Изразцовый павильон (Майоликовый павильон, Павильон Чинили) — двухэтажный летний дворец на территории первого двора дворца Топкапы, сегодня музей турецкой керамики, часть Археологического Музея Стамбула.
1.
В 1453 году, после завоевания турками Константинополя, османский султан Мехмед Завоеватель первоначально поселился в построенном для него дворце в районе нынешней стамбульской площади Баязид на месте византийской площади Быков. От этого дворца ничего не сохранилось, однако гарем старого дворца с самого начала располагался в Топкапы рядом с парком Гюльхане. Его создателем был, вероятно, персидский архитектор Камеледдин (по другим данным османский архитектор Аттик Синан). Из-за использования во внешней и внутренней отделки прекрасных изразцов, по-турецки произносимые приблизительно как «чиниси», павильон стали называть Чинили кёшк.
2.
Павильон Чинили сам по себе представляет уникальное собрание турецких изразцов первого (Изникского) периода. Передний фасад здания украшен мраморным портиком с 14 колоннами, а арочное пространство над входом выложено белыми и голубыми изразцами со звездообразными узорами. Фраза с обеих сторон этой арки — «Мы полагаемся на волю Аллаха» выполнена в виде геометрического узора квадратными изразцами светло-бирюзового и белого цветов. Слово «Аллах» выписано и среди цветочного орнамента на изразцовом бордюре.
3.
Для публики павильон Чинили снова открыли в 1953 г. уже под названием Музей Фатиха, в котором экспонировались турецкие и исламские произведения искусства. Сейчас в шести комнатах и центральном зале павильона разместились коллекция керамики, демонстрирующая эволюцию этого искусства начиная с изразцов из Дамаска и Изника (XV-XVI вв.) и до изделий из мастерских Кютахьи и Текфур Сарайы (XVIII в.). В общей сложности в залах и хранилищах музея собрано сегодня около 2 тыс. произведений искусства.
4.
За колоннадой террасы скрыто богатство внутреннего убранства, в котором главное место занимают цветные керамические облицовки с разнообразными растительными мотивами и каллиграфическими декоративными надписями. Внутренние помещения павильона отделаны изразцами синего, голубого и белого цветов шестиугольной, квадратной, треугольной и прямоугольной формы. После того, как плитки были сформированы, рисунки были выгравированы или напечатаны, их обжигали, затем наносили цветную глазурь, и снова обжигали. Чтобы цвета не сливались друг с другом во время обжига, между ними закладывался воск или смесь растительного масла и марганца.
5.
6. В центральном зале находится роскошный михраб из мечети Ибрагим-бея в Карамане, покрытый изникскими изразцами.
Витражные окна
7.
8.
9.
10.
11.
Фрагменты витражей
12.
13.
14.
Оконные фасады, облицованные раскрашенной плиткой по технологии медресе Хасеки Хюррем султан (около 1540 г.).
15.
16.
17.
Фонтан жизни
18.
19.
20.
Так выглядел Фонтан жизни на картине, написанной в 1904 г.
21.
Перед фасадом Павильона Чинили установлен макет корабля «Еникапы 12»
«Еникапы 12» является одним из 37 затонувших кораблей, обнаруженных в Феодосийской гавани во время раскопок, проведенных Археологическим музеем Стамбула. Среди других обломков корабля заслуживает особого внимания его груз из амфор и личные вещи ее экипажа, которые находились на борту. Построенная в IX веке, сохранившаяся часть дна корабля имеет длину 7 метров и ширину 2,3 метра. В ходе изучения технологии строительства корабля были созданы полномасштабные чертежи сохранившихся судовых деревянных конструкций. Согласно исследованиям реконструкции, первоначальный корабль был небольшим торговым судном, используемым в прибрежном море, размером около 9,60 метров в длину и максимум 2,60 метра в длину.
22.
23.
Вокруг павильона Чинили размещено множество памятников, собранных с различных акрополей византийских времен.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Постаменты колонн с изображением Медузы Горгоны, аналогичные имеющимся в Цистерне Базилика.
36.
37.
38.
Ludmila Sultanova says:
На первом снимке, где павильон Чинили, перед зданием стоит колонна, похожая на ствол пальмы. Интересно, какова история этой колонны? Необычная форма. Ничего не нашла в интернете об этом.
grigova says:
Аналогично ничего конкретного о колонне не попадалось. Максимум — упоминание, что колонна напоминает ствол пальмы. А такого рода информацию каждый сам увидит.