pan353

Витражные окна
7.
pan349

8.
DSC_2485

9.
DSC_2497

10.
DSC_2476

11.
DSC_2484

Фрагменты витражей
12.
DSC_2500

13.
DSC_2501

14.
DSC_2499

Оконные фасады, облицованные раскрашенной плиткой по технологии медресе Хасеки Хюррем султан (около 1540 г.).
15.
DSC_2480

16.
DSC_2481

17.
DSC_2507

Фонтан жизни
18.
pan350

19.
DSC_2489

20.
DSC_2490

Так выглядел Фонтан жизни на картине, написанной в 1904 г.
21.
DSC_2491

Перед фасадом Павильона Чинили установлен макет корабля «Еникапы 12»
«Еникапы 12» является одним из 37 затонувших кораблей, обнаруженных в Феодосийской гавани во время раскопок, проведенных Археологическим музеем Стамбула. Среди других обломков корабля заслуживает особого внимания его груз из амфор и личные вещи ее экипажа, которые находились на борту. Построенная в IX веке, сохранившаяся часть дна корабля имеет длину 7 метров и ширину 2,3 метра. В ходе изучения технологии строительства корабля были созданы полномасштабные чертежи сохранившихся судовых деревянных конструкций. Согласно исследованиям реконструкции, первоначальный корабль был небольшим торговым судном, используемым в прибрежном море, размером около 9,60 метров в длину и максимум 2,60 метра в длину.
22.
DSC_2465

23.
DSC_2323

Вокруг павильона Чинили размещено множество памятников, собранных с различных акрополей византийских времен.
24.
DSC_2509

25.
DSC_2320

26.
pan336

27.
DSC_2613

28.
DSC_2614

29.
DSC_2618

30.
DSC_2619

31.
DSC_2621

32.
DSC_2626

33.
pan368

34.
pan369

35.
DSC_2615

Постаменты колонн с изображением Медузы Горгоны, аналогичные имеющимся в Цистерне Базилика.
36.
DSC_2617

37.
DSC_2616

38.
DSC_2620

0 thoughts on “Археологический музей Стамбула. Часть 2. Павильон Чинили

  • На первом снимке, где павильон Чинили, перед зданием стоит колонна, похожая на ствол пальмы. Интересно, какова история этой колонны? Необычная форма. Ничего не нашла в интернете об этом.

    • grigova says:

      Аналогично ничего конкретного о колонне не попадалось. Максимум — упоминание, что колонна напоминает ствол пальмы. А такого рода информацию каждый сам увидит.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.